Федеральное агентство по образованию ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мурманский государственный педагогический университет
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.3.1 «Дидактические требования к уроку ОБЖ» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 05.01.04 «Безопасность жизнедеятельности»
со специализацией информационная безопасность
Утверждено
на заседании кафедры БЖДиОМЗ
факультета ФКиБЖД
(протокол №11 от 21.03.2008 г.)
Зав. кафедрой БЖДиОМЗ
____________Мещерова И.А.
Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
Автор программы:
Васюкевич В.В., ст. преподаватель кафедры БЖДиОМЗ (МГПУ)
Рецензенты:
Богданов Н.Н., методист городского информационно-методического центра работников образования;
Мещерова И.А., к.п.н., доцент (МГПУ) 1.3. Пояснительная записка Курс «Дидактические требования к уроку ОБЖ» является частью профессионально-педагогической подготовки студентов по специальности 05.01.04 «Безопасность жизнедеятельности». Цель курса: изучение особенностей использования учителем дидактических принципов обучения в практической организации учебно-воспитательного процесса по курсу ОБЖ. Основные задачи: - закрепить и углубить теоретические знания, полученные студентами в процессе изучения курсов: «Дидактика» и «Теория и методика обучения БЖД»;
- подготовить студентов к проведению традиционных уроков ОБЖ;
- подготовить студентов к проведению уроков ОБЖ с использованием новых информационных технологий.
В результате изучения курса студенты должны знать:
Многообразие структур урока
Виды учебной деятельности при компьютерном обучении
Дидактические требования к современному уроку
Дидактические принципы компьютерного обучения
Показатели эффективности урока
Студенты должны уметь:
Разрабатывать конспекты традиционных уроков
Разрабатывать компьютерные уроки
Проводить анализ традиционного урока и урока с использованием компьютера
Итоговая форма контроля по курсу - зачет. 1.4 Извлечение из ГОСВПО
Дисциплина входит в перечень дисциплин по выбору и ее содержание не предусмотрено ГОС ВПО
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения
Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля
| Трудо-
емкость
| Всего
аудит.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Сам.
работа
| 050104
Безопасность жизнедеятельности со специализацией информационная безопасность
| 4
| 7
| 20
| 12
| 12
| -
| -
| 8
| Зачет
|
Заочная форма обучения
Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля
| Трудо-
емкость
| Всего
аудит.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Сам.
работа
| 050104
Безопасность жизнедеятельности со специализацией информационная безопасность
| 4
| 8
| 60
| 10
| 6
| 4
| -
| 50
| Зачет
|
1.6 Содержание дисциплины
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени: Очная/заочная форма обучения
№
| Наименование
раздела, темы
| Количество часов
| Всего ауд.
| ЛК
| ПР
| К/Р
| Сам.
раб.
| 1.
| Многообразие структур урока.
| 2/-
| 2/-
| -
| -
| -/-
| 2.
| Дидактические требования к современному уроку.
| 2/2
| 2/2
| -
| -
| -/10
| 3.
| Дидактические принципы компьютерного обучения.
| 2/6
| 2/2
| -/4
| -
| 8/30
| 4.
| Виды учебной деятельности при компьютерном обучении.
| 2/2
| 2/2
| -
| -
| -/-
| 5.
| Подготовка учителя к уроку. Показатели эффективности урока.
| 2/-
| 2/-
| -
| -
| -/-
| 6.
| Наблюдение и анализ урока с точки зрения реализации дидактических принципов обучения.
| 2/-
| 2/-
| -
| -
| -/10
|
| Итого:
| 12/10
| 12/6
| -
| -
| 8/50
|
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Тема 1. Многообразие структур урока Структуры уроков: изучения нового материала; закрепления и развития знаний, умений, навыков; урока формирования умений и навыков; урока повторения; урока проверки знаний; применения ЗУН; повторительно-обобщающего урока; комбинированного урока. Пути совершенствования современного урока ОБЖ. Тема 2. Структура учебной деятельности при компьютерном обучении
Виды (этапы) деятельности, связанные с усвоением учебной информации при компьютерном обучении: эмпирическая деятельность (этап восприятия); эвристическая деятельность по распознаванию ситуации; преобразование модели по избранному алгоритму; репродуктивная деятельность по преобразованию модели и получению нового знания; практическая деятельность, связанная с отработкой навыка. Тема 3. Дидактические требования к современному уроку Формулирование образовательных задач, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
Определение оптимального содержания урока.
Прогнозирование уровня сформированности умений и навыков у учащихся.
Выбор рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, сочетание различных форм работы на уроке.
Создание условий успешного учения учащихся. Реализация на уроке всех дидактических принципов. Тема 4. Дидактические принципы компьютерного обучения
Направления технологии компьютерного обучения: визуализация (обеспечение наглядности) учебного содержания и алгоритмизация учебной деятельности.
Принцип научности.
Принцип доступности: от принципа всеобщей доступности к принципу индивидуальной доступности.
Принцип наглядности – «интерактивная наглядность».
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип сознательности: методика организующей стратегии обучения. Тема 5. Подготовка учителя к уроку. Показатели эффективности урока Этапы подготовки: диагностика, прогнозирование, планирование.
Показатели эффективности урока. Тема 6. Наблюдение и анализ урока с точки зрения реализации дидактических принципов обучения Взаимосвязь методов обучения с целями и содержанием обучения.
Методы учебной работы, последовательно используемые учителем на уроке; виды бесед; виды самостоятельной работы (с точки зрения дидактической цели; по характеру деятельности; по материалу; по способу организации). Методика проведения самостоятельной работы.
Организация восприятия учащимися излагаемого материала.
Реализация на уроке образовательной, воспитательной и развивающей функции методов обучения.
Предмет контроля и оценки на уроке: функции, виды и методы контроля; осуществление учащимися самоконтроля и оценки на уроке; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе контроля и оценки.
Возможности использования технических средств обучения в целях контроля деятельности обучающихся. Современные подходы к оценке деятельности обучающихся. Педагогический контроль и оценка как основа формирования самоконтроля и самооценки.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения Очная/заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 2
| Дидактические требования к современному уроку.
| Студенты составляют конспекты занятий
| -/10
| Проверка тетрадей.
| 3
| Дидактические принципы компьютерного обучения.
| Студенты разрабатывают компьютерные уроки по ОБЖ.
| 8/30
| Защита компьютерных проектов уроков.
| 6
| Наблюдение и анализ урока с точки зрения реализации дидактических принципов обучения.
| Студенты посещают ианализируют уроки ОБЖ в общеобразовательных учебных заведениях.
| -/10
| Проверка письменных анализов уроков.
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
(Практические занятия для заочной формы обучения)
Тема. Дидактические принципы компьютерного обучения
Вопросы для коллективного обсуждения:
Направления технологии компьютерного обучения: визуализация (обеспечение наглядности) учебного содержания и алгоритмизация учебной деятельности.
Принцип научности.
Принцип доступности: от принципа всеобщей доступности к принципу индивидуальной доступности.
Принцип наглядности – «интерактивная наглядность».
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип сознательности: методика организующей стратегии обучения.
Практические задания:
Пользуясь журналами ОБЖ, составить «банк» конспектов уроков по «ОБЖ».
Моделирование фрагмента урока по конспекту из журнала «ОБЖ».
Журналы «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности»
ЛИТЕРАТУРА (основная)
Беспалько В. П. Дидактический процесс / Беспалько В. П.// Школьные технологии. - 2007. - №1. - С. 57 - 72. [ДИДАКТИКА; ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС; МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ]
Беспалько В. П. Человек и его образование : [сущность педагогической науки, целеобразование в педагогике] / Беспалько В. П.// Школьные технологии. - 2005. - №6. - С. 9 - 20.[ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА]
Беспалько В. П. Параметры и критерии диагностической цели / Беспалько В. П.// Школьные технологии. - 2006. - №1. - С. 118 - 128.[ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА; ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ]
Беспалько В. П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся / Беспалько В. П.// Школьные технологии. - 2006. - №2. - С. 138 - 150. [КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА; ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ; ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ]
Беспалько В. П. Содержание обучения / Беспалько В. П.// Школьные технологии. - 2006. - №5. - С. 3 - 17. [ДИДАКТИКА; СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ]
Беспалько В. П. Отображение дидактического процесса в учебнике / Беспалько В. П.// Школьные технологии. - 2006. - №6. - С. 60 - 70.[ДИДАКТИКА; СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ; УЧЕБНИКИ]
Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обуч. по спец. 03100 - Педагогика и психология / Загвязинский В. И. - М. : Академия, 2001. - 192 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0743-8 [Гриф] : 48-40; 50-00.
Ильясов И. И. Описание учения как деятельности / Ильясов И. И.// Начальная школа: плюс - минус.. - 2001.-№ 1.. - С.7-12.[НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА; УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ]
Ильясова Т. А. Эффективные приемы развития логического мышления у детей с ОНР на занятиях по обучению грамоте / Ильясова Т. А.// Логопедия сегодня. - 2007. - № 4. - С. 72-73. [ЛОГОПЕДИЯ; ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ; ОНР; РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ]
Литература (дополнительная)
Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.:, РАО, 1994.
Ильясов И. И. Структура процесса учения. -М.:МГУ, 1986.
Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.Б. Сухобской. - М.,1990.
Онищук В.А. Урок в современной школе. - М., 1981.
Организационные формы обучения. / Под ред. Ю.И. Малеванного. - Киев, 1991.
Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. - Киев, 1989.
Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд., - М., 1987.
Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М., 1987.
Педагогика. Уч. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002, с.640.
Подласый И.П. Педагогика / Учебник для вузов, кн.1, - М., 1999.
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.8.1 Рекомендуемая литература: Основная
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции учения школьников. – М., 1984.
Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.:, РАО, 1994.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985.
Божович Л.И., Якиманская И.С. Психолого-педагогические требования к современному уроку //Советская педагогика. -1987 – № 9.
Векслер С.И. Современные требования к уроку. – М., 1985.
Журнал «Безопасность жизнедеятельности».
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982.
Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2001
Зотов Ю.Б, Организация современного урока /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1984.
Ильясов И. И. Структура процесса учения. -М.:МГУ, 1986.
Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
Онищук В.А. Урок в современной школе. - М., 1981.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов / Под редакцией П.И. Пидкасистого.- М., 1996.
Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 1996.
Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. - Киев, 1989.
Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.
Дополнительная
Антюхин Э.Г., Мелихов Ю.Ф., Сулла М.Б. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5-6 кл.: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1999.
Антюхин Э.Г., Сулла М.Б. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: 7-8 кл.: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Просвещение, 1985.
Журнал «ОБЖ», Москва.
Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М., 1980.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.
Маргулис Е.Д. Коллективная деятельность учащихся. - Киев, 1990.
Махмутов М.И. Современный урок. - М.,1981.
Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд., - М., 1987.
Педагогическое ВОСХОЖДЕНИЕ: Сборник статей по Педагогике Согласований. - Жуковский, 1998.
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины
CD-R: С-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Кабинет ОБЖ. / Методические материалы для преподавателей основ безопасности жизнедеятельности.
CD-R: С-Петербург, гимназия №281. Урок ОБЖ на тему: «Электрооборудование твоей квартиры»; «Безопасное и экономное электропотребление»; «Новый энергомодуль в программе ОБЖ на начальных классов».
Компьютерный класс.
Журналы «Основы безопасности жизнедеятельности», М.
Учебник «ОБЖ» / И.К. Топоров (9кл.), М., Просвещение, 2002
Учебник «ОБЖ» /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смиронов, С.В. Петров. – М. (5,7,10 классы)
Учебник «ОБЖ» / А.Т. Смиронов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. – М., Просвещение, 2004
Образцы конспектов уроков.
Курсовые работы студентов.
1.10 Примерные зачетные тестовые задания 1.Цель курса «ОБЖ» в школе (выберите правильный ответ):
А) воспитание личности безопасного типа
Б) развитие духовно-нравственной личности
В) научить обеспечению своей безопасности в природе и в быту
Г) подготовить к безопасному поведению в обществе
2.Основополагающие документы в работе учителя ОБЖ (вычеркните лишнее):
А) концепция
Б) базисный учебный план
В) обязательный минимум содержания
Г) требования к уровню подготовки выпускника
Д) журнал ОБЖ
3. Как называется внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое определенном порядке и режиме (выберите 1 правильный ответ):
А) форма
Б) одежда
В) никак
Г) другое 4. Кто разработал теоретические основы и воплотил в практику классно-урочную форму организации урока (выберите 1 правильный ответ):
А) Макаренко
Б) Гузик
В) Коменский
Г) другое 5. Напишите преимущества классно-урочной формы обучения:
А)……………..
Б)…………….
В)…………….
Г)…………… 6. Перечислите типы уроков:
А)………………………………..
Б)…………………………………
В)……………………………………
Г)…………………………………….
Д)……………………………………….
Е)………………………………………..
Ж)……………………………………..
З)…………………………………… 7. Установите связь (соотнесите):
А) вводный урок А) проводится в конце крупного раздела
Б) объяснительный урок Б) посвящается построению логической структуры курса В) учетно-повторительный урок В) изучение нового материала Г) обобщающее-повторительный урок Г) имеет несколько целей Д) комбинированный урок Д) проводится после изучения крупных тем 8. Соотнесите виды деятельности с уровнями усвоения деятельности:
А) репродуктивная деятельность 1) действия с подсказкой. Действия по узнаванию ранее изученного 2) исследовательская деятельность. Творческий уровень. Добывается
объективно новая информация. Б) продуктивная деятельность 3) действия по памяти. Деятельность по воспроизведению или алгоритмический уровень 4) деятельность в нестандартной
ситуации. Эвристический уровень. Добывается субъективно новая информация 9. Алгоритм подготовки учителя к уроку (выберите правильный ответ):
А) 1) прогнозирование; 2) планирование; 3) диагностика
Б) 1) планирование; 2) прогнозирование; 3) диагностика
В) 1) диагностика; 2)планирование; 3) прогнозирование
Г) 1) диагностика; 2) прогнозирование; 3) планирование 10.Фронтальное занятие проводится (выберите 1 правильный ответ):
А) со всем классом
Б) с одним человеком
В) по подгруппам 11. Урок – это …..(выберите 1 правильный ответ):
А) разработка комплекса мер, выбор организации учебно-воспитательной работы, которая на данный момент обеспечивает максимальное усвоение учащимися знаний
Б) законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок учебного процесса
В) заранее спланированное учителем мероприятие по обучению учащихся конкретной теме 12. Методами обсуждения изученного материала являются (ответов может быть несколько):
А) Беседа
Б) Лекция
В) Семинар
Г) Классно-групповые занятия
Д) Эксперимент
13. Цель курса «ОБЖ» в школе (выберите 1 правильный ответ):
А) воспитание личности безопасного типа
Б) развитие духовно-нравственной личности
В) научить обеспечению своей безопасности в природе и в быту
14. Напишите преимущества классно-урочной формы обучения:
А)……………..
Б)…………….
В)…………….
Г)…………… 15. Напишите недостатки классно-урочной формы обучения:
А)……………..
Б)…………….
В)…………….
Г)…………… 16. Особенности классно-урочной формы обучения (вставьте пропущенное):
А) ………. состав учащихся, примерно………. возраста и уровня……………
Б) каждый класс работает в соответствии со своим………………….
В) руководящая роль…………….
Г) ………………………………. 17. Урок – это (продолжите)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 18. Требования к уроку определяются (вычеркните лишнее):
А) социальным заказом
Б) личными потребностями учащихся
В) целями и задачами обучения
Г) закономерностями и принципами учебного процесса
Д) требованиями родителей 19. К общим требованиям к уроку относится (продолжите):
А) использование новейших………….
Б) использование передового…………………
В) обеспечение условий учащимся для…………………………….
Г) установление учащимися осознаваемых…………………………….
Д) реализация на уроке всех ……………………………. 20. Каждый урок направлен на достижение:
А) триединой цели
Б) воспитания
В) обучения
Г) развитие
Д) другое 21. К дидактическим (образовательным) целям относятся (продолжите):
А) определение ………………
Б) внедрение новейших…………….
В) рациональное сочетание разнообразных……………………
Г) обеспечение оперативной ………………………………..
Д) творческий подход к формированию ………………………….
Е) сочетание форм………………. деятельности с ………..….. деятельностью учащихся 22. К воспитательным требованиям относятся (перечислите):
А)…………………………………………………………………..
Б)………………………………………………………………..
В)………………………………………………………………….
Г)…………………………………………………………………….. 23. К развивающим требованиям относятся (продолжите):
А) формирование и развитие положительных ………………………………
Б) изучение и учет уровня………………………………………………
В) проектирование………………………………………………..
Г) стимулирование наступления …………………………………………
Д) прогнозирование ………………………………………………. 24. Перечислите типы уроков:
А)………………………………..
Б)…………………………………
В)……………………………………
Г)…………………………………….
Д)……………………………………….
Е)………………………………………..
Ж)………………………………………………..
З)…………………………………… 26. Структура урока – это (вставьте пропущенное):
А) …………. различных ……………. взаимодействия между………………. урока. 27. Сколько времени понадобится для структурных частей урока:
А) организация работы - ………….. мин.
Б) главная часть -………………. мин.
В) подведение итогов и задание на дом - ……………. мин. 28. Структура комбинированного урока
А) организация…………………………………
Б) проверка………………………………………
В) подготовка учащихся к ………………………………………………….
Г) изучение……………………………………..
Д) обобщение и ……………………………………………….
Е) подведение………………………………………….
Ж) задание …………………………. 29. В какой части урока лучше давать задание на дом? Обоснуйте ответ:
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………… 30. Установите связь (стрелочками):
А) вводный урок А) проводится в конце крупного раздела
Б) объяснительный урок Б) посвящается построению логической структуры курса
В) учетно-повторительный урок В) изучение нового материала
Г) обобщающее-повторительный урок Г) имеет несколько целей
Д) комбинированный урок Д) проводится после изучения крупных тем 31. В чем заключается гуманизация обучения на уроках ОБЖ: (выберите правильный ответ)
А) в отношении к ученику как к объекту
Б) в отношении к ученику как к субъекту
В) в отношении к ученику как к пустому месту 32. Приемами метода «устное изложение материала» являются:
Рассказ
Беседа
Лекция
Семинар
Практическая работа
Доклад
Объяснение
Инструктаж
33. Приемами метода «обсуждение изученного материала» являются:
Беседа
Лекция
Семинар
Классно-групповые занятия
Эксперимент
34. Приемами метода «показа (демонстрации)» являются:
Педагогический рисунок
Инструктаж
Эксперимент
ТСО
Лабораторная работа
Самостоятельная работа
Доклад
Практическая работа
35. Приемами метода «упражнения» являются:
Вводные
Инструктаж
Лекция
Основные
Лабораторная работа
Тренировочные
36. Примами метода «практическая работа» являются:
Лабораторные работы
Деловые игры
Тренировки
Туристические походы
37. Приемами метода «самостоятельная работа обучаемого» являются:
Работа с печатными источниками
Самостоятельные тренировки
Лабораторная работа
Семинар
Классно-групповые занятия
Эксперимент
Самостоятельный просмотр и прослушивание
Теле- и радиопередачи
38. К контрольным методам относятся приемы:
А) терминологический диктант
Б) тестирование
В) контрольная работа
Г) зачет
Д) экспресс-опрос
Е) опрос 39. К мнемоническим методам относятся приемы:
А) опорные конспекты
Б) репродуктивное домашнее задание
В) конспект
Г) реферат 40. Соотнесите требования с методами:
А) высокая научность 1.) устное изложение учебного материала
Б) проблемная постановка задач
В) тщательный отбор материала
Г) соблюдение определенной
последовательности в выполнении
упражнения, его ритма 2) обсуждение изученного
материала
Д) четкие формулировки действий
Е) инструктаж перед началом работы 3) упражнения
Ж) формирование у учащихся навыков
самоконтроля и самосознания 4) практическая работы
З) детальный разбор ошибок
И) умелое сочетание слова и показа 5) показ
-………………………….
-…………………………………
-……………………………………
-…………………………………
-……………………………………..
41. Соотнесите активные методы обучения с приемами:
А) дискуссия
Б) самостоятельная работа с учебником
В) самостоятельной работы с дидактическим материалом
Г) эвристическая беседа 1) практические методы
Д) проблемное изложение
Е) самостоятельное решение расчетных и логических задач
Ж) частично-поисковая демонстрация 2) словесные методы
З) частично-поисковая демонстрация с экранными пособиями
И) опорные сигналы
К) частично-поисковая лабораторная работа 3) наглядные методы
Л) анализ конкретных ситуаций (АКС)
М) решение проблемных задач
Н) деловая игра
О) «круглый стол»
П) индивидуальный практикум
Р) «мозговая атака» 1)-………………………………..
2)-………………………………..
3)-………………………………….
42. Допишите: "педагогический риск" – это деятельность учителя по снятию ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………… 43. О каком типе урока идёт речь: «Полностью посвящается построению логической структуры курса года или объёмного сложного раздела…» (выберите правильный ответ):
А) вводный
Б) объяснительный
В) учётно-повторительный 44. Какой формы урока не существует (вычеркните лишнее):
А) фронтальной
Б) групповой
В) классовой
Г) индивидуальной 45. Поставьте эти элементы закона усвоения материала по порядку:
А) воспринять
Б) запомнить
В) осмыслить
Г) проверить
Д) применить 46. О каком методе обучения идёт речь: «Последовательное, строгое в логическом содержании изложение сложных вопросов…» (выберите правильный ответ):
А) рассказ
Б) объяснение
В) лекция
Г) беседа 47. Чем характеризуется метод дискуссии (выберите правильный ответ):
А) работа с учебником
Б) свобода высказывания
В) работа в группах
Г) индивидуальная работа 48. Способ коллективного продуцирования новых идей. Это метод (выберите правильный ответ):
А) круглого стола
Б) мозгового штурма
В) индивидуальный практикум
Г) деловая игра 49. Алгоритм подготовки учителя к уроку (выберите правильный ответ):
А) 1) прогнозирование; 2) планирование; 3) диагностика
Б) 1) планирование; 2) прогнозирование; 3) диагностика
В) 1) диагностика; 2)планирование; 3) прогнозирование
Г) 1) диагностика; 2) прогнозирование; 3) планирование 50.Фронтальное занятие проводится (выберите правильный ответ):
А) со всем классом
Б) с одним человеком
В) по подгруппам 51. Каждый урок направлен на достижение скольких целей (выберите правильный ответ):
А) одной (обучить)
Б) двух (обучить и воспитать)
В) трех (обучить, воспитать, развить)
Г) четырех (организовать, воспитать, обучить, развить) Ж) в экстремальных ситуациях 52. Урок – это …..(допишите):
А) разработка комплекса мер, выбор организации учебно-воспитательной работы, которая на данный момент обеспечивает максимальное усвоение учащимися знаний
Б) законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок учебного процесса
В) заранее спланированное учителем мероприятие по обучению учащихся конкретной теме 53. Какого типа урока не существует (выберите правильный ответ):
А) вводный
Б) практический
В) комбинированный
Г) обобщающе-повторительный
Д) учетно-повторительный
Е) объяснительный
Ж) практически-повторительный
54. Основные методы работы на уроке (допишите):
А) речевые
Б) наглядные
В) практические
Г)……………
Д)…………… 56. Методами обсуждения изученного материала являются (нужное подчеркнуть):
А) Беседа
Б) Лекция
В) Семинар
Г) Классно-групповые занятия
Д) Эксперимент
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету
Дидактические требования к современному уроку.
Реализация системы дидактических принципов на уроке.
Основные этапы современного урока.
Определение оптимального содержания урока.
Структура урока изучения нового материала.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Структура урока формирования умений и навыков.
Структура урока повторения.
Структура урока проверки знаний, умений и навыков.
Структура урока применения знаний, умений и навыков.
Структура повторительно-обобщающего урока.
Структура комбинированного урока.
Подготовка учителя к уроку.
Виды (этапы) деятельности, связанные с усвоением учебной информации при компьютерном обучении.
Направления технологии компьютерного обучения.
Дидактические требования к уроку с применением компьютера.
Реализация на уроке образовательной, воспитательной и развивающей функции методов обучения.
Виды и методы контроля и оценки.
Осуществление учащимися самоконтроля и оценки на уроке.
Организация учителем самостоятельной учебной работы на уроке.
Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения (см. раздел 1.7) Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала.
|