Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов





Скачать 78.38 Kb.
НазваниеБалльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов
Дата публикации14.11.2014
Размер78.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Шарипов Т.Ф.


Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Оценка знаний студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании. Ее результаты оказывают большое влияние на мотивацию к обучению и будущую карьеру студентов. Кроме того, оценка дает возможность получить существенную для учебных заведений информацию об эффективности обучения. Поэтому необходимо, чтобы оценочный процесс всегда производился профессионально, с учётом накопленных знаний в рассматриваемой сфере. Одной из технологий оценки качества усвоения учебных дисциплин является балльно-рейтинговая система.

Рейтинг (с английского rating) – это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинговая система – совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающий обработку информации, как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющий присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин [1].

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.

Принят и такой термин - индивидуальный, кумулятивный индекс (т.е. индекс по сумме отметок).

В вузовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.)

В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе [2]:

1) рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене (зачете);

2) совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в данном семестре;

3) заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

4) интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения.

Цель балльно-рейтинговой системы состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых - своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих студентов.

Основные этапы рейтинговой системы контроля знаний:

  1. весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;

  2. по окончанию обучения, по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащихся с оценкой в баллах;

  3. в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100%, могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к занятиям и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Работа с группой 11Эк(б)РЭк выявила основные преимущества и недостатки использования балльно-рейтинговой системы (таблица 1).
Таблица 1 – Достоинства и недостатки использования балльно-рейтинговой системы

Преимущества

Недостатки

Регулярность контроля и наглядность результата

Существенная потеря баллов в результате болезни, или других пропусков по уважительной причине

Активизация учебной деятельности студентов

Из-за большого количества студентов в учебных группах, не все могут набрать достаточное количество баллов

Стимулирование самостоятельной работы, повышение мотивации студентов

Вероятны межличностные конфликты среди студентов

Прозрачность и возросшая объективность оценивания

Увеличение объема документации и трудоемкости контроля

Введение новых форм контроля и заданий, в т.ч. для самостоятельной работы студентов

Изменение структуры учебной нагрузки преподавателей, в частности увеличение внеаудиторной составляющей

Способствует систематической работе студентов

Отсутствие у студентов навыков работы по самостоятельному овладению знаниями, низкий уровень ответственности и самодисциплины

Снижение нагрузки на студентов и преподавателей во время сессии



Оперативный контроль знаний



Улучшение посещаемости занятий, укрепление дисциплины



Организация регулярной обратной связи, что позволяет своевременно определять проблемы обучаемых и корректировать их деятельность в течение семестра, а не во время сессии



Обеспечение дифференцированного подхода к студентам и индивидуальная работа с каждым из них




Большую роль при работе с балльно-рейтинговой системой играет учет баллов каждого студента. Для этого в таблице Excel Microsoft Office была разработана форма (рисунок 1), с использованием расчетных формул и действующих ссылок на ячейки, в которых содержатся допущения (исходные данные), происходит учет всех баллов.

Определение максимальной рейтинговой отметки, если контроль знаний и умений непрерывный, то максимальная рейтинговая отметка по предмету определяется по формуле:

R mах= (N/2) 5, где N - количество часов, выделяемых на изучение данного предмета. 5 - максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так, например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов - 90.

Суммарная максимальная рейтинговая отметка успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам) [3].

Алгоритм определения рейтинговой оценки успеваемости учащихся.

1. Устанавливается «весомость» конкретного предмета в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки по вышеуказанной формуле.

2. Рассчитывается учебная успеваемость.

Выполняя какое-либо задание, студент зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся.


Рисунок 1 – Форма для учета бальных оценок
Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:

  • отсутствие пропусков на лекционном занятии +3;

  • правильный (полный) ответ на вопрос +3;

  • правильный (неполный) ответ +1;

  • письменная работа 100% правильно +3;

  • письменная работа 75% правильно +1;

  • тестовое задание 100% правильно +3;

  • тестовое задание от 99 до 75% правильно +1;

  • выполненное домашнее задание + 2;

  • эссе, рефераты +2;

  • учебно-исследовательская работа (доклад на конференции) +5;

Штрафные баллы:

  • пропуск без уважительной причины – 2;

  • отсутствие домашнего задания – 2;

Мотивация студентов к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.

Формирование мотивов обучения – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознание их студентами и дальнейшее саморазвитие ими своей мотивационной сферы.

Расчет учебной успеваемости является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности студентов, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию студента по всем дисциплинам в соответствии с учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и его поведения.

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников.

Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на студентов. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.

Итак, технология рейтинговой оценки учебной успеваемости студентов, представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:

  • домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),

  • информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),

  • участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,

  • дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),

  • пропуски занятий и опоздания (без уважительной причины).

Балльно-рейтинговая система активизирует работу студентов во время семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, повышает состязательность среди обучающихся и их ответственность за свою учебную деятельность. Опыт работы свидетельствует о том, что при соответствующей организации функционирования балльно-рейтинговой системы, она достаточно эффективна.
Список литературы

  1. Гибадуллин, И.Г. Балльно-рейтинговая система оценки учебной успешности студентов как фактор качественной характеристики в системе зачетных единиц / И.Г. Гибадуллин, А.Н. Калинченко, С.Г. Наговицын // Материалы межведомственной конференции. – Ижевск, 2010. – С.34 – 38.

  2. Попова, А.И. Рейтинговая система оценки как стимулирующий фактор к процессу обучения студентов / А.И. Попова, А.Е. Ардашев // В мире научных открытий. – 2010. – № 3. – ч. 4. – С.44 – 45.

  3. Рязанова, Л.С. Модульно-рейтинговая оценка как средство повышения качества математического образования студентов университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.С. Рязанова. – Магнитогорск, 2010. – 23 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов iconБалльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов на кафедре физики
Суть балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов заключается в следующем
Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов iconБалльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов...
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов icon1 с целью комплексной оценки качества учебной деятельности студентов...
Гбоу спо «Пермский педагогический колледж №1» (далее Колледж) вводится балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов
Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов iconБрс для Социальных педагогов
Балльно рейтинговая система оценки качества освоения основных образовательных программ (в соответствии с Приказом Ректора №564 от...
Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов iconРейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине «история психологии»
Тема: Теоретическая борьба периода становления психологии как самостоятельной науки
Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов icon«Управление развитием системы оценивания учебной деятельности студентов в вузе»
Ключевые слова: образовательный стандарт, модульно-рейтинговая система, система оценивания учебной деятельности студентов, принципы,...
Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов iconБально-рейтинговая система оценки знаний студентов лечебного и педиатрического...

Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов iconПравила Рейтингового контроля знаний студентов факультета инженерной...
Рейтинговая система оценки знаний студентов принята ректората университета от 28. 12. 2009 г
Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов iconРейтинговая система успеваемости студентов по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»
Человек” автора Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой \\Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, биология 6-11...
Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов iconПоложение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов
Настоящее положение регламентирует использование балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов при организации учебного...
Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов icon«модульно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов»
...
Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов iconМорскова В. Ф. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов по разделам
Конспект урока русского языка в системе развивающего обучения Имя числительное, 3 класс. ( с применением икт)
Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов iconСистема реализации кредитно- модульной системы в учебном процессе...

Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов iconСамостоятельная работа: реферативная работа по темам №1,2 0-3 2,3...
Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине «Философия». для студентов 2 курса физико математического факультета по...
Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов iconРейтинговая система оценки успеваемости по пфсс (легкая атлетика)...
Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является допуском студента заочной формы обучения к зачету
Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов iconРейтинговая система оценки знаний и умений обучающихся



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск