Скачать 65.81 Kb.
|
Модель урока по обществознанию в 11 классе. Бардина Елена Владимировна, учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ № 103». Тема: «Политическая элита». Цели урока: создать первоначальные представления о политических элитах, теориях возникновения элит В. Парето и Г. Моски, как обязательном компоненте политической сферы. План урока: Тип урока: изучение нового материала. Задачи: - познакомить учеников с различными понятиями политической элиты; - рассмотреть виды элит, и их функции; - выявить 3 качества (по теории Моски), которые открывают доступ в политический мир; - рассказать о 3 способах обновления элит по Моски, и 2 типов элит по Парето. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый или эвристический, работа под руководством учителя. Оборудование: - Обществознание - Учебник - 11 класс - Боголюбова Л.Н., Лазебникова А.Ю., Холодковский К.Г. – 2008 - Оборудование для презентации. - Презентация на тему: «Политическая элита». Ход урока: 1. Изучение нового материала. Известно, что любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляться. Для характеристики управляющих употребляются разные понятия, но наиболее распространенным является «элита». Вопрос к учащимся: - что означает термин «политическая элита»? Записываем тему урока «Политическая элита». Первый вопрос понятие политическая элита Задание учащимся: - определите значение термина «политическая элита» самостоятельно, пользуясь учебником (параграф 22). После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 2). Все, что написано на слайде 2, переносим в тетрадь. Понятие «элита» происходит от латинского «elegize» (обратить) и французского «elite» (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, когда имеется властвующая часть общества, правящий слой. Итак, политическая элита – это определенная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляет обществом. Вопросы к учащимся: - когда возникла идея о большинстве и меньшинстве? - когда сформировалась элита как предмет науки? После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 3,4). Все, что написано на слайде 3,4, переносим в тетрадь. Идея о большинстве и о меньшинстве возникла во времена Древнего мира. Платон предлагал властные функции в государстве передать философам, которые смогли бы обеспечить общественное благо. Как предмет науки элита сформировалась в конце 19 начала 20 веков, под влиянием итальянских социологов Вильфремо Парето и Гаэтано Моски. В своей книге «Правящий класс» Г. Моска писал о двух классах людей, который правит, и класс, которым правят. Второй вопрос причины возникновения элит Существует несколько видов элит, а значит, существуют разные причины возникновения. Вопросы к учащимся: - почему возникли элиты? - какие виды элит вы знаете? После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 5-7). Все, что написано на слайде 5-7 переносим в тетрадь. Виды элит: 1). К экономической элите причисляют крупных бизнесменов, капитанов индустрии, финансовых магнатов, являющихся незаурядными творческими личностями, наделенными прозорливостью, инициативой и предприимчивостью. 2). К политической элите – это определенная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляет обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенными властными функциями и полномочиями. Политическая элита – это группа людей, обладающая инструментами власти. 3). К административной элите (бюрократическая) – это высший слой государственных служащих, чиновничества), знающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления. Вопросы к учащимся: - что является главной причиной возникновения элит? - как на этот вопрос ответили Парето и Миллс? После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 8,9). Все, что написано на слайде 8,9, переносим в тетрадь. Главной причиной возникновения элит является психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания участвовать в политической деятельности. Неравенство между элитой и остальной массой, по мнению Парето, обусловлено природным неравенством людей. С точки зрения Миллса, элита это совокупность высоких социальных статусов, чьи статусы влияют на принятие политических решений, те и относятся к элите. Вопрос к учащимся: - какие функции могут выполнять элиты? После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 10,11). Все, что написано на слайде 10,11, переносим в тетрадь. Политические элиты выполняют в обществе следующие функции: 1). выражение совокупного интереса представляемых ими классов или слоев, разработка механизмов реализации этих интересов; 2). формирование и реализация политического курса на основе учета всех социальных интересов, защита общенациональных интересов; 3). расстановка руководителей на различных участках государственного управления, выдвижение политических лидеров; 4). защита ценностей, характерных для данного общества, и обеспечение на их основе консенсуса по главным направлениям деятельности государства. Третий вопрос секреты успеха политической элиты Мы рассмотрели понятие политической элиты, причины возникновения и функции. Подумаем вместе, а в чем выражается секрет успеха политической элиты. Вопрос к учащимся: - от чего зависит успех политической элиты? - раскройте смысл успеха политических элит по теории Моски? После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 12-14). Все, что написано на слайде 12-14, переносим в тетрадь. Секрет успеха зависит от немногочисленности, сплоченности и организованности. Информация внутри малой группы распространяется быстрее, это позволяет реагировать на изменяемые обстоятельства, определения стратегии и цели. Моска пишет: «Правящее меньшинство образуется так, что индивиды, из которых оно составляется, отличаются от масс некоторыми качествами, дающими им определенное материальное, интеллектуальное или даже моральное превосходство». Люди должны иметь какие-то качества, которые чрезвычайно ценятся и придают вес в обществе, в котором они живут. Моска выделил 3 качества открывающих доступ в политический мир: - военную доблесть, - богатство, - церковный сан. И 3 ветви аристократии: - военную, - финансовую, - церковную. Четвертый вопрос смена элит Приведем несколько теорий о смене элит. Рассмотрим теорию Моски и Парето. Обратимся к презентации, слайд 15-18. Все, что написано на слайде 15-18, переносим в тетрадь. Моска выделяет 3 способа обновления элиты: - наследование, - выбор, - кооптацию (довыборы). При наследование доминирует аристократический способ, политический класс становится закрытым, это может привести к его вырождению и застою в обществе. При выборах – политический класс становится открытым, происходит его обновление, что может привести к политической нестабильности и кризисам. При довыборах обеспечивается определенное равновесие между 1 и 2 способами. Довыборы создают стабильность правящего класса и его постепенное обновление. По мнению Парето – вся история человечества представляет собой смену элит. Непрерывная циркуляция элит приводит к социальному равновесию, притоку в политику «лучших» людей и новые идеи. это происходит когда класс открыт. Замкнутая элита, чтобы сохранить свою власть прибегают к насилию. Выделяет 2 типа элит: - лисы, предрасположены к хитрости, обману; - львы, открыты, решительны, ориентированы на стабильность. Где правят лисы общество развивается динамично, где львы – застой. Гармония достигается в обществе, где лис и львов равное количество. 2. Подведем выводы и выставим оценки ученикам за работу на уроке. Из вышеизложенного следует, что политическая элита должна быть способной к решительным и, возможно, непопулярным для общества действиям. Ее автономность в принятии решений не абсолютна ввиду контроля со стороны господствующих сил и общества в целом, давления со стороны других элит — экономической, военной, идеологической, творческой и пр. Длительность пребывания политической элиты у власти зависит от ее способности обеспечить баланс интересов различных групп населения и проводить эффективную политику. 3. Рефлексия. Рефлексия направлена на осознание пройденного материала, на сбор в общую копилку, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. 4. Домашнее задание. Параграф 22. |
Политическое лидерство и борьба за власть после смерти Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской... | Урок в 11 классе. Тема: «Модные веяния перестройки» Учитель: Бондаренко Марина Владимировна, учитель истории и обществознания мбоу сош с. Талдан Амурской области | ||
Конспект урока Учитель: Павелко Елена Ивановна моу «сош№1 с. П. Троицкое»... Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Уварова Елена Владимировна, учитель истории моу «Гремячинская сош» Сямженский р. Вологодская обл | ||
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной... Обмен опытом по теме: «Проектно – исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания моу сош №3 г. Калининграда | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания моу сош №3 г. Калининграда | Урок в 8 классе. Тема: «Выбор жизненного пути» Составитель: Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания моу-сош №25 города Балаково Саратовской области | ||
Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009... Рассмотрена и принята на заседании методической кафедры учителей истории и обществознания | Урок русского языка Фио, должность: Мещерякова Елена Владимировна, учитель начальных классов моу сош №108 Советского района городского округа город Уфа... | ||
Программа элективного курса «Решение проблемных заданий по истории Отечества» Пивоварова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории мкоу «Туринская средняя общеобразовательная... | Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8... Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель чр, Почетный работник общего образования рф, заместитель руководителя... | ||
Коннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная... Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски | Урок по обществознанию в 10 классе Подготовила учитель истории и обществознания моу «сош №1 Р. п. Новые Бурасы» Дрюпина Ирина Георгиевна | ||
Конспект урока (фио) Вершинина Анна Владимировна учитель начальных классов мбоу «сош 76» Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории | Гражданское право Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания маоу сош №3 г. Калининграда |