+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников





Скачать 97.75 Kb.
Название+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников
Дата публикации16.08.2014
Размер97.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
ДИАГНОСТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Пехотина Наталья Владимировна, учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №33» г. Перми

В начальной школе закладывается база общих умений и учебной деятельности, формируются ключевые компетенции: проблемная, кооперативная, коммуникативная, информационная.

Формирование информационной компетенции включает в себя освоение таких способов деятельности, как планирование информационного поиска, извлечение необходимой информации и обработку полученной.

Как отследить устойчивое развитие информационной компетенции ученика, оценить уровень сформированности составляющих ее умений, измерив его качественными и количественными показателями, зафиксировать результаты? Считаю, что метод экспертизы через наблюдение позволяет увидеть учителю и ученику, чего смог достичь ученик, а над чем еще надо работать. На каждого ученика заводятся индивидуальные карты уровня сформированности информационной компетенции, в которых фиксируются основные умения учащегося. Диагностика уровня сформированности информационной компетенции разрабатывалась на основе работы «Диагностика уровня сформированности навыков исследовательской работы у учащихся начальной школы» Т.А.Сидорчук, Н.И.Королевой. В основе работы лежит методика А.И.Савенкова.

Для начала необходимо определить, какие умения подлежат оценке.

Планирование информационного поиска – это умения ученика ориентироваться в огромном мире информации, т.е. выявлять, какой информации не хватает для решения задачи, и определять ее источник.

Таблица 1

Уровень сформированности умения планировать информационный поиск

Пестерева Дарина (3класс)

Умения

Проявление в деятельности

Умеет

Не умеет

Определение недостающей информации

Указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет

+




Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников

+




Определение источника недостающей информации


Указывает, в каком типе источников следует искать заданную информацию, или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска

+




Планирует наблюдение, его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска

+




Планирует эксперимент, его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска

+




Определяет способы сбора информации

( анкетирование, опрос)



+


Поясним это на примере урока окружающего мира по теме «Океан и его обитатели. В процессе обсуждения имеющейся информации об океанах формируются вопросы об их названиях и площади, глубоководных впадинах и обитающих в глубинах животных, планктоне и т.д. Потребность в поиске новой информации выявляет и необходимость определения источников ее нахождения.

Для поиска и извлечения необходимой информации учащийся должен уметь работать с различными источниками (словарями, энциклопедиями, Интернетом, каталогом и т.д.), проводить эксперимент и наблюдение по заранее составленному плану.

Таблица 2

Уровень сформированности умения извлекать информацию

Пестерева Дарина (3класс)

Умения

Проявление в деятельности

Умеет

Не умеет

Нахождение нужной информации в источниках различного типа

Пользуется справочниками, энциклопедиями

+




Пользуется библиографическими изданиями

+




Пользуется списками публикаций в периодических изданиях, карточным каталогом




+

Ориентируется на сайте по ссылкам

+




Пользуется электронным каталогом, поисковыми системами Интернет

+




В диалоге задает вопросы на понимание, уточнение




+

Извлечение информации через эксперимент

Формулирует проблему




+

Определяет цель эксперимента

+




Выдвигает гипотезу, используя логические выражения «если, то», «не только, но и»




+

Проводит опыт согласно составленному плану

+




Фиксирует результат опыта

+




Извлечение информации через наблюдение

Определяет цель наблюдения

+




Составляет план наблюдения




+

Фиксирует результат наблюдения

+





Способ извлечения информации путем проведения эксперимента предполагает выдвижение предположений и их проверку. Например, на уроке по теме «Условия прорастания семян» второклассники получают задание – описать их. В качестве способа нахождения информации дети выбирают эксперимент. В ходе работы диагностируется умение выделять проблему (на каком расстоянии должны находиться семена при посадке, куда поставить коробку с семенами, как часто поливать их и т.д.), выдвигать гипотезу, фиксировать результат эксперимента (рисунок до эксперимента и после). Проведя эксперимент, учащиеся получают информацию о прорастании семян. Теперь необходимо эту информацию обработать и представить.

Обработка информации включает в себя способности замысливать и делать умозаключения в соответствии с поставленной задачей, связывать новую информацию с освоенной ранее, переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, схему, график и наоборот), редактировать и создавать собственный текст с использованием мультимедийных средств и компьютерных технологий.

Таблица 3

Уровень сформированности умения обрабатывать информацию

Пестерева Дарина (3класс)

Умения

Проявление в деятельности

Умеет

Не умеет

Оценка и анализ полученной информации

Сравнивает полученные результаты в ходе эксперимента с информацией, найденной в справочной литературе

+




Сравнивает полученные результаты в ходе наблюдения с информацией, найденной в справочной литературе

+




Систематизация полученной информации

Анализирует полученную информацию, сравнивая различные источники нахождения информации, указывает обнаруженные противоречия




+

Выделяет главное и второстепенное

+




Отбрасывает избыточную информацию

+




Устанавливает причинно- следственные связи

+




Структурирование информации, представление ее в различных формах


Переводит информацию из текста в таблицу

+




Переводит информацию из таблицы в текстовую форму

+




Представляет информацию в виде диаграммы




+

Представляет информацию в виде шкалы




+

Создает электронную презентацию

+




Делает доклад

+




Выводы на основе аргументации

Находит вывод и аргументы на основе проведенного опыта

+




Находит вывод и аргументы на основе проведенного наблюдения

+




Делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения. Рефлексирует




+



Чтобы увидеть, насколько освоено на данный момент то или иное умение, достаточно предложить учащимся выполнить задания предметного содержания. Так, например, для оценки сформированности умения первоклассников структурировать информацию и представлять ее в различных формах (переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из текста в таблицу), детям предлагается прочитать текст и заполнить таблицу, вписывая всех животных и указывая, сколько у каждого из них бывает детенышей.

Сколько у кого детей?

У большинства крупных животных детенышей, как правило, бывает немного: обычно не больше одного- двух. Им больше не выкормить: трудно. В лесу живет лосиха. У нее родился лосенок. У енота – 3-4 детеныша. У орла–белохвоста гнездо в том же лесу. В гнезде два орленка. У чижа, у зяблика, овсянки - по пяти птенцов. У серой куропатки – двадцать, а у страуса–папы – до тридцати малышей. Почему так? Меньше потомства имеют те, которые выкармливают птенцов в гнезде. А те, у которых птенцы сами могут передвигаться и добывать пищу, способны вырастить гораздо больше потомства.
Оценка умения учащихся переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу) производилась по двум критериям: полнота и правильность.

Полнота заполнения столбца «Название животных»: 3 балла (в столбце записаны все 8 животных); 2 балла (6-7); 1 балл (4-5); 0 баллов (менее 4).

Правильность заполнения столбца «Сколько у кого детей?»: 3 балла (в столбце указано количество детенышей без ошибок); 2 балла (допущено не более одной); 1 балл (допущено не более двух); 0 баллов (три и более).

Таблица 4

Сформированность умения вычленять в тексте нужную информацию, схематически представлять информацию в виде таблицы

Фамилия, имя

Название животного

Сколько у кого детей

Полнота

Правильность




Правильность

Арутюнян Амина

Болдачев Олег

Бронников Миша

Вайц Миша

Гребенкина Вика …

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3



3

3

3

2

3

Собранная информация анализируется. Мною получены следующие результаты: «Название животных»: 3б.- 21 человек; 2б.- 5 человек. «Сколько у кого детей»: 3б.- 15человек, 2б.- 7человек; 1б.- 3человека, 0б.- 2человека.

Вывод: умеют полно находить информацию в тексте – 15человек, у 13 человек информация неполная. Следовательно, важно давать больше заданий, требующих структурирования информации.

Затем материал обобщается в виде электронных презентаций, сообщений, творческих работ. Системная пошаговая работа с учащимися вырабатывает у них осознанное критическое отношение к получаемой информации, стимулирует поиск ответов на возникающие вопросы.

Библиографический список

Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания.- Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2002

Оценка без отметки. Сборник. Составитель О.Варшавер – М.; ЦГЛ, 2005

http: //standart.edu.ru

www.cerm.ru

www.matriz.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconКонкурс «Зеленая планета» Тема работы: Эта всем знакомая бумага
И я решила найти ответы на интересующие меня вопросы с помощью взрослых и разных источников информации. Для этого я прочитала разные...
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconМетодические указания для студентов рекомендации по подготовке к...
Подготовка к занятию должна начинаться с изучения рекомендованных источников – сначала основных, затем дополнительных. После этого...
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconПрограмма: название программы Аннотация: Для чего предназначена программа....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Таганрогский государственный радиотехнический университет»...
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconРабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о строении, топографии и функциях органов и систем органов...
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconОрганизация самостоятельной учебной деятельности обучающихся
Общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалиста, к профессиональным навыкам, в частности способности принимать...
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представляет собой последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. На основе игрового замысла моделируется...
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconРабочая программа по дисциплине в информатика
Использование информационных технологий для освоения других дисциплин. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие...
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconРабочая программа по дисциплине б 2 Информатика
Использование информационных технологийдля освоения других дисциплин. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие...
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие поставленные задачи
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconРабочая программа по дисциплине Основы агрономии
А также практических навыков, необходимых для организации опытнической и учебно-воспитательной работы. Для реализации поставленной...
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconПояснительная записка цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – изучение теоретических основ научного познания, методов, методик научного исследования, технологий, используемы...
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconЗадачи фестиваля получить ответы на следующие вопросы: Нужны ли Владимиру...
Организаторы фестиваля: Управление по делам молодежи администрации г. Владимир, Муниципальное Бюджетное учреждение «Молодежный центр»,...
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconРабочая программа по дисциплине Основы микробиологии
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: научиться проводить микроскопические исследования и давать оценку...
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconРабочая программа по дисциплине Страховое дело
Для реализации поставленной цели на основе полученных теоретических знаний и законодательных основ страховой деятельности необходимо...
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconИнструкция по технике безопасности. Назовите основное свойство алгоритма,...
Некоторые истинные высказывания, которые должны быть направлены на достижение поставленной цели
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников iconРабочая программа по дисциплине в ботаника
Цель дисциплины: создать условия для формирования систематизированных знаний в области ботаники и возможность их практического применения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск