Скачать 101.66 Kb.
|
МОУ Судайская средняя школа «Утверждаю»«___» ___________200___г.Директор школы: ________ /Е.А. Бурилова/Программа элективного курса«По следам времени….»Литературное краеведение10 классАвтор: Ершова Тамара Ивановнаучитель русского языка и литературы МОУ Судайская средняя школаСудай, 2007 Пояснительная записка На современном этапе образования, когда дефицит духовной культуры дает знать о себе, возникает необходимость расширения гуманитарных знаний, введение новых дисциплин, направленных на воспитание гуманной личности. Изучая литературу родного края, необходимо подчеркнуть ее важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа, духовного развития нации в целом. Ведь богатство страны – в активном культурном взаимодействии всех ее регионов. Перефразируя известные слова Ломоносова, можно сказать, что культурное богатство России провинцией произрастать будет. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважения к историко-культурному наследию своего народа, края, города. Большая ответственность за патриотическое воспитание лежит на уроках литературы. Поэтому составление данной программы вызвано стремлением помочь ученикам лучше узнать писателей-земляков, сориентироваться в этом литературно-художественном богатстве, что создается непосредственно в их родном краю и нередко на материале самой жизни, творцами и героями которой они являются. Книги писателей-земляков формируют в душах гордое чувство Родины, которая начинается именно там, где жили наши деды, где растут сегодняшние ученики, откуда проложат они свои первые тропинки в большую жизнь. Данный элективный курс рассчитан на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с литературой родного края, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. Цели:
Задачи:
Методы: деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся. Формы и приемы: работы учащихся: составление конспекта на основе лекции учителя, комплексный и аспектный анализ текста, участие в дискуссиях, использование разных каналов поиска информации, написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях, на школьной конференции. В основе программы элективного курса изучения литературы родного края – постоянное развитие читательских умений. Поэтому программа целиком обращена к ученику, к совершенствованию его интеллектуальных и эмоциональных возможностей, к совершенствованию его личности, его нравственных качеств. Читательские умения формируются в процессе чтения произведения каждого писателя. С первого произведения, с которым знакомятся школьники, выясняются наиболее характерные черты миропонимания художника, его писательской манеры. Поэтому постоянно ставятся вопросы об особенностях творчества каждого писателя. В центре внимания с самого начала обучения оказываются понятия: автор, действительность, художественный текст и читатель. Эти понятия являются сквозными для всего курса. Ученикам предлагаются для анализа, как полные тексты произведений, так и фрагменты, несущие в себе достаточно самостоятельное содержание. Большую роль в формировании исторического мышления играет и биографический материал, позволяющий увидеть реальный контекст изучаемого произведения. Ожидаемые результаты: В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
Учебно-тематический план
Содержание программы
Ипатьевская летопись как один из самых ранних летописных сводов. История открытия в Ярославско-Костромском крае. Костромич Николай Федорович Грамматин как автор одного из первых переводов «Слова…» с подробными историческими и критическими примечаниями (1823 г.) 2. Александр Онисимович Аблесимов – жизнь и творчество. Встреча с А.П. Сумароковым. Комическая опера «Мельник – колдун, обманщик и сват». Усадьба Понежское - имение и крепостной театр Обрезкова. 3. Юлия Валериановна Жадовская – жизнь и творчество поэтессы. Буйский уезд. Приезд в Кострому к Анне Ивановне Корниловой-Готовцевой. Первый и второй сборники стихов (1846 г, 1858г.) Повести «Простой случай» и «В стороне от большого света». 4. Павел Александрович Катенин – поэт, драматург, критик, переводчик, общественный деятель. 11.12.1792г. Имение Шаево Кологривского уезда Костромской губернии. Баллады «Наташа», «Убийца», «Леший», поэма «Инвалид Горев». Очерк жизни и творчества. Участие в тайнах декабристских организациях. Влияние на взгляды Грибоедова и Пушкина. Катенинские «Воспоминания о Пушкине». Образ Катенина в романе Писемского «Люди сороковых годов». 5. Алексей Феофилактович Писемский. 11.03.1821г. Сельцо Раменье Чухломского уезда Костромской губернии. Драма «Горькая судьбина», роман «Тысяча душ». Как итог «Костромского» периода творчества Писемского, отражение в романе конкретных событий и фактов из Костромской жизни писателя. 6. Александр Сергеевич Грибоедов. Связь писателя с Костромским краем. Костромское имение матери Грибоедова в селе Троицком – Салтыкове Кологривского уезда. Сложные отношения с матерью, проявлявшей крепостнический нрав. А.С. Пушкин. Костромские тропинки к Пушкину. Близкие родственники поэта, жившие в Костроме. Знакомство поэта с костромичом Юрием Никитичем Бартеневым. Ответ Пушкина на послание костромской поэтессы Анны Ивановной Готовцевой «О, Пушкин, слава наших дней…» 7. М.Ю. Лермонтов. Рассказ о Костромских родственниках Лермонтова и о Костромских корнях его родословной по отцовской линии. Поместье Измайлово. Камень памяти. Встреча с Александром Николаевичем Крюковым – исследователем, поэтом, художником, композитором, редактором журнала «Чухломская быль». 8. Николай Алексеевич Некрасов. О народных ярославско-костромских истоках поэтического мироощущения поэта. Поэма из народной жизни «Коробейники» и костромские ее истоки. Костромская основа многих стихов и поэм Некрасова. Связь поэтических открытий с характерными обстоятельствами жизни и быта костромских крестьян. 9. Александр Николаевич Островский. Связь рода Островского с Костромой и Костромским краем. Юношеские впечатления от поездок в Кострому и Щелыково. «Дневник молодого Островского». Приметы Костромы в «Грозе». Влияние дяди драматурга костромского краеведа П.Ф. Островского. Костромские фольклорные истоки «весенней сказки» Островского «Снегурочка». Островский на сцене Костромского драматического театра. Литературный музей Островского в Щелыкове. 10. Литературный процесс начала 20 века – процесс возрождения провинциальной культурной жизни. П.А. Флоренский, В.В.Розанов и их связи с костромским краем. Литературная жизнь Костромы 20 годов. Затухание (30 годы) и оживление (40 годы) литературной жизни в Костроме. Великая Отечественная война в творчестве писателей костромичей. Литературный критик Игорь Дедков. 11. Открытие в июле 1961 года Костромской областной писательской организации под представительством В. Корнилова. Повесть «Искра», роман «Годины». Жизнь и творчество писателя. 12. Виталий Пашин – фронтовик, писатель, сатирик, общественный деятель. Сборники рассказов писателя. 13. Сергей Потехин. Знакомство с биографией и творчеством поэта. Сборник стихов «Молодой бобыль». 14. Женская поэзия. Стихотворения Татьяны Иноземцевой, Нины Снеговой, Светланы Степановой. Жизнь и творчество. 15. Чухломские поэтессы: Елена Балашова, Екатерина Тихомирова, Татьяна Байкова. Истоки жизненной и художественной правды в творчестве поэтесс. 16. Василий Бочарников. Жизнь и творчество «В лесной деревеньке». Сборник 1989г Оценка знаний, умений, навыков Формой контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные к занятию сообщения, доклады, исследовательские работы или рецензии. Подготовка к занятию требует от учащихся самостоятельной работы с критической литературой и носит исследовательский характер. Форма итоговой аттестации: индивидуальные исследовательские работы. Литература 1.. Банников Н.В.. Русские поэтессы 19 века М., «Советская Россия» 1979 2. Базанков.М. «Кострома». Литературный сборник. 1997г.,1998г.,1999г.,2000г.,2004г.,2006г. Писательская организация. 3. Касторский В.«Писатели Костромичи» 18 -19 веков. Костромское книжное издательство. 1958г 4. Русаков Виктор «Замечательные русские мальчики и девочки» М. Издательство «Молодежная книга» 2001 г. Фонд имени И.Д. Сытина.2. Костромская быль. Современник М – 1984 г 5. Смирнов В. По следам времени… В., 1996г. 6. Стародуб К. Литературное краеведение в школе. М., Дрофа,2003г 7. Губернский дом № 5, 6 (2004 г.) 8. Жизнь замечательных костромичей 20 века, краеведческие очерки. К., 2004. 9. Жизнь замечательных костромичей 18-19 в., краеведческие очерки. К., 2002. |
Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Рассмотрен и рекомендован к утверждению Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | ||
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Крамарук Тамара Анатольевна учитель русского языка и литературы первой категории, Пашкина Светлана Ивановна учитель географии | ||
Протокол от № Зав кафедрой Клочков В. В. (Фио зав каф., подпись) Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Программа элективного курса «Риторика» Михайлова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская сош №1» | ||
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | Урока литературы 9 класс, тема: классицизм Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, моу сош №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы) | ||
Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и... Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская средняя общеобразовательная школа... | Конспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения» Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В | ||
Урок русского языка 7 класс Тема: «Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий» ... | Урок русского языка 7 класс Тема: «междометие» Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края | ||
Урок русского языка в 9 классе. Фисивная Любовь Павловна, учитель... Петербург, Киев, 3 Юность, Старость. Заснуть Умереть Родиться Лев, 9 японцы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Белоусова Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Великопольская... | ||
Место уроков-исследований в преподавании литературы Пономарева Юлия Вениаминовна, учитель русского языка и литературы моу кечевская средняя школа Малопургинского района | Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» Чобану Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Объячевская средняя общеобразовательная... |