Открытые образовательные технологии





Скачать 405.75 Kb.
НазваниеОткрытые образовательные технологии
страница1/3
Дата публикации06.11.2014
Размер405.75 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Информатика > Анализ
  1   2   3
Открытые образовательные технологии
Технология - совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

Педагогическая технология – это не просто исследования в сфере использования технических средств обучения, это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

Педагогическая технология – это набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.

Цели должны быть конкретны и измеримы;

операции воспроизводимы и иметь законченный процесс по достижению цели;

субъективизм учителя должен быть сведен к минимуму.

свобода педагога возможна и необходима в том диапазоне действий, которые приводят к достижению целей.
Начало поиска и разработка теоретических основ педагогических технолгий у нас в стране была сделана Н.Ф.Талызиной, Бабанским, Беспалько.

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия педагогическая технология. Это понятие не имеет общепринятого и однозначного толкования.

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической (образовательной) технологии:

  • Однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего)

  • Должно способствовать отбору и структуре содержания (что)

  • Оптимальной организации учебного процесса (как)

  • Методами, приемами и средствами обучения (с помощью чего)

  • Учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителя (кто)

  • Объективные методы оценки результатов обучения (так ли это)

Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии, являются:

  • Диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированное достижение цели и эффективности процесса обучения

  • Экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени

  • Алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные сторонф идеи воспроизводимости педагогических технологий




  • Корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели



  • Визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и ИКТ-техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.


Появляются логические трудности во взаимодействии терминов «педагогическая (образовательная) технология», «методика» и «дидактика».

Необходимо разграничить эти понятия и установить их взаимосвязь.

Каждое понятие характеризуется содержанием, под которым понимается совокупность отличительных признаков.

Методика преподавания конкретного предмета – это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету. Она является общей для всех. Одной из задач методики является выявление критериев применимости т.и.и. технологии.

Понятие «методика» шире понятия «технология», т.к. методика включает и выбор технологии как целесообразности проведения работы. Если методика направлена «решение следующих задач:

  1. чему учить?

  2. Зачем учить?

  3. Как учить?

То технология обучения, прежде всего, отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением:

  1. Как учить результативно?

Так, А. Кушнир пишет: «Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа….Уже давно стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Технология его гарантирует, не оставляя места для «может быть». Технология всегда проста в своем ключевом решении». Именнов технологии заключен теоретико-практический инструментарий деятельности учителя по освоению и внедрению конкретной методики в педагогическую действительность.

Общепринятой классификации образовательных технологий на сегодняшний день не существует. Вот некоторые из них:

  • традиционные технологии

  • игровые технологии

  • тестовые технологии

  • модульно-блочные технологии

  • интегральные технологии

  • тестовые технологии

  • технология адаптивной системы

  • технология опорных сигналов…

Но тема нашего сегодняшнего семинара – «Открытые педагогические (образовательные) технологии» именно они сегодня стали связующим звеном между двумя способами обучения: традиционными и инновационными, ООТ построены по принципу конструктора, который состоит из множества инструментов и приемов.

Учитель может использовать на своем уроке как всю технологию в целом, так и ее отдельные приемы, инструменты в любой части урока.

Открытые образовательные технологии - надпредметны. Эти технологии можно применять на любых предметах. Также инструменты и приемы технологий открытого образования можно применять и работе профессиональных объединений педагогов.
Технология Портфолио

Портфель помогает учащимся осознавать проблемы, которые возникают в учебной деятельности, находить пути их решения и ставить свои индивидуальные цели обучения

Учебная деятельность представлена в Портфеле в задокументированном виде, что делает ее прозрачной доступней для постоянного анализа как с позиций.

Технология «Портфолио» - это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результат ученика в определенный период его обучения.

Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику, и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио - в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности

Педагогическая идея портфолио предполагает:

  • смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету

  • интеграцию количественной и качественной оценок:

  • доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.




  • Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников:

  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность




  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения:

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся формировать адекватную самооценку




  • содействовать персонализации образования: определять количественные. и качественные индивидуальные достижения:

  • создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.


В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио

  • портфолио документов:

  • портфолио достижений:

  • рефлексивный портфолио:


кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная «надпредметная» универсатьная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,

  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности:

  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.


В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - «вызов - осмысление - рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.
Базовая модель технологии.
ВЫЗОВ (evocation)

  • актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;

  • пробуждение интереса к изучаемой теме;

  • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний:

  • побуждение ученика к активной деятельности.


ОСМЫСЛЕНИЕ (REALIZATION OF MEANING)

  • активное получение новой информации;

  • осмысление новой информации;

  • соотнесение новой информации с собственными знаниями;

  • отслеживание процесса познания и собственного понимания.


РАЗМЫШЛЕНИЯ (REFLECTION)
• целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

  • выявление еще непознанного;

  • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

  • поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).


Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитание базовых навыков человека открытого информационного пространства.
Технология "ДЕБАТЫ"

Основное назначение дебатов - обогатить ваше образование

и одновременно доставить удовольствие.

Поэтому первое предназначение игры - обучение.

Иными словами, обучение имеет большее значение, чем победа.

Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть.

то вы поставили неправильную цель.

Дебаты - это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников
В командах может быть различное количество участников (чаще 3-6). Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов, в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется, возможность участия в перекрестной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций.
Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип - «проигравших нет!»

Действующие лица

  • Команды (состоят из игроков-спикеров) - утверждающие защищают тему, отрицающие - опровергают.

  • Судьи - решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.

  • Таймкипер - следит за соблюдением регламента и правил игры.

  • Тренер (тьютор) - обычно учитель (реже - опытные ученики-дебатеры. прошедшие полный курс подготовки).



Этапы работы в технологии «Дебаты»

  • Подготовка

  • Выбор темы.

  • Построение сюжета доказательств

  • Подбор аргументов

  • Собственно дебаты

  • Оглашение позиций (дискуссия)

  • Раунд перекрестных вопросов

  • Судейство

  • Рефлексия



Технология «Дебаты» позволяет ученикам приобрести навыки и умения:

  • логического и критического мышления;

  • концентрации на определенной проблеме;

  • организации совместной деятельности;

  • сбора и осмысления разнообразной информации;

  • формирования и отстаивания собственной позиции;

  • публичных выступлений;

• грамотного диалогического общения и взаимообучения.


Технология «Дебаты» представляет опыт практической реализации личностью- ориентированного подхода в обучении и обеспечивает осознанное формирование гражданских качеств учащихся. Она содействует становлению нового поколения граждан открытого общества. Технология создает условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Открытые образовательные технологии iconПортфолио «открытые образовательные технологии как стратегия организации...
Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная...
Открытые образовательные технологии iconТема: «Современные образовательные технологии в профильном обучении»
Ключевые слова: образовательные технологии в системе профильного обучения, кейс-метод, метод проектов
Открытые образовательные технологии iconИнновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии. Среди разнообразных...
Открытые образовательные технологии iconСовременные образовательные технологии в воспитательной работе
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии...
Открытые образовательные технологии iconДоклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе»
Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям...
Открытые образовательные технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Форма проведения мониторинга: открытые уроки, открытые занятия внеурочной деятельности, классный час
Открытые образовательные технологии iconСелевко Г. К. Современные образовательные технологии
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Открытые образовательные технологии iconШ международный конкурс «Современные образовательные технологии в...
Ш международный конкурс Современные образовательные технологии в творчестве учителя
Открытые образовательные технологии iconДостижения учащихся в олимпиадах. Поступление в учреждения профессионального образования
Инновационные образовательные программы и технологии, в частности, информационные технологии
Открытые образовательные технологии iconА. В. Осин эор нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы
В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных...
Открытые образовательные технологии iconТворческая работа Современные образовательные и информационные технологии...
Современные образовательные и информационные технологии на уроках истории в профильной школе
Открытые образовательные технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применяемые образовательные технологии: технология уровневой дифференциации обучения, игровые технологии
Открытые образовательные технологии iconСовременной образовательной технологии и/или
«Современные образовательные технологии и/или методики в практической деятельности педработника», портфолио и собеседования с аттестуемым...
Открытые образовательные технологии iconУчить детей сегодня трудно
На семинаре присутствовали воспитатели детских садов №2,3,4 и педагоги школ района. Учителя первых классов показали открытые уроки...
Открытые образовательные технологии iconВсероссийская научно-практическая интернет-конференция «Новые образовательные...
Всероссийская научно-практическая интернет-конференция Новые образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы
Открытые образовательные технологии iconУрок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта
Открытые уроки и воспитательные мероприятия – одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск