Нахождение целого по его доле Математика (3 класс) Юрченко Л.Г., заместитель директора ГУО «Гимназия №1 г. Солигорска» Цели: научить находить целое по его доле;
вырабатывать навык вычислений табличных случаев деления;
закреплять умение решать задачи на пропорциональное деление;
формировать вычислительные навыки, развивать память, внимание и мышление детей.
Оборудование: проектор, компьютер, экран и презентация урока;
карточки с заданиями; сигнальные квадраты «ДА» и «НЕТ»;
цветовые веера у детей;
учебник Т.М. Чеботаревской, А.Т. Койасоновой и др. «Математика 2 класс».
Ход урока I. Организационный момент
| Слайд 1
| – Продолжим путешествие по стране «Математика».
| Слайд 2
Заставка
| – Чтобы наше путешествие было удачным, сделаем зарядку для ума:
Какой сегодня по счету день недели?
Сколько месяцев прошло с начала года?
Какой по счёту месяц идет?
Сколько месяцев осталось до конца года?
Сколько лапок у 3 пауков?
А сколько лапок у 5 муравьев?
У 4 братьев по 1 сестре, сколько детей в семье?
Какое число получится, если перемножить количество горбов у двугорбого верблюда, хоботов у 3 слонов, панцирей у 5 черепах, глаз у 2 зайцев, хвостов у 4 головастиков, лап у 3 медведей, рогов у 4 ослов?
| Слайд 3
Заставка
| II. Сообщение темы и цели урока – Нас ждёт город «Таблица умножения и деления». Путешествуя по городу, мы посетим улицы «Умножение на 6», «Умножение на 7», «Деление на 8», «Часть числа», «Новая», «Задача».
| Слайд 4
«По щелчку» на слайде появляются названия улиц города
| III. Проверка домашнего задания 1) – Сверьте ответы. Просигнализируйте веерами о правильности выполнения домашнего задания.
Учащиеся осуществляют самопроверку
| Слайд 5
На слайде появляются ответы
|
2) – Прочитайте выражение, значение которого:
После того, как дети назовут число, они должны дать его характеристику
трехзначное число;
количество единиц и десятков одинаковое;
наибольшее однозначное число;
количество десятков на 1 больше количества единиц;
половина сотни;
количество единиц – наименьшее однозначное число, а десятков на 5 больше, чем единиц;
десятки и единицы – нечетные числа.
| Слайд 5
«По щелчку» на слайде появляются выражения, значения которых оговаривает учитель
|
3) – Каков порядок выполнения действий со скобками?
| Слайд 6
Иллюстрирует ответы учащихся
| 4) – Каков порядок выполнения действий в выражениях без скобок?
При выполнении следующего задания помните данные правила.
|
| IV. Повторение изученного Закрепление знания таблиц умножения а) таблица умножения на 7.
– Ответы к примерам написаны на шариках разного цвета. Вам необходимо вычислить и показать с помощью веера цвет шарика, на котором написан правильный ответ.
| Слайд 7
На слайде представлены варианты ответов, затем последовательно появляются примеры, дети показывают с помощью веера цвет шарика, соответствующего решению примера
|
б) таблица умножения на 6.
– Мы повторили таблицу умножения 7, а вычислительная машина поможет нам вспомнить таблицу умножения 6.
Рассуждаем цепочкой
| Слайд 8
На слайде представлена вычислительная машина и даны числа для блока «Вход». После того как учащиеся по цепочке выполнят вычисления, в блоке «Конец» появляется результат вычислений
| в) таблица деления на 8.
– Таблицу умножения на 8 проверим по карточкам. Решаем самостоятельно. Ответы записываем на карточках:
| Слайд 9
Заставка
| 9×8
64:8
72:8
8×5
8×8
8×2
40:8
32:8
6×8
80:8
| 2×8
10×8
4×8
24:8
48:8
8×5
7×8
16:8
56:8
3×8
| 80:8
32:8
8×8
6×8
8×2
40:8
9×8
64:8
72:8
8×5
| 4×8
24:8
8×5
48:8
7×8
16:8
2×8
56:8
3×8
10×8
|
| Нахождение части числа – А сейчас мы вспомним, как найти часть числа.
Дети проговаривают правило и проверяют себя по слайду
| Слайд 10
На слайде представлен образец рассуждений
| – Вычислите и запишите ход решения.
1/2 часть числа 16; 1/4 часть 8; 1/10 часть 60; 1/7 часть 56; 1/5 часть 1дм; 1/6 часть 1часа; 1/3 часть 1суток; 1/7 часть 1 недели.
| Слайд 11
На экране «по щелчку» учителя последовательно появляются задания для вычислений
| Взаимопроверка – Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте.
– Каким действием находится доля (часть) числа?
| Слайд 12
На слайде представлено правило нахождения части числа
| V. Новый материал – А сегодня мы научимся находить целое по его доле.
| Слайд 13
Сообщает о теме урока
| – На экране – не вся лента, которая у нас имеется, а часть ленты.
– Что нам еще нужно знать, чтобы вычислить, чему равна длина всей ленты?
(Сколько таких частей)
– 5см – это 1/3 часть ленты. Так сколько таких частей во всей ленте? (3).
– Как узнать, чему равна длина всей ленты?
| Слайд 14
Учитель щелчком мыши последовательно выводит на экран пример, иллюстрирующий нахождение длины ленты по известной части
| – Как же узнать число по его доле?
| Слайд 15
На слайде представлено правило нахождения целого по его доли
| Коллективное решение примеров на доске и в тетради
Задание: Найдите целое, если известно, что:
8 ромашек составляют 1/2 часть целого;
2 бабочки составляют 1/3 часть целого;
3 тыквы составляют 1/3 часть целого;
2 моркови составляют 1/5 часть целого.
– Мы считали с вами овощи, фрукты.
– Вы любите овощи, фрукты? Какие самые любимые?
– Как часто вы их употребляете в пищу? Может лучше есть конфеты, булочки?
– Фрукты и овощи очень полезны для вашего растущего организма. Только тщательно мойте их перед употреблением.
| Слайд 16
Включает задание, иллюстративный материал к нему и решение. Учитель «по щелчку» осуществляет переход к следующему заданию
| Физкультминутка | Слайд 17
Заставка
| Решение задачи – Прочитайте задачу №6 на стр. 86.
– О чем идет речь в задаче?
– Как можно проиллюстрировать условие задачи?
Коллективное составление таблицы по условию задачи.
-
Килограммов фруктов в одном ящике
| Количество ящиков
| Всего фруктов
|
|
|
|
|
|
|
| Слайд 18
Содержит таблицу к условию задачи
| – Решаете задачу в группах. Алгоритм действий в группе у вас на карточке.
Проверка: одна из групп по алгоритму проводит решение задачи:
рассказывает условие задачи;
заполняет таблицу;
решает по действиям;
поясняет решение;
составляет выражение.
| Слайд 19
На слайде отображается по ходу рассказа учащихся правильное решение задачи
| Самостоятельное решение похожей задачи (№10 на стр. 85).
| Слайд 20
Задание для самостоятельной работы
| VI. Итог урока – Покажите сигнальными квадратами, согласны вы или нет с данными утверждениями:
Утверждения:
Имеют ли прямая АВ и отрезок СD хотя бы одну общую точку?
Через 5 лет Пете исполнится столько лет, сколько сейчас Диме. Петя старше Димы?
1/4 часть числа 12 равна 48?
| Слайд 21
На слайде отображаются задания и ответы для самопроверки
| 1/5 часть равна 6, значит целое число – 30?
У прямоугольного треугольника 2 прямых угла?
56 кратно и 7, и 8?
|
| Благодарность за работу на уроке.
| Слайд 22
| VII. Домашнее задание Т.М. Чеботаревская, А.Т. Койасонова, В.Л. Дрозд
«Математика 2 класс», №11 на стр. 87 или №12 на стр. 88.
– Какое задание вы выберете: более трудное для вас или более легкое?
| Слайд 23
Дан текст домашнего задания
| VIII. Рефлексия – Выберите подходящее вашему настроению выражение лица.
Дети показывают ответ с помощью цветного веера
| Слайд 24
Задание для рефлексии
| |