Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа





Скачать 101.66 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа
Дата публикации21.10.2013
Размер101.66 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа

МОУ Судайская средняя школа

«Утверждаю»

«___» ___________200___г.

Директор школы: ________ /Е.А. Бурилова/

Программа элективного курса

«По следам времени….»

Литературное краеведение

10 класс

Автор: Ершова Тамара Ивановна

учитель русского языка и литературы МОУ Судайская средняя школа



Судай, 2007

Пояснительная записка
На современном этапе образования, когда дефицит духовной культуры дает знать о себе, возникает необходимость расширения гуманитарных знаний, введение новых дисциплин, направленных на воспитание гуманной личности.

Изучая литературу родного края, необходимо подчеркнуть ее важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа, духовного развития нации в целом. Ведь богатство страны – в активном культурном взаимодействии всех ее регионов. Перефразируя известные слова Ломоносова, можно сказать, что культурное богатство России провинцией произрастать будет. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважения к историко-культурному наследию своего народа, края, города. Большая ответственность за патриотическое воспитание лежит на уроках литературы. Поэтому составление данной программы вызвано стремлением помочь ученикам лучше узнать писателей-земляков, сориентироваться в этом литературно-художественном богатстве, что создается непосредственно в их родном краю и нередко на материале самой жизни, творцами и героями которой они являются. Книги писателей-земляков формируют в душах гордое чувство Родины, которая начинается именно там, где жили наши деды, где растут сегодняшние ученики, откуда проложат они свои первые тропинки в большую жизнь.

Данный элективный курс рассчитан на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с литературой родного края, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах.

Цели:

  • приобщение учащихся к литературному наследию родного края; пробуждение и углубление чувства любви к Костромской земле, ее прошлому и настоящему;

  • углубление знаний и расширение кругозора учащихся.

Задачи:

  • формирование личного интереса к чтению художественной литературы;

  • формирование убеждений, определяющих качество личности, направленность жизненных интересов на всю послешкольную жизнь;

  • повышать культуру речи школьников, выясняя, как в речевом отношении создано произведение, как воплощается в слове авторский замысел;

  • расширять представления о жизни предков и современников, включая читателя в широкое историческое пространство, делая гражданином своего отечества.



Методы:

деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся.
Формы и приемы:

работы учащихся: составление конспекта на основе лекции учителя, комплексный и аспектный анализ текста, участие в дискуссиях, использование разных каналов поиска информации, написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях, на школьной конференции.
В основе программы элективного курса изучения литературы родного края – постоянное развитие читательских умений. Поэтому программа целиком обращена к ученику, к совершенствованию его интеллектуальных и эмоциональных возможностей, к совершенствованию его личности, его нравственных качеств.

Читательские умения формируются в процессе чтения произведения каждого писателя. С первого произведения, с которым знакомятся школьники, выясняются наиболее характерные черты миропонимания художника, его писательской манеры. Поэтому постоянно ставятся вопросы об особенностях творчества каждого писателя. В центре внимания с самого начала обучения оказываются понятия: автор, действительность, художественный текст и читатель. Эти понятия являются сквозными для всего курса.

Ученикам предлагаются для анализа, как полные тексты произведений, так и фрагменты, несущие в себе достаточно самостоятельное содержание.

Большую роль в формировании исторического мышления играет и биографический материал, позволяющий увидеть реальный контекст изучаемого произведения.
Ожидаемые результаты:

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

  • познакомиться с фактами жизни и творчества изучаемых писателей, с творческой историей текстуально изучаемых произведений; научиться связывать литературный материал со временем написания и с современностью;

  • читать и глубоко понимать художественные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения;

  • воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литературы, а также его конкретное содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;

  • использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; воспринимать художественное произведение с учетом авторской позиции, понимать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов – персонажей; определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;

  • писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение.


Учебно-тематический план


№ темы

№ урока

Тема занятия

Форма проведения занятия

1

1

Встреча с прошлым. Малоизвестные страницы культурной летописи.

Лекция с элементами беседы

2

2

А.О. Аблесимов – автор первой комической оперы

Лекция учителя, составление конспекта, сообщение учащихся

3

3

Ю.В.Жадовская. Жизнь и творчество поэтессы

Урок – конкурс на лучшего чтеца, чтение и анализ стихотворений

4

4

П.А. Катенин – поэт, драматург, критик, переводчик, общественный деятель

Лекция учителя. Сообщения учащихся

5

5

А.Ф. Писемский – жизненный и творческий путь писателя

Урок – лекция

6

6

А.С. Пушкин. Костромские тропинки к поэту.

А.С. Грибоедов. Связь писателя с Костромским краем

Лекция с элементами беседы

7

7

М.Ю. Лермонтов. Костромские родственники поэта. Костромские корни его родственников по отцовской линии

Урок – встреча

8

8

Н.А. Некрасов. О народных, ярославско-костромских истоках поэтического мироощущения Некрасова

Лекция учителя. Выразительное чтение произведений.

9

9

А.Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга

Урок – экскурсия с элементами театра

10

10

Литературный процесс начала 20 века – процесс возрождения провинциальной культурной жизни. Игорь Дедков

Урок – лекция

11

11

Литература военных лет. В.Корнилов. Жизнь и творчество писателя

Урок – погружение в текст

12

12

В. Пашин. Жизнь и творчество, юмор в произведениях писателя

Урок – обсуждение

13

13

С. Потехин. «Молодой бобыль». Знакомство с творчеством оригинального поэта

Урок – конкурс на лучшего чтеца

14

14

Женская поэзия. Снегова Н.

Т.Иноземцева. С. Степанова.

Музы бывают разные.

У каждого поэта своя.

Урок выразительного чтения стихотворений, анализ

15

15

Чухломские поэтессы:

Байкова Т.,

Балашова Е., Тихомирова Е. Истоки жизненной и художественной правды в стихотворениях поэтесс

Урок – литературная гостиная

16

16

Василий Бочарников. Творческий путь писателя

Урок - новелла

17

17

Итоговый урок

Урок - конференция


Содержание программы

  1. Встреча с прошлым.

Ипатьевская летопись как один из самых ранних летописных сводов. История открытия в Ярославско-Костромском крае.

Костромич Николай Федорович Грамматин как автор одного из первых переводов «Слова…» с подробными историческими и критическими примечаниями (1823 г.)
2. Александр Онисимович Аблесимов – жизнь и творчество.

Встреча с А.П. Сумароковым. Комическая опера «Мельник – колдун, обманщик и сват».

Усадьба Понежское - имение и крепостной театр Обрезкова.
3. Юлия Валериановна Жадовская – жизнь и творчество поэтессы.

Буйский уезд. Приезд в Кострому к Анне Ивановне Корниловой-Готовцевой.

Первый и второй сборники стихов (1846 г, 1858г.)

Повести «Простой случай» и «В стороне от большого света».
4. Павел Александрович Катенин – поэт, драматург, критик, переводчик, общественный деятель. 11.12.1792г. Имение Шаево Кологривского уезда Костромской губернии.

Баллады «Наташа», «Убийца», «Леший», поэма «Инвалид Горев». Очерк жизни и творчества. Участие в тайнах декабристских организациях. Влияние на взгляды Грибоедова и Пушкина.

Катенинские «Воспоминания о Пушкине». Образ Катенина в романе Писемского «Люди сороковых годов».
5. Алексей Феофилактович Писемский. 11.03.1821г. Сельцо Раменье Чухломского уезда Костромской губернии.

Драма «Горькая судьбина», роман «Тысяча душ». Как итог «Костромского» периода творчества Писемского, отражение в романе конкретных событий и фактов из Костромской жизни писателя.
6. Александр Сергеевич Грибоедов. Связь писателя с Костромским краем. Костромское имение матери Грибоедова в селе Троицком – Салтыкове Кологривского уезда. Сложные отношения с матерью, проявлявшей крепостнический нрав.
А.С. Пушкин. Костромские тропинки к Пушкину. Близкие родственники поэта, жившие в Костроме. Знакомство поэта с костромичом Юрием Никитичем Бартеневым. Ответ Пушкина на послание костромской поэтессы Анны Ивановной Готовцевой «О, Пушкин, слава наших дней…»
7. М.Ю. Лермонтов. Рассказ о Костромских родственниках Лермонтова и о Костромских корнях его родословной по отцовской линии.

Поместье Измайлово. Камень памяти. Встреча с Александром Николаевичем Крюковым – исследователем, поэтом, художником, композитором, редактором журнала «Чухломская быль».
8. Николай Алексеевич Некрасов. О народных ярославско-костромских истоках поэтического мироощущения поэта. Поэма из народной жизни «Коробейники» и костромские ее истоки.

Костромская основа многих стихов и поэм Некрасова. Связь поэтических открытий с характерными обстоятельствами жизни и быта костромских крестьян.
9. Александр Николаевич Островский. Связь рода Островского с Костромой и Костромским краем. Юношеские впечатления от поездок в Кострому и Щелыково. «Дневник молодого Островского».

Приметы Костромы в «Грозе». Влияние дяди драматурга костромского краеведа П.Ф. Островского.

Костромские фольклорные истоки «весенней сказки» Островского «Снегурочка». Островский на сцене Костромского драматического театра. Литературный музей Островского в Щелыкове.
10. Литературный процесс начала 20 века – процесс возрождения провинциальной культурной жизни.

П.А. Флоренский, В.В.Розанов и их связи с костромским краем.

Литературная жизнь Костромы 20 годов. Затухание (30 годы) и оживление (40 годы) литературной жизни в Костроме.

Великая Отечественная война в творчестве писателей костромичей.

Литературный критик Игорь Дедков.
11. Открытие в июле 1961 года Костромской областной писательской организации под представительством В. Корнилова.

Повесть «Искра», роман «Годины». Жизнь и творчество писателя.
12. Виталий Пашин – фронтовик, писатель, сатирик, общественный деятель. Сборники рассказов писателя.
13. Сергей Потехин. Знакомство с биографией и творчеством поэта. Сборник стихов «Молодой бобыль».
14. Женская поэзия. Стихотворения Татьяны Иноземцевой, Нины Снеговой, Светланы Степановой. Жизнь и творчество.
15. Чухломские поэтессы: Елена Балашова, Екатерина Тихомирова, Татьяна Байкова. Истоки жизненной и художественной правды в творчестве поэтесс.
16. Василий Бочарников. Жизнь и творчество «В лесной деревеньке». Сборник 1989г

Оценка знаний, умений, навыков
Формой контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные к занятию сообщения, доклады, исследовательские работы или рецензии. Подготовка к занятию требует от учащихся самостоятельной работы с критической литературой и носит исследовательский характер.

Форма итоговой аттестации: индивидуальные исследовательские работы.
Литература
1.. Банников Н.В.. Русские поэтессы 19 века М., «Советская Россия» 1979

2. Базанков.М. «Кострома». Литературный сборник. 1997г.,1998г.,1999г.,2000г.,2004г.,2006г.

Писательская организация.

3. Касторский В.«Писатели Костромичи» 18 -19 веков. Костромское книжное издательство. 1958г

4. Русаков Виктор «Замечательные русские мальчики и девочки» М. Издательство «Молодежная книга» 2001 г.

Фонд имени И.Д. Сытина.2. Костромская быль. Современник М – 1984 г

5. Смирнов В. По следам времени… В., 1996г.

6. Стародуб К. Литературное краеведение в школе. М., Дрофа,2003г

7. Губернский дом № 5, 6 (2004 г.)

8. Жизнь замечательных костромичей 20 века, краеведческие очерки. К., 2004.

9. Жизнь замечательных костромичей 18-19 в., краеведческие очерки. К., 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа iconРабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель...
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа iconРассмотрен и рекомендован к утверждению
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа iconПрограмма дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Крамарук Тамара Анатольевна учитель русского языка и литературы первой категории, Пашкина Светлана Ивановна учитель географии
Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа iconПротокол от № Зав кафедрой Клочков В. В. (Фио зав каф., подпись)
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа iconПрограмма элективного курса «Риторика»
Михайлова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская сош №1»
Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа iconУрока литературы 9 класс, тема: классицизм
Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, моу сош №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы)
Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа iconУрок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и...
Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская средняя общеобразовательная школа...
Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа iconКонспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения»
Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В
Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа iconУрок русского языка 7 класс Тема: «Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий»
...
Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа iconУрок русского языка 7 класс Тема: «междометие»
Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края
Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа iconУрок русского языка в 9 классе. Фисивная Любовь Павловна, учитель...
Петербург, Киев, 3 Юность, Старость. Заснуть Умереть Родиться Лев, 9 японцы
Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Белоусова Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Великопольская...
Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа iconМесто уроков-исследований в преподавании литературы
Пономарева Юлия Вениаминовна, учитель русского языка и литературы моу кечевская средняя школа Малопургинского района
Программа элективного курса «По следам времени » Литературное краеведение 10 класс Автор: Ершова Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы моу судайская средняя школа iconУрок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых»
Чобану Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Объячевская средняя общеобразовательная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск