Муниципальное общеобразовательное учреждение
Зебляковская средняя общеобразовательная школа
Шарьинского Муниципального района Костромской области
«Согласовано»
Руководитель МО ____Цивенко Е.А. Протокол № ___ от
«____»________2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
_________ Грибанова ЕВ
«____»____________2013г.
| «Утверждаю»
Директор ________ Шелепова И.Н Приказ № ___ от
«___»______________2013 г.
|
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 7 класса
Составитель: учитель информатики и ИКТ
Вещева Вера Владимировна
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008).
Обязательный минимум содержания основного общего общего курса информатики;
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р;
Программно методические материалы курса Информатики 5-7 кл. Босова ЛЛ (М. «Бином» 2008)
Входящее в РП календарно-тематическое планирование представляет вариант структурированного учебного процесса, предназначенного для реализации программы курса информатики, рассчитанного на 0,5 ч. в неделю. Календарно-тематическое планирование по объёму соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного образования и требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников основной школы.
Календарно-тематическое планирование определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
В нём реализуется доступное изложение учебного материала, определена последовательность этого материала, логика учебного процесса, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности.
Программа по информатике и ИКТ для 7 класса рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: – контрольных работ –4; – практических работ (10-15 мин) – 12.
Место курса в решении общих целей и задач обучения
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение в II–XI классах.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, а за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.
Изучение информатики и ИКТ в V-VII классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для V-VII классов положены следующие идеи:
целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
Настоящий календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
Содержание курса информатики и ИКТ для VII класса Общее число часов – 17 ч.
1. Объекты и их имена (3 ч).
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты». 2. Информационное моделирование (10 ч).
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа». 3. Алгоритмика (4ч).
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ VII класс
Учащиеся должны:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Для реализации данного календарно тематического плана система информационно - методического обеспечения учебного процесса представлена в виде:
методического пособия для учителя под редакцией Босовой;
рабочей тетради для ученика;
текстового процессора Word;
табличный процессор;
графических редакторов: Paint, Crauola;
пакета презентационной графики PowerPoint;
методических разработок автора программы (metodist.lbz.ru/ avt_masterskaya_BosovaLL.html)
Учебно-тематическое планирование
№
| Тема
| Количество часов
| Контрольные работы
|
| Объекты и системы.
| 3
| 1
|
| Информационное моделирование.
| 10
| 2
|
| Алгоритмика.
| 4
| 1
|
| Итого
| 17
| 4
|
Тематическое (поурочное) планирование
№
| №
в теме
| Тема
| Цель
| Тип урока
| Работа в классе
| Д/з
| К ЗУН
| ИКТ
| Дата
|
|
| Техника безопасности и организация рабочего места.
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.
| Обеспечить усвоение техники безопасности и санитарных норм при работе за ПК. Обобщить представления об объектах, актуализация ранее изученного материала об объектах операционной системы Windows Обобщить представления об отношениях объектов; повторить основные действия с объектами операционной системы.
| Объяснение нового материала
| Практическая работа №1,2. §1.3, §1.4
| Введение, §1.1,§1.2
§1.3, §1.4
|
| презентации: «Техника безопасности», «Объекты и их признаки» Презентация «Отношения объектов»; файл Описание.doc
|
|
|
| Состав объектов.
Системы объектов.
| Закрепить представления об отношениях объектов; повторить основные приёмы создания текстовых объектов. Обобщить представления о системах объектов; освоить новые приёмы создания текстовых объектов.
| Объяснение нового материала
| Практическая работа №3. Задания 1-6.
| §1.5§1.6
|
| Файлы: Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc Презентация «Системы объектов»; файлы: Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc
|
|
|
| Система и окружающая среда.
Персональный компьютер как система.
Контрольная работа №1 по теме: «Объекты и системы».
| Углубить представления о системах объектов, дать представление о взаимодействии системы и окружающей среды; освоить новые приёмы создания текстовых объектов. Закрепить представления о системах объектов, дать представление о персональном компьютере как о системе.
Проверить знания по теме «Объекты и системы».
| Объяснение нового материала Отработка практических умений и навыков
| Практическая работа №3. Задания 7-9.
§1.8
| §1.7§1.8
| КР
| Презентация «Системы объектов»; файлы: Ал-Хрезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc
файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc Интерактивные тесты: test7-1.xml, test7-2.xml
|
|
|
| Модели объектов и их назначение. Информационные модели.
| Обобщить сведения по теме «Объекты и системы»; сформировать представления учащихся о моделях и моделировании.
Уточнить представления учащихся об информационных моделях; повторить прием работы со средствами векторной графики текстового процессора Word.
| Объяснение нового материала Отработка практических умений и навыков
| §2.1, §2.2 Практическая работа №4. Задания 1-3. Практическая работа №11.
| §2.1
|
| Презентация «Модели объектов»; файлы: Портрет (заготовка).doc, История.doc Презентация «Информационные модели»
|
|
|
| Словесные информационные модели.
| Сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях
| Комбинированный урок
| §2.3
Практическая работа №4. Задания 4-9. Практическая работа №5.
| §2.3
|
| Файлы: Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc
|
|
|
| Математические модели.
Контрольная работа №2 по теме: «Информационное моделирование».
| Проверить степень сформированности умений и навыков.
|
| §2.4
| §2.4
| КР
| Интерактивные тесты: test8-1.xml, test8-2.xml;
файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc
|
|
|
| Табличные информационные модели.
Структура и правила оформления таблицы.
| Упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц.
| Отработка практических умений и навыков
| §2.5(1,2,3) Практическая работа №6. Задания 1-6.
| §2.5 (1,2,3)
|
| Презентация «Табличные информационные модели»; файл Природа России.doc Файлы: Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp
|
|
|
| Табличное решение логических задач.
| Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить представление о табличном способе решения логических задач, закрепить навыки создания таблиц.
| Отработка практических умений и навыков
| §2.6 Практическая работа №6. Задание 7.
| §2.6
|
| MS Word
|
|
|
| Вычислительные таблицы.
| Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление о вычислительных таблицах, сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.
| Отработка практических умений и навыков
| §2.7 Практическая работа №7.
| §2.7
| ср
| MS Word
|
|
|
| Знакомство с электронными таблицами.
| Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление об электронных таблицах, сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах.
| Отработка практических умений и навыков
| §2.8 Практическая работа №8. Задания 1-6.
| §2.8
|
| Файл Температура.xls MS Excel
|
|
|
| Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.
Визуализация многорядных данных.
| Сформировать у учащихся представления о назначении графиков и диаграмм, сформировать навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц. Сформировать у учащихся представления о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм, закрепить навыки построения диаграмм по табличным данным в среде электронных таблиц. Расширить представления учащихся о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм, расширить навыки построения диаграмм разных типов по табличным данным в среде электронных таблиц.
| Объяснение нового материала
| §2.9 Практическая работа №9.
| §2.9 (1,2)
| ср
| Презентация «Графики и диаграммы»; файл Температура.xls Презентация «Графики и диаграммы»
|
|
|
| Многообразие схем.
Информационные модели на графах.
Деревья.
| Расширить представления учащихся о видах информационных моделей, сформировать представление о многообразии схем, сформировать умения построения схем.
Расширить представления учащихся о видах информационных моделей, сформировать представление о графах как наглядном средстве представления и состава системы, развить умения построения схем Сформировать у учащихся представление о деревьях как графах, изображающих иерархические системы.
| Объяснение нового материала
| §2.10 Практическая работа №10.
| §2.10
|
| Презентация «Схемы»; файл Солнечная система.doc Презентация «Графы»; файл Поездка.doc
|
|
|
| Контрольная работа №3 по теме: «Информационное моделирование».
| Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Информационное моделирование».
| Урок контроля и проверки знаний
|
|
| КР
| Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc
|
|
|
| Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
| Добиться освоения основного понятия алгоритма как модели деятельности исполнителя алгоритмов.
| Объяснение нового материала
| §3.1, Практическая работа в среде Алгоритмика.
| §3.1,
|
| Презентация «Алгоритм — модель деятельности исполнителя»
|
|
|
| Исполнитель Чертежник.
Управление Чертежником
| Научить использовать при описании алгоритмов исполнителя Чертежник.
Научить использовать вспомогательные алгоритмы. Развивать представления учащихся об алгоритмах. Сформировать представление о циклических алгоритмах и выработать навыки их разработки.
| Отработка практических умений и навыков
| Практическая работа в среде Алгоритмика
| §3.2
|
| Исполнитель Чертежник.
|
|
|
| Исполнитель Робот.
Управление Роботом.
Работа в среде Алгоритмика
| Сформировать общие представления о функциях, выполняемых человеком, компьютером и исполнителем алгоритмов. Отработать общие действия, выполняемые исполнителем алгоритмов.
| Объяснение нового материала Отработка практических умений и навыков
| §3.3
| §3.3
|
| Исполнитель Робот.
|
|
|
| Контрольная работа №4 по теме: «Алгоритмика».
Итоговый проект.
| Проверить степень сформированности умений и навыков.
Сравнить и обсудить с учащимися первоначальной идеи и окончательного варианта проекта. Обучить защите проектов.
| Урок проверки навыков умений, сформированных по теме.
| Практическая работа №12.
|
| КР
| Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc
MS Word, MS Power Point, MS Publisher
|
|
Литература и средства обучения. Преподавание курса «Информатика 7 класс» в основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит: Босова Л.Л., учебник «Информатика 7», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 (основной);
*Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 7 класса, 5-е издание,
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы: Аппаратные средства:
мультимедийные ПК;
локальная сеть;
мультимедиапроектор;
принтер;
сканер;
Программные средства;
операционная система Windows;
пакт офисных приложений Microsoft Office;
растровые и векторные графические редакторы;
архиватор WinZip (Winrar).
Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ для V-VII классов Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
|