Скачать 83.1 Kb.
|
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Харитонова Е.Л., учитель начальных классов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» Исилькульского муниципального района Введённый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует существенной перестройки требований к современному уроку в начальных классах. В соответствии с общими положениями ФГОС в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает
Согласно деятельностной теории механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Основной задачей учителя является создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать новые знания вместе с учителем. Учитель в этом случае выступает в роли координатора, коммуникатора, партнёра. Среди проблем современной школы одной из ведущих является повышение эффективности урока как основной формы учебно-воспитательного процесса. В настоящее время формируется новый характер урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. Итак, характеристики урока, определяющие современные требования к нему 1.Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших школьников. - современный урок ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов - урок имеет не только обучающую, но и развивающую направленность. 2 Построение урока на основе системно-деятельностного подхода. 3.Продуманность методической системы урока - продуманность целей и задач урока (ориентированность задач на планируемые результаты), - комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока, - целесообразный выбор форм и методов обучения, - целесообразное использование средств обучения. 4.Продуманность структуры и логики построения урока - соответствие структуры урока системе начального образования, особенностям УМК, учебной программе и специфике урока, - логичное и системное построение урока, обоснованное соотношение частей урока, продуманная последовательность учебных заданий, - отражение в структуре урока этапов учебно-познавательной деятельности. 5.Чёткая организация класса - оптимальный темп урока, - рациональное использование времени урока, - включение детей в активную деятельность. 6.Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся - сотрудничество учителя и учащихся как равных партнёров, - сотрудничество детей друг с другом, - гибкий стиль общения. 7. Соблюдение психологических требований к уроку. 8.Здоровьесберегающая направленность урока. 9.Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой. 10. Соблюдение на уроке основных дидактических принципов, в первую очередь принципов развивающего обучения. Современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока. Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе таковы: -личностные -познавательные -регулятивные -коммуникативные обеспечивают ценностную ориентацию детей: - знание моральных норм и умение им следовать (Формирую чувство взаимопомощи, правдивость, ответственность); - умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); - желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания. обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности. - целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; (На самых ранних этапах обучения учимся определять цель деятельности на уроке. Учу осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний - - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи). -планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий; (при изучении новой буквы составляем план изучения). - контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами; - саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент; - коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; - самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения. (Формировать самооценку младшего школьника мне помогает наш дневник «Личный еженедельник первоклассника», предназначенный для учащихся ОС «Школа 2100». Он сочетает в себе элементы традиционного дневника школьника и «взрослого» еженедельника, а также дает возможность развить у первоклассников организационные умения и умения самоконтроля и самооценки, а учителям и родителям позволяет принять участие в этом процессе. Данный дневник предлагает ребенку оценивать собственные успехи, свое отношение к урокам, к школьному дню в целом.) На протяжении всего учебного года я провожу упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них: - выполнение самоанализа своей работы - сравниваем свою работу с эталоном. - научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. - выполнение самооценки на различных этапах урока(лесенка успеха, смайлики) - в конце недели каждый ребенок рисует свое «дерево настроения» или «цветок настроения», в котором отражается его эмоциональный и психологический настрой и комфорт на этой учебной неделе. - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе); (В работе использую основные формы организации учебного сотрудничества – работу в парах, группах постоянного и сменного состава, коллективное взаимодействие.) - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. - умение взаимодействовать со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; ) Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. (В своей работе развиваю у детей поисковые (исследовательские) умения: - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи.) На уроке формируются личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные в комплексе. Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. (Я предлагаю родителям посещать уроки, совместно организуем праздники и мероприятия.) Методические ресурсы включают в себя формы, содержание, приёмы, методы обучения. - Разноуровненые самостоятельные работы - Метод обучения с опорой на ошибки - Устный счет, математический диктант - Метод целесообразных задач - «Нарисуй картину» - Мозговая атака - Постановка привлекательной цели - В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом - Дополнение реальной ситуации фантастикой - Интерактивный режим (модульное обучение, проблемное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение). - Построение структурно-логических схем изучаемого материала. Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии. (Слайд 7) В основе образовательной системы «Школа 2100» заложены следующие технологии: Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).Оценивание учебных успехов - вместо контроля за учениками с помощью отметок учим самостоятельно оценивать свои достижения. Итак, подведём итог, что же характерно для ученика на урока?
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно. Литература.
|
Выступление учителя нач классов: Нетылевой И. В. Мбоу сош№9 им. М.... Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн... | Тема семинара: «Современный урок в соответствии с требованиями фгос» Цель: систематизация знаний учителей о федеральном государственном образовательном стандарте, современном уроке в свете внедрения... | ||
И. В. Сучкова, учитель начальных классов гбоу цо №1434 «Освоение деятельностного подхода в начальной школе в соответствии с требованиями фгос» | Календарный план работы гбоусош №982 Южного окружного управления... «Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями фгос» | ||
Единый методический в начальной школе по теме «Современный урок»... Готовясь к уроку, следует, прежде всего, определить его место в системе других учебных занятий | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный... Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе» | ||
Конференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы... ... | Сценарий семинара-практикума «Моделирование урока в соответствии с требованиями фгос» Цель: Повышение уровня педагогического профессионализма в области методики урока в соответствии с требованиями фгос | ||
«Современный урок в условиях введения фгос» Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов по вопросам реализации фгос | План работы заместителя директора по учебной работе по начальной... Тема работы: «Формирование системы обучения в начальной школе, позволяющей повысить качество образования и воспитания учащихся в... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Сведения о повышении квалификации педагогических работников «Проектирование образовательной среды основной школы в контексте требований фгос оо», «Современный урок фгос: Эффективные технологии,... | ||
Республики Татарстан «согласовано» В. Н. Рудницкой, утвержденной мо РФ в соответствии с требованием федерального компонента государственного стандарта начального образования.... | «Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе (по фгос ноо)» Содержание «Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе (по фгос ноо)» | ||
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» Цель: Организация обучения педагогов по подготовке к введению фгос ООО. Оказание помощи в теоретическом и практическом осмыслении... | Вазопись (1 урок). Построение греческой вазы «Разработка современного урока по изобразительному искусству в соответствии с требованиями фгос» |