Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы





НазваниеГосударственное бюджетное учреждение культуры города Москвы
страница1/8
Дата публикации03.08.2014
Размер0.8 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Государственное бюджетное

учреждение культуры

города Москвы

«Центральная универсальная

научная библиотека им. Н.А. Некрасова»
Информационный сборник
Профессиональные штудии
(Серия «В помощь специалисту публичной библиотеки»)

Выпуск 2
Информационно-мультимедийные технологии

в современной библиотеке

Москва 2011
Составители дайджеста: Е. В. Игнатьева, гл. библиотекарь Центра

организации научно-методической и

научно-исследовательской работы

ЦУНБ им. Н.А. Некрасова

Е. В. Куликова, гл. специалист Центра

организации научно-методической и

научно-исследовательской работы

ЦУНБ им. Н.А. Некрасова

Библиографический список: О. Н. Фирсова, зав. справочно-

библиографическим отделом

Е. Н. Бычкова, гл. библиотекарь

Е. Э. Муравьева, гл. библиотекарь

И. Ю. Мальцева, гл. библиотекарь

Научные редакторы: О. А. Чувильская, Ген.директор ГБУК Г.Москвы «ЦУНБ им. Н.А. Некрасова»

В. М.Суворова, зав. Центром

организации научно-методической и

научно-исследовательской работы

ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, канд. пед. наук

Научный консультант: Ю. Н. Столяров, доктор педагогических наук, профессор

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5

Информационно-мультимедийные технологии: теория и практика применения 7

Алешин Л. И. Информационные технологии 9

Богданова Н. Ф. Старинные книги и рукописи в интернете 10

Васильев В. В. Информационные технологии в библиотечном деле 11

Васильев В. В. Информационные технологии в современной библиотеке 12

Ляшенко Т. В. Мультимедийные технологии в библиотечном образовании14

Матвеева И. Ю. Медийная поддержка чтения: выявление потенциала 16

Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии 18

Проект Европейской комиссии PULMAN-XT Предоставление услуг с использованием мультимедийных ресурсов 19

Пронина Л. А. Информационные технологии в сохранении культурного наследия 20

На пути к «Библиотеке 2.0» 21

Ефимова Е. А. Библиотека 2.0: продолжаем разговор 22

Лузанова Н. А. Виртуальная библиотека как направление деятельности современной библиотеки 23

Джек М. Мэнесс Библиотека и молодежь 25

Сорокин И.В. Технологии «Web» и «Web 2.0» как средства интеграции библиотек в современную электронную среду 27

Шишкин Ю. Технологии «Web 2.0» как инструмент формирования современного имиджа библиотеки 29

Опыт работы библиотек с информационно-мультимедийными технологиями 31

Архипова И. В. О крае, о людях и о себе 32

Баженова И. А. Интернет для юных. Новые информационные технологии в современной детской библиотеке 33

Грузнова Е. Б. Информационные ресурсы Президентской библиотеки в деле воспитания и образования подрастающего поколения 35

Ефимова К. Блог как инструмент библиотечного маркетинга: зачем и как использовать блоги для продвижения библиотечных сервисов 36

Захаренко М. П. В поисках гармонии 38

Ивашина М. Б. Библиотекарь на виртуальной кухне, или для чего библиотеке блог? 40

И-Е-Ун С. В. Новые информационные технологии в библиотеках: правовые аспекты 42

Качаева Е.В. Блог школьного библиотекаря: дань моде или осознанная необходимость 43

Качаева Е.В. Мультимедийные средства – инновационное направление в работе школьной библиотеки 44

Рыжкова Т. М. Информационные технологии в библиографической работе, их роль в развитии культуры чтения 46

Сидорова В. Н. Использование информационных технологий в библиотечном процессе 48

Суслова Т. В. Место школьной медиатеки (библиотеки) в информационном пространстве современной школы 49

Токмаков В. В. Современные библиотечные технологии: динамика развития образовательной среды 50

Хорунжий В. П. Создание и использование современных мультимедийных средств для повышения информационной культуры пользователей 51

Цапаева Л. П. Привлечение к чтению с помощью современных информационных технологий 52

Ярлыкова О. Г. Модели школьных библиотек: опыт Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 55

Рекомендательный список источников 57

ПРЕДИСЛОВИЕ

Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова выпускает второй информационный сборник, посвященный актуальным проблемам библиотечного дела. Как и предыдущее, это издание адресовано работникам публичных библиотек г. Москвы. Особенно полезным оно будет для молодых специалистов, которые хотят быть в курсе новейших тенденций и событий в профессиональной сфере. Составители надеются, что данное издание поможет работникам публичных библиотек в самостоятельном повышении квалификации.

Как и в первом выпуске, здесь представлена информация о вышедших в последние годы профессиональных изданиях (монографиях, сборниках статей, материалах конференций и т.д.), статьях из профессиональной прессы, публикациях на сайтах библиотек, их партнёров и руководящих организаций, использованы материалы из опыта зарубежных библиотек. В издании приведено библиографическое описание каждого произведения, имеется краткий аналитический обзор его содержания, а также – в некоторых случаях – выдержки из публикации (цитаты), которые позволяют составить представление о предмете и манере изложения автора. Выдержки из рассматриваемых публикаций выделены курсивом.

Учитывая выходящее в последнее время большое число публикаций о библиотечном и книжном деле, современных информационных технологиях, а также относительную доступность этих публикаций для работников библиотек, составители ставили целью отразить только концептуальные либо дискуссионные материалы, знакомство с которыми необходимо для профессионального роста библиотекаря публичной библиотеки. В сборник включен также рекомендательный список источников, который раскрывает историю вопроса и глубину его отражения в профессиональной печати.

Материалы данного выпуска информационного сборника сгруппированы в разделы:

  • Информационно-мультимедийные технологии: теория и практика

  • На пути к «Библиотеке 2.0»

  • Опыт работы библиотек с информационно-мультимедийными технологиями

Выпуск «Информационно-мультимедийные технологии в современной библиотеке» (№ 2 за 2011 г.) составлен на основе просмотра, отбора и анализа периодических и продолжающихся изданий, монографий, сборников, материалов научных мероприятий, изданных за период с 2006 г. по 2011 г.

В основу отбора положены значимость, актуальность и полнота отражения рассматриваемой темы, новизна идей и предложений по решению рассматриваемой проблемы, компетентность автора публикации.

Информационный сборник бесплатно распространяется среди публичных библиотек г. Москвы, а также библиотек других городов Российской Федерации в рамках соглашений о взаимном сотрудничестве. Электронная версия размещена на библиотечно-информационном портале «БиблиоГород» (www.bibliogorod.ru).

Обращаемся к коллегам с просьбой поделиться своим мнением: какие рубрики, на Ваш взгляд, должны быть освещены в дальнейших выпусках информационного сборника; насколько этот выпуск отвечает Вашим профессиональным интересам, ожиданиям; приемлемы ли стиль, полнота изложения. Ваши пожелания и замечания будут с благодарностью приняты по адресу nauchcentr@nekrasovka.ru

ИНФОРМАЦИОННО-МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

Уже давно разговоры о всеобщей информатизации стали банальными. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. И для того чтобы библиотека стала полноправным субъектом современного информационного пространства, необходимо соблюдение двух основных требований: внедрение информационные технологий и обучение персонала работе с ними.

«Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы». [Материал из Википедии — свободной энциклопедии. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org , свободный]

В информационном обществе важное значение приобретает формирование информационного мировоззрения, т.е. знания законов функционирования информации в обществе, понимания сущности происходящих информационных преобразований и осознания своего места и своих задач, в формирующемся информационном обществе.

В условиях меняющегося информационного пространства библиотека решает задачи, которые ставит перед ней общество. В сфере практической деятельности личности предъявляются требования: творчески подходить к решению любой проблемы; способность сравнивать, анализировать, исследовать; уметь находить выход из нестандартных ситуаций.

Применение информационных технологий позволит ускорить поиск и получение информации, повышает эффективность обслуживания, предоставляет оперативный доступ читателей к удаленным ресурсам других библиотек (система OPAC GLOBAL и др.) и к Интернет.

Возможности Интернет - это получение библиографической, реферативной и полнотекстовой информации в режиме "вопрос - ответ", а также сбор сведений по предоставляемым организациями и частными лицами базам данных.

Стремительное развитие информационных технологий, активное их внедрение в работу библиотеки определяет успешное удовлетворение информационных потребностей современных пользователей. Сегодня все чаще мы можно наблюдать и в периодической печати, и непосредственно в работе библиотек, что наряду с информационными технологиями используются средства мультимедиа.

«Мультимедиа — комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.

Например, в одном объекте-контейнере (англ. - container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.

Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD — compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст». [Материал из Википедии — свободной энциклопедии. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org , свободный]

Библиотека в современных условиях оказывает услуги навигации в информационном пространстве, в поисках необходимых знаний, качественного анализа найденной информации и участвует в приращении новых знаний.

Информация и знания становятся важнейшими стратегическими ресурсами развития. И одна из ведущих ролей в формировании информационного общества принадлежит библиотеке.

Алешин Л. И. Информационные технологии / Л.И. Алешин. – М. : Литера, 2008. – 415 с. – (Современная библиотека; Вып. 35).
По роду своей профессии библиотекари работают с информацией, но далеко не все они смогут дать корректное определение этого термина. Данное учебное пособие поможет осознать многообразие подходов в изучении (классификации) и использовании информации. В нем рассмотрены как теоретические, так и практические аспекты вопроса, понятийный аппарат. Подробно изложены технологии работы с информацией.

«Информационные процессы можно причислить к технологическим процессам, процедурам и операциям. Так, например, обработка информации, выполнение различных технологических операций с ней происходит в процессе реализации технологического процесса, определяемого предметной областью. … Технологический процесс обработки информации, в том числе в библиотеке, представляет собой упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий по обработке данных, информации, знаний до получения необходимого, полезного результата» (С.45).

В книге выделены следующие разделы:

  • Информация и информационные ресурсы

  • Системный подход

  • Процессы обработки, передачи, накопления и хранения данных

  • Программные средства и техническая база информационных технологий

  • Интегрированные информационные технологии

  • Современные информационные технологии

  • Технологии безопасности и защиты информации

  • Глоссарий


К каждой главе издания даются контрольные вопросы, а также список основной и дополнительной литературы. Общий список литературы в конце книги включает 62 названия изданий и 23 ссылки на электронные ресурсы.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconДепартамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №590»
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconОрганизационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Департамента образования города Москвы от 03. 05. 2007 г. №295/ак. В 2011 году учреждение переименовано в государственное бюджетное...
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconДепартамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное...
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Казачий кадетский корпус» располагается в 2 зданиях, которые были построены...
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconПубличный отчет Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №589 работает с 1972 года
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconДепартамента образования города москвы государственное бюджетное...
«Герои Великой Отечественной войны-жители Лосиноостровского района» в 2012-2013 учебном году
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconЕ. Б. Спорышева 20 г. Департамент образования города москвы государственное...
Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение
Пп «О совершенствовании системы физического воспитания и массового спорта среди детей и учащейся молодежи города Москвы», с планом...
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconДепартамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное...
Данное положение разработано в соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об образовании» и призвано установить единые подходы к промежуточной...
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconДепартамента образования города москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (грузинским)...
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconБиблиографический указатель литературы Москва, 2014г
...
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconДепартамента образования города москвы государственное бюджетное...
Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Тема Организация педагогически целесообразной и психологически комфортной среды в учебной группе
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение города москвы...
В 2012/2013 учебном году государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр детского творчества «Южнопортовый»...
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа №190 Департамента образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск