Элективный курс «Программирование на языке Паскаль»





Скачать 192.84 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Программирование на языке Паскаль»
Дата публикации19.08.2014
Размер192.84 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Информатика > Элективный курс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Владивостока»





«РАССМОТРЕНО» на заседании МО

« » 20 г.

Протокол №

от « » 20 г.

Руководитель МО «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР

/ /

« » 20 г.

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ № 27

/Е.Г. Харабажиу /

« » 20 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по информатике "Программирование на языке Паскаль" (10 - 11 класс)

Составил:

учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ №27 Лобанов Виктор Сергеевич
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?

Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.

Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и программирования на языке Бейсик (предполагается изучение в курсе информатики двух языков программирования: один в основном курсе информатики, другой в старшей школе, в качестве элективного курса), приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» является предметом по выбору для учащихся 10 и 11 классов старшей профильной школы. Курс рассчитан на 68 часов, которые проводятся в течение двух учебных лет: 10 класс по 1 часу в неделю, 11 класс - 1 час в неделю.

Курс условно разбит на два модуля. Первый модуль - это первый год обучения, в котором изучаются основы языка Паскаль, типы данных, базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклы), структурное программирование. В основу первого модуля положена работа с простыми типами данных, только лишь в конце модуля идет знакомство со структурированными типами (изучаются массивы). Второй модуль полностью посвящен структурированным типам данных.

Из курса выведена тема «Графика». Усвоив материал курса, учащиеся могут применять свои знания в изучении этой темы, а также объектно-ориентированного программирования.

Учитывая все вышесказанное, можно выделить основную цель данного курса.

Цели и задачи курса:

  • Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.

  • Формирование алгоритмической культуры.

  • Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.

  • Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных

структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.

  • Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.

  • Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

  • Развитие алгоритмического мышления учащихся.

  • Формирование навыков грамотной разработки программ.

  • Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

Состав учебно-методического комплекта:

Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программирование на языке Паскаль»:

Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. - М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.

Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.

Личностно-ориентированная направленность курса.

Личность ученика - вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода - не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно - создать на уроке ситуацию успеха.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.

Организация учебного процесса. В основу организации учебного процесса положена система лекционных и практических занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Поэтому учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  • урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач;

  • внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном

классе) самостоятельно выполняют компьютерные практикумы.

Лекции. Представление учебного материала учащимся проводится в форме лекций. Каждая лекция - дидактическая единица, требующая примерно одинакового времени на изложение теоретического материала (по 1 часу). Для лучшего восприятия материала - лекции сопровождаются демонстрацией презентаций.

Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного контроля - это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики.

Примеры практикумов можно посмотреть в журнале «Информатика и образование» №11 2005г. «Организация контроля в курсе программирования».

Количество часов в неделю - 10 класс - 1 час, 11 класс - 1 час, всего - 68 учебных часов.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

Часы

10 класс

Введение в Паскаль. Данные. Типы данных - 5 часов

1-2

Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка.

2

3-4

Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные.

2

5

Организация ввода-вывода. Оператор присваивания.

1

Алгоритмы линейной структуры - 4 часа

6-7

Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование.

2

8-11

Практикум по решению задач

4

Алгоритмы разветвляющейся структуры - 8 часов

12-13

Организация ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного перехода.

2

14-17

Практикум по решению задач

6

Перечислимый и интервальный типы данных - 4 часа

18

Перечислимые и ограниченные типы данных. Оператор выбора case.

1

19-21

Практикум по решению задач

3

Циклы - 8 часов

22-23

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы.

2

24-29

Практикум по решению задач

6

Массивы - 5 часов

30-31

Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.

2

32-34

Практикум по решению задач

3




Итого по 1-му году обучения

34

11 класс

Графика в Паскале - 6 часов

35-36

Графика в Паскале. Основные функции и процедуры построения изображений. Модуль Graph и Crt.

2

37-40

Практикум по решению задач

4

Массивы - 8 часов

41-42

Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. Транспонирование матрицы.

2

43-48

Практикум по решению задач

6

Записи - 4 часа

49

Комбинированный тип - записи. Оператор присоединения. Сортировка записи.

1

50-52

Практикум по решению задач №5

3

Строки - 4 часа

53

Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций.

1

54-56

Практикум по решению задач

3

Подпрограммы - 5 часов

57-58

Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя.

2

59-61

Практикум по решению задач

3

Множества - 3 часа

62

Понятие множества. Использование множеств при обработке текстов и массивов.

1

63-64

Практикум по решению задач

2

Файлы - 4 часа

65

Файловые типы. Процедуры и функции работы с файлами

1

66-68

Практикум по решению задач

3




Итого по 2-му году обучения

34




Итого

68

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • значение понятия «алгоритм»;

  • принципы структурной алгоритмизации;

  • место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня;

  • принципы описания языка программирования на уровне метаязыка;

  • структуру программы на Паскале, что такое величина и чем она характеризуется;

  • в чем принципиальные отличия величин структурировано и не структурированных;

  • о таких структурах данных, как множество, запись, файлы, стек, очередь, строка;

  • о том, какие из них реализованы в Паскале в качестве типов языка, а какие требуют дополнительных усилив по конструированию;

  • что может входить в состав арифметического выражения;

  • перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль;

  • о нематематических функциях, которые могут входить в арифметические выражения;

  • о логических выражениях и входящих в них операндах, знаках действий и функциях;

  • перечень основных операторов языка Паскаль и синтаксис этих операторов;

  • детали процесса исполнения каждого из операторов;

  • назначение перечислимого и интервального типов данных, какие ограничения связаны с этими типами;

  • примеры простых программ, использующих эти типы;

  • почему наличие полноценных процедур и функций является принципиально важным для структурно-ориентированного языка высокого уровня;

  • каковы правила описания процедур в Паскале;

  • как строится вызов процедуры;

  • в чем принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными переменными;

  • в чем отличия между параметрами-переменными и параметрами-значениями и в каких ситуациях целесообразно использовать те и другие;

  • в чем отличия между процедурами и функциями;

  • область действия описаний в процедурах;

  • в чем в принципе заключается рекурсия и как она реализована на Паскале;

  • какие структурированные типы данных есть в языке Турбо Паскаль;

  • как формально определять в программе типы «массив», «строка», «множество», «запись», «файл»;

  • какими свойствами обладают данные указанных типов;

  • какие операции возможны над величинами указанных типов;

  • значимость возможности создания модулей для профессионального языка программирования;

  • структуру модулей в Турбо Паскале.

  • модуля Graph и его состав;

  • основные установочные процедуры;

  • основные процедуры построения графических примитивов

Учащиеся должны уметь:

  • строить схемы вложений алгоритмических структур друг в друга;

  • решать на уровне блок-схем задачи, требующие использования однократно вложенных базовых алгоритмических структур и выделения вспомогательных алгоритмов;

  • читать несложные блок-схемы и сопоставлять с реальными текстами на Паскале;

  • записывать примеры арифметических и логических выражений с использованием всех атрибутов, которые могут в них входить;

  • описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов;

  • разрабатывать простые программы обработки числовой и символьной информации, требующие не более одного вложения (суперпозиции) основных операторов;

  • создавать перечислимые типы;

  • описывать переменные перечислимого типа;

  • разрабатывать простые программы, содержащие величины перечислимого типа;

  • строить интервальный тип на базе произвольного порядкового типа;

  • выделять вспомогательные алгоритмы в несложных задачах;

  • формировать процедуры и функции;

  • правильно строить обращения к процедурам и функциям.

  • при решении содержательных задач, в которых целесообразно пользоваться структурированными данными, адекватно выбирать подходящую из перечисленных выше структур;

  • пользоваться комбинациями структур данных (типа «массив», «записей» и т.д.);

  • воспроизвести простейшие алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве;

  • распространить эти алгоритмы на сортировку и поиск в нечисловых массивах, массивах записей;

  • пользоваться готовыми модулями и разбираться в их структуре, назначении отдельных разделов;

  • пользоваться стандартным модулем Crt;

  • строить несложные изображения, используя установок процедуры и графические примитивы;

  • строить графики функций инструментами графического модуля.

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

    1. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов / М.П. Лап- чик, И.Г. Семакин. Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчик. - М.:-Издательский центр «Академия», 2001.

    2. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.

    3. Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. - М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.

    4. Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002.

    5. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. - СПб.: БХВ- Петербург, 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» iconВетвление на языке Паскаль
Вести понятие условного оператора на языке программирования Паскаль, обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов...
Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» iconТема: «Программирование на языке паскаль. Оператор присваивания»
Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств
Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» iconПояснительная записка Элективный курс «Основы программирования на языке Turbo Pascal»
Изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению...
Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» iconТема: алгоритмическая структура ветвления на языке Паскаль
Здравствуйте! Какая тема сегодняшнего урока? (алгоритмическая структура ветвления на языке Паскаль) Мы изучали уже это? (да) Как...
Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» iconУрок на тему. Составление арифметических выражений на языке Паскаль
Паскаль: анализировать текст программы, проводить отладку программы, исследовать работу программы
Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» iconМетодические указания по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования»...
Методические указания к лабораторным работам ориентированы на изучение основ алгоритмического языка Паскаль версии ТурбоПаскаль 0,...
Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» iconКонспект урока по информатике Тема урока: «Язык програмирования Паскаль....
Развивать навыки программирования на алгоритмическом языке высокого уровня на примере языка Паскаль
Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» icon«Динамическое Web-Программирование»
Целью курса "Динамическое Web-Программирование" является изучение принципов разработки приложений, работающих в среде Интернет и...
Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» iconЭлективный курс по химии
Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования
Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» iconЭлективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных...
Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса
Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» iconЭлективный курс по алгебре «Практикум по решению задач»
Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных...
Элективный курс «Программирование на языке Паскаль» iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск