Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы





Скачать 300.97 Kb.
НазваниеОбразовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы
страница1/3
Дата публикации13.09.2014
Размер300.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы.
Т. А. Зюрина, заместитель директора по УВР

МАОУ лицей «Синтон» г. Чайковский
Принято считать, что основная школа является одной из самых сложных ступеней образования. Психологи и учителя объясняют это «переходным возрастом», который нужно просто «пережить» и детям, и родителям, и педагогам . Проблематика основной школы и особенностей образования на данной ступени освещена в работах В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.Б. Воронцова, Е.В. Чудиновой, В.Р. Имакаева и других.

Чувство взрослости, потребность в самостоятельности, равноправии и уважению со стороны взрослых, общение со сверстниками, самоопределяющимися и рискующим, интерес к собственной личности, стремление к неизвестному, к испытанию себя, участие в новых видах деятельности, стремление получить признание других - далеко не полный перечень приоритетов подростков, с которыми должна работать школа. Традиционная классно-урочная система образования не справляется с этим «трудным» возрастом, ставя во главу угла только предметные результаты. Значительная часть подростков просто отсиживают уроки, получая в итоге прививку от любопытства и очень мало полезных знаний, а образовываются они в других местах. Для эффективного образования подростков необходимы другие организационно-педагогические условия. ФГОС ООО, учитывая принцип природосообразности, видит выпускника основной школы готовым к выбору, обладающим избирательностью интересов, познающим себя, утверждающим себя как взрослый, готовым нести ответственность перед самим собой и другими, умеющим действовать с ориентацией на другую позицию, работать в группе и индивидуально, осознанно выполняющим правила здорового и безопасного образа жизни1. Эти результаты необходимы и старшей школе, поскольку в соответствии новыми стандартами старшей школы учащийся должен быть готов учиться по индивидуальным учебным планам и создавать индивидуальные образовательные программы2.

Традиционная классно-урочная система не позволяет достичь этих результатов, т.к. «страдает» академизмом, линейностью, бессобытийностью, однообразием, отсутствием выбора. Кроме того, традиционная школа представляет собой «закрытое» образовательное пространство, в котором все траектории движения учащегося за него определены и простроены, он ничего не выбирает. Современные ученые считают, что в основной школе учащиеся «теряют» 3 из 5 лет. Противоречие между особенностями подросткового возраста, требованиями государства, заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах, и возможностями существующей классно-урочной системы, заставляет искать иные формы образования подростков.

На наш взгляд, успешно разрешить данное противоречие позволяют технологии открытого образовательного пространства, которые обеспечивают процесс индивидуализации: нацелены на самоопределение и выстраивание индивидуальной образовательной траектории учащимся, носят деятельностный характер обучения, предполагают избыточность, вариативность, интерактивность, наличие рефлексии в процессе обучения и по окончании его.

Вопросы, связанные с открытым образовательным пространством и индивидуализацией образования широко дискутируются с конца девяностых годов прошлого века. Основные авторы, развернувшие эту дискуссию – Ковалева Т.М., Проскуровская И.А., Прокофьева Л.Б., Рыбалкина Н.В., Суханова Е.А., Теров А.А., Тубельский А.Н., Фрумин И.Д., Щедровицкий П.Г. и др.

В течение последних двух лет в лицее «Синтон» в образовательный процесс основной школы включаются Образовательные сессии.

Образовательная сессия – специально организованное пространство, в котором разворачивается образовательное событие, направленное на саморазвитие учащегося в совместной с другими участниками образовательного процесса деятельности через пробы и рефлексию. Образовательная сессия, как эффективная и современная форма инновационной образовательной практики, еще только осваивается в школе и в настоящее время не считается технологически отработанной. Об актуальности разработки техники проведения образовательных интенсивов, направленных на обеспечение процессов самоопределения подростков (образовательных сессий, образовательных событий и т.д.), свидетельствуют ряд современных научных изысканий (Щедровицкий, Ковалева, Черемных, Смирнов, другие).

Каждая образовательная сессия, проведенная в лицее решала конкретные задачи и выстраивалась по определенным технологиям. Так, для учащихся 4-х классов в конце учебного года была проведена Образовательная сессия «Тайны 5-го класса» в технологии «Образовательное путешествие» (автор технологии Н. Рыбалкина, Т. Ковалева). В ходе путешествия (6 часов) произошло знакомство пятиклассников с внеурочным пространством лицея (кружками, секциями, мастерскими) и построение каждым из них своих образовательных маршрутов во внеурочной деятельности на следующий учебный год. В этом им помогли созданные ими карты собственных образовательных интересов, как продукта осмысления и планирования собственного образования и карты имеющихся ресурсов лицея. Тьюторами выступили классные руководители, а мастерами – учителя основой школы. Для сохранения мотивации к продолжению учебных исследований и проектных работ пятиклассникам в начале учебного года была предложена Образовательная сессия «Семь чудес лицея», в ходе которой было организовано погружение в предметные области через мастерские. Сессия проходила два дня и пятиклассники могли выбирать мастерские и совершать предметные пробы. По итогам сессии каждый выполнил мини-исследование или учебный проект, публичная защита которых состоялась в день лицея - 19 октября в режиме «Лицейский Арбат». Часть учащихся продолжили начатое исследование в дальнейшем и представляли работы на муниципальной конференции УИР, а учитель английского языка организовал для пятиклассников, увлекшихся английским языком, языковой театральный курс «Perfomanse». Движение учащихся в ходе сессии сопровождали тьюторы. Обе эти сессии стали для пятиклассников первыми шагами по построению индивидуального образовательного маршрута.

Для мотивация учащихся 8-х классов на учебно-исследовательскую деятельность (курс «Технология исследовательской деятельности» - обязательный курс в 9 классе), была проведена Образовательная сессия «От вопроса к исследованию» совместно с педагогами и учащимися СОШ №12 (наши соседи). Данная Образовательная сессия – это событие, которое позволило пробудить мотивацию учащихся к исследованию, актуализировать собственный образовательный интерес и выйти каждому учащемуся на тему учебного исследования;

Для достижения заявленных результатов в рамках Образовательной сессии использовалась авторская технология «Большой процесс: от информации к смыслу» » (автор Тюмина М. В.), основанная на методе содиалога А. Г. Ривина (поабзацное изучение текста в парах сменного состава). Данная деятельность организуется для погружения учащихся в содержание различных интересных, проблемных направлений современной культуры, науки и духовной жизни, которые имеют важное значение для становления личности и диалога поколений, однако не отражены в школьных программах.

По замыслу авторов «Большой процесс» направлен на пробуждение познавательного интереса и познавательной активности учащихся основной школы, проявленные в самоопределении учащихся в темах и проблематике учебных исследований. Образовательная сессия проходит в конце (апрель) или в начале учебного года (сентябрь) в период запуска учебно-исследовательской деятельности у учащихся основной школы в 2 дня (12-13 часов).

На образовательной сессии принципиально изменяется позиция и деятельность учителя. В ходе сессии - учитель – партнер учащегося, тьютор. Для достижения заявленных целей учитель меняет привычные приемы работы. Учитель вместе с детьми ищет истину, движется к ее выяснению и имеет право на собственное мнение. На сессии происходит содержательная встреча детей и взрослых, они «открывают» друг друга.

Выходом из сессии для учителя, кроме интенсификации изучения предмета, может быть создание новых факультативных курсов, исследовательских кружков, и т.д., в которых педагог продолжает начавшийся содержательный ход, представляющий для него и детей взаимный интерес, но не укладывающийся в рамки существующей программы.

Работа учащихся на образовательной сессии также как и работа учителей, отличается от того, что происходит на традиционных уроках. Учащиеся деятельностно осваивают не только учебный материал, но и способы учебной деятельности, в основе которых лежит умение работать с информацией, формулировать открытые вопросы, т.е. видеть и ставить проблему, предлагать способ ее решения. Детям предоставляется возможность включиться в мыслительную деятельность, организовать собственную образовательное движение, приобрести вкус к творческой работе. Специально инициируется, поощряется и культивируется личная точка зрения, поисковые ходы и т.п. Если учесть, что содержание, которое дети осваивают, ново для них, то можно представить, как ребята раскрываются в сессии.

Образовательные сессии позволяют преодолеть отчуждение учащихся от собственного образования (путем самостоятельного, добровольного выбора тьютора, группы, позиции, текста, партнеров, темы исследования); помогают выявить учащимся собственный образовательный интерес и выйти на тему исследования; удовлетворить образовательные потребности; развивать рефлексию.

Педагоги на Образовательных сессиях осваивают неурочных формы образования, приобретают опыт построение открытого образовательного пространства, устанавливают живое общение с учащимися, осваивают новые способы формирования и развития компетенций - информационных, коммуникативных, рефлексивных, обеспечивают индивидуализацию образования, осваивают тьюторскую позицию.

Образовательные сессии меняют формы взаимодействия между педагогом и учащимся, позволяет выйти на другие качественные образовательные результаты учащихся и педагогов.

Приложение 1.

Образовательная сессия «От вопроса к исследованию»

для учащихся 8 классов лицея «Синтон» и ООШ №12 (апрель 2013)

Рефлексивное эссе

  • Личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности.

  • Эссе о себе.

Вопросы для рефлексивного эссе

  • Какие ожидания у меня были по поводу образовательной сессии? Оправдались они или нет?

  • Что нового я узнал на образовательной сессии о мире, о других людях, о себе? Где эти знания могут стать для меня ресурсом в жизни?

  • Какие умения, качество я смог проявить на образовательной сессии?

  • Каких умений мне не хватает, чтобы успешно справиться с исследовательской работой?

  • Какие вопросы возникли у меня в ходе образовательной сессии? Нашел ли я ответы? Какие?

  • Какие основные выводы о последующем своем образовании мне удалось сделать?

  • В каком научном направлении я буду писать свою исследовательскую работу?

Какие эмоции остались у меня после образовательной сессии?

Мои возможности, мои ресурсы.

Вот и подошла к концу образовательная сессия, на которой я была впервые. В целом, мне всегда очень нравились мероприятия подобного рода. Вот, и эта сессия произвела на меня впечатления. Почти все мои ожидания оправдались, я получила много полезной и важной для меня информации.

Мне очень понравилось то, что все учителя были с нами «на равных». Они помогали открыться нам, высказывать личные суждения. Так же, мне очень понравилось, что мы работали в группах сменного состава. Это давало нам возможность познакомиться с новыми людьми, проявить, может быть, какие-нибудь лидерские качества.

До того, как я шла сюда, я абсолютно не имела никакого представления о теме своей исследовательской работы. Мне были интересны почти все направления. Но. Послушав рассказы всех групп, я намного сузила круг обзора. Сейчас, я точно уверенна, что буду писать свою работу в области «Информатика – Физика – Математика». Больше всего для себя я выделила такие темы, как «Влияние 3D изображения на сетчатку глаза и здоровье человека», «Эффект 3D и 5D влияния на здоровье», «Влияние обманов зрения на глаза человека» «Физиологический механизм обманов зрения». Конечно, это еще не точные темы моих исследований. Возможно, много исправлений и корректирования тем.

Мне очень было интересно провести некоторые опыты на каких-либо животных (хомяки, крысы), связанных с выбранными темами.

Я очень благодарна этой образовательной сессии за то, что помогла мне определиться с темами моих исследований. Сессия оставила приятные воспоминания, дала возможность получить кучу положительных эмоций.

Яна Клячина, 8А

* * *

Сначала я думала, что образовательная сессия будет проходить в виде лекции; нам объясняют что-либо об исследовательских работах, мы записываем. Но все оказалось намного интереснее. Все то, что я узнала на образовательной сессии, я думаю, пригодится мне в дальнейшее время. Эти знания я буду использовать при написании своей исследовательской работы, при планировании или при проектировании чего-либо. На образовательной сессии я проявила себя в роли докладчика от своей команды и проявила себя в работе в группах.

Основные выводы о последующем своем образовании мне помогло сделать интервью с учителем информатики лицея «Синтон» Евгений Леонидовной. Свою исследовательскую работу я еще не продумала до конца, поэтому сказать конкретное направление, в котором я буду писать, я не смогу сейчас.

Мне очень понравилась эта образовательная сессия, я узнала много нового, познакомилась с ребятами из 12-й школы. Я буду рада вновь побывать на чем-то подобном. Спасибо.

Анастасия Кузнецова, 8А

* * *

Перед тем как идти на образовательную сессию, я думала, что тут будет скучно, я не узнаю ничего нового. Оказалось все иначе. В 12 школе было весело и очень интересно. Я узнала много новых фактов, о которых даже никогда не задумывалась.

На образовательной сессии я научилась решать ребусы, хотя раньше я их решала с большим трудом. Я взяла на рассмотрение одну из исследовательских работ. Направление исследовательской работы – торговля. Именно хочу подтвердить или разрушить миф о йогуртах синего цвета.

В своей работе я буду применять опрос, интервью, докажу это на практике и теории. Эмоции после образовательной сессии остались хорошие, хотелось бы побывать тут еще раз, но уже с другой тематикой.

В 12 школе оказывается хорошие учителя и дети. Я познакомилась и подружилась со многими. Этому помогло замечательное проведение разных процессов. Особенно запомнилась работа с текстом.

Ксения Козлова, 8Б

* * *

До того пока я не пришел на ОС, я считал, что я и все остальные будем все время просто писать конспекты по тому как делать исследовательскую работу, но придя на ОС оказалось, что мы не только учимся делать исследовательскую работу, но и общаться друг с другом, учиться брать интервью и просто хорошо проводить время.

Знания, полученные на ОС, помогут мне не только лучше подготовить исследовательскую работу, но и в повседневной жизни и работе.

Считаю, что мне еще нужно поучиться выступать перед большим количеством публики, и не бояться высказывать свое мнение в незнакомом обществе.

После ОС я уверен. Что буду писать исследовательскую работу в направлении общественной жизни и социальной (то есть обществознание и история).

После ОС у меня остались положительные эмоции, но я считаю, что организаторы перебрали во времени нашей ОС.

Антон Вяткин, 8А

Мои возможности, мои ресурсы.

Когда первый раз попал на образовательную сессию, я немного растерялся, увидел много незнакомых лиц. Но спустя некоторое время я себя чувствовал отлично, даже немного расслабленно. Я думал, нам просто будут рассказывать много информации, но потом мы приободрились ходя по классам и общаясь с разными людьми. Я узнал как выступать перед аудиторией, как решать ребусы, определился с темой исследовательской работы, как правильно задавать вопросы к интервью. Эти навыки помогут мне определиться с будущей профессией. Но образовательной сессии я проявил навыки работы в группе, общении с другими людьми. Мне не хватает иногда смелости, чтобы выступать перед аудиторией. Я еще не определился с будущей профессией. Я определился, что темой для исследовательской работы будет «История 3D изображения». После сессии у меня осталось много эмоций положительных.

Александр Беляев, 8А
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это реализуется через определенный набор характерных признаков гуманитарного образовательного пространства школы. Современные авторы...
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconСоздание единого коррекционно-образовательного пространства системы...
Педагогический коллектив школы-интерната считает, что качество школьного коррекционно-образовательного пространства как и качество...
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconДизайн архитектурной среды как способ моделирования социокультурного пространства города
Охватывает не только материальные элементы и пространственные связи между ними, но и осуществляемые в этом пространстве поведенческие...
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема школы: Освоение новых подходов к образованию, как основной способ совершенствования качества образования
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconШколы
Цель: Создание единого образовательного пространства для развития личности ребенка в условиях сельской школы
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconУшк как способ формирования и измерения профессиональной компетенции
Данные изменения касаются, в том числе, и требований, предъявляемых к личности педагога как творческой личности, конкурентоспособному...
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Анализ искусствоведческого текста как способ расширения культурологического пространства школьникови подготовки к егэ
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconПроектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых...
Компете́нция— способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconПубличный отчет за 2010-2011 учебный год выводы по анализу итогов...
«Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса школы». Цель...
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconОбщие положения Образовательной программы школы раздел характеристика...
Позитивные изменения и проблемы учебно-воспитательного процесса школы
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconМетодическими объединениями в школе были проведены
Методическая тема школы «Индивидуальное сопровождение учащихся в учебном процессе как условие успешности социализации личности»,...
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconИнструкция: в каждом предмете (в литературе и в истории) выберите...
С 01 сентября 2014 г. Мбоу «сош №42» реализует Муниципальную модель основной школы (ммош), главной целью которой является создание...
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconМетодика работы по развитию умения самооценки первоклассников на...
Зменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений...
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconИзменения в кадровой политике школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты
Курс, направление 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление», магистерская программа «Управление образованием»
Образовательные сессии, как способ изменения образовательного пространства основной школы iconПубличный отчет директора
Цель: обеспечение доступности и качества образования на основе модернизации единого образовательного пространства школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск