Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс»





НазваниеУчебное пособие «Информатика. 10-11 класс»
страница1/17
Дата публикации25.09.2014
Размер1 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Информатика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Преемственность нового варианта комплекта учебников


Новый вариант комплекта пришел на смену предыдущему благодаря широкой апробации их в учебном процессе школ России и стран ближнего зарубежья. Авторская концепция преподавания информатики осталась прежней. Авторы переработали учебный материал с учетом замечаний, появив­шихся по результатам апробации, и создали комплект из 5 книг [1-5].

В новом комплекте, также как и в предыдущем, используется модульный принцип представления учебного материала. Авторы ориентируются на преподавание базового курса информатики в течение трех лет по 2 часа в неделю, что составляет приблизительно 200 часов.

Основная цель создания нового комплекта:

  • методическая поддержка непрерывного курса информатики с 5-го по 11-й классы с выделением трех уровней обучения: пропедевтического, базового, предпрофессионального;

  • полная ориентация на обязательный минимум содержания образования по информатике, рекомендуемого Министерством образования Российской Федерации;

  • выделение инвариантного ядра содержания образования но базовому курсу информатики в виде теории в учебнике «Информатика. Теория. 7-9 класс»;

  • разработка пропедевтического курса по информатике, начиная с 5-го класса.

Структура и основные отличия нового комплекта


Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» [5] перешло из предыдущего комплекта в новый без изменений.

Новый комплект учебников для 7-9 классов [2-4] ориентирован на обязательный минимум содержания по информа­тике в системе среднего общего образования. Он создан на базе предыдущего комплекта из трех книг:

  • Информатика, 6-7 класс.

  • Информатика. 7-8 класс.

  • Информатика. 9 класс.

По сравнению с предыдущим вариантом существенной до­работке подверглись темы теоретических разделов «Инфор­мация. Информационные процессы» и «Информационная картина мира». Концептуальная линия и соответствующий учебный материал существенно расширены. Появились но­вые темы, связанные с формированием представления о системе и ее информационной модели. Существенно пере­работаны темы по классификации.

В разделе «Программное обеспечение информационных технологий» кардинально переработаны темы по алгоритмизации и программированию.

Раздел «Техническое обеспечение информационных техно­логий» расширен за счет введения новых тем по кодирова­нию информации в компьютере и логическим основам компьютера.

Учебник «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» [1] рекомендуется для пропедевтики основных понятий информатики и освоения основных технологий работы на компьютере для детей 9-12 лет. Материал этого учебника в первую очередь ориентирован на развитие творческого потенциала и алгоритмического мыш­ления ребенка.

Новая структура комплекта построена таким образом, что, работая с ним, вы сможете выйти на качественно новый уро­вень преподавания информатики.

Пояснительная записка


Предлагаемая концепция и программа обучения инфор­матике, методически обеспеченная комплектом учебников [1-5], полностью отражает обязательный минимум содер­жания образования по информатике, рекомендуемый Министерством образования Российской Федерации, и опре­деляется потребностями и задачами информационного общества.

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответ­ствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана обра­зовательная область «информатика». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее на­правлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, по­могут сформировать их системное мировоззрение и позво­лят им овладеть современными информационными техно­логиями.

Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного анализа и использовании для их реализации компьютерных технологий. Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации меж­предметных связей, возникающих в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент делается на разви­тии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обосно­ванные решения. Следует заметить: развитие мышления яв­ляется целью преподавания любого школьного предмета, но ни в одном из них не применяется системный подход. Ин­форматика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, — это именно та дисциплина, в кото­рой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося.

Известно, что системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обес­печивается представление объекта в виде системы. Процес­сы изучения и использования свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов систем­ного анализа и синтеза систем является информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существен­ные черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспро­изводить их поведение.

Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно объект, система, информация, цель, модель, моделирование, мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием со­временных компьютерных технологий. Следствием этого является расширение системы понятий на основе тезауруса компьютерной области. К таким понятиям относятся: ин­формационные технологии и системы, компьютер, аппарат­ное обеспечение, алгоритм, программа, программное обеспече­ние (системное, прикладное, инструментарий програм­мирования), файл и др.

Уровень развития школьника прямо пропорционально за­висит от поставленной преподавателями цели при переда­че знаний и умений: научили ли мы его системно и логиче­ски мыслить при постановке любой задачи, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходи­мый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислить еще множество различ­ных аспектов цели, но важно одно — требуется сформиро­вать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, названной информационной, а не идти по схеме шаблона «делай как мы», очень распростра­ненной при передаче знаний из областей точных наук.

Учитывая все вышесказанное, в качестве основных целей информатики можно выделить следующие:

  • формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;

  • обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов.

  • развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.

Концепция ориентирована на выделение инвариантного ядра содержания обучения, независимого от конкретного программного инструментария компьютерной технологии, и вариативной составляющей содержания обучения, опре­деляемой уровнем развития компьютерной области и, соот­ветственно, программного обеспечения в настоящий момент.

Инвариантное ядро содержания обучения школьного курса информатики определяется системно-информационным подходом к познанию окружающего мира. Такой подход базируется на системном анализе явлений, процессов и объектов окружающего мира, разработке их информацион­ных моделей, технологии проведения компьютерного моде­лирования. Поэтому в базовом курсе информатики допол­нительно к рекомендуемому Министерством образования РФ минимуму содержания образования вводится раздел «Информационная картина мира», где излагаются основные теоретические аспекты предлагаемой концепции.

Методы системного анализа позволяют выявить характер­ные свойства научаемых объектов, провести необходимую формализацию при постановке задачи и разработать ин­формационную модель. При этом объект в зависимости от цели исследования может рассматриваться с двух пози­ций — и как автономный объект, и как система более про­стых взаимосвязанных объектов. Далее, используя возмож­ности компьютера, школьник учится моделировать и проводить исследования в соответствии с поставленной це­лью. Технология моделирования осваивается на задачах из разных предметных областей, что позволяет более основа­тельно понять учебный материал другой дисциплины.

В состав инвариантного ядра входят также и традиционные темы компьютерной области, содержание которых не зави­сит от конкретной модели компьютера пли конкретного вида программного продукта. К этим темам относятся: представ­ление об информационной системе и технологии, принци­пы технического обеспечения информационных технологий, классификация программного обеспечения, понятие алго­ритма, основы кодирования и др.

Вариативная составляющая содержания обучения школь­ного курса информатики определяется современным уров­нем развития компьютерных технологий. Конкретная про­граммная среда рассматривается с позиций приобретения учащимися технологических навыков работы с программ­ным инструментарием и использования его как при мо­делировании объектов и процессов, так и при создании информационных продуктов. Изучению различных про­граммных сред должно быт ь уделено достаточно много вни­мания, но это не должно быть основным направлением и целью обучения. Недопустимо в школьном курсе информа­тики изучать только технологию работы в различных про­граммных средах. Следует познакомить учащихся с широ­ким спектром разноплановых задач, где эффективно могут применяться компьютерные технологии.

Системно-информационная концепция отражает точку зре­ния на информатику как на учебный предмет с двух позиций. С одной стороны, содержание учебного материала должно способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, умению анализировать сущность объектов, явлений и процессов, проводить их целенаправ­ленное исследование и делать на основе этого выводы. С дру­гой стороны, оно призвано обеспечить школьника необхо­димыми знаниями и умениями в использовании современного компьютерного инструментария обработки информа­ции. По окончании обучения должен быть сформирован об­щеобразовательный уровень информационной культуры школьников.

С внедрением данной программы появляется возможность на уроках информатики закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. На практических заня­тиях действительно может быть реализован принцип межпредметных связей. Это достигается в процессе решения многочисленных задач из разных предметных областей на основе двух методических подходов.

Первый подход состоит в том, что освоение любой про­граммной среды осуществляется в процессе реализации (ре­шения) конкретной задачи. Целью является получение ре­зультата, а для этого учащемуся предлагается необходимый компьютерный инструментарий и тщательно разработанная методика его освоения. Второй подход определяется тем, что в 9-м классе большое внимание уделяется исследованию. С этой целью учащиеся занимаются моделированием объек­тов, процессов, явлений из любых предметных областей в ранее освоенной программной среде.

Таким образом, одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Используя идеологию системного подхода, можно изучать объекты и процессы из разных предметных областей, используя для этого современ­ные компьютерные средства и методы. Следует отметить продуктивный характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на исследование и творчество.

При этом помимо развития системного мышления может быть достигнута не менее важная цель — закрепление зна­ний и умений, полученных учеником на других школьных предметах.

Системно-информационная концепция изучения информа­тики в школе рассчитана на три уровня. На первом уровне, названном пропедевтическим, учащий­ся знакомится с основными понятиями информатики непо­средственно в процессе создания какого-либо информацион­ного продукта, будь то рисунок или программа. Этот уровень не является обязательным в школьной программе и ориенти­рован на учащихся 5-6-х классов. Методической поддерж­кой этого уровня служит учебник [1].

На изучение пропедевтического курса отводится 68 часов. Объем часов может быть увеличен за счет увеличения доли практикума по компьютерной графике и программированию в среде ЛогоМиры. Приблизительно половину аудиторно­го времени составляет практическая работа на компьютере. Курс состоит из 3 разделов:

  • обучение работе на компьютере;

  • компьютерная графика как средство развития творческого потенциала;

  • программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.

Второй уровень, названный базовым, полностью отражает содержание базового минимума, рекомендуемого Министер­ством образования РФ, с позиции системно-информацион­ного подхода. Это привело к необходимости введения до­полнительного раздела, связанного с изучением свойств объекта и разработкой его информационной модели. Мето­дической поддержкой этого уровня служат учебники [2-4].

Базовый уровень ориентирован на учащихся 7-9-х классов и является обязательным. Благодаря учебникам [2-4] мож­но приступать к изучению информатики непосредственно с этого уровня. Однако если в школе есть возможность на­чать изучение информатики с 5-го или 6-го класса, то мы рекомендуем именно этот вариант, так как пропедевтиче­ский курс построен на идеях развивающего обучения. На изучение базового курса отводится 204 часа по 68 часов (2 часа в неделю) в каждом классе. При этом более 2/3 учеб­ного времени составляет работа на компьютере. Курс состо­ит из 5 основных разделов:

  • Информация. Информационные процессы.

  • Информационная картина мира.

  • Программное обеспечение информационных технологий.

  • Техническое обеспечение информационных технологий.

  • История, современное состояние и перспективы развития компьютерной техники.

Третий уровень, определяющий предпрофессиональную подготовку школьника, ориентирован па 10-11-е классы общеобразовательных учреждений и является продолжени­ем базового курса по информатике. Методической поддерж­кой этого уровня служит учебное пособие [5]. Для школ с углубленным изучением физики, математики, информати­ки рекомендуется дополнительно включать темы по совре­менным системам программирования, используя для этого специальную литературу. В тематическом планировании содержания обучения информатике в 10-11-х классах от­ражено три варианта изучения тем на протяжении двух лет:

  • по 1 часу в неделю, всего 68 часов;

  • по 2 часа в неделю, всего 136 часов;

  • более 2 часов в неделю, более 136 часов.

Рекомендуется в программе обучения для 10-го класса выде­лить некоторый объем времени для освоения клавиатуры десятипальцевым методом. Может быть использована лю­бая доступная методика, включая компьютерный тренажер.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconУчебное пособие М.: Руссобит-М, 2001. 1 Cd-rom математика. 5 класс....

Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconУчебное пособие Находка
Винтонива Н. И., Лаврушина Е. Г., Юн Ф. А. Учебное пособие по дисцип­линам "Правоведение", "Прикладная информатика", "Предпринима­тельское...
Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconУчебное пособие
А информатики и икт в школьном образовании, а также методические примеры, образцы выполнения лабораторных работ в курсе Теории и...
Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconПрактическая работа по информатике на тему: Форматирование объектов...
Литература: Информатика и икт: 10 класс. Базовый уровень Учебное пособие/ Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. Спб.: Питер, 2008....
Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconУчебное пособие «Английский язык. 8 класс» авторов Л. М. Лапицкой,...
Учебное пособие «Английский язык. 8 класс» авторов Л. М. Лапицкой, Н. В. Демченко и др
Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки
Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...
Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconУчебное пособие «Желтухи у новорожденных и детей раннего возраста»
Учебное пособие предназначено для послевузовского образования врачей: педиатров и общей практике
Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconУчебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г
Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления "бакалавр", преподавателей, аспирантов
Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconРекомендации по выполнению и защите. Учебное пособие
Настоящее учебное пособие обсуждено и одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии 17 мая 2001 года
Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconМедицинская информатика
Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов медицинских вузов
Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconУчебное пособие Печатается по решению Учебно-методической комиссии...
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дополнительные разделы сейсморазведки
Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconУчебное пособие «Гражданско-правовое положение несовершеннолетних»
Учебное пособие предназначено для магистрантов юридического факультета. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация...
Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconУчебное пособие для обучающихся в спбгу по направлениям астрономия,...
Учебное пособие для обучающихся в спбгу по направлениям астрономия, информатика, математика, механика, прикладная математика, физика,...
Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconУчебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии...
Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной...
Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» iconУчебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет»
Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск