Скачать 0.62 Mb.
|
Департамент образования администрации области направляет информацию о состоянии системы общего образования области по итогам 2012-2013 учебного года для практического использования в работе. Приложение на 36 л. в 1 экз. И. о. директора департамента О.А. Беляева Л.И. Пимкина 8 (49 22) 32 20 61 Информация о состоянии системы общего образования области по итогам 2012-2013 учебного года Основным стратегическим ориентиром развития системы образования в отчетный период являлась реализации Комплекса мер по модернизации образования. В 2012/2013 учебном году в области функционировали 383 дневных государственных муниципальных общеобразовательных учреждения (2011/12 уч.г. – 399). С 2008 года их численность снизилась на 21,2% (2008/09 уч.г. – 486), по Российской Федерации за тот же период сокращение составило 16,0% (2008/09 уч.г. – 53,6 тыс.; 2012/13 уч.г. – 45,0 тыс.). Количество учащихся в дневных школах области стало увеличиваться с 2010 года и в целом по сравнению с 2008 годом возросло на 1,0% (2012/13 уч.г. – 118348 чел.; 2008/09 уч.г. – 117205 чел.), по Российской Федерации небольшой рост начался с 2011 года и по сравнению с 2008 годом составил 0,6% (2012/13 уч.г. – 13445 тыс.чел.; 2008/09 уч.г. – 13363 тыс.чел.). Однако в сельских школах региона сокращение контингента учащихся продолжается, хотя и более медленными темпами. Численность учащихся сельских школ снизилось на 194 человека (0,9%; 2011/12 уч.г. – на 293 чел., 1,4%). В целом по области с 2008 по 2012 годы сокращение произошло на 8,8%, по Российской Федерации – на 9,0%. Этим, в первую очередь, объясняется то, что из 8 школ, реорганизованных в течение I полугодия 2013 года в форме присоединения к более крупным общеобразовательным учреждениям, имеющим современные условия для осуществления образовательного процесса, 7 расположены в сельской местности (Гороховецкий, Селивановский районы – по 2, Камешковский, Киржачский, Петушинский районы – по 1, а также в г. Гусь-Хрустальный). Кроме того, в I полугодии 2013 года прогимназия г. Киржача реорганизована в начальную общеобразовательную школу, Кондраковская НОШ Муромского района – в МБДОУ «Детский сад № 1 п. Кондраково». В текущем году планируется реорганизация ещё 9 школ. Средняя наполняемость классов общеобразовательных учреждений области постепенно увеличивается: в городских школах практически стала равна нормативной – 24,9 (2011/2012 уч.г. – 24,7), в сельских – 12,4 (2011/2012 уч.г. – 12,1). В городских школах наиболее высокий показатель в Собинском (27,0), Камешковском (26,3) районах, г. Радужный (26,3); низкий – в посёлках городского типа Гусь-Хрустального (18,8), Селивановского (19,4), Ковровского (21,0) районов. В сельских школах выше среднего – в окр. Муром (18,5), Ковровском (14,5) и Суздальском (14,2) районах, ниже – в Киржачском (по 9,9), Кольчугинском (10,3), Муромском (10,9) районах и ряде других территорий. В системе общего образования области создаются условия для удовлетворения потребностей населения в вариативных формах и программах получения образования. В форме экстерната обучались 107 чел. (2012 г. – 114), несколько увеличивается количество выбравших семейную форму обучения – 64 чел. (2012 г. – 47). Повышенный уровень образования в регионе обеспечивают 5 гимназий (г. Владимир – 3, г.г. Александров, Ковров – по 1), 3 лицея (все в г. Владимире), 9 школ с углублённым изучением отдельных предметов (г. Владимир – 5, г. Гусь-Хрустальный – 2, г. Александров, окр. Муром – по 1). Кроме того, в 16 общеобразовательных школах (2011/2012 уч. г. – 15) открыты гимназические классы (Юрьев-Польский – 5, Киржачский – 3, Петушинский – 2, Вязниковский, Собинский районы, г.г. Владимир, Гусь-Хрустальный, Ковров, окр. Муром – по 1), в 9 (2011/2012 уч. г. – 9) – лицейские классы (Юрьев-Польский район – 4, г. Владимир, окр. Муром – по 2, г. Ковров – 1), в 4 (2011/2012 уч. г. – 3) – классы с углублённым изучением отдельных предметов (Юрьев-Польский район – 2, Вязниковский, Ковровский районы – по 1). В гимназических классах обучались 6380 человек (2011/2012 уч. г. – 6395), в лицейских – 1155 (2011/2012 уч. г. – 1119), классах с углублённым изучением отдельных предметов – 3868 (2011/2012 уч. г. – 3855). Всего охвачены повышенным уровнем 18426 учащихся (15,6%; 2011/2012 уч. г. – 15,8%), небольшое снижение связано с отсутствием набора в 10-е классы лицеев при педагогических колледжах области. Индивидуализация и дифференциация обучения, позволяющие за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, обеспечиваются также в рамках профильного обучения в школе III ступени в 162 образовательных учреждениях области (59,9% учащихся 10-11 классов; 2011/2012 уч.г. – 163; 58,0%). В целом, отмечается стабилизация охвата учащихся образованием повышенного уровня (около 16% от их общего количества). Значительную роль в деле обеспечения социальной защиты, адаптации и реабилитации подростков и молодёжи играет вечерняя школа. В 2012/2013 учебном году (согласно отчёту по форме статистического наблюдения № СВ-1) в области функционировали 10 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (2011/2012 уч. г. – 11). В них обучались 2087 человек (сокращение на 8,2%, в 2011/2012 уч. г. – 2274; на 11,2%). При вечерних школах работали 12 учебно-консультационных пунктов, обеспечивающих обучение 736 учащихся, проживающих в городских и сельских поселениях муниципальных районов и городских округов (2011/2012 уч. г. – 12; 754). Количество вечерних школ в области постепенно сокращается. Основная причина – снижение количества желающих обучаться по вечерней форме, ставшее особенно заметным после введения государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. В ряде муниципальных образований, прежде всего тех, где нет вечерних (сменных) общеобразовательных школ, созданы классы очно-заочного обучения при 11 дневных общеобразовательных учреждениях, в которых обучались 224 человека (2011/2012 уч. г. – 10; 235). В течение 2012/2013 учебного года на вечернюю форму обучения были переведены 136 учащихся дневных школ II и III ступеней (2011/2012 уч.г. – 114). В 2013 году из 393 государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (дневных и вечерних), функционировавших в области, 317 – бюджетные (80,7%), 62 – казённые (16,3%), 12 – автономные (3,0%). В 2012 г. их доля была соответственно 78,7%, 18,8%, 2,5%. В регионе также осуществляли образовательную деятельность 9 негосударственных общеобразовательных учреждений, в которых обучались 781 человек (2011/2012 уч.г. – 10; 782). В июле 2013 года закончилось строительство нового здания негосударственного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия преподобного Илии Муромца» в окр. Муром. Постоянное внимание со стороны органов, осуществляющих управление в сфере образования, уделяется созданию условий для получения любым ребенком качественного образования, в т.ч. для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В общеобразовательных школах области прошли обучение 1696 детей-инвалидов (2011-2012 уч.г.-1769), из них в специальных (коррекционных) классах – 114 (2011-2012 уч.г.-134чел.). В системе общего образования 1428 учащихся в соответствии с медицинским заключением переведены на индивидуальное надомное обучение (2011-2012 уч.г. – 1483 уча-ся), из них 570 дети-инвалиды (33,6% от общего количества обучающихся детей-инвалидов, 2011-2012 уч. г. - 544 ребенок; 30,7%). В 25 муниципальных образовательных учреждениях (6,5% от общего количества общеобразовательных учреждений; 2012г.-12), реализующих образовательные программы общего образования, частично создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Интегрированы в общеобразовательную среду сверстников 114 учащихся с отклонениями в состоянии здоровья (нарушения слуха, речи, зрения) (2011-2012 уч. г. - 181), которые обучаются в 29 классах (2011-2012 уч.г.-22). В классах компенсирующего обучения занимаются 338 учащихся, что составляет 0,3% от общего числа учащихся 1-9 классов (2011-2012 уч.г.- 329 чел.; 0,4%), в классах выравнивания – 1601 (1,5%; 2011-2012 уч.г. - 1671 чел.; 1,7%). Включение в учебно-воспитательный процесс 245 педагогов-психологов и 267 социальных педагогов позволяет в общеобразовательных учреждениях своевременно оказывать комплексную помощь средствами медико-психолого-педагогической направленности. По общеобразовательным программам с использованием дистанционных технологий имеют возможность заниматься 335 детей-инвалидов, обучающихся на дому (2011-2012 уч.г. - 286). Для педагогических работников созданы 302 рабочих места (2011-2012 уч.г. - 209). При организации дистанционного обучения в нескольких школах одного муниципального образования часто складывается ситуация, при которой выбытие ребёнка-инвалида влечёт за собой выбытие педагога, так как в данной школе других учащихся, нуждающихся в дистанционном обучении нет (фактически 301 педагог обучал 300 детей – инвалидов). В рамках исполнения государственного задания организованы курсы повышения квалификации и семинары для руководителей, педагогических работников и специалистов по дистанционному обучению детей-инвалидов. В период с 2010 по 2013 год на базе ВИПКРО прошло обучение около 500 человек, из них: - свыше 100 руководителей школ и специалистов МОУО; - свыше 350 педагогов и специалистов школ; - 20 педагогов учреждений СПО. С целью создания условий для получения детьми-инвалидами профессии с использованием дистанционных технологий приняты необходимые региональные документы: - постановление Губернатора области от 28.01.2013 № 65 «Об утверждении Порядка передачи оборудования детям-инвалидам и инвалидам после окончания общеобразовательного учреждения для продолжения дистанционного обучения в государственных образовательных учреждениях начального или среднего профессионального образования Владимирской области»; - приказ департамента образования от 11.03.2013 № 288 «Об исполнении постановления Губернатора области от 28.01.2013 № 65 «Об утверждении Порядка передачи оборудования детям-инвалидам и инвалидам после окончания общеобразовательного учреждения для продолжения дистанционного обучения в государственных образовательных учреждениях начального или среднего профессионального образования Владимирской области». Закуплено необходимое программное обеспечение для обучения 6 детей-инвалидов из числа выпускников общеобразовательных школ в областных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования по специальностям: - «Программирование в компьютерных системах» (ГБОУ СПО ВО «Владимирский политехнический колледж»), - «Экономика и бухгалтерский учёт» (ГБОУ СПО ВО «Владимирский экономико - технологический колледж»). По инициативе департамента образования администрации области постановлением Губернатора от 04.04.2013 № 382 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора области от 01.04.2011 № 263 «О долгосрочной целевой программе «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов во Владимирской области на 2011 - 2015 годы» дополнительно включены мероприятия по оборудованию в 2013-2015 годах 10 зданий образовательных учреждений области специальными средствами для организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Общий объем финансирования из областного бюджета составляет 27312,9 тыс.руб. В 2013 году специальными средствами для организации обучения лиц с ограниченными возможностями будет оборудовано ГБОУ СПО ВО «Владимирский экономико - технологический колледж». В новом учебном году руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, необходимо оперативно осуществлять поиск новых детей, нуждающихся в дистанционном обучении, в случае выхода участников, обучающихся с помощью дистанционных технологий. Сокращается количество школ, в которых занятия ведутся в две смены, в то же время их удельный вес в общем количестве с 2010/2011 учебного года начал увеличиваться, что связано прежде всего с ростом числа учащихся в городских школах области и реорганизацией малокомплектных сельских школ. В 2012/2013 учебном году в две смены осуществляли образовательный процесс 92 школы области (24,0%, по РФ – 24,4%) в 16 муниципальных районах и городских округах, из них 13 расположены в сельской местности (6,5%, 2011/2012 уч.г. – 13; 6,1%). Нет общеобразовательных учреждений со второй сменой в г. Радужный, Ковровском, Муромском, Суздальском, Юрьев-Польском районах. Доля учащихся, занимающихся во вторую смену, стабилизировалась в прошедшем учебном году, но за последние годы в целом несколько возросла. В прошедшем учебном году во 2-ю смену обучались 15086 учащихся (12,8% от общего количества учащихся, 2011/2012 уч.г. – 15041 чел.; 12,8%), из них 581 – в сельских школах (2,9% от количества учащихся сельских школ, 2011/2012 уч.г. – 559 чел.; 2,7%). Необходимо в новом учебном году определить меры, способствующие сокращению доли общеобразовательных учреждений, в которых учебный процесс организован в две смены, и доли учащихся, занимающихся во II смену. В 283 общеобразовательных учреждениях функционируют группы продленного дня (74,1% от всего количества школ; 2011/2012 уч. г. – 282 шк.; 70,7%). Доля школьников, для которых созданы условия в режиме полного дня, составляет 20,2% (2011/2012 уч. г. - 18,5%). Выбор для учащихся 5-9 классов в 9% школ (2011/2012 уч. г. - 7%) 5-дневного режима работы затрудняет организацию углубленного изучения общеобразовательных предметов, дифференциацию и индивидуализацию обучения. В 10-11 классах этот показатель составляет 2,4% (2011/2012 уч. г. - 4%). Наибольшее число школ с пятидневной учебной неделей в Петушинском, Юрьев-Польском, Кольчугинском, Александровском районах. Приняты меры, обеспечивающие организацию подвоза детей от места проживания к месту учёбы. Организован подвоз для 7191 учащихся, проживающих в сельской местности (99,9%; 2011-2012 уч.г.- 6694; 98,9%). В 18 муниципальных образованиях имеются в наличии 196 транспортных средств, из них 193 (2011-2012 уч.г.-174) - школьные автобусы, которые соответствуют требованиям ГОСТ Р 51160-98. Школьными автобусами осуществляется подвоз 85,4% учащихся, проживающих в сельской местности, к месту учёбы (2011-2012 уч.г.- 80,8%). За счет средств федерального, областного и местных бюджетов в рамках программ «Комплекс мер по модернизации общего образования», «Социальное развитие села» в 2012 году было приобретено 36 автобусов, в 2013 году – 17 автобусов (2011 г. – 16), что позволило заменить изношенный автотранспорт для школьных перевозок. Остается потребность в приобретении 22 автобусов на замену старого автопарка. Из трех территорий (г.г. Ковров и Радужный, Петушинский район), не имеющих школьные автобусы, наиболее острой остается проблема по организации подвоза учащихся в Петушинском районе, где рейсовыми автобусами добираются до школы – 316 учащихся (59,9%, 2011г. – 286, 52,7%). Железнодорожным транспортом пользуются 19 школьников Петушинского района (3,6%; 2011г. – 15, 2,8%), которым в учебное время предоставляется 50% скидка на проезд. С целью сохранения и укрепления здоровья школьников, обеспечения их горячим питанием в рамках долгосрочной целевой Программы «Совершенствование организации питания обучающихся, воспитанников муниципальных общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для дошкольного и младшего школьного возраста, а также негосударственных общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, расположенных на территории Владимирской области, на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Губернатора области от 25.08.2011 № 893 в муниципальных образовательных учреждениях области проводится комплекс мероприятий по достижению максимальных показателей Программы. Объем финансирования Программы составляет 976623,5 тыс. руб., в том числе из областного бюджета – 472513,0 тыс. руб., из местных бюджетов – 426693,0 тыс. руб., из внебюджетных источников 77417,5 тыс. руб. В 2013 году запланировано выделение денежных средства из областного бюджета - 157563,0 тыс. руб., из местных бюджетов – 138531,65 тыс.руб.. На обеспечение бесплатным горячим питанием учащихся 1-4 классов из областного бюджета выделяются субсидии в размере 19,80 руб. и не менее 1,50 руб., без учёта торговой наценки, из муниципальных средств. За первое полугодие 2013 года было реализовано денежных средств из областного бюджета – 93,558 млн. руб., из местных бюджетов- 36,019 млн. руб. (2012 г.- 89, 662 млн. руб., местных бюджетов – 31,386 млн. руб.), что позволило охватить бесплатным горячим питанием 99,9% указанной категории детей (2012 г.- 99,6%). Также бесплатным горячим питанием обеспечиваются дети, нуждающиеся в государственной поддержке. Только в Суздальском районе ввиду отсутствия денежных средств администрацией приостановлены выплаты на организацию льготного питания детям, нуждающимся в государственной поддержке. В связи с приведением школьного меню в соответствие с требованиями СанПиН, по массе порционных блюд отмечается увеличение стоимости школьного питания для различных групп обучающихся. В прошедшем учебном году стоимость горячего питания в общеобразовательных учреждениях составила: завтрак – от 12,45 руб. до 38,76 руб.; обед - от 15 руб. до 50 руб. Во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях области применяется примерное 10-дневное меню, которое разработано с учетом необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированное по возрастным группам обучающихся. В рамках Программы в 2012-2013 учебном году в 19 муниципальных образованиях проведены ремонтные работы пищеблоков общеобразовательных учреждений, приобретено и установлено технологическое и холодильное оборудование. Прошли обучение на курсах повышения квалификации 149 работников системы школьного питания. В настоящее время 376 школ (98,7%; 2011-2012 уч.год – 343; 86,4%) имеют типовые столовые, буфеты и приспособленные помещения для организации школьного питания. В МБОУ «Ликинская начальная общеобразовательная школа» и МБОУ «Лавровская начальная общеобразовательная школа» Судогодского района питание учащихся организовано в детских дошкольных образовательных учреждениях, расположенных в одном здании со школой. В Собинском районе в МБОУ «Березниковская основная общеобразовательная школа» помещение столовой находится в отдельно стоящем здании рядом со зданием школы, а в МБОУ «Фетининская основная общеобразовательная школа» учащиеся получают горячее питание в приспособленном помещении школы. Во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях организована работа по пропаганде здорового питания среди обучающихся и родителей (лектории «Здоровье в вашей семье», «Режимы правильного питания», учебные курсы «Основы здорового питания», выставки, конкурсы, Дни здоровья и др.). В результате принятых мер доля обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений обеспеченных сбалансированным горячим питанием составляет 88% (2011-2012 уч.год - 83,7%.). Ниже областного показателя по охвату горячим питанием обучающихся показатели в г. Радужный (68,3%), ок. Муром (83,6%), Петушинском (69,4%), Суздальском (69,5%), Камешковском (72%), Селивановском (82,3%), Собинском (82,6%), Гороховецком (84%) районах. Доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, удовлетворенных качеством и доступностью школьного питания – 91% (2011-2012 уч.год - 85%). В следующем учебном году, чтобы достичь 100% показателя охвата горячим питанием обучающихся 1-4 классов, необходимо решить проблему об организации питания детей начального звена, обучающихся в форме надомного обучения. |
Ладимирской области департамент образования Департамент образования администрации области направляет для изучения и использования в практической деятельности образовательных... | Российской Федерации Департамент образования Брянской области Отдел... Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Департамент образования Брянской области | ||
Департамент образования Вологодской области Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации Новосибирской области, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной... | ||
Департамент образования восточное окружное управление Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №317 является государственным некоммерческим... | Департамент образования, молодежной политики и спорта Белгородской области в новой форме и по согласованию с территориальной экзаменационной комиссией Белгородской области в 2012-2013... | ||
Департамент образования и науки Костромской области прика з Костромской области от 14. 10. 2010 г. №1955 проведен областной конкурс рефератов по правовому просвещению среди учащихся 8 – 11... | Департамент образования Ярославской области Краеведческий календарь юбилейных дат Ярославской области на 2015 год составлен и подготовлен к публикации специалистами отдела краеведения... | ||
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное... Проблемы, пути и перспективы развития молодежного самодеятельного творчества в новых социально-экономических условиях | Департамент общего и профессионального образования Брянской области... Брянской области категории «руководители» высшей группы должностей первого заместителя директора департамента общего и профессионального... | ||
Отчет о результатах самообследования 2013 Департамент внутренней... Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области областное государственное автономное образовательное учреждение среднего... | Список литературы за декабрь 2012 года Учредитель – департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области | ||
Реферат Материалы Марии Монтессори Департамент образования и науки Брянской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального... | Российской Федерации Департамент общего и профессионального образования Брянской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Урок на интерактивной доске Учредителями являются Департамент общего образования Томской области, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки... | Брянской области «Природные ресурсы и окружающая среда» годовой доклад... Ответственный за выпуск: Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области |