Скачать 115.5 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» Учитель химии Харитонова М.В. 2013 год Человек стремительно движется к построению информационного общества, где решающую роль будут играть информация, научные знания и способность их применять. Происходящие в современное время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Государственный стандарт образования и Концепция модернизации образования выделяют компетентностный подход в обучении как один из значимых. Компетентностный подход - это ориентация на формирование обобщённых умений (аналитических, исследовательских, коммуникативных и т.д.), которые школьники могут применить в различных образовательных (не только учебно-предметных) и жизненных ситуациях (С.Д. Поляков). Главной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы - новые составляющие современного качества образования. Возникает необходимость применения таких методик преподавания, которые позволили бы не только увязать разнообразные знания в единую систему, но и сформировать у детей компетенции, необходимые для жизни в современном обществе. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования. Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределённости. Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели Основой образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека: 1. Информационные - способность и готовность к использованию информационных ресурсов (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем). 2. Коммуникативные - способность и готовность собственно коммуникациям, социальному взаимодействию (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). 3. Компетентность решения проблем - готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность (объединяет умения, относящиеся к научному методу познания). 4. Самоорганизация - умения ставить цели, планировать, ответственно относится к здоровью, полностью использовать личностные ресурсы 5. Самообразование - готовность конструировать и осуществлять собственную деятельность на протяжении всей жизни, обеспечивать успешность и конкурентноспособность. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует постановки вопроса «Каким способам деятельности обучать?» Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности. Компетентностный подход в образовательной деятельности направлен на формирование компетенций учащихся. Формирование компетенций реализуется через организацию деятельности учащихся. Деятельность учащих наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у детей. Интерес у детей можно вызвать через проблемную ситуацию. Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности. Исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой реализуются такие задачи как: решение практических, общественно-значимых задач; самореализация личности; гуманность по отношению к окружающему миру; приобретение навыков правильного образа жизни. По мнению психологов, исследовательская работа относится к образовательной сфере, где интегрированы все виды деятельности, необходимые для практического самоопределения каждого ребенка, развития его способностей. Именно она позволяет «не готовить ребенка к жизни», а реально включать его в жизнь, основанную на личном опыте, знаниях, необходимых для решения конкретных практических и жизненных задач. Кроме того, информация, практические умения и навыки приобретаются на опыте собственных открытий. И эти открытия дают радость познания и способствует успеху в обучении. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников В своей педагогической деятельности, я, как учитель химии уделяю большое внимание организации исследовательской деятельности учащихся, используя различные формы: уроки с элементами исследования и уроки-исследования, практические работы и уроки-практикумы, занятия элективного курса и кружка, научные исследования в рамках работы школьного НОУ. При формировании компетенций учащихся, учебные занятия планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Потенциал исследовательской деятельности реализую не сразу, а поэтапно. На 1 этапе - теоретико-экспериментальном - предлагаю исследовательские задания с доступным и реальным содержанием (например, на уроке «Металлы - простые вещества» 8 класс учащиеся самостоятельно, через эксперимент обозначают физические свойства металлов). На II этапе - частично-поисковом - предлагаю ученику самостоятельно решить проблему или комплекс проблем (например, не урок- исследование в 9 классе «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» учащиеся решают данную проблему через лабораторные опыты). На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: умение ставить перед собой проблему, выбор темы или метода исследования, выработка умения формулировать цели исследования, проведением небольшого эксперимента, работа с источниками информации (умение сравнивать и выбирать информационный материал), заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д. На таких уроках использую технологию проблемного обучения. Примерами таких уроков являются: «Признаки химических реакций»8 класс, «Коррозия, способы защиты от коррозии» 9 класс, «Важнейшие соединения щелочноземельных металлов» 9 класс. На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах). Обращаю внимание учеников на схему исследовательской деятельности. Используются вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Верный ли вы сделали выбор? Примерами таких уроков считаю: деловая игра «Производство серной кислоты» 9 класс, интегрированный урок «Биологическая роль химических элементов» 9 класс, «Скорость химической реакции» 11 класс. Все практические работы также носят исследовательский характер. Здесь учащиеся отрабатывают алгоритм проведения исследования. Практические работы наполняю практико-значимыми заданиями. Например: при проведении практической работы «Анализ почвы и воды» учащиеся 8 класса анализируют водопроводную воду своей квартиры и составляют рекомендации по ее использованию и очистке». При изучении азотной кислоты и ее солей учащиеся 9 классов проводят лабораторный опыт по обнаружению нитратов в овощах и фруктах». Таким образом, на уроках - исследованиях формируются и развиваются не только предметные умения (работа с текстом, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, проводить эксперимент и.т.д.), но и общепредметные, информационные, коммуникативные компетенции и саморазвитие. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность более высокого уровня - III этап научно-исследовательский - осуществляю во внеурочное время при работе в составе школьного научного общества учащихся (НОУ), на занятиях элективного курса «Химия и экология» и кружка «Экологический мониторинг», при написании исследовательских проектов, рефератов, участии в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и др. Особое значение при организации исследовательской деятельности школьников уделяю работе по изучению природы. Исследования психологов и педагогов показывают, что в процессе изучения сложных, многоаспектных взаимоотношений между живой и неживой природой, отдельными организмами, человеком и природой у ребенка формируется неосознанное уважение к окружающему миру, появляется чувство ответственности перед живыми организмами. Главным направление исследовательской деятельности учащихся становится развитие практических умений в области экологической оценки состояния окружающей среды. На теоретических занятиях химической секции НОУ и элективного курса учащиеся знакомятся с характеристиками химических загрязнений и методами оценки состояния окружающей среды. На практических занятиях, с помощью оборудования, имеющегося в школе, получают основы экологического мониторинга и учатся проводить оценку состояния воздушной среды, водных объектов и почвы. Школьниками были проведены исследовательские работы по паспортизации и оценке экологического состояния объектов окружающей среды, которые нуждаются в охране (территория набережной р. Оки, родников и озер – памятников – природы Владимирской области), оценке экологического состояния пришкольной территории, территории микрорайона и школьного учебно-опытного участка. При изучении объектов эколого-краеведческой тропы «Приокская» учащимися химической секции НОУ дана комплексная оценка влияния текстильного комбината ОАО «Красный луч» на состояние окружающей среды (определялось качество сточных вод комбината, состояние воздушной среды на территории комбината и прилегающей к ней, влияние шума на состояние здоровья рабочих комбината). В школе широко практикуется экспедиционная форма учебной деятельности. Экспедиция - творческое использование всех способностей, умение применять полученные знания и умения в новых нестандартных ситуациях. Учащиеся химической секции были активными участниками экспедиций «Голубой мост», где в полевых условиях (на борту теплохода) проводили оценку качества воды в реке Ока и ее притоках по физико-химическим показателям (маршруты экспедиций Муром - Нижний Новгород - Муром и Муром - Касимов - Муром). С 2008 года учащиеся школы под моим руководством постоянные и активные участники окружных и областных экспедициях по изучению природы родного края. Учащиеся исследовали физико-химические показатели качества воды исследуемых озер, определяли класс качества воды в озерах, определяли степень антропогенной нагрузки на озера Муромского, Меленковского, Гороховецкого и Камешковского районов. Большинство исследовательских работ стали призерами окружного конкурса «Юннат», окружной научно-практической конференции «За экологическую безопасность». Работа «Изучение и оценка экологического состояния реки Оки через определение качества воды и геоботанические показатели» - призер областной конференции (2005 г.), работа «Изучение и оценка экологического состояния озера Глушица» победитель областного экологического фестиваля «Голубые острова» (2007 г.), работа «Мониторинг качества воды озера Беловощь государственного биологического заказника «Муромский» получила диплом III степени на Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских и проектных работ «Мы и биосфера» (2010 г.) и стала лауреатом на XVIII Юношеских чтениях им. В.И.Вернадского (2011г.), работа «Выращивание картофеля нетрадиционными способами (под соломой и в автомобильных покрышках)» получила диплом II степени в областном конкурсе «Юннат 2013». Результаты использования научно-исследовательской деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе:
Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности формирует базовые компетенции учащихся: - у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. - исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. - организация исследовательской деятельности формирует у учащихся такие качества, как умение разделить ответственность, взять на себя ответственность, работать в коллективе. - способствует усилению мотивации учебной деятельности. От исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянно расширению собственных познавательных горизонтов, потребность в общении, познании себя и своих возможностей. В ходе исследовательской деятельности учащиеся приобретают важный для жизни социальный опыт работы в группе, навыки сотрудничества, взаимодействия, распределения функций и обязанностей с учетом индивидуальных личностных особенностей и требований общего дела. Пусть не все ученики свяжут свою жизнь с химией, биологией или географией, но, знания и опыт, полученные при организации исследовательской деятельности, обязательно пригодятся им в повседневной жизни. Они помогут ему находить истину, планировать и оценивать результат, точно формулировать свои мысли, находить любую информацию, самоорганизовываться в будущей жизни. Используемая литература:
|
Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями фгос Харитонова Е. Л., учитель начальных классов мкоу «Средняя общеобразовательная школа №1» Исилькульского муниципального района | ||
Уроков химии в 9 классе по теме «Неметаллы» Выполнила учитель химии мкоу «Овечкинская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района» Алтайского края | Рабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень) Учитель биологии и химии Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Желтинская средняя общеобразовательная школа» Саракташского района Оренбургской... | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «ложкинская основная общеобразовательная школа» | Основная образовательная программа начального общего образования... На педагогическом совете мкоу «Уразметьевская основная общеобразовательная школа» | ||
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко... В. В. Пасечника /авт сост. Г. М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2009., полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями,... | Мкоу «Любимовская основная общеобразовательная школа» программы элективных... Работа выполнена в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения ран | ||
Анализ мероприятий, проведенных в рамках «Недели химии» в моу сош... Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» | Рабочая программа история 8 класс мбоу «Кирельская основная общеобразовательная школа» «Кирельская основная мбоу «Кирельская основная «Кирельская основная общеобразовательная школа» общеобразовательная школа» общеобразовательная... | ||
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гремячинская основная общеобразовательная школа» | Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | ||
Элективный курс Разработала: Т. Н. Лавриненко учитель химии г. Горно-Алтайск... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска» | Отраслевое соглашение Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | ||
1. Институт международных переговоров Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | Программа научного кружка Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна |