Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д





Скачать 332.96 Kb.
НазваниеРуководитель группы разработчиков Шадриков В. Д
страница1/2
Дата публикации26.09.2014
Размер332.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2
Руководитель группы разработчиков – Шадриков В.Д.

Д.психол.н., профессор, директор Института содержания образования Института развития образования

Базовые компетенции педагогической деятельности

Педагогическая деятельность включает в себя два основных раздела: обучение и воспитание. Несомненно, что эти процессы взаимопересекаются и взаимодополняют друг друга. Но в целях данной работы их целесообразно разделить, так как различные виды педагогической деятельности в различных образовательных учреждениях, при реализации образовательных программ разного уровня акцентированы на обучение или воспитание. Так, например, в дошкольных учреждениях образовательный процесс больше направлен на воспитание, а в старших классах - больше внимания уделяют обучению, освоению программного материала, подготовке к обучению в профессиональной школе.

Остановимся на основных определениях.

Определения:

  1. Деятельность - человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности.

  2. Педагогическая деятельность - один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладение им основами культуры, всестороннем развитии его способностей.

  3. Педагогическая деятельность как совместная предполагает «субъект-субъектные отношения» в процессе деятельности. Педагог и обучающийся выступают как равнозначные субъекты педагогического процесса.

  4. Профессиональный стандарт- система требований к работнику, определяющая возможность занять определённую должность, быть допущенному к определённой деятельности.

  5. Компетентность- новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

  6. Под профессиональным стандартом педагогической деятельности будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.

Можно утверждать, что эти качества сводятся к знаниям, умениям, способностям и личностным характеристикам работника, которые в своих интегральных проявлениях лежат в основе профессиональной компетентности.

Таким образом, мы можем сказать, что профессиональный стандарт педагогической деятельности представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющими успех в этой деятельности.

Требования к компетентности педагога будут определяться функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности.

К определению профессиональной компетентности педагога мы подойдём с позиций деятельностного подхода. Для этого мы должны провести психологический анализ педагогической деятельности в аспектах: обучения и воспитания. И в том и другом случае педагогическая деятельность будет описываться психологической функциональной системой деятельности. Но в одном случае в центре внимания будет учебная деятельность ученика, а в другом поступок ученика.

Модель профессионального стандарта педагогической деятельности, как преимущественно процесса обучения представлена на рис 1.



Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:

  • компетентность в мотивации учебной деятельности ученика

  • компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока

  • компетентность в целеполагании учебной деятельности

  • компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении

  • компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность)

  • компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач

  • компетентность в разработке программ деятельности и поведения

  • компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

  • компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;

  • компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности)

  • компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Представленный макет профессионального стандарта может конкретизироваться по уровням образования, в соответствии с возрастными особенностями ученика, типом и видом учебного заведения, особенностями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

Ниже приводится развернутая характеристика базовых компетентностей с указанием качественных показателей оценки этих компетентностей.

Таблица 1.

Базовые компетентности педагога

(требования профессионального стандарта)



Базовые компетентности педагога

Характеристики компетентностей

Показатели оценки компетентности

I. Личностные качества

1.1.

Вера в силы и возможности обучающихся

Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребенка, значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности.

  • Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;

  • Осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность;

  • Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;

  • Уметь разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты.

1.2.

Интерес к внутреннему миру обучающихся

Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности

  • Умение составить устную и письменную характеристику обучающихся, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;

  • Умения выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается

  • Умение построить индивидуализированную образовательную программу

  • Умение показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира.

1.3.

Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеоло-гизированное мышление педагога)

Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.

  • Убежденность, что истина может быть не одна;

  • Интерес к мнениям и позициям других

  • Учет других точек зрения в процессе оценивания обучающихся




1.4.

Общая культура

Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Определяет, во многом, успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся.

  • Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;

  • Знание материальных и духовных интересов молодежи;

  • Возможность продемонстрировать свои достижения;

  • Руководство кружками и секциями.




1.5.

Эмоциональная устойчивость

Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом.

  • В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;

  • Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки;

  • Не стремится избежать эмоционально-напряженных ситуаций.




1.6.

Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе

В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность.

  • Осознание целей и ценностей педагогической деятельности,

  • Позитивное настроение,

  • Желание работать,

  • Высокая профессиональная самооценка.




II. Постановка целей и задач педагогической деятельности

2.1.

Умение перевести тему урока в педагогическую задачу

Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию «субъект-субъектного» подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности.

  • Знание образовательных стандартов и реализующих их программ;

  • Осознание нетождественности темы урока и цели урока;

  • Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу.




2.2.

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью.

  • Знание возрастных особенностей обучающегося;

  • Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте.




III. Мотивация учебной деятельности

3.1.

Умение обеспечить успех в деятельности

Компетентность позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения.

  • Знания возможностей конкретных учеников;

  • Постановка учебных задач, в соответствии с возможностями ученика;

  • Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам.




3.2.

Компетентность в педагогическом оценивании

Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании.

  • Знание многообразия педагогических оценок;

  • Знакомство с литературой по данному вопросу;

  • Владение (применение) различными методами оценивания.




3.3.

Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую

Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности.

  • Знание интересов учащихся, их внутреннего мира;

  • Ориентация в культуре,

Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.

IV. Информационная компетентность

4.1.

Компетентность в предмете преподавания

Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения.

  • Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось);

  • Возможности применение получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений;

  • Владение методами решения различных задач;

Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных.

4.2.

Компетентность в методах преподавания

Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности.

  • Знание нормативных методов и методик;

  • Демонстрация личностно-ориентированных методов образования;

  • Наличие своих «находок» и методов, авторской школы;

  • Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий;

  • Использование в учебном процессе современных методов обучения.

4.3.

Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)

Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности.

  • Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся;

  • Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно со школьным психологом);

  • Использование знаний по психологии в организации учебного процесса;

  • Разработка индивидуальных проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся;

  • Владение методами социометрии;

  • Учет особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе;

  • Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учет в своей деятельности.

4.4.

Умение вести самостоятельный поиск информации

Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.

Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск.

  • Профессиональная любознательность;

  • Умение пользоваться различными информационно– поисковыми технологиями;

  • Использование различных баз данных в образовательном процессе.




V. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений

5.1.

Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты.

Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс.

Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся.

Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.

Обоснованные выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся.


  • Знание образовательных стандартов и примерных программ;

  • Наличие персонально разработанных образовательных программ:

а)характеристика этих программ по содержанию, по источникам информации;

б)по материальной базе, на которой должны реализовываться программы;

в)по учету индивидуальных характеристик обучающихся.

  • Обоснованность используемых образовательных программ.

  • Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута.

  • Участие работодателей в разработке образовательной программы.

  • Знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием.

  • Обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом.


5.2.

Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях

Педагогу приходится постоянно принимать решения:

  • Как установить дисциплину;

  • Как мотивировать академическую активность;

  • Как вызвать интерес у конкретного ученика;

  • Как обеспечить понимание и т.д.

Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности.

При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные.

  • Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;

  • Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;

  • Владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила;

  • Знание критериев достижения цели.

  • Знание не типичных конфликтных ситуаций;

  • Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций;

  • Развитость педагогического мышления.




VI Компетенции в организации учебной деятельности

6.1.

Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений

Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога.

  • Знание обучающихся;

  • Компетентность в целеполагании

  • Предметная компетентность;

  • Методическая компетентность;

  • Готовность к сотрудничеству.




6.2.

Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности

Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала.

  • Знание того, что знают и понимают ученики;

  • Свободное владение изучаемым материалом;

  • Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся;

  • Демонстрация практического применения изучаемого материала;

  • Опора на чувственное восприятие.

6.3.

Компетентность в педагогическом оценивании

Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке.

Компетентность в оценивании других должно сочетаться с самооценкой педагога.

  • Знание функций педагогической оценки;

  • Знание видов педагогической оценки;

  • Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;

  • Владение методами педагогического оценивания;

  • Умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах;

  • Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.




6.4.

Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося

Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или организовать поиск необходимой для ученика информации.

  • Свободное владение учебным материалом;

  • Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;

  • Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации необходимой для решения учебной задачи;

  • Умение выявить уровень развития обучающихся;

  • Владение методами объективного контроля и оценивания;

  • Умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает, для решения задачи)

6.5.

Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса

Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.


  • Знание современных средств и методов построения образовательного процесса;

  • Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам;

  • Умение обосновать выбранные методы и средства обучения.

6.6.

Компетентность в способах умственной деятельности

Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций

  • Знание системы интеллектуальных операций;

  • Владение интеллектуальными операциями;

  • Умение сформировать интеллектуальные операции у учеников;

  • Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче.



Можно заметить, что в предложенной модели стандарта отдельные параметры входят в различные компетентности, например, компетентность педагогического оценивания входит как составной компонент в компетенцию мотивации академической активности и т.д. Этот факт является следствием неаддитивного характера профессиональных компетентностей.

При разработке профессионального стандарта одна из наиболее сложных проблем заключалась в том, чтобы от больших перечней функциональных задач и компетентностей перейти к малопараметрической модели. (Достаточно отметить, что в эмпирическом исследовании нами были выделены по различным категориям респондентов перечни функциональных задач и компетенций, насчитывающие до 63 качеств).

В качестве теоретической основой перехода к малопараметрической модели мы выбрали модель психологической функциональной системы деятельности. В результате число выделенные в эмпирическом исследовании функциональные задачи, которые разрешаются в педагогической деятельности и соответствующие компетентности педагога были сведены в шесть групп, соответствующих компонентам функциональной системы деятельности. Каждая группа включает в себя от двух до шести компетентностей. Для каждой компетентности выделены оценочные параметры, число которых составило 96.

Перейдём теперь к
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д iconУтверждаю утверждаю
Руководитель государственной службы В. Д. Шадриков Морского флота Министерства 19. 07. 2001г
Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д icon«Образовательный комплекс имени Альфреда Нобеля» Руководитель команды разработчиков
Ключевые ценности, задающие идею образования в школе в социокультурном сообществе
Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав творческой группы «Здоровье и безопасность» входит 9 педагогов: Фадеева С. Ж., Суслов Е. С., Морозов Р. В., Файзуллина А....
Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д iconСалливан Э. С16 Время деньги. Создание команды разработчиков программно­го...
С16 Время — деньги. Создание команды разработчиков программно­го обеспечения/Пер, с англ. М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция»,...
Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся рассажены по группам. 3 группы по 5 человек. Учащиеся 1-ой группы представляет страну Великобританию, 2-ой группы- сша,...
Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выполнила студентка 42 группы Филиппова Э., руководитель практики Воробьева Т. А
Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководитель рабочей группы Правительственной комиссии Республики Татарстан по профилактике правонарушений
Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чудакова Людмила Николаевна, руководитель группы методического сопровождения дошкольного и дополнительного образования
Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д iconПрограмма «Экономика» Студент группы №1221 Егорова Дина Николаевна...
«Методическое обеспечение оценки экономической эффективности инновационных проектов»
Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководитель организационной группы: Манаенков Александр Митрофанович, директор колледжа, кандидат экономических наук, профессор
Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д iconМетодические рекомендации для педагогов. Курган, 2009 Авторы-составители:...
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области
Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитатель старшей группы №2 Кудымова С. Ю., музыкальный руководитель – Плотникова М. Л., инструктор по физо – Гуляева Н. В., специалист...
Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д iconВладимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые...

Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д iconДубина Ирина Леонидовна Тестирование как метод педагогического контроля...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д iconГордимся славой своих предков
Как руководитель творческой группы учителей русского языка и литературы Лаишевского района расскажу о работе, которая ведется у нас...
Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д iconВыполнила Студентка группы №41с пашкова А. И. Научный руководитель...
Целью исследования является статистический анализ безработицы в Российской Федерации. В соответствии с целью поставлены конкретные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск