«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова





Скачать 85.25 Kb.
Название«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова
Дата публикации08.08.2014
Размер85.25 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Информатика > Статья

"Принц и нищий" за школьной партой», или

« Как социальное расслоение влияет на наших детей»


Александра Соболева,
Елена Емельянова
Из книги "Школьные перегрузки"
Статья предоставлена Издательским домом "Питер"

"Я хочу, чтоб мой не хуже других был!" — запальчиво говорит уже не очень молодая мама, выбирающая в модном бутике галстук для сына-выпускника. Стоимость галстука кажется немыслимой папе, который готов на эти деньги частично отремонтировать старенькие "Жигули", но он, бледнея, отсчитывает купюры, соглашаясь с мнением супруги. "Быть хуже других"... Папа испытывает это ощущение, когда застревает в пробке и оказывается рядом с шикарным "мерсом". Осознание своей материальной несостоятельности унизительно. Это во времена драматурга Островского считалось, что "бедность не порок". На дворе совсем иная эпоха. Но каким бы идеальным мы, ни представляли прошлое или будущее, объективно приходится признать, что в любом обществе есть, были и будут богатые и бедные. Взрослый сформировавшийся человек воспринимает эту аксиому философски. А как к проблеме социального неравенства относятся дети? Ведь школа никогда не существовала в отрыве от мира взрослых и всегда являлась слепком с их жизни. Социальное расслоение в учебном детском учреждении — одна из острейших проблем современной системы воспитания.

Стоит заметить, что в прежние эпохи решение этой проблемы было сколь простым, столь и поверхностным. Гимназия, лицей, реальное училище всячески старались это противоречие между богатыми и бедными сгладить, скрыть. В дореволюционной России такой подход согласовывался с требованиями православной морали. В советской школе, как и во всей советской стране, на словах все были равны. Удерживать же это равенство приходилось драконовскими мерами, однако нарушать его особенно никому и не хотелось. Состоятельные родители не выпячивали свой достаток, тогда все стремились "быть как все". В нашем смутном веке жизнь кардинально изменилась. Нынче часто именно ребенок превращается в предмет демонстрации успешности родителей.

Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной...

Расслоение по социальному признаку особенно заметно в массовой школе. В наше далекое время ручка за 35 копеек и коричневая, а чуть позже синяя форма внешне делали одинаковыми всех. Теперь форма вновь стала возвращаться в некоторые школы, но часть родителей легко закупает сразу два комплекта, часть — с трудом наскребает деньги на один, а кто-то вообще отказывается от покупки.

В коридоре школы, в которой общая форма не введена, вы почувствуете себя как на рынке. Размер заработка родителей выражен конкретно в обуви и одежде их чад. Здесь будет все: от вполне еще приличных (на взгляд мамы-санитарки) обносков от старшего брата до почти коллекционных моделей известных европейских фирм. У девочек знаком материальной устойчивости их родителей будут к тому же украшения из драгоценных металлов, стрижки, косметика. У мальчиков — джинсы различных фирм, зажигалки, сигареты. И для всех, конечно же, — марки мобильных телефонов или их отсутствие. Справедливости ради скажем, что часто лишние средства родителей уводят ребенка из круга общих интересов одноклассников. Иногда катание на самодельной доске или обыкновенный бутерброд с черным хлебом на перемене, со смаком поедаемый одноклассником, кажутся ребенку не менее привлекательными в детских глазах, чем эксклюзивная пища.

— Папа, ну что мы, не можем в Турцию съездить? Все ребята ездили, там круто, говорят, а мы — все на Канары да Сейшелы, — упрекает обеспеченного отца сын, попавший на обучение в обыкновенную школу...

В обычной районной школе расслоение идет не только между отдельными детьми, но даже между классами, поскольку обычной практикой теперь стало деление детей по способностям. На самом деле это деление происходит все-таки по иному принципу. Состоятельный папаша юного бездельника, так и не выучившего к шестому классу таблицу умножения, вполне может обеспечить его обучение в каком-нибудь лицейском классе с математическим уклоном. Как правило, в отобранных — специализированных, лицейских или гимназических — классах массовых школ собираются дети наиболее успешных в социальном плане родителей. Свой последний звонок такие отмечают в каком-нибудь скромном ресторане с хорошей репутацией, а их сверстники из класса "Д" выпьют по бутылке "колокольчика" в родном классе. На письменном экзамене во время завтрака одним принесут пакеты из ближайшего "Макдоналдса", а другим — бутерброды с колбасой и чай. Кому-то родители с радостью оплатят поездку в Финляндию на зимние каникулы, а кто-то отказывается и от экскурсии в ближайший музей — метро и входной билет тоже денег стоят. Ежедневно в школе возникает ситуация, которая заставляет ребенка или подростка вспомнить о кошельке своих "предков". Это "воспоминание" превращается для одних в причину возвышения и самоутверждения, а для других — в ощущение собственной неполноценности и ничтожности.

Никто не отрицает сегодня необходимость карманных денег для детей. Умение разумно распорядиться выданной суммой, чувствовать себя "кредитоспособным" чрезвычайно важно даже для младшего школьника. Но размер этой суммы тоже зависит от толщины родительского кошелька.

"У нас один мальчик богатый, — рассказывает второклассница Оля, — всем девочкам все время просто так разные ручки дарит. У меня уже есть пять штук, а Олеське он целых девять подарил с начала года, и все очень дорогие. Ему денег много родители дают", — объясняет она поведение одноклассника.

Среди учащихся младших классов "богатенькие Буратино" пользуются большим уважением. Они могут угостить друга чем-нибудь вкусным, недоступным или запрещенным для него, сделать дорогой подарок "просто так", купить себе игрушку. Те, кто победнее, не стесняются и попрошайничать у богатого соседа, стараются завоевать его расположение, дружбу. Карманные деньги для учеников постарше — это возможность на том или ином уровне проводить свой досуг.

Будучи круглой отличницей и умницей, Ира училась в лицейском классе. Она всегда старалась держаться вместе с одноклассниками, хотя чувствовала, что ее немодные джемперы и поношенные ботинки никак не сочетаются с кожаными сапожками и новенькими дубленками подружек. После уроков ее часто приглашали посидеть в кафе, зайти в компьютерный клуб, но, чтобы отказаться, у Иры был замечательный предлог — с собакой надо погулять, ведь мама-медсестра опять на ночном дежурстве.

Наличие приличной суммы в кармане не только позволяет жить жизнью киногероев из модных сериалов, оно определяет отношение к тебе ровесников. Это становится одной из причин мелких краж, которые совершают подростки. Крадут у родителей, учителей, в школьной раздевалке. Постоянная и вечная проблема массовой школы — исчезновение личных или казенных денег. Ее причина — социальное неравенство.

Жизнь в розовом цвете

Менее очевидно социальное расслоение в благополучных частных школах. Оно и понятно. Так или иначе, проблема нищеты и бедности тут снята. Ученики таких школ — дети весьма состоятельных родителей, уровень их жизни одинаково высок. Форменная одежда (если она введена) и вообще одежда, карманные деньги, общий досуг — эти проблемы тут не стоят. Нет здесь и распределения детей в соответствии с профессией родителей, потому что толщина кошелька у специалиста по компьютерной технике и популярного актера примерно одинакова. Конечно, и в этих классах возникают разговоры о том, "кто мой отец", но эти разговоры никогда не бывают так остры, поскольку ступенька лестницы одна и та же или соседняя. Если один ребенок ездил летом в Рим, а другой в Париж, то им всегда можно обменяться впечатлениями. В частной школе коллектив учителей кровно заинтересован в каждом ученике, поэтому даже самый неспособный из них редко услышит неласковое слово. Возможно, это сказывается на качестве образования, но зато уж точно создает комфортную и спокойную обстановку, атмосферу уважения и равноправия. Обстановка внутри классов здесь тоже ровная и доброжелательная. Дети объединены социально, материально, у них общий досуг и близкие интересы. Им всем хорошо. Какие тут конфликты? В таких условиях, однако, формируются личности, не совсем правильно представляющие себе, как складываются в реальной жизни отношения между людьми.

Проведенное исследование в частных и муниципальных школах показало, что выпускники первых имеют всегда либо сильно завышенную, либо заниженную самооценку. В то же время ученики обычных школ либо оценивают себя по большей части адекватно, либо чуть завышено — а это признак веры в свои силы и возможности. Интересно, что в оценке друг друга "элитные" школьники более практичны, они, например, могут считать главным в друге то, что он "хорошо играет в футбол", "умеет плести фенечки". Их сверстники из муниципальных учебных заведений более абстрактны: они ценят доброту, отзывчивость, способность выручить, поддержать в трудную минуту. Их требования к людям более гуманны. Поэтому даже отвергнутый по той или иной причине ребенок готов принять в классе всех, в том числе своих мучителей. По-иному воспринимают ситуацию отверженности в классе частной школы. Среди таких здесь могут оказаться, например, дети самих учителей. Они учатся бесплатно или на договорных условиях. Если ребенок и его родители ставят задачу "вписаться" в коллектив, то есть только один путь — стремиться поддерживать общий высокий материальный уровень. Тут уж родителям придется поднапрячься, чтобы их ребенок и одет, и обут был не хуже других, и имел достаточно на карманные расходы, и летний отдых придется ему обеспечить соответственно. Или — искать другое учебное заведение, где сын или дочка не будет чувствовать себя белой вороной. Благополучие частной школы покоится именно на равенстве достаточно высокого уровня, достичь которого может пока далеко не каждый.

Не кочегары мы, не плотники...

В спецшколах проблема социального расслоения стоит по-особому. Так, в физико-математических школах оказываются действительно одаренные и талантливые дети из самых разных слоев общества, но их объединяет интерес к науке, натуральная жажда знаний, открытий. Они имеют общий круг ценностей, в котором материальное благополучие занимает далеко не первое место. Оценка личности дается исключительно в зависимости от ее степени образованности и увлеченности, от способностей, причем (и это важно!) так оценивают школьников и сверстники, и преподаватели. Примерно то же наблюдается и в редких у нас пока авторских школах. Иное дело языковые спецшколы. Они всегда считались очень престижными, поэтому попасть в такую школу мечтают даже те родители, чьи дети объективно не способны к изучению языков. В нашем центре нередко оказываются малолетние бедолаги, вынужденные зубрить английский с французским, в то время как и русские падежи и спряжения даются им с огромным трудом в силу нейропсихологических причин. Однако родители в погоне за престижем и модой не принимают во внимание ничего. В классе языковой школы за одной партой могут оказаться и дочка крупного бизнесмена, и сын дворника из соседнего дома. Эти школы считаются бесплатными, но знания они действительно дают глубокие и прочные. Отношения между богатыми и бедными в таком классе превращаются в открытую или скрытую от глаз взрослых войну. Игнорирование "нищих", грубое превосходство материальных ценностей над духовными, социальная жестокость приобретают здесь острые формы.

Сапоги из "Парижской коммуны" могут стать причиной длительной и изощренной обструкции, отсутствие плеера — поводом для бойкота. Ученики живут в вечной борьбе самоутверждений. Завоевать уважение к себе можно либо за счет кошелька, либо за счет ума. А если недостаточно ни того, ни другого? Ребенок превращается в настоящего изгоя, в мальчика для битья или девочку для насмешек. К тому же ясно, что второй путь тоже более достижим для детей из обеспеченных семей: можно нанять репетитора, брать дополнительные уроки, организовать языковую практику в стране изучаемого языка. Естественно, далеко не все могут позволить себе такое. Несмотря на внешнее благополучие, большую и интересную внеклассную работу, использование новейших методик и учебников, наличие высококлассных специалистов, обучение в такой школе превращается в нравственное и психологическое испытание для ребенка, а иногда и в борьбу за выживание.

Что же можно предпринять, чтобы пропасть между "бедными Лизами" и "богатенькими Буратино" не превратилась в глубокую, непреодолимую расщелину?

Родители не должны прятать от детей социальные проблемы, объясняя при этом, что истинная ценность человека измеряется все же не его кошельком. Дети не должны быть витриной нашей респектабельности.

Карманные деньги необходимы школьнику любого возраста, но сумма должна быть разумной. И обеспеченный ребенок должен понимать, что деньги зарабатываются, а не растут на деревьях. Мудрые родители иногда заранее обговаривают на собраниях, сколько денег будут иметь в карманах их детки ежедневно. Это снимает много проблем, особенно в начальной школе.

Родителям нужно хорошо подумать, как одеть ребенка-школьника. Дело здесь не в деньгах, а во вкусе. Декольтированные майки от "Hugo Boss" так же неуместны в школьном коридоре, как и спортивные штаны с вытянутыми коленками. Любому ребенку полезно знать и привыкнуть к тому, что определенная обстановка требует и определенной экипировки. Скромный и удобный "студенческий стиль", в принципе, каждому по карману.

Если бы все учителя относились к своим воспитанникам, как к клиентам частных школ, избегали обидных прозвищ и пренебрежительных взглядов, атмосфера, несомненно, освежилась бы, несмотря на присутствующие материальные проблемы.

Увидеть в ученике личность, оценить его реальные знания, похвалить лишний раз — это и есть признак профессионализма. Трудно, конечно, отказаться от коробки конфет или флакона дорогих духов, но если этим подарком покупается объективность, может, не стоит рисковать?

Всегда можно сказать своему чаду: "Тебе не нравится быть бедным? Учись! Получи хорошую профессию! Добейся в жизни большего, чем я!" Или: "Ты кичишься нашим богатством? Но ведь сам ты — только наследник чужого добра. Учись! Докажи себе и другим, что ты в состоянии преумножить состояние семьи!"

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всё это время учитель ведёт своих учеников по нелёгкому и тернистому пути знаний. И от неё многое зависит: и успеваемость учеников,...
«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова iconТемы рефератов Актуальность развития социальной работы как науки...
Базовые технологии социальной работы: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия,...
«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова iconС. Е. Емельянова древние языки и культуры
Емельянова С. Е. Древние языки и культуры. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031100. 62 Лингвистика,...
«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова iconОтчет о проведении акции «За здоровье и безопасность наших детей»
Октября 2012г в образовательных учреждениях Шахунского района прошла акция «За здоровье и безопасность наших детей». Приняли участие...
«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова iconТема: Военные походы Александра Македонского
Цель: познакомить учащихся с военными походами Александра Македонского и определить причины побед Александра Великого
«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова icon«Опричнина» #
Основные направления внутренней и внешней политики России в период правления Ивана IV, Петра I, Екатерины II, Александра I, Александра...
«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова iconРеферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Луна и ее влияние на человека»
Луна никого не оставляет равнодушным. И это естественно: ведь не зря говорят, что мы живем в подлунном мире. Мне стало интересно...
«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова iconГлобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова iconТема «Социальное партнерство как условие развития социальной уверенности...
Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов
«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Что влияет на формирование этой орг культуры и как сама орг культура организации влияет на ее членов и на реализацию миссии организации?...
«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова iconНациональный проект «здоровье»: направления и результаты
Именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счете решение именно этих вопросов...
«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова iconКузина Елена Николаевна, учитель истории мбоу сош №7 р п. Приютово,...
Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям
«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова iconФедотова Елена Владимировна учитель начальных классов вкк. Финалист...
Как тепло и светло в классе от ваших улыбок. Сегодня в нашей школе большой праздник, и потому улыбки сопровождают учеников, учителей...
«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова iconЦель: познакомить детей с историей русских имен, с их значением,...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик»
«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова iconКомпьютерная безопасность
«умной машины», но факт остается фактом: для наших детей компьютер столь же естественная часть среды обитания, как и автомобиль,...
«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Происходит переоценка ценностей, расслоение общества, изменение психологического стереотипа людей. Школа часть общества, и в ней,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск