Скачать 100.99 Kb.
|
Внутренняя политика Александра I. Кузина Елена Николаевна, учитель истории МБОУ СОШ №7 р.п. Приютово, Белебеевский р-н, РБ. Аннотация: Цели урока:
Тип урока: изучение нового материала Вид урока: комбинированный Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, практический, исследовательский. Формы организации деятельности: индивидуальная, парная. Оборудование: компьютер, карточки, схемы, компьютерные презентации. Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе. На уроке используется по характеру содержания обучающее – воспитывающая, гуманистическая. Методическая цель:
План - конспект
Задание для ученика у доски: Начертить схему государственного управления в России на рубеже XVIII – XIX вв., назвать особенности политического строя России. Сообщение учащегося: « Александр I – воспитание, черты характера».
Запись на доске: Александр I ( 1801 – 1825 ) – годы правления. «Негласный комитет» Объяснение учителя с элементами беседы: Вступив на престол, Александр торжественно провозгласил, что в основе его правления будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. В это время было сильно влияние на умы людей Века Просвещения и французской революции. Еще в середине 90 – х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были во – В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, А.С. Строганов, Н.Н. Новосильцев. В этом кружке « молодых друзей» обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее об отмене крепостного права, о предпочтительности республиканского правления. Узкий кружок близких друзей Александр назвал Негласным Комитетом, представители высшей знати окрестили его « якобинской шайкой». С воцарением Александра члены комитета по – прежнему рассуждали о необходимости преобразований государственного аппарата, облегчение участи крепостных крестьян, издания « Жалованной грамоты народу», однако исходили из основ незыблемости абсолютизма. Начало царствования: Первыми мероприятиями Александра I стали:
Запись в тетрадях: Жалованная грамота дворянству. Меры по крестьянскому вопросу:
Работа с документом: « Продается свора собак и при них доезжачий; продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх». - как объявления характеризуют отношения дворян к крепостным?
Запись в тетрадях: 1803г. – указ о вольных хлебопашцах. Работа с документом: Прочитать отрывки из указа о вольных хлебопашцах. « Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам. Если последует от нас решение, желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в гражданской палате. Если крестьянин или целое селение не исполнит своих обязательств, то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по прежнему. Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпущенные, если не пожелают войти в другое состояние, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. Крестьяне, опущенные от помещиков на волю и владеющие землей в собственность, несут подушный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою оброчных денег в казну не платят». Беседа по вопросам к документу:
Реформы М.М. Сперанского: Объяснение учителя: Разработкой проекта реформы органов власти занялся М.М. Сперанский. ( сообщение учащегося « Светило российской бюрократии» ) Поручая М.М. Сперанскому составление плана государственного преобразования Росс, Александр передал ему все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию составлению государственных законов. Сам Сперанский, по своему свидетельству, « изучил все существующие в мире конституции» и ежедневно встречался с императором, с которым обсуждал каждый параграф плана. Работа с учебником и беседа по вопросам: Прочитать в учебнике о проекте реформ М.М. Сперанского и устно ответить на вопросы. - Вспомните идеи Просвещения XVIII в. Какие из этих идей нашли свое отражение в проекте Сперанского? - Какое учреждение представляло законодательную власть? - Как по проекту должно было происходить формирование Государственной Думы в результате непрямых многоступенчатых выборов? - Исходя из своего ответа на предыдущий вопрос, сделайте вывод о том, какими правами наделялось население страны. - Представители какого сословия по проекту были ограниченны в правах? - Как вы думаете, почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства? Работа со схемой:
- Сравните структуру власти в России до и после реформ Александра I. Назовите ликвидированные и новые учреждения. Изменились ли функции оставшихся учреждений?
Работа с источником: Из манифеста об образования Государственного совета: «… Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:
- Как можно охарактеризовать Государственный совет согласно этому документу? - Сильно ли изменилась по существу структура власти в России после реформы? Закрепление материала: 1. Беседа с учащимися. - Перечислите основные направления первых преобразований Александра I. Каковы были практические последствия и результаты данных преобразований? 2.Составить синквейн : Александр I. Домашнее задание: § 2. Александр Мыслящий, наивный Мечтает, планирует, но не осуществляет. Он – сфинкс, не понятый до гроба. Он самодержец. Сперанский Умный, мечтающий, Планирует, разрабатывает, стремится. Он мечтает о свободе в России. Напрасно. Россия Огромная, сильная, Создает, трудится, развивается. Она достойна счастья. Надеюсь. Задание: Соотнесите имена правителей с датами:
В клетках слева напиши имя правителя, правившего в данный период времени:
Группа №2 Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 18. Выполните следующее задание: 1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России. 2. Подготовьте и задайте группе №1 три вопроса по изменению положения сословий в России. Группа №3 Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.18. Выполните следующее задание: Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России: а) организация государственной власти; б) организация выборов. Подготовьте схему (на доске) и рассказ. Группа №4 Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.18. Выполните следующее задание: Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России. Подготовьте и задайте группе № 3 три вопроса по данной теме. Описание конкурсных материалов.
|
Бардина Елена Владимировна, учитель истории и обществознания, моу... Цели урока: создать первоначальные представления о политических элитах, теориях возникновения элит В. Парето и Г. Моски, как обязательном... | «Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» Жертунова Елена Николаевна, моу «Ивановская сош» Куркинского района Тульской области, учитель истории | ||
Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Решение задач с помощью рациональных уравнений» Автор: Сорокина Елена Николаевна, учитель математики мбоу «Основная общеобразовательная Сорокинская школа» | Программа является адапритированной Центр детского творчества р п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан | ||
Рабочая программа по учебному предмету «история» 10 11 классы (базовый уровень) Рыбченко Надежда Николаевна, учитель истории и обществознания, высшей категории, мбоу сош №3 с. Гражданское | Научно- исследовательская конференция «Интерес» Огоняна Георгия Робертовича, г. Краснодар, мбоу сош №63, 11 класс, «мир без интернета». Научный руководитель – Соломенко Елена Сергеевна,... | ||
Белым Наталья Федоровна Учитель истории мбоу сош №50 г. Краснодара... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50 | Сценарий урока «Обработка горловины ночной сорочки» (7-й класс) Мизюра... Научить заготавливать подкройные обтачки, совершенствовать приемы обработки подкройной обтачкой замкнутый вырез горловины | ||
Урок по природоведению в 5 классе по теме: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты» Автор работы: Худык Ксения Николаевна, учитель природоведения мбоу кордовской сош №14 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Ивушка» р п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан | ||
Автор: Кузина Елена Викторовна, учитель математики, тел. 8-903-587-70-84,... Образовательное учреждение: мбоу гимназия №11 г о. Железнодорожного Московская область | Конспект урока окружающий мир на тему «Учимся быть пешеходами» Баринова... Баринова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош с. Мечетное, Советского района | ||
Урок в 11 классе. Тема: «Модные веяния перестройки» Учитель: Бондаренко Марина Владимировна, учитель истории и обществознания мбоу сош с. Талдан Амурской области | Урока : 1 Актуализировать знания учащихся по теме «Многозначные числа» Учитель: Ищенко Елена Викторовна, учитель начальных классов мбоу «Мартовская сош» | ||
Анализ работы мо естественно-научного цикла моу «сош №4 с. Правокумского»... Мосева Жанна Рантиковна, учитель физики Харченко Елена Валентиновна, учителя математики Ханмагомедов Гюл Абдуризакович и Иванец Ольга... | 9А класс, 15 лет Научные руководители: Кирьянова Елена Владимировна... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Лицей №12» |