Скачать 50.89 Kb.
|
Урок русского языка в 6 классе Тема: «Буквы ч и щ в суффиксах –чик- и –щик-. Тип урока: урок объяснения нового материала Оборудование урока: компьютерный класс, проектор Цели урока:
- показать учащимся условия написания букв ч щ в суффиксах –чик- и –щик-; - закрепить навыки выбора буквы ч или щ при написании суффиксов –чик и –щик; - продолжить формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций; - продолжить развивать в учениках орфографическую зоркость
- заинтересовать учащихся историей возникновения различных профессий; - продолжить формирование уважения к различным видам профессий;
- воспитывать у учащихся любовь к слову; - способствовать развитию творческого мышления Ход урока:
Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с суффиксами имен существительных –чик- и –щик-, отработаем навыки выбора буквы ч или щ при написании суффиксов –чик и –щик, а также поговорим о старых и современных профессиях! И если вы будете внимательны, то новая тема не вызовет у вас особого труда. А сейчас откройте тетради, запишите число и тему урока. И раз сегодня речь пойдет о профессиях, само слово профессия является словарным. И начнем мы урок со словарной работы. Запись в раздел словаря «Пиши правильно» слова профессия. 2.Работа по теме урока 1. Слово учителя Ребята, какие профессии вам известны? Кем работают ваши родители? Кем бы хотели стать? Какие профессии, по-вашему, сейчас популярные, нужные? Наверное, одна из самых современных и перспективных профессий – компьютерщик. Точнее, это целый круг профессий, связанных с компьютером. У компьютерщиков даже есть свой праздник. 14 февраля – День святого Валентина и День компьютерщика. А слышали ли вы о профессии фонарщика? Если вы читали сказку Антуана де Сен- Экзюпери «Маленький принц», то вы вспомните встречу героя с фонарщиком. Слайд1 Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал: «Может быть этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе все таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво.» - Какова главная мысль этого текста? Этой романтической, красивой профессии сейчас уже нет. А ведь когда-то она была очень востребованной. Первые фонарщики появились у нас в стране около 300 лет назад. 4 декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами, по указанию Петра1 в Петербурге на фасадах улиц, выходивших к Петропавловской крепости, были вывешены уличные фонари. Царю и горожанам новшество очень понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники. В 1720 году Петр приказал ввести в столице постоянное уличное освещение. Первыми петербургскими фонарщиками были солдаты, расквартированные в столице. Вначале фонари были только масляные, но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые фонари.В 1873 году на Одесской улице в Петербурге впервые в мире зажегся электрический фонарь, созданный изобретателем Александром Лодыгиным. Именно на этом месте в 1998 году был открыт музей под открытым небом и установлен памятник фонарщику. Слайд2 Нет сейчас фонарщиков и извозчиков, погонщиков и старьевщиков, но есть газетчики и летчики, сварщики и компьютерщики. И есть суффикс существительных, варианты которого зависят от определенных условий, а от каких условий, мы постараемся сейчас с вами догадаться. А сначала повторим, что такое суффикс? Слайд3 Слайд4 - Попробуйте сформулировать правило. Слайд5
Слайд6 3.Закрепление 1. Упражнение 225 (по цепочке) Физминутка (учащиеся выполняют движения, которые показывает учитель, называют профессию) Прекрасных профессий не счесть, И каждой профессии – слава и честь! Профессий всех не сосчитать! А вы можете их назвать? Поезд водит (машинист). Пашет в поле (тракторист). Самолётом правит (лётчик). Клеит книги (переплётчик). В школе учит нас (учитель). Строит здания (строитель). Песни нам поёт (певец). Торговлей занят (продавец). На станке ткёт ткани (ткач). От болезней лечит (врач). В машине возит груз (шофёр). Хлеб убирает (комбайнёр). В доме свет провёл (монтёр). В шахте трудится (шахтёр). В жаркой кузнице (кузнец). А кто знает – молодец! - Как вы думаете, почему мы провели именно эту физминутку? Как она связана с суффиксами чик-щик? (значение профессий) Благодаря этой шуточной физминутке мы с вами вспомнили людей разных профессий. Мы назвали 15 профессий. Хочется сказать, что все работы хороши. Любая работа – труд, труд серьезный, требующий отдачи всех сил.
Рабочий, специалист по бетонным работам - … Рабочий, специалист по кирпичной кладке - … Рабочий по проходке горных выработок - … Рабочий, специалист по типографскому набору - … Рабочий, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь - … Лицо, которое снимает, арендует помещение - … Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь - … Работник бани, обслуживающий посетителей - … Слайд7 3.Поработаем корректорами - Корректор читает тексты перед выпуском их в печать на предмет орфографических, пунктуационных, стилистических и технических ошибок. Обнаруженные погрешности он отмечает специальными корректорскими символами, дающими информацию верстальщику о том, какие символы нужно поставить взамен ошибочных. Барабанчики яростно колотили в барабаны. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минуту к сестре. Буфетчик рассчитал меня. Рабочие передавали сменчикам станки. Жестянчики работали на глазах у всей улицы. Резко сигналили шоферы, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках. Слайд8 Тест
Паром…, мой…, приём…, заказ…, Фасов…, застрой…, подряд…
а) д-т, з-с б) д-т, з-с, ж в) д-т, з-с, и, ж
а) д-т, з-с, ж б) ж-ш в) нет верного ответа
Груз – Извоз – Баня – Полёт – Компьютер – Сортировка – Кровля – Мойка – Добыча – Сварка –
4.Итоги урока - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Чему научились? - Когда нужно писать суффикс –чик-, -щик-? Выставление оценок с комментариями. 5.Домашнее задание: параграф 44; Упр.№247(письменно) 6.Рефлексия Ребята, если вам урок понравился, нарисуйте, пожалуйста, веселые смайлики. Если нет – грустные. Слайд9 Спасибо! Урок окончен. До свидания. |
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Урок русского языка в 11 классе Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа | ||
Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка | ||
Урок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни | Урок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация.... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | ||
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка | Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных... Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле... | ||
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах.... | Учитель Боровикова Оксана Викторовна Тема. Письмо заглавной буквы... ... | ||
Урок русского языка в 9 классе. Тема урока Сложноподчиненные предложения с разными видами связи На базе школы прошли заседания рмо учителей русского языка и литературы и рмо учителей географии и биологии | Урока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения» Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема... | ||
Урок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши» Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М | Урок русского языка во 2 классе «Состав слова» Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О.... | ||
Урок русского языка. Тема: Слова с сочетанием жи-ши Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Мария Анатольевна. Сейчас у нас будет урок русского языка | Перечень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок... «Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л |