Приложение
к Программе развития
«Современная информационная
среда образования»
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Шарканская СОШ
От 13 марта 2012г. № 24/2 Программа развития школьной библиотеки на 2012-2015 г.г.
1. Информационная справка о школьной библиотеке
Дата создания библиотеки
| 1972 год
| Помещения библиотеки
| Общая площадь - 82 кв.м
для хранения фондов - 41 кв.м
для обслуживания читателей - 41 кв.м
| Режим работы
| 8.00-16.00
| Кадровое обеспечение
| Численность работников - 2
высшее библиотечное - 1
высшее педагогическое - 1
| Техническое оснащение
| Телевизор, видео-приставка, магнитофон, видеопроектор, принтер, 7 компьютеров
| Объем и состав фонда
| Всего - 28370 экз.
электронные издания - 222
печатные издания - 28148
из них:
книжный фонд 26300
методическая литература 545
учебная литература 17676
в т.ч. учебники 3525
справочно-энциклопедические издания 1717
художественная литература 8079
| Количество
наименований
выписываемых
периодических
изданий, их
направленность
| Подписные издания - 17
для педагогов 9
обучающихся 8
| Состав читателей
| Учителя, учащиеся, работники школы, студенты, родители
| Используемые формы работы
| Индивидуальная работа (обслуживание на абонементе, в читальном зале, при работе на персональном компьютере, рекомендательные и рекламные беседы). Массовая работа (обзоры литературы, уроки внеклассного чтения, праздники книги, литературные игры, творческие конкурсы, интеллектуальные игры, литературные путешествия, уроки доброты, викторины, турниры смекалистых, презентации книг, праздники семейного чтения).
|
| Справочная, информационно-библиографическая работа ( организация и ведение СБА, справочно-библиографическое и информационное обслуживание, воспитание информационной культуры (библиотечно-библиографические уроки)_
| Взаимодействие
с другими
учреждениями
| Домом детского творчества
Школой искусств
Домом культуры
Районной библиотекой
Районной Детской библиотекой
Школьными и сельскими библиотеками района
(сотрудничество в поиске информации, обмен
справочными данными, интеграция фондов, координация
в комплектовании и организации подписки на
периодические издания).
|
2. Аналитическое обоснование программы Модель обновления и развития ШБ представлена в данной программе развития библиотеки.
Программа развития - это нормативная модель, определяющая:
- исходное состояние ШБ;
- образ желаемого будущего состояния ШБ;
- состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему. Наличие такой модели позволяет предвидеть конечный результат своей деятельности по модернизации библиотеки в ближайший период, а также планировать, какие действия, кто и когда должен совершить. Программа развития - рекомендательный документ, модель совместной деятельности всего коллектива образовательного учреждения. Систематизация и наглядная презентация всех аспектов школьной культуры может и должна быть сформирована на базе библиотеки. Именно ШБ должна стать окном в мир информационных ресурсов для всего коллектива. Проанализировав данные опроса учителей и учащихся школы «Будущее школьной библиотеки глазами пользователей», были сделаны выводы, в соответствии с которыми в дальнейшем при разработке стратегии определились направления деятельности библиотеки:
- создание комфортной библиотечной среды;
- компьютеризация библиотеки.
В перспективе, когда библиотечные фонды будут переведены на электронные носители, а ШБ подключена к Интернет, мы получим доступ ко всему мировому культурному фонду. 3. Формирование концепции В соответствии с целями деятельности ОУ определяется и работа школьной библиотеки.
В своей деятельности ШБ руководствуется Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О библиотечном деле», Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы.
Библиотека в школе выполняет следующие функции:
- образовательную (поддерживает и обеспечивает учебно-воспитательный процесс);
- информационную (предоставляет возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя);
- культурную (организует мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующее эмоциональному развитию учащихся).
В качестве основных направлений совершенствования деятельности библиотеки можно выделить следующие:
- модернизация материально-технической базы;
- создание условий для автоматизации библиотечных процессов, использования новых информационных технологий, информатизации библиотечной деятельности, включения ШБ в процесс компьютеризации школы;
- формирование книжных фондов;
- развитие кооперации и интеграции библиотек ОУ, координации деятельности ШБ и библиотек других ведомств.
ШБ - учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими программными материалами учебный процесс. В то же время, она выполняет функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу.
ШБ функционирует в соответствии с Положением о библиотеке ОУ.
В основу концепции развития ШБ положены следующие идеи:
- библиотека - центр культуры и духовности;
- библиотека - место самообразования и самоподготовки учащихся и педагогов;
- библиотека - центр единого информационного пространства школы. 4. Разработка стратегии перехода школьной библиотеки в новое состояние. Поэтапный план действий
Этапы выполнения программы
| Содержание деятельности
| Ответственные исполнители
| Сроки реализации
| Подготовка
профессиональной
/информационной
компетентности
библиотечных
специалистов
| Учеба на курсах повышения квалификации «Основы компьютерной грамотности», учеба на курсах в Региональном центре информатизации «Школьные электронные библиотеки».
| Администрация школы совместно с Региональным центром
| 2012-2015
| Компьютеризация библиотеки
| Запуск системы:
- приобретение и монтаж оборудования;
- приобретение лицензионного программного обеспечения;
- обучение персонала;
- организация системы сопровождения (информационного и технического).
| Директор
Системный администратор
Библиотека
| 2012-2013 постоянно
| Автоматизация библиотечно-библиографически х процессов
| Создание и объединение в локальную сеть (директор - секретарь - завуч -учительская - компьютерный класс-библиотека) автоматизированных рабочих мест (АРМ) библиотекарей
| Системный
администратор,
библиотека
| 2012
| АРМ
| - Каталогизация;
- комплектование;
- информационный поиск;
- обслуживание читателей.
| Библиотека
| 2013-2015 2013-2015 постоянно постоянно
| Автоматизация управления ШБ
| Использование Интернета, электронной почты, электронного делопроизводства.
| Библиотека
| 2012-2015
| Организация медиатеки
| Создание медиатеки как специализированного отдела ШБ для свободного доступа к работе с сетевыми и электронными информационными ресурсами. Решение технических вопросов.
| Системный администратор
Библиотека
| 2012-2015
|
| Мультимедийный центр (предметно -информационная среда для групповой и индивидуальной работы с видео- и аудиоинформацией, применением ИКТ в учебном процессе). Копировально-множительный участок.
|
|
| Создание
электронных
каталогов
| Каталог книгообеспеченности учебного процесса. База данных «Новые поступления». Каталог ретроввода (фонд читального зала, аудиовизуальные документы). Организация информационного поиска (для пользователей).
| Библиотека
| 2013-2015
| Обучение основам информационной культуры учащихся и педагогов.
| Программа формирования информационной культуры учащихся - проведение уроков ББЗ в 1 - 11 классах.
Консультирование педагогов.
|
| 2012-2015
| 5. Активизация развития ШБ в условиях информатизации
| Содержание деятельности
| Ответственные
| Сроки
| Начальная школа
| Помощь библиотеки в обеспечении условий для развития самостоятельности личности. Первое знакомство с библиотекой. Уроки библиотечно-библиографической грамотности -ББЗ.
| Библиотекари
| 2012-2015
| Среднее звено
| Организация совместной деятельности библиотеки и педагогов в обеспечении самоутверждения личности учащихся. Уроки ББЗ.
| Педагоги Библиотекари
| 2012-2015
| Старшее звено
| Создание системы эффективного информационного самоопределения личности. Организация помощи в реализации творческих проектов. Уроки ББЗ.
| Педагоги Библиотекари
| 2012-2015
| Информационные услуги ШБ
| Обеспечение всем участникам образовательного сообщества доступа
к информации на различных видах
носителей.
Услуги посетителям:
- копирование документов;
- печать файлов;
- поиск информации в Интернете;
- поиск в электронном каталоге;
- отправка писем по электронной почте;
- выполнение заданий на тренажерах;
- уроки информационной культуры для учащихся;
- работа на сайте школы;
- подготовка уроков по ИКТ._
| Библиотекари
| 2012-2015
|
6. Прогнозируемые достижения и результаты деятельности по
реализации программы. - Техническая модернизация библиотеки;
- Создание эстетически и психологически комфортной среды, стимулирующей желание посещать ШБ как можно чаще;
- Расширение информационной среды учебно-воспитательного процесса;
- Повышение читательской компетентности и активности учащихся и педагогов;
- Удовлетворенность качеством и разнообразием используемых информационных услуг;
- Повышение родительской компетентности, направленной на популяризацию чтения. 7. Перспективы 1. Продолжение формирования баз данных в рамках электронной библиотеки.
2. Организация центра самообразования педагогов.
3. Реализация программы формирования фондов ШБ на различных носителях.
4. Усовершенствование читального зала ШБ - в полифункциональный зал информационной поддержки образования.
5. Координация свободного доступа учащихся к разнообразным ресурсам: печатным, электронным, коммуникационным.
6. Информационно - технологическое сопровождение образовательного процесса.
7. Создание мест для социальной практики учащихся (электронная каталогизация).
8. Учебно-информационная деятельность с применением новых технологий.
9. Использование систем электронной выдачи. |