Скачать 3.84 Mb.
|
Эд Салливан время - деньги Создание команды разработчиков программного обеспечения Москва 2002 УДК 004.45 ББК 32.973-26-018.2 С16 Салливан Э. С16 Время — деньги. Создание команды разработчиков программного обеспечения/Пер, с англ. - М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2002. - 368 стр.: ил. ISBN 5-7502-0189-9 В этой книге ветеран индустрии программных средств Эд Салливан делится найденными в результате нелегкого труда принципами, приемами и методиками разработки коммерческого ПО. В книге раскрыты фундаментальные принципы, позволяющие выпускать качественные программы в срок в любых обстоятельствах. Вы узнаете о реальном опыте успешной разработки коммерческого ПО в начинающей компании, о том как выбрать нужных специалистов, инструментальные средства разработки, настроить технологию, планировать и выполнять проект, своевременно обнаруживая и решая возникающие проблемы. Книга состоит из 15 глав и предметного указателя. УДК 004.45 ББК 32.973.26-018.2 Подготовлено к печати по лицензионному договору с Microsoft Corporation, Ред-монд, Вашингтон, США. Macintosh - охраняемый товарный знак компании Apple Computer Inc. ActiveX, BackOffice, JScript, Microsoft, Microsoft Press, MSDN, NetShow, Outlook, PowerPoint, Visual Basic, Visual C++, Visual InterDev, Visual J++, Visual SourceSafe, Visual Studio, Win32, Windows и Windows NT являются товарными знаками или охраняемыми товарными знаками корпорации Microsoft в США и/или других странах. Все другие товарные знаки являются собственностью соответствующих фирм. Если не оговорено иное, все названия компаний, организаций и продуктов, а также имена лиц, используемые в примерах, вымышлены и не имеют никакого отношения к реальным компаниям, организациям, продуктам и лицам. О Оригинальное издание на английском языке, Ed Sullivan, 2001 © Перевод на русский язык, Microsoft Corporation, 2002 © Оформление и подготовка к изданию, ISBN 0-7356-1184-Х (англ.) издательско-торговый дом «Русская ISBN 5-7502-0189-9 Редакция», 2002 Оглавление Предисловие X Благодарности XV Введение XVII ЧАСТЬ 1 ЛЮДИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ 1 Глава 1 Замечательные люди и как их найти 3 Определение «замечательных» 4 Поиск и привлечение достойных кандидатов 12 Общие проблемы и решения 20 Глава 2 Резюме, собеседование иудерживание сотрудников 23 Анализ резюме 24 Собеседование с кандидатом 29 Удерживание сотрудников 39 Типичные проблемы и их решение 41 Глава 3 Организация проекта 45 Модель организационной структуры компании NuMega 46 Управление проектом 47 Роли и обязанности 52 Типичные проблемы и их решение 68 Глава 4 Ранжирование сотрудников и корпоративная культура 73 Ранжирование 74 Корпоративная культура 80 Типичные проблемы и их решение 88 Оглавление Оглавление Глава 5 Инструментальные программы 91 Средства управления исходным кодом 92 Устранение проблем и неисправностей 103 Дополнительные средства 113 Типичные проблемы и их решение 115 Глава 6 Основы системы контроля качества ... 121 Основные принципы 122 Что, когда и как тестировать 130 Кто должен тестировать? 142 Другие критичные моменты для контроля качества 146 Типичные проблемы и их решение 150 Глава 7 Основы технологии разработки программ 155 Технологи по разработке ПО 156 Сборки 158 Процедура установки 163 Сбор всего вместе 167 Типичные проблемы и их решение 169 ЧАСТЬ 2 111 формулирование и планирование проекта Глава 8 Требования 173 Центральная идея проекта 175 Формулирование требований 177 Анализ требований 184 Определение приоритетов 189 Утверждение требований 191 Управление внесением изменений 191 Общие проблемы и решения 193 Глава 9 Исследования, оценка технологий и моделирование 197 Чем полезны исследования и прототипы 198 Исследования 200 Оценка технологий 206 Моделирование 208 Типичные проблемы и их решение 212 Глава 10 Пользовательский интерфейс 215 Прототип пользовательского интерфейса 217 Роль специалиста по инженерной психологии 228 Типичные проблемы и их решение 232 Глава 11 Планирование 235 Предпосылки 236 Основные понятия и трудности планирования 237 Как составить хороший план 248 Типичные проблемы и их решение 258 ЧАСТЬ 3 исполнение проекта 261 Глава 12 Держим курс 2бЗ Аналогия с самолетом 264 Процесс измерений и мониторинга состояния проекта 266 Внесение изменений 274 Общие проблемы и решения 282 Глава 13 Бета-тестирование 285 Ценность бета-тестирования 286 Самая распространенная ошибка при проведении бета-тестирования 289 Типы программ бета-тестирования 289 Элементы программы бета-тестирования 292 Менеджер бета-тестирования 301 Общие проблемы и решения 303 Глава 14 Кандидат на выпуск 307 Начальные требования 308 Тестирование кандидата на выпуск 310 Общие проблемы и решения 317 VI VII Оглавление Глава 15 Закрытие проекта Почему это так важно? Как это делается? Что дальше? Общие проблемы и решения Предметный указатель Об авторе .319 .320 . 321 .326 .329 .331 .336 VIII Посвящается Джейн, Мэту и Ханне — тем, кого я люблю и буду любить всегда; и всем сотрудникам, работавшим и работающим в NuMega: без вас эта книга никогда не появилась бы на свет. Предисловие Предисловие Предупреждаю: эта книга особенная. Управлению проектами посвящено множество книг. Здесь же речь пойдет о реальных приемах создания и выпуска программ, причем особое внимание уделяется ситуации начинающей организации. Своевременный выпуск продукта — единственное, что имеет значение в этом бизнесе, поэтому книга сосредоточена на решении этой задачи. Ее автор — не просто счастливчик, которому повезло выпустить удачную программу. Под его руководством был выпущен целый ряд замечательных программ, но важнее всего, что он воспитал плеяду менеджеров, повторивших его успех. Ими создано столько программ, сколько большинству организаций даже не снилось. В этой отрасли практически невозможно воспитать менеджера проекта, умеющего успешно работать. Однако Эд многократно справлялся с этой трудной задачей, и в этой книге вы найдете те методики, которые он передавал своим ученикам. В разработке ПО управление проектами значит больше, чем в какой-либо другой отрасли, поскольку в наше «время Интернета» всем приходится работать в очень напряженном темпе. С другой стороны, группы стремятся сэкономить время за счет управления проектом... в итоге — постоянные срывы графика и куча ошибок в выпускаемых программах. Эта проблема особенно характерна для небольших фирм, спешащих поскорее использовать даже минимальную возможность, чтобы протиснуться на рынок. Такая ситуация не редкость и в компаниях-«мастодонтах», которые в погоне за постоянно ускользающими сроками разработки продукта ведут проекты без нормального управления. Можно думать, что руководители проекта просто не выдержали сроки выпуска, однако корни проблемы намного глубже. Во всех образовательных учреждениях мира курс информатики дает очень мало или вовсе не дает навыков управления проектами. Поэтому большинству разработчиков приходится заниматься самообразованием или перенимать опыт менеджеров, которые сами с трудом представляют себе этот предмет. Написать код программы — это лишь малая часть любого проекта, но в большинстве компаний этого до сих пор не поймут. К счастью книга, которую вы держите в руках, дает представление об остальной, большей части работы; такого материала вы больше нигде не найдете, Здесь нет теории управления проектами — лишь описание приемов, сработавших или не сработавших в весьма успешной молодой компании. Нетрудно заметить, что по ходу изложения многократно подчеркивается важность командной работы. Структура большинства компаний представляет собой отдел программирования, отдел тестирования и, возможно, отдел разработки документации, которые со временем превращаются в удельные княжества. Формируется совокупность индивидуумов, собранных для работы над продуктом (я даже не могу назвать ее командой в строгом смысле этого слова), подотчетных разным группам с разной структурой и уровнем полномочий. В силу этого большинство компаний с самого начала обречены на неудачу из-за врожденных недостатков организации. Эд создал в NuMega команду в истинном смысле этого слова, где программисты, тес-тировщики, инженерные психологи и разработчики пользовательской документации были собраны под началом единственного менеджера проекта. Даже когда NuMega разрослась настолько, что пришлось менять организацию в соответствии с традиционной структурой, Эд не отступал от концепции единой команды и отстаивал ее в боях с оп- XI Предисловие Предисловие понентами. В рамках принятой в NuMega структуры организации все специалисты, необходимые для создания продукта, приписаны только к этому продукту. Такая структура позволила NuMega справиться с массой искусственных проблем, обычно встающих на пути у других компаний. Ее дополнительное преимущество в том, что она позволяет каждому своими глазами видеть, насколько работа других участников проекта важна для выпуска успешного продукта. Это разительно отличалось от стиля отношений, принятого в большинстве компаний, который можно назвать скорее конфронтацией (что особенно характерно для отношений между разработчиками и тестировщиками). Конечно, собрать команду и не допустить ее раскола — задача не из легких. Практически ни один отчет о состоянии дел в программной индустрии не обходится без упоминаний о постоянной нехватке кадров. Одним желанием, как бы велико оно ни было, хорошую команду не создать, если нет людей, способных стать ее участниками. Один из экстраординарных подходов компании NuMega — включение в персонал компании «непрофессиональных» разработчиков. Как говорит Эд, один из важнейших секретов успеха NuMega — подбор и сохранение ценных кадров. Результатом стала возможность мгновенной мобилизации сил и своевременного выпуска продукта на рынок. У Эда есть и собственная исключительная черта-, набрав толковых сотрудников, он уходит с дороги, чтобы не мешать им в полной мере проявить свои способности. Порой такие сотрудники могли неделю работать, не встречаясь и не советуясь с менеджером проекта. Характерным качеством Эда было то, что он позволял менеджерам учиться на своих ошибках и, что самое важное, поощрял их, когда они извлекали уроки. Если набрать толковых людей и правильно организовать их, решать остальные задачи управления проектом становится намного легче. Важно тщательно следить за балан- сом управления (и Эд подчеркивает это в своей книге): нельзя ни распускать коллектив, ни слишком «закручивать гайки», управления должно быть ровно столько, сколько нужно. Разделы, посвященные планированию и исполнению проектов составлены из описания тех самых методов, которые он передавал менеджерам, обучая их основам методики успешной работы. Выпустить качественный продукт вовремя нелегко. Изложенные в этих разделах принципы — тяжкий опыт многих ошибок, заставлявших скрипеть зубами от досады, а порой доводивших до слез! Будучи участником многих таких ситуаций и пережив все, о чем здесь говорится, я не понаслышке знаю, что ценность опыта, изложенного в этой книге, намного больше отданных за нее денег. Я начинал программистом в составе команды, работавшей над BoundsChecker 3.0 под началом Эда, бывшего в ту пору менеджером проекта. В конце концов я дослужился в NuMega до менеджера проектов по разработке программных продуктов из серии TrueTime и TrueCoverage. Эд в это время был уже начальником отдела разработки NuMega. Без методик, представленных Эдом в этой книге, группы, отвечающие за создание TrueTime и TraeCoverage, никогда бы не сделали эти продукты такими успешными, какими они стали. Я во многом завидую читателям этой книги, потому что, когда они будут учиться приемам мастера, сроки сдачи не будут дышать им в затылок. Однако мне гораздо больше повезло, поскольку меня научил этим приемам сам мастер. Эд помог мне вырасти от начинающего программиста до состоявшегося технического специалиста и менеджера проекта (я думал, что никогда им не стану), чью помощь в управлении проектами используют компании по всему миру. Я никогда не смогу полностью отблагодарить Эда за то, что он был моим самым лучшим руководителем. Он всегда шутил, что достаточно знает о наших успехах в про- XII XIII Предисловие граммировании, чтобм мьі оставались честим с ним. Й все же я могу сказать, что почти всему, что касается успешного создания програми, меня научил Зд. Когда Зд попросил меня написать предисловие к зтой книге, я бьіл просто ошеломлен, ведь зто такая честь для меня! Но он сказал, что зта книга полностью на моей сове-сти, поскольку я подал ему идею й постоянно стимулиро-вал ее написание. Я тут же с радостью признал свою вину! Когда я работал в №дМе§а, мне часто задавали один й тот же вопрос: «Как зтим ребятам в МиМе§а удается випускать столько замечательнмх програми?» Теперь для ответа мне достаточно сослаться на книгу Зда. Я чувствую приятное волнение от того, что теперь у каждого єсть шанс узнать, как один из лучших в своей отрясли менеджеров проектов снова й снова создавал программм, значение которьіх для раз-работчиков трудно переоценить. Джон Роббинс Халлис, Нью-І&мпшир Январь2001 года Благодарности Над зтой книгой работало столько народа, что упомянуть всех очень трудно, позтому я заранее хочу извиниться перед теми, кого нет в зтом списке. Думаю, важно отметить как группьі, так й отдельньїх людей, которьіе сьіграли клю-чевьіе роли в создании зтой книги й прямо или косвенно помогли ей появиться на свет. Вот кого я хочу поблагодарить. • Джона Робинса, бьівшего товарища по группе й одного из основателей ШпІеНесС Іпс., вдохновлявшего меня в течение более чем двух лет во время написання зтой книги. Его неисчерпаемьш знтузиазм й поддержка в конце концов сделали своє дело. Спасибо за дружбу й веру в меня! • Группу редакторов й рецензентов: Барбару Морланд й Дзниель Берд из МІСГО5ОП: Ргезя, а также Гзбризль Ноу-нзст й Нзнси Дзппер из Опііпе Тгаіпіп§ Зоїиііош, Іпс. Они проделали огромную работу по сведению содер-жимого зтой книги в единое целое й внесли значитель-ньш вклад в кажднй зтап работьі над ней. • Фрзнка Гроссмана й Джима Москана, совмєстно с кото-рнми бьша основана компания МиМе§а Тесппо1о§іе5, Іпс. Они преподали мне уроки разработки замечатель-ньіх програми й составили компанию в практическом освоєний зтого искусства. За зто я всегда буду им бла-годарен. • Команду разработчиков ВоипсЗбСЬескег 3.0, 4.0 й 5.0. Большая часть материала зтой книги взята из их дости-жений. Ребята, вьі — лучшая команда разработчиков из известньїх мне. Й перестаньте, наконец, скандировать моє имя! XIV XV Благодарности Боба О'Брайена, менеджера NuMega по связям с общественностью, и Клайда Хакима, менеджера по экономическим связям. Вы постоянно привлекали внимание к нашей работе, благодаря вашим усилиям мы выглядели намного лучше, чем мы есть на самом деле. Ваш вклад вместе с остальными участниками группы маркетинга заслуживает такую же благодарность, как и вклад остальных. Моих родителей, Эда и Лору Салливан, научивших меня жизни и всему, что в ней важно. Мою жену Джейн, сына Мэтью и дочь Ханну, позволивших мне работать над книгой по ночам и в выходные. Благодаря вашему энтузиазму и поддержке, оказанной в моменты, когда я больше всего нуждался в ней, я мог продолжать работу. Вы — самое драгоценное, что у меня есть, и я каждый день благодарю за это Бога. Ну, наконец-то все! Введение Я пришел в NuMega Technologies летом 1994 года. Работая над BoundsChecker, продуктом для обнаружения ошибок в программах для Windows, я совмещал должности руководителя разработки и менеджера по маркетингу продукта. Тогда в NuMega было всего лишь 14 сотрудников: кроме двух основателей компании — три программиста, руководитель административной службы, четверо специалистов по сбыту, один администратор в офисе, один посыльный, три специалиста по технической поддержке и менеджер по маркетингу. Мы были небольшой компанией, по всем статьям подходящей под определение начинающей. Каждому приходилось совмещать несколько должностей и выполнять массу обязанностей. Однако, несмотря на небольшие размеры NuMega, у нас были большие планы и надежды. Мы твердо намеревались создавать замечательные программы и хотели собрать элитную группу специалистов, способную создавать лучшие в мире инструменты для разработки ПО. Спустя несколько лет, благодаря заботам основателей и усилиям первоклассной группы менеджеров, компания выросла: теперь в ней больше 150 сотрудников. Вместе с компанией рос и я, дойдя до поста начальника отдела разработ- XVI XVII Введение ки. В первые четыре года мы создали шесть основных выпусков наших приоритетных продуктов, BoundsChecker и SoftlCE, приобрели два новых продукта и еще четыре создали для внутреннего применения. Почти все эти продукты были выпущены в расчетный срок. Объем прибылей быстро рос, и компания стала очень рентабельной. Наши продукты хорошо принимали, и они смогли завоевать ряд отраслевых наград: 2000 г. ф Приз «Лучший компонент или утилита для обеспечения качества ПО», присуждаемый Vbxtra, за DevPartner* for Visual Basic.
• Приз «Выбор читателя» за FailSafe™ 5-21 журнала VBPJ. 1999 г.
• Java Developer's Journal присудил приз «JDJ World Class Award» программе DevPartner for Java™. ф SmartCheck® 6.01 получил приз «Выбор читателя» журнала VBPJ. • CodeReview 6.1 получил приз «Выбор читателя», при суждаемый журналом VBPJ. Введение
1998 г.
Ф DevPartner for Visual Basic получает от Software Development приз Jolt Cola «За производительность». 1997г.
1996г.
XVIII XIX Введение
ф BoundsChecker становится обладателем приза «Выбор читателя» журнала Visual Basic Programmers Journal. 1995 г.
1994г. • BoundsChecker для Windows получает приз Jolt Cola «За отличное качество продукта» на конференции Software Development West '95. Неплохой список, да? Однако нам пришлось столкнуться с теми же проблемами, с которыми сталкивается любая группа разработчиков ПО. Конфликтующие задачи, напряженный график, нехватка ресурсов и сил, плохо налаженный обмен информацией — лишь несколько пунктов из длинного списка проблем. Но нужно было своевременно выпускать качественные программы — в противном случае нас бы просто вытеснили из бизнеса. Самое большое препятствие — неэффективное управление группами разработчиков и проектами. Сейчас это самая распространенная проблема в индустрии программных средств. Она особенно актуальна для начинающих компаний — они сталкиваются с ней ежедневно. И решать ее Введение надо, иначе — банкротство. Способность справиться с этой проблемой — один из важнейших факторов успеха NuMega Technologies. Цель этой книги — поделиться с вами принципами, приемами и методиками разработки коммерческого ПО в растущей среде начинающей компании, найденными в результате нелегкого труда. В книге будут раскрыты самые важные и фундаментальные принципы, позволяющие выпускать качественные программы. Я не буду отвлекаться на праздные дискуссии или перечислять сотни возможных способов решения той или иной проблемы, а расскажу лишь о подходах, которые были с успехом использованы для разработки коммерческого ПО в- начинающей компании. Я также расскажу об опыте моей работы в NuMega: как мы воспитывали своих специалистов и создавали наши продукты, находясь в начале пути. Думаю, что среда начинающей компании практически тождественна небольшим и средним проектам (в которых занято до 30 человек). Мала или велика ваша организация, занимается она Интернет-услугами или информационными технологиями, являетесь вы гуру Ассемблера или Web-программистом, — нужно выпускать качественные программы и делать это вовремя. Вы постоянно находитесь под давлением этой необходимости, вам приходится иметь дело с идентичными проблемами, и вы тоже стремитесь к успеху. В конце концов, когда последний раз ваша группа смогла избежать конфликта задач, накладок с графиком, нехватки ресурсов и других «радостей» типичного цикла разработки ПО? Пожалуйста, имейте в виду, что эта книга — не исчерпывающее пособие по какому-либо предмету. Книг, посвященных подробному анализу узких вопросов: набору кадров, технологии разработки ПО, тестированию, инженерной психологии и др. — хватает. Уверен, на собственном XX XXI Введение опыте вы уже убедились, что во время цикла разработки редко удается полностью реализовать какой-либо отдельный этап. Поэтому важно отличать главное от второстепенного. Нужно овладеть основами и не беспокоиться о мелочах. Если можно сэкономить время, силы или средства, экономьте! Но если нет иного способа решить задачу, кроме трудного, все равно беритесь за эту задачу. С другой стороны, эта книга — не обзор оценок способов решения различных задач. Вы не найдете здесь критики всех разнообразных стратегий решения конкретных задач. Вместо этого я расскажу вам о наших испытанных методах и покажу, как быстро и эффективно связать их воедино в цикле разработки. Хотя есть еще целый ряд замечательных идей, ждущих своего воплощения, я сосредоточусь только на подходах, опробованных на деле. Кок пользоваться этой книгой Я не хочу сказать, что изложенные в этой книге идеи подойдут для каждой группы и будут работать в каждой компании. Однако я глубоко убежден, что большинство этих идей будет полезно самым разным организациями при работе над широким спектром проектов. Надеюсь, вы сможете адаптировать под нужды ваших проектов как можно больше информации из этой книги. Описанный подход к созданию программ не единственный, но он испытан в деле и с успехом применялся. Для кого предназначена эта книга Если вы занимаете (или надеетесь занять) руководящую должность в проекте по созданию ПО, то эта книга — для вас. К целевой аудитории книги также относятся: • верхние эшелоны управления техническими подразделениями (вице-президенты компаний, начальники отделов, руководители групп); Введение
Если вы — рядовой член группы, вам тоже следует прочитать эту книгу. В ней описаны роли всех участников команды, а не только менеджеров и ведущих специалистов. Важно, чтобы вся команда работала как единое целое, разделяя одни и те же концепции, единое отношение к разным проблемам, чтобы это были единомышленники и носители одной культуры. Структура книги В книге три части, и в каждой описан один из критических аспектов управления созданием ПО. Часть I. Люди, организация и методы Прежде чем приступать к планированию проекта или написанию программы, нужно позаботиться об основах. Для эффективной работы необходимо подобрать людей, организовать их и вооружить их приемами. Без этого все усилия не отстать от графика будут безуспешны, и при возрастании темпа работы и давления сроков проект просто развалится на части. Первая часть посвящена фундамен- XXII XXIII Введение тальным потребностям любого проекта, исполняемого быстрыми темпами, включая: ф кадры — как найти и удержать нужных специалистов; ^ организацию — какова роль и обязанности каждого участника ГруППЫ;
Часть 2. Формулирование и планирование проекта Если вы всерьез намерены выпустить программу в срок, то прежде, чем приступать к ее созданию, нужно понять, что и как должно быть создано. Даже самым талантливым людям требуется иметь представление о планируемых результатах проекта, намеченных для использования технологиях и конечном облике продукта. В связи с этим нужно: ф сформулировать основные требования к проекту; • определить технологии, которые лягут в основу проекта; ^ создать модель использования проекта. Решив эти задачи, можно составить график, в котором задачи проекта приведены в равновесие с доступными кадрами и уровнем их способностей. В определенной степени можно быть уверенным, что при таком подходе будет создан реалистичный график создания именно такой программы, какая нужна. Все четыре предмета — требования, технологии, использование и график работ — тесно связаны, поэтому если ваша цель — успешный проект, их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Без них придется полагаться только Введение на догадки, допущения и игнорировать ключевые элементы проекта, внося неприемлемый риск, часто ведущий к возникновению проблем и срывам графика. Помните: почти все самые большие ошибки делаются в первые несколько недель работы над проектом, при планировании. Часть 3. Исполнение проекта Планирование закончено — все готово для создания продукта. При наличии толковых людей, верных технологических приемов и хорошего плана шансы уложиться в срок весьма велики. Однако необходимо следить за тем, чтобы и на завершающих стадиях проекта все шло должным образом. В третьей части я рассказываю о моделях исполнения проекта, управляющих повседневными работами по разработке продукта. Мы рассмотрим:
ф закрытие проекта — что это такое, зачем оно нужно и как его провести. Дополнительная информация В конце каждой главы приводятся ответы на распространенные вопросы и методы решения проблем, часто возникающих во время применения изложенных в книге идей на практике. Большинство вопросов и проблем взято из реальных случаев, поэтому я надеюсь, что они помогут вам выйти из реальных затруднительных ситуаций. XXIV XXV Введение Кроме того, по ходу изложения есть врезки под заголовком «Из собственного опыта», иллюстрирующие применение некоторых принципов и концепций в компании NuMega. Эти врезки позволили мне кое-что прокомментировать, рассказать несколько интересных, а порой анекдотичных историй, благодаря которым разработка ПО является таким веселым занятием. Как со мной связаться Я бы хотел услышать ваши соображения и комментарии по поводу этой книги. Кроме того, было бы интересно, если б читатели поделились своими уроками, которые они извлекли из собственного опыта, а также оригинальными способами создания программ в срок. Пишите мне по адресу: eds books@hotmail.com XXVI Замечательные люди и как их найти Часть 1. Люди, организация и методы |
Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах... ... | Ялом И. Когда Ницше плакал/ Пер с англ. М. Будыниной ... | ||
Бернстайн П. Б51 Против богов: Укрощение риска / Пер с англ Б51 Против богов: Укрощение риска / Пер с англ. — М.: Зао «Олимп-Бизнес», 2000. — 400 с.: ил | Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. / Предисл. А. К. Соколова Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. / Предисл. А. К. Соколова. – М.: Издательство “Весь Мир”,... | ||
Макдональд П. М 15 За все надо платить: Роман / Пер с англ. Н. Мироновой Макдональд П. М 15 За все надо платить: Роман / Пер с англ. Н. Мироновой. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 416 с. — (Наслаждение) | Самодина Н. И. Эриксон Э. Э 77 Идентичность: юность и кризис: Пер... ... | ||
Вертгеймер М. В 35 Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С.... В 35 Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко. — М.: Прогресс, 1987.... | Роси Ш. Э77 Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза... Эриксон М., Росси Э., Роси Ш. Э77 Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения/Пер с англ.... | ||
Социально образовательный проект «я и дорога» (воспитание и обучение... ... | «Образовательный комплекс имени Альфреда Нобеля» Руководитель команды разработчиков Ключевые ценности, задающие идею образования в школе в социокультурном сообществе | ||
Ричард Томпсон Неизвестная история человечества/ Пер с англ. В. Филипенко.... Неизвестная история человечества/ Пер с англ. В. Филипенко. — М-: Изд-во «Философская Книга», 1999. — 496 с | Виккерс А. Коучинг/Стив Бавистер, Аманда Виккерс [пер с англ. Издательство Гиппо] Коучинг/Стив Бавистер, Аманда Виккерс [пер с англ. Издательство Гиппо]. М.: Издательство Гиппо, 2010. 256 с | ||
Факультет вмк кафедра иани методология idef0 и программный продукт... Неудивительно, что в последнее время среди системных аналитиков и разработчиков вырос интерес к case (Computer-Aided Software/System... | А. С. Спиваковская Переводчики: £ С 21 Как строить себя и свою семью: Пер с англ.: улучш изд — М,: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с: ил | ||
Документация о закупке путем проведения открытого аукциона в электронной форме Поставка технических решений для создания специализированного программно-технического Комплекса для оснащения лаборатории «Технологий... | Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер с англ Баскаков Владимир Анатольевич, старший преподаватель кафедры Маркетинга и Рекламы |