Скачать 0.79 Mb.
|
ВВЕДЕНИЕ В середине 1990-х годов в России появилась новая сфера деятельности – связи с общественностью, называемая на западе public relations (паблик рилейшнз). На сегодняшний день практически все крупные российские структуры обзавелись собственными службами PR. Public Relations – это содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития (обмена) информацией и оценки общественной реакции. Курс «Связи с общественностью» предназначен для студентов, обучающихся на машиностроительном факультете по специальности «Сервис и туризм». Программа призвана обеспечить представления о целях и задачах связей с общественностью в различных сферах жизни общества, а также показать отечественный и зарубежный опыт в этой области. Приводятся определения паблик рилейшнз (PR), раскрываются научные основы PR, акцентируется внимание на взаимосвязи PR и массового сознания, обобщаются ключевые термины и понятия в сфере связей с общественностью, даются их определения. Специалист по сервису и туризму должен:
Специалист в области связей с общественностью в соответствии с общей профессиональной и специальной подготовкой способен осуществлять следующие виды деятельности: информационную, творческую, психологическую, коммуникативную, аналитическую, исследовательскую. Основные формы организации учебного процесса – лекции, семинары, самостоятельная работа студентов, занятия по методикам активного обучения. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Связь с общественностью» состоит из перечня лекционного материала, планов семинарских занятий, построенных на основе государственного образовательного стандарта с учетом утвержденных учебных планов. К каждому семинарскому занятию прилагаются практические задания. Учебно-методическое пособие содержит практические задания, вопросы для самоконтроля, а также перечень вопросов к экзамену. Важную роль в процессе усвоения предмета «Связь с общественностью» играет семинарское занятие. Это одна из важнейших форм работы студента в вузе. Если на лекции основная тяжесть ложится на преподавателя, то на семинаре основной работник – студент. На семинарских занятиях под руководством преподавателя коллективно обсуждаются крупные проблемы PR. Задача семинарского занятия не только в том, чтобы только уяснить какой-то вопрос на основе лекционного материала, изучения соответствующего раздела учебника и рекомендованной литературы. Здесь студент учится излагать свою точку зрения перед аудиторией, отстаивать ее в научном споре, логично, аргументировано опровергать оппонентов. Семинары учат сопоставлять и анализировать факты, помогают систематизировать и углубить знания по проблемам PR, позволяют самостоятельно разобраться в современных проблемах. Семинары могут быть интересными и полезными только в том случае, если студенты серьезно готовятся к ним, принимают участие в обсуждении поставленных вопросов. Подготовку к семинарскому занятию надо начать с изучения плана семинара, ознакомления со списком рекомендуемой для изучения литературы. Следует учесть советы и указания преподавателя относительно подготовки к данному семинару. При чтении конспекта лекций и необходимой к занятию литературы рекомендуется пользоваться справочниками, словарями иностранных слов, психологическими, социологическими и энциклопедическими справочниками. Изученный материал следует сгруппировать по вопросам плана занятия, продумать свое выступление, при этом, пометив, какие положения надо раскрыть, какие источники, факты привести в качестве аргументов. В процессе подготовки к семинарским занятиям студенты должны быть готовы к разным формам их проведения: дискуссия, пресс-конференция, метод «малых групп», спецсеминары, теоретические конференции, деловая игра и др. Дискуссия – форма проведения семинарских занятий, которая предлагает обсуждение вопросов в дискуссионном плане. При проведении семинарского занятия по типу пресс-конференции студенты разбиваются на 3–4 подгруппы в соответствии с количеством вопросов, рассматриваемых на семинаре. Каждая из подгрупп отвечает на вопросы, поставленные другими студентами. Метод «малых групп» предлагает состязательность между отдельными группами студентов в знании вопросов, поставленных на обсуждение семинарского занятия. Студенческая группа делится на две подгруппы во главе с ведущим. Вопросы ставят студенты и преподаватель. Формы работы студентов на семинарском занятии могут быть различными: сообщение по одному или нескольким вопросам, участие в дискуссии, начатой студентами во время занятия, дополнение и уточнение к выступлениям товарищей, выступление по теме реферата и пр. Студент на семинаре выступает по желанию. Но и преподаватель может спросить его мнение по любому вопросу. При выступлении студент должен говорить простыми фразами, конкретно по вопросу, а не «вообще» или «издалека». В филиале ГОУ ВПО «ЮУрГУ» в г. Златоусте существуют разные формы контроля за степенью усвоения материала: тесты, зачетные задания по темам, письменные контрольные работы по отдельным темам или разделам курса, проблемные задания, задания для самостоятельной работы и пр. Важной формой контроля за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий, организацией самостоятельной работы студентов является аттестация. Она проводится по балльно-рейтинговой системе. Критерии выставления оценок на экзамене: оценка «отлично» выставляется, когда студент:
оценка «хорошо» выставляется, когда студент:
оценка «удовлетворительно» выставляется, когда студент:
оценка «неудовлетворительно» выставляется, когда студент не усвоил содержание учебной дисциплины. Критерии выставления зачета: «Зачет» выставляется, когда студент:
«Незачет» выставляется, когда студент не усвоил содержание учебной дисциплины. ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Роль связей с общественностью в современном обществе Понятие паблик рилейшнз. Причины возникновения паблик рилейшнз. Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Цели и функции связей с общественностью. Паблик рилейшнз в системе маркетинговых коммуникаций. Принципы паблик рилейшнз, классификация, основные направления услуг в области PR. Тема 2. PR в доисторическом обществе Возникновение коммуникации: предпосылки и факторы. Зарождение межкультурной коммуникации – появление языка, формирование мышления, возникновение категорий. Коммуникация как средство поддержания власти. Тема 3. PR в Античном мире Политическая коммуникация в Древней Греции. Особенности политической коммуникации в Древнем Риме. Коммуникация в религиозной сфере. Деловая коммуникация в Античном мире. Международная коммуникация Древнего мира. Античные представления о коммуникации. Тема 4. PR в Средние века Политическая коммуникация в раннем Средневековье. Эволюция политической коммуникации. Новый этап в развитии политической коммуникации (Ренессанс). Общественные связи христианской церкви. Торговая коммуникация в Средние века. Особенности межкультурных связей. Представления о коммуникации. Тема 5. PR в XVII–XVIII вв. Социальная коммуникация в государственной и политической сфере. Политическая коммуникация на «родине» PR. Коммуникация в социальной сфере. Деловая коммуникация. Международная коммуникация в XVII–XVIII вв. Коммуникационная мысль в Новое время. Тема 6. PR в XIX в. Институционализация деятельности по связям с общественностью. Политические PR. PR в коммерческой сфере. Некоммерческие PR. Коммуникационная мысль в XIX в. Зарождение методологии и исследований в сфере коммуникации. Тема 7. PR в XX в. Информационная деятельность властных структур. «PR цвета хаки». PR в политической и социальной сферах. PR в бизнесе. Профессиональные объединения PR-специалистов и их деятельность. Переход от коммуникационных идей к теории PR. Тема 8. PR «по-восточному» Особенности политической и межкультурной коммуникации на Древнем Востоке. Политическая коммуникация средневекового Востока. Коммуникация в религиозной сфере. Контакты с общественностью в торговой сфере. Представления о коммуникации на Востоке. «Восточные PR» в XX в.: западный опыт. «Восточные PR» в XX в.: самобытные черты. Тема 9. Российский опыт PR-технологий Коммуникация в государственной и политической сфере: от Древней Руси до Московского царства. Политическая коммуникация в имперский период. Советская пропаганда. Коммуникация в экономической сфере. Современный этап в развитии российский связей с общественностью. Период институционализации связей с общественностью в России. Становление отечественной теории связей с общественностью. Тема 10. Целевые аудитории связей с общественностью Процесс влияния служб связей с общественностью на общественное мнение. Создание стереотипов как важнейшая задача паблик рилейшнз. Виды целевых аудиторий. Лидеры общественного мнения и «группы особых интересов». Тема 11. Конструирование корпоративного имиджа Фирменный стиль в общем контексте деятельности PR-специалиста. Минимальный пакет компонентов фирменного стиля – словесный товарный знак, графический товарный знак, цветовая гамма, фирменный шрифт, фирменный блок. Носители фирменного стиля. Тема 12. Планирование PR-кампаний Понятие PR-кампании. Этапы проведения. Виды PR-кампаний. Процесс коммуникационного воздействия. Иерархические лестницы PR-кампаний. Иерархические модели коммуникации и маркетинг. PR-стратегия, структура PR-кампании. Бюджет PR-кампании. Оценка результатов PR-деятельности. Тема 13. Организационные структуры в связях с общественностью Основные организационные структуры в связях с общественностью. Структура типового агентства и консалтинговой фирмы в области связей с общественностью. Характеристика российского рынка PR-услуг. Различия и сходство в работе специалиста по связям с общественностью и пресс-секретаря. Интерактивный корпоративный веб-сайт. Виды и роль внутрифирменных коммуникаций во взаимоотношениях с персоналом. Тема 14. Правовое обеспечение связей с общественностью Регулирование деятельности в сфере связей с общественностью. Связи с общественностью и Закон РФ «О средствах массовой информации». Связи с общественностью и Закон РФ «О рекламе». Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Ограничение монополистической деятельности в Российской Федерации. Неформальные способы регулирования в области связей с общественностью: традиции, нормы, мораль, общественное мнение. Тема 15. СМИ в PR-технологиях Виды СМИ, используемых в связях с общественностью. Понятие «база данных целевых СМИ». Критерии отбора и оценки эффективности использования средств коммуникации для PR-мероприятий и программ. Рейтинги СМИ. Стратегия и тактика взаимоотношений со СМИ. Виды рабочих PR-документов, используемых в работе со СМИ. Организация обратной связи с общественностью. Тема 16. PR-кампании в Интернете и телефонных сетях «Всемирная паутина» и Интернет в России. Типы коммуникации в Интернете. Модели интернет-присутствия: корпоративный сайт, корпоративный сайт с элементами портала, Интернет-портал. Особенности работы с целевыми аудиториями в Сети. Веб-сайты как пространство для реализации стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций. Баннер как технология создания привлекательного имиджа. Использование блогов. Некоторые возможности в телефонных сетях. Тема 17. Инновации в управлении человеческими ресурсами Управление персоналом. Факторы, влияющие на политику и практику в области управления персоналом. Индивидуальный подход в управлении. Развитие форм и методов в управлении персоналом. Мотивационные факторы. Тема 18. PR и культура бизнеса Проблемы этики предпринимательства. «Механистическая», организационная модели. Совместно-последовательная деятельность. Руководящий аппарат. Носители корпоративной культуры. Рекомендации по соблюдению корпоративной культуры. Тема 19. Международные кодексы профессиональной этики специалиста по связям с общественностью Кодекс профессионального поведения и этики ИПРА. Афинский кодекс. Кодекс профессионального поведения института паблик рилейшнз (ИПР). Европейский Кодекс профессионального поведения в области паблик рилейшнз (Лиссабонский кодекс). Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Кодекс профессиональной этики союза профессиональных журналистов США. Тема 20. Программирование PR-технологий Составляющие процесса управления PR-технологиями. Проведение исследований. Особенности методики проведения социологических исследований. Этапы проведения исследований. Планирование по результатам проблемной диагностики. |