Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Владивостока»
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО
« » 20 г.
Протокол №
от « » 20 г.
Руководитель МО «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР
/ /
« » 20 г.
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ № 27
/Е.Г. Харабажиу /
« » 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по информатике "Программирование на языке Паскаль" (10 - 11 класс)Составил: учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ №27 Лобанов Виктор Сергеевич ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и программирования на языке Бейсик (предполагается изучение в курсе информатики двух языков программирования: один в основном курсе информатики, другой в старшей школе, в качестве элективного курса), приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» является предметом по выбору для учащихся 10 и 11 классов старшей профильной школы. Курс рассчитан на 68 часов, которые проводятся в течение двух учебных лет: 10 класс по 1 часу в неделю, 11 класс - 1 час в неделю.Курс условно разбит на два модуля. Первый модуль - это первый год обучения, в котором изучаются основы языка Паскаль, типы данных, базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклы), структурное программирование. В основу первого модуля положена работа с простыми типами данных, только лишь в конце модуля идет знакомство со структурированными типами (изучаются массивы). Второй модуль полностью посвящен структурированным типам данных.Из курса выведена тема «Графика». Усвоив материал курса, учащиеся могут применять свои знания в изучении этой темы, а также объектно-ориентированного программирования.Учитывая все вышесказанное, можно выделить основную цель данного курса. Цели и задачи курса: Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.
Формирование алгоритмической культуры.
Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.
Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных
структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных. Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.
Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
Развитие алгоритмического мышления учащихся.
Формирование навыков грамотной разработки программ.
Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
Состав учебно-методического комплекта:Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программирование на языке Паскаль»:Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. - М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002. Личностно-ориентированная направленность курса.Личность ученика - вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода - не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно - создать на уроке ситуацию успеха.Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.Организация учебного процесса. В основу организации учебного процесса положена система лекционных и практических занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Поэтому учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах: урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач;
внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном
классе) самостоятельно выполняют компьютерные практикумы.Лекции. Представление учебного материала учащимся проводится в форме лекций. Каждая лекция - дидактическая единица, требующая примерно одинакового времени на изложение теоретического материала (по 1 часу). Для лучшего восприятия материала - лекции сопровождаются демонстрацией презентаций. Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного контроля - это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики. Примеры практикумов можно посмотреть в журнале «Информатика и образование» №11 2005г. «Организация контроля в курсе программирования».Количество часов в неделю - 10 класс - 1 час, 11 класс - 1 час, всего - 68 учебных часов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №
| Тема
| Часы
| 10 класс
| Введение в Паскаль. Данные. Типы данных - 5 часов
| 1-2
| Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка.
| 2
| 3-4
| Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные.
| 2
| 5
| Организация ввода-вывода. Оператор присваивания.
| 1
| Алгоритмы линейной структуры - 4 часа
| 6-7
| Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование.
| 2
| 8-11
| Практикум по решению задач
| 4
| Алгоритмы разветвляющейся структуры - 8 часов
| 12-13
| Организация ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного перехода.
| 2
| 14-17
| Практикум по решению задач
| 6
| Перечислимый и интервальный типы данных - 4 часа
| 18
| Перечислимые и ограниченные типы данных. Оператор выбора case.
| 1
| 19-21
| Практикум по решению задач
| 3
| Циклы - 8 часов
| 22-23
| Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы.
| 2
| 24-29
| Практикум по решению задач
| 6
| Массивы - 5 часов
| 30-31
| Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.
| 2
| 32-34
| Практикум по решению задач
| 3
|
| Итого по 1-му году обучения
| 34
| 11 класс
| Графика в Паскале - 6 часов
| 35-36
| Графика в Паскале. Основные функции и процедуры построения изображений. Модуль Graph и Crt.
| 2
| 37-40
| Практикум по решению задач
| 4
| Массивы - 8 часов
| 41-42
| Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. Транспонирование матрицы.
| 2
| 43-48
| Практикум по решению задач
| 6
| Записи - 4 часа
| 49
| Комбинированный тип - записи. Оператор присоединения. Сортировка записи.
| 1
| 50-52
| Практикум по решению задач №5
| 3
| Строки - 4 часа
| 53
| Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций.
| 1
| 54-56
| Практикум по решению задач
| 3
| Подпрограммы - 5 часов
| 57-58
| Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя.
| 2
| 59-61
| Практикум по решению задач
| 3
| Множества - 3 часа
| 62
| Понятие множества. Использование множеств при обработке текстов и массивов.
| 1
| 63-64
| Практикум по решению задач
| 2
| Файлы - 4 часа
| 65
| Файловые типы. Процедуры и функции работы с файлами
| 1
| 66-68
| Практикум по решению задач
| 3
|
| Итого по 2-му году обучения
| 34
|
| Итого
| 68
| ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать: значение понятия «алгоритм»;
принципы структурной алгоритмизации;
место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня;
принципы описания языка программирования на уровне метаязыка;
структуру программы на Паскале, что такое величина и чем она характеризуется;
в чем принципиальные отличия величин структурировано и не структурированных;
о таких структурах данных, как множество, запись, файлы, стек, очередь, строка;
о том, какие из них реализованы в Паскале в качестве типов языка, а какие требуют дополнительных усилив по конструированию;
что может входить в состав арифметического выражения;
перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль;
о нематематических функциях, которые могут входить в арифметические выражения;
о логических выражениях и входящих в них операндах, знаках действий и функциях;
перечень основных операторов языка Паскаль и синтаксис этих операторов;
детали процесса исполнения каждого из операторов;
назначение перечислимого и интервального типов данных, какие ограничения связаны с этими типами;
примеры простых программ, использующих эти типы;
почему наличие полноценных процедур и функций является принципиально важным для структурно-ориентированного языка высокого уровня;
каковы правила описания процедур в Паскале;
как строится вызов процедуры;
в чем принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными переменными;
в чем отличия между параметрами-переменными и параметрами-значениями и в каких ситуациях целесообразно использовать те и другие;
в чем отличия между процедурами и функциями;
область действия описаний в процедурах;
в чем в принципе заключается рекурсия и как она реализована на Паскале;
какие структурированные типы данных есть в языке Турбо Паскаль;
как формально определять в программе типы «массив», «строка», «множество», «запись», «файл»;
какими свойствами обладают данные указанных типов;
какие операции возможны над величинами указанных типов;
значимость возможности создания модулей для профессионального языка программирования;
структуру модулей в Турбо Паскале.
модуля Graph и его состав;
основные установочные процедуры;
основные процедуры построения графических примитивов
Учащиеся должны уметь: строить схемы вложений алгоритмических структур друг в друга;
решать на уровне блок-схем задачи, требующие использования однократно вложенных базовых алгоритмических структур и выделения вспомогательных алгоритмов;
читать несложные блок-схемы и сопоставлять с реальными текстами на Паскале;
записывать примеры арифметических и логических выражений с использованием всех атрибутов, которые могут в них входить;
описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов;
разрабатывать простые программы обработки числовой и символьной информации, требующие не более одного вложения (суперпозиции) основных операторов;
создавать перечислимые типы;
описывать переменные перечислимого типа;
разрабатывать простые программы, содержащие величины перечислимого типа;
строить интервальный тип на базе произвольного порядкового типа;
выделять вспомогательные алгоритмы в несложных задачах;
формировать процедуры и функции;
правильно строить обращения к процедурам и функциям.
при решении содержательных задач, в которых целесообразно пользоваться структурированными данными, адекватно выбирать подходящую из перечисленных выше структур;
пользоваться комбинациями структур данных (типа «массив», «записей» и т.д.);
воспроизвести простейшие алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве;
распространить эти алгоритмы на сортировку и поиск в нечисловых массивах, массивах записей;
пользоваться готовыми модулями и разбираться в их структуре, назначении отдельных разделов;
пользоваться стандартным модулем Crt;
строить несложные изображения, используя установок процедуры и графические примитивы;
строить графики функций инструментами графического модуля.
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов / М.П. Лап- чик, И.Г. Семакин. Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчик. - М.:-Издательский центр «Академия», 2001.
Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.
Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. - М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. - СПб.: БХВ- Петербург, 2004.
|