Скачать 78.38 Kb.
|
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ Шарипов Т.Ф. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Оценка знаний студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании. Ее результаты оказывают большое влияние на мотивацию к обучению и будущую карьеру студентов. Кроме того, оценка дает возможность получить существенную для учебных заведений информацию об эффективности обучения. Поэтому необходимо, чтобы оценочный процесс всегда производился профессионально, с учётом накопленных знаний в рассматриваемой сфере. Одной из технологий оценки качества усвоения учебных дисциплин является балльно-рейтинговая система. Рейтинг (с английского rating) – это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Рейтинговая система – совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающий обработку информации, как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющий присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин [1]. Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения. Принят и такой термин - индивидуальный, кумулятивный индекс (т.е. индекс по сумме отметок). В вузовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.) В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе [2]: 1) рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене (зачете); 2) совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в данном семестре; 3) заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода; 4) интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения. Цель балльно-рейтинговой системы состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых - своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих студентов. Основные этапы рейтинговой системы контроля знаний:
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к занятиям и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается. Работа с группой 11Эк(б)РЭк выявила основные преимущества и недостатки использования балльно-рейтинговой системы (таблица 1). Таблица 1 – Достоинства и недостатки использования балльно-рейтинговой системы
Большую роль при работе с балльно-рейтинговой системой играет учет баллов каждого студента. Для этого в таблице Excel Microsoft Office была разработана форма (рисунок 1), с использованием расчетных формул и действующих ссылок на ячейки, в которых содержатся допущения (исходные данные), происходит учет всех баллов. Определение максимальной рейтинговой отметки, если контроль знаний и умений непрерывный, то максимальная рейтинговая отметка по предмету определяется по формуле: R mах= (N/2) 5, где N - количество часов, выделяемых на изучение данного предмета. 5 - максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так, например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов - 90. Суммарная максимальная рейтинговая отметка успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам) [3]. Алгоритм определения рейтинговой оценки успеваемости учащихся. 1. Устанавливается «весомость» конкретного предмета в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки по вышеуказанной формуле. 2. Рассчитывается учебная успеваемость. Выполняя какое-либо задание, студент зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся. Рисунок 1 – Форма для учета бальных оценок Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:
Штрафные баллы:
Мотивация студентов к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Формирование мотивов обучения – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознание их студентами и дальнейшее саморазвитие ими своей мотивационной сферы. Расчет учебной успеваемости является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности студентов, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию студента по всем дисциплинам в соответствии с учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и его поведения. Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников. Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на студентов. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса. Итак, технология рейтинговой оценки учебной успеваемости студентов, представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:
Балльно-рейтинговая система активизирует работу студентов во время семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, повышает состязательность среди обучающихся и их ответственность за свою учебную деятельность. Опыт работы свидетельствует о том, что при соответствующей организации функционирования балльно-рейтинговой системы, она достаточно эффективна. Список литературы
|
Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов на кафедре физики Суть балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов заключается в следующем | Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов... Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
1 с целью комплексной оценки качества учебной деятельности студентов... Гбоу спо «Пермский педагогический колледж №1» (далее Колледж) вводится балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов | Брс для Социальных педагогов Балльно рейтинговая система оценки качества освоения основных образовательных программ (в соответствии с Приказом Ректора №564 от... | ||
Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине «история психологии» Тема: Теоретическая борьба периода становления психологии как самостоятельной науки | «Управление развитием системы оценивания учебной деятельности студентов в вузе» Ключевые слова: образовательный стандарт, модульно-рейтинговая система, система оценивания учебной деятельности студентов, принципы,... | ||
Бально-рейтинговая система оценки знаний студентов лечебного и педиатрического... | Правила Рейтингового контроля знаний студентов факультета инженерной... Рейтинговая система оценки знаний студентов принята ректората университета от 28. 12. 2009 г | ||
Рейтинговая система успеваемости студентов по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» Человек” автора Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой \\Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, биология 6-11... | Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов Настоящее положение регламентирует использование балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов при организации учебного... | ||
«модульно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов» ... | Морскова В. Ф. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов по разделам Конспект урока русского языка в системе развивающего обучения Имя числительное, 3 класс. ( с применением икт) | ||
Система реализации кредитно- модульной системы в учебном процессе... | Самостоятельная работа: реферативная работа по темам №1,2 0-3 2,3... Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине «Философия». для студентов 2 курса физико математического факультета по... | ||
Рейтинговая система оценки успеваемости по пфсс (легкая атлетика)... Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является допуском студента заочной формы обучения к зачету | Рейтинговая система оценки знаний и умений обучающихся |