Скачать 0.8 Mb.
|
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова» Информационный сборник Профессиональные штудии (Серия «В помощь специалисту публичной библиотеки») Выпуск 2 Информационно-мультимедийные технологии в современной библиотеке Москва 2011 Составители дайджеста: Е. В. Игнатьева, гл. библиотекарь Центра организации научно-методической и научно-исследовательской работы ЦУНБ им. Н.А. Некрасова Е. В. Куликова, гл. специалист Центра организации научно-методической и научно-исследовательской работы ЦУНБ им. Н.А. Некрасова Библиографический список: О. Н. Фирсова, зав. справочно- библиографическим отделом Е. Н. Бычкова, гл. библиотекарь Е. Э. Муравьева, гл. библиотекарь И. Ю. Мальцева, гл. библиотекарь Научные редакторы: О. А. Чувильская, Ген.директор ГБУК Г.Москвы «ЦУНБ им. Н.А. Некрасова» В. М.Суворова, зав. Центром организации научно-методической и научно-исследовательской работы ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, канд. пед. наук Научный консультант: Ю. Н. Столяров, доктор педагогических наук, профессор СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 5 Информационно-мультимедийные технологии: теория и практика применения 7 Алешин Л. И. Информационные технологии 9 Богданова Н. Ф. Старинные книги и рукописи в интернете 10 Васильев В. В. Информационные технологии в библиотечном деле 11 Васильев В. В. Информационные технологии в современной библиотеке 12 Ляшенко Т. В. Мультимедийные технологии в библиотечном образовании14 Матвеева И. Ю. Медийная поддержка чтения: выявление потенциала 16 Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии 18 Проект Европейской комиссии PULMAN-XT Предоставление услуг с использованием мультимедийных ресурсов 19 Пронина Л. А. Информационные технологии в сохранении культурного наследия 20 На пути к «Библиотеке 2.0» 21 Ефимова Е. А. Библиотека 2.0: продолжаем разговор 22 Лузанова Н. А. Виртуальная библиотека как направление деятельности современной библиотеки 23 Джек М. Мэнесс Библиотека и молодежь 25 Сорокин И.В. Технологии «Web» и «Web 2.0» как средства интеграции библиотек в современную электронную среду 27 Шишкин Ю. Технологии «Web 2.0» как инструмент формирования современного имиджа библиотеки 29 Опыт работы библиотек с информационно-мультимедийными технологиями 31 Архипова И. В. О крае, о людях и о себе 32 Баженова И. А. Интернет для юных. Новые информационные технологии в современной детской библиотеке 33 Грузнова Е. Б. Информационные ресурсы Президентской библиотеки в деле воспитания и образования подрастающего поколения 35 Ефимова К. Блог как инструмент библиотечного маркетинга: зачем и как использовать блоги для продвижения библиотечных сервисов 36 Захаренко М. П. В поисках гармонии 38 Ивашина М. Б. Библиотекарь на виртуальной кухне, или для чего библиотеке блог? 40 И-Е-Ун С. В. Новые информационные технологии в библиотеках: правовые аспекты 42 Качаева Е.В. Блог школьного библиотекаря: дань моде или осознанная необходимость 43 Качаева Е.В. Мультимедийные средства – инновационное направление в работе школьной библиотеки 44 Рыжкова Т. М. Информационные технологии в библиографической работе, их роль в развитии культуры чтения 46 Сидорова В. Н. Использование информационных технологий в библиотечном процессе 48 Суслова Т. В. Место школьной медиатеки (библиотеки) в информационном пространстве современной школы 49 Токмаков В. В. Современные библиотечные технологии: динамика развития образовательной среды 50 Хорунжий В. П. Создание и использование современных мультимедийных средств для повышения информационной культуры пользователей 51 Цапаева Л. П. Привлечение к чтению с помощью современных информационных технологий 52 Ярлыкова О. Г. Модели школьных библиотек: опыт Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 55 Рекомендательный список источников 57 ПРЕДИСЛОВИЕ Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова выпускает второй информационный сборник, посвященный актуальным проблемам библиотечного дела. Как и предыдущее, это издание адресовано работникам публичных библиотек г. Москвы. Особенно полезным оно будет для молодых специалистов, которые хотят быть в курсе новейших тенденций и событий в профессиональной сфере. Составители надеются, что данное издание поможет работникам публичных библиотек в самостоятельном повышении квалификации. Как и в первом выпуске, здесь представлена информация о вышедших в последние годы профессиональных изданиях (монографиях, сборниках статей, материалах конференций и т.д.), статьях из профессиональной прессы, публикациях на сайтах библиотек, их партнёров и руководящих организаций, использованы материалы из опыта зарубежных библиотек. В издании приведено библиографическое описание каждого произведения, имеется краткий аналитический обзор его содержания, а также – в некоторых случаях – выдержки из публикации (цитаты), которые позволяют составить представление о предмете и манере изложения автора. Выдержки из рассматриваемых публикаций выделены курсивом. Учитывая выходящее в последнее время большое число публикаций о библиотечном и книжном деле, современных информационных технологиях, а также относительную доступность этих публикаций для работников библиотек, составители ставили целью отразить только концептуальные либо дискуссионные материалы, знакомство с которыми необходимо для профессионального роста библиотекаря публичной библиотеки. В сборник включен также рекомендательный список источников, который раскрывает историю вопроса и глубину его отражения в профессиональной печати. Материалы данного выпуска информационного сборника сгруппированы в разделы:
Выпуск «Информационно-мультимедийные технологии в современной библиотеке» (№ 2 за 2011 г.) составлен на основе просмотра, отбора и анализа периодических и продолжающихся изданий, монографий, сборников, материалов научных мероприятий, изданных за период с 2006 г. по 2011 г. В основу отбора положены значимость, актуальность и полнота отражения рассматриваемой темы, новизна идей и предложений по решению рассматриваемой проблемы, компетентность автора публикации. Информационный сборник бесплатно распространяется среди публичных библиотек г. Москвы, а также библиотек других городов Российской Федерации в рамках соглашений о взаимном сотрудничестве. Электронная версия размещена на библиотечно-информационном портале «БиблиоГород» (www.bibliogorod.ru). Обращаемся к коллегам с просьбой поделиться своим мнением: какие рубрики, на Ваш взгляд, должны быть освещены в дальнейших выпусках информационного сборника; насколько этот выпуск отвечает Вашим профессиональным интересам, ожиданиям; приемлемы ли стиль, полнота изложения. Ваши пожелания и замечания будут с благодарностью приняты по адресу nauchcentr@nekrasovka.ru ИНФОРМАЦИОННО-МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ Уже давно разговоры о всеобщей информатизации стали банальными. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. И для того чтобы библиотека стала полноправным субъектом современного информационного пространства, необходимо соблюдение двух основных требований: внедрение информационные технологий и обучение персонала работе с ними. «Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы». [Материал из Википедии — свободной энциклопедии. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org , свободный] В информационном обществе важное значение приобретает формирование информационного мировоззрения, т.е. знания законов функционирования информации в обществе, понимания сущности происходящих информационных преобразований и осознания своего места и своих задач, в формирующемся информационном обществе. В условиях меняющегося информационного пространства библиотека решает задачи, которые ставит перед ней общество. В сфере практической деятельности личности предъявляются требования: творчески подходить к решению любой проблемы; способность сравнивать, анализировать, исследовать; уметь находить выход из нестандартных ситуаций. Применение информационных технологий позволит ускорить поиск и получение информации, повышает эффективность обслуживания, предоставляет оперативный доступ читателей к удаленным ресурсам других библиотек (система OPAC GLOBAL и др.) и к Интернет. Возможности Интернет - это получение библиографической, реферативной и полнотекстовой информации в режиме "вопрос - ответ", а также сбор сведений по предоставляемым организациями и частными лицами базам данных. Стремительное развитие информационных технологий, активное их внедрение в работу библиотеки определяет успешное удовлетворение информационных потребностей современных пользователей. Сегодня все чаще мы можно наблюдать и в периодической печати, и непосредственно в работе библиотек, что наряду с информационными технологиями используются средства мультимедиа. «Мультимедиа — комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды. Например, в одном объекте-контейнере (англ. - container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD — compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст». [Материал из Википедии — свободной энциклопедии. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org , свободный] Библиотека в современных условиях оказывает услуги навигации в информационном пространстве, в поисках необходимых знаний, качественного анализа найденной информации и участвует в приращении новых знаний. Информация и знания становятся важнейшими стратегическими ресурсами развития. И одна из ведущих ролей в формировании информационного общества принадлежит библиотеке. Алешин Л. И. Информационные технологии / Л.И. Алешин. – М. : Литера, 2008. – 415 с. – (Современная библиотека; Вып. 35). По роду своей профессии библиотекари работают с информацией, но далеко не все они смогут дать корректное определение этого термина. Данное учебное пособие поможет осознать многообразие подходов в изучении (классификации) и использовании информации. В нем рассмотрены как теоретические, так и практические аспекты вопроса, понятийный аппарат. Подробно изложены технологии работы с информацией. «Информационные процессы можно причислить к технологическим процессам, процедурам и операциям. Так, например, обработка информации, выполнение различных технологических операций с ней происходит в процессе реализации технологического процесса, определяемого предметной областью. … Технологический процесс обработки информации, в том числе в библиотеке, представляет собой упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий по обработке данных, информации, знаний до получения необходимого, полезного результата» (С.45). В книге выделены следующие разделы:
К каждой главе издания даются контрольные вопросы, а также список основной и дополнительной литературы. Общий список литературы в конце книги включает 62 названия изданий и 23 ссылки на электронные ресурсы. |
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №590» | Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Департамента образования города Москвы от 03. 05. 2007 г. №295/ак. В 2011 году учреждение переименовано в государственное бюджетное... | ||
Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное... Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Казачий кадетский корпус» располагается в 2 зданиях, которые были построены... | Публичный отчет Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №589 работает с 1972 года | ||
Департамента образования города москвы государственное бюджетное... «Герои Великой Отечественной войны-жители Лосиноостровского района» в 2012-2013 учебном году | Е. Б. Спорышева 20 г. Департамент образования города москвы государственное... Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель» | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение Пп «О совершенствовании системы физического воспитания и массового спорта среди детей и учащейся молодежи города Москвы», с планом... | Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное... Данное положение разработано в соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об образовании» и призвано установить единые подходы к промежуточной... | ||
Департамента образования города москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (грузинским)... | Библиографический указатель литературы Москва, 2014г ... | ||
Департамента образования города москвы государственное бюджетное... Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл | Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова | ||
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное... Тема Организация педагогически целесообразной и психологически комфортной среды в учебной группе | Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы... В 2012/2013 учебном году государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр детского творчества «Южнопортовый»... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44.... Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа №190 Департамента образования... |