Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт математики и информатики
Кафедра бизнес-информатики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ИНТЕРНЕТ-ПРОГРАММИРОВАНИЕ В БИЗНЕСЕ
Для направления подготовки – 080500.62 «Бизнес-информатика»
Профиля – Технологическое предпринимательство
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения – очная
Москва 2013
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика»
Разработчик: доцент кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ И.А. Ермаков
Рецензент:
Программа одобрена на заседании кафедры ____________________________
Протокол № ______ от «_____» _______________ 2013 г.
Зав. кафедрой: ______________________________ Ю.В.Фролов
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013
© Кафедра бизнес-информатики, 2013 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – формирование у студентов знаний о программировании интернет-приложений для бизнеса, освоение базовых возможностей языков HTML, JavaScript и PHP для программирования веб-сайтов и веб-интерфейсов. Задачи дисциплины:
- закрепление знакомства с принципами функционирования глобальной компьютерной сети интернет, общими подходами к поиску и отбору информации в сети;
- обучение проектированию дизайна и функционала интернет-приложений на основе комплексного подхода;
- обучение базовым принципам и инструментам программирования для интернет на стороне клиента и сервера;
- обучение использованию баз данных при разработке веб-проектов;
- получение представления о программно-технической стороне продвижения разработанных интернет-ресурсов. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Интернет-программирование в бизнесе» относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин Б.3 (Б.3.29). 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контент-сервисов) (ПК-7);
разрабатывать контент и ИТ-сервисы предприятия и Интернет-ресурсов (ПК-18).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основные определения и понятия веб-конструирования и веб-программирования, основные приемы создания и продвижения интернет-приложений;
основные этапы производства программного продукта;
основные методы и средства тестирования интернет-приложений;
способы эффективной реализации веб-интерфейсов к базам данных;
протоколы обмена информацией веб-серверов и клиентских браузеров;
тенденции, проблемы и перспективы развития веб-разработки.
Уметь:
уметь разрабатывать и продвигать бизнес-ориентированные веб-ресурсы;
использовать навыки проектирования, разработки и маркетинга бизнес-ориентированных интернет-приложений;
применять основные модели, методы и средства информационных технологий для решения задач в предметной области веб-программирования;
применять объектно-ориентированные методы и средства разработки алгоритмов и программ, способы отладки, испытания и документирования программ.
Владеть:
основными методами и средствами проектирования программного обеспечения интернет-сайтов;
основными методами проектирования, разработки и маркетинга бизнес-ориентированных интернет-приложений;
использованием современных дополнительных пакетов и библиотек при программировании интернет-приложений в бизнесе.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
-
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестр
| Аудиторные занятия (всего)
| 38
| 4
| в том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 18
| 4
| Лабораторные работы (ЛР)
| 20
| 4
| Самостоятельная работа (всего)
| 70
| 4
| в том числе:
|
|
| подготовка к практическим занятиям
| 54
| 4
| подготовка реферата
| 16
| 4
| Вид промежуточной аттестации: зачет
|
| 4
| Объем работы студента в период экзаменационной сессии
|
| 4
| Общая трудоемкость: часы
| 108
| 4
| зачетные единицы
| 3
| 4
|
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекции
| Лабораторные работы
| СРС
| Всего
| 1
| Тема 1. Введение в интернет-программирование
| 2
| 2
| 6
| 10
| 2
| Тема 2. Изучение языка разметки гипертекстовых документов HTML.
| 4
| 4
| 10
| 18
| 3
| Тема 3. Изучение языка стилевого оформления CSS.
| 2
| 2
| 8
| 12
| 4
| Тема 4. Программирование на JavaScript. Создание клиентский обработчиков.
| 2
| 4
| 10
| 16
| 5
| Тема 5. Создание серверных разработчиков. Язык программирования PHP.
| 2
| 2
| 10
| 14
| 6
| Тема 6. Использование баз данных в интернет-приложениях.
| 4
| 4
| 10
| 18
| 7
| Тема 7. Проектирование интернет-приложений для бизнеса.
| 2
| 2
| 16
| 20
|
| Итого
| 18
| 20
| 70
| 108
|
5.2. Содержание разделов дисциплины
№п/п
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| 1
| Тема 1. Введение в интернет-программирование
| Глобальные компьютерные сети: основные понятия, принципы функционирования. Каталоги ресурсов. Поисковые системы. Гипертекстовая модель. Понятие гипертекста. Статическая модель обмена гипертекстовой информации. Недостатки статической модели. Динамическая модель обмена гипертекстовой информации. Понятия серверного и клиентского обработчиков. Основные технологии разработки гипертекстовых программных систем.
| 2
| Тема 2. Изучение языка разметки гипертекстовых документов HTML.
| Элементы языка HTML и DTD этих элементов. Структура гипертекстового документа. Элементы текстового и блочного уровней. Табличная разметка и обобщенная разметка. Создание ссылок. Вставка внешних объектов в гипертекстовые документы. Создание диалоговых форм. Понятие кроссбраузерной разметки.
| 3
| Тема 3. Изучение языка стилевого оформления CSS.
| Основные синтаксические конструкции языка. Понятие селектора и виды селекторов. Тело CSS правила, свойства и их возможные значения. Системы координат в CSS. Связывание CSS правил и гипертекстовых документов.
| 4
| Тема 4. Программирование на JavaScript. Создание клиентский обработчиков.
| Преимущества и ограничения программ, работающих на стороне клиента. Объектная модель и событийная модель html-страницы. Язык JavaScript: назначение и принципы работы. Основные типы данных, синтаксис и встроенные объекты языка. Иерархия классов, описывающая броузер в JavaScript. Система событий и выполнение функций JavaScript.
| 5
| Тема 5. Создание серверных разработчиков. Язык программирования PHP.
| Особенности запуска и функционирования серверных обработчиков. Стандарт CGI, его достоинства и недостатки, альтернативы и развитие. Язык программирования PHP и его инфраструктура. Схема работы серверных обработчиков, написанных на PHP. Основные типы данных и синтаксис PHP. Операторы PHP. Библиотеки функций PHP. Включение PHP программ в гипертекстовые документы. Методы передачи параметров между страницами (GET, POST). Обработка действий пользователя при помощи форм.
| 6
| Тема 6. Использование баз данных в интернет-приложениях.
| Варианты хранения информации в сети Internet. База данных в MySQL. Принципы хранения информации в базах данных MySQL. Архитектура базы данных MySQL (таблицы, связи, триггеры). Проектирование баз данных. Язык запросов SQL (диалект MySQL). Синтаксис запросов к базе данных. Механизм работы с базами данных.
| 7
| Тема 7. Проектирование интернет-приложений для бизнеса.
| Принципы проектирования страниц. Разработка проекта. Общие подходы к дизайну сайта. Разработка макета страницы. Хостинг. Бесплатный хостинг. Размещение интернет-ресурса на сервере провайдера. Регистрация интернет-ресурса в каталогах и поисковых системах.
|
5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)
Наименование дисциплины
| Количество ча-сов/зачетных единиц
| Формируемые компетенции
| Общее количество компетенций
| Управление ИТ-сервисами и контентом
| 3
| ОК-1
| ПК-7
| ПК-18
| 3
|
6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)
| Тема занятия
| Образовательные технологии
(в том числе интерактивные)
| Объем, ауд.
часов/в том
числе в интерактивной
форме
| Лекции
| Темы 1-7
| Мультимедийные технологии (презентации лекций)
| 18
| Лабораторные занятия
| Темы 1-7
| Решение прикладных задач с использованием современных информационных технологий
| 20
|
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Система текущего и рубежного контроля строится по балльно-рейтинговой модели, а итоговый зачет студенты получают в качестве накопительной рейтинговой оценки.
В технологической карте дисциплины выделены все формы текущего и рубежного контроля, каждая из которых оценивается определенным количеством баллов (в диапазоне «минимум – максимум»).
Возможно начисление бонусных и штрафных баллов. К неудовлетворительной оценке в сочетании с рейтинговым штрафом приравниваются сдача текста учебного задания, позаимствованного из Интернета или из коллекции учебных заданий прошлых лет, сдача двумя и более студентами идентичного текста учебного задания; рейтинговые бонусы предусматриваются при демонстрации студентами в ходе семестра углубленного знания учебного и дополнительного материала, творческого, инициативного и дисциплинированного отношения к учебному процессу.
Технологическая карта включает базовую и дополнительную части. В базовой части приводится расчет рейтинговой оценки тех учебных заданий и контрольных процедур, которые выполняются студентами в течение семестра.
Дополнительная часть технологической карты включает компенсирующие учебные задания. Студенты выполняют их в том случае, если в рамках базовой части не сумели набрать количество баллов, необходимое для получения зачета. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование
дисциплины / курса
| Уровень
образования
| Статус дисциплины в
рабочем
учебном плане
| Количество зачетных единиц / кредитов
| Форма
отчетности
| Курс,
семестр
| Интернет-программирование в бизнесе
| Бакалавриат
| Б3
| 3
| Зачет
| Курс 2,
семестр 4
|
Смежные дисциплины по учебному плану:
| Объектно-ориентированный анализ и программирование; Управление разработкой информационных систем; Электронный бизнес
| БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ
(проверка сформированности компетенций)
|
Тема или задание текущей
аттестационной работы
| Виды текущей
аттестации
| Аудиторная или
внеаудиторная
| Минимальное и максимальное
количество
баллов
| Тема 1. Введение в интернет-программирование
| Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
| Аудиторная
| 2
| Тема 2. Изучение языка разметки гипертекстовых документов HTML.
| Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
| Аудиторная
| 4-7
| Тема 3. Изучение языка стилевого оформления CSS.
| Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
| Аудиторная
| 4-7
| Тема 4. Программирование на JavaScript. Создание клиентский обработчиков.
| Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
| Аудиторная
| 4-7
| Тема 5. Создание серверных разработчиков. Язык программирования PHP.
| Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
| Аудиторная
| 4-7
| Тема 6. Использование баз данных в интернет-приложениях.
| Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
| Аудиторная
| 4-7
| Тема 7. Проектирование интернет-приложений для бизнеса.
| Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
| Аудиторная
| 4-7
| Итого:
| 26-44
| ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
| Тема или задание текущей
аттестационной работы
| Виды текущей аттестации
| Аудиторная или
внеаудиторная
| Максимальное
количество баллов
| Подготовка реферата по одной из тем
| Подготовка
реферата
| Внеаудиторная
| 15
| Итого:
| 15
|
Примечания: работа, выполненная менее чем на 50 %, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов. Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на семинарах: подготовка реферата по пропущенной теме на практических занятиях и семинарах, представление конспектов пропущенных лекций, самостоятельное выполнение лабораторных занятий.
Выступление на научно-практической конференции (семинаре, круглом столе) с докладом оценивается в 10-15 баллов. Форма прохождения промежуточной аттестации: зачет.
Зачетный балл – 24. 7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Примерная тематика рефератов
Инструментальные средства разработки, используемые в работе крупнейшими российскими интернет-компаниями (Yandex, Rambler, Mail.ru, RBC.ru и др.).
Базовые платформы разработки интернет-приложений (например, широко распространенная lamp, а также прочие).
Эффективность разработки государственных интернет-проектов (порталов, служб, сайтов).
Технологии создания динамических сайтов: обзор, преимущества и недостатки, направления развития, примеры использования, перспективы.
Сравнительный анализ стандартов языка HTML, тенденции изменений, дальнейшие ветки разработки.
Общее представление, примеры и сравнительный анализ приложений на платформе RIA (Rich Internet application, «Насыщенное ("богатое") Интернет-приложение»).
Использование CMS-систем для коммерческих проектов: собственная разработка, сторонняя разработка на заказ или "покупное" приложение? Примеры реализации всех вариантов.
Сравнительный анализ языков разметки (HTML, DHTML, XML, WML и пр.), из взаимосвязь и родство, перспективы развития и применения, сферы использования, примеры проектов.
Практическое использование в настоящее время инструментов переносимости приложений, примеры.
Интеграция разнородных интернет-приложений: проблемы и решения, примеры инструментов и реализации.
Язык VRML: история появления и развития, специфика использования, реализованные проекты, дальнейшие перспективы.
Использование wiki-технологий в разработке сайтов, сравнительный анализ wiki-движков, сферы применения, преимущества и недостатки.
Проблемы безопасности интернет-приложений: при разработке, при использовании. «Безопасная» грамотность пользователей.
Методы моделирования бизнес-процессов (для дальнейшего создания крупномасштабного программного обеспечения). Методики и стандарты моделирования (UML, IDEF0 и пр., SADT, и т.п.).
Развитие парадигм программирования с точки зрения создания бизнес-ПО, т.е. систем управления бизнес-процессами предприятия (процедурное, объектно-ориентированное и дальнейшие аспекты: агентно-ориентированное, аспектное и т.п.).
Вопросы к зачету
Глобальные компьютерные сети: основные понятия, принципы функционирования. Каталоги ресурсов. Поисковые системы.
Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: общая структура документа, абзацы, цвета, ссылки.
Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: списки, графика (графические форматы, графический объект как ссылка), таблицы, фреймы.
Общие подходы к дизайну сайта. Разработка макета страницы.
Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: формы.
Использование стиля при оформлении сайта. Возможности CSS.
CSS. Свойства текста. Свойства цвета и фона. Свойства шрифта. Свойства блоков.
CSS. Свойства списков. Классы.
Хостинг. Бесплатный хостинг. FTP. Размещение Интернет-ресурса на сервере провайдера. Регистрация Интернет-ресурса в каталогах и поисковых системах.
Преимущества и ограничения программ, работающих на стороне клиента. Язык JavaScript: основы синтаксиса.
Объектная модель HTML страницы.
Событийная модель DHTML: связывание событий с кодом, всплытие событий, объект Event.
Введение в программирование на стороне сервера на примере PHP. Принцип работы.
Синтаксис языка программирования PHP.
Переменные. Константы. Операторы в PHP. Циклы. Массивы. Работа со строками.
Функции в PHP. Встроенные функции.
Работа с датой и временем в PHP.
Методы передачи параметров между страницами (GET, POST). Обработка действий пользователя при помощи форм.
Принципы хранения информации в базах данных MySQL. Архитектура базы данных MySQL (таблицы, связи, триггеры).
Механизм работы с базами данных — PhpMyAdmin.
Подключение к базе данных из PHP файла. Вывод данных на PHP-страницу, попавших в выборку по SQL запросу. Передача параметров в запрос.
Принципы проектирования страниц. Разделение информации по таблицам в базе данных. Вывод группы данных, сортировка данных.
Создание HTML-страниц средствами PHP.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
а) Основная литература
Колисниченко Д.Н. PHP 5/6 и MySQL 6. Разработка Web-приложений. Издание третье. Издательство: БХВ-Петербург, 2013 г. – 560 с.
Богомолова О.Б. Web-конструирование на HTML: Практикум. Издательство: Бином. Лаборатория знаний. Серия: Практикум, 2013 г. – 192 с.
Алексеев А.П. Введение в Web-дизайн. Гриф УМО МО РФ. Издательство: Солон-пресс. Серия: Библиотека студента, 2012 г. – 192 с.
Максимов Н. В., Партыка Т. Л., Попов Т. Л. Современные информационные технологии. Издательство: Форум, 2012 г. – 512 стр.
б) Дополнительная литература
Едомский Ю. Техника Web-дизайна для студента. Издательство: БХВ-Петербург. Серия: Для студента, 2012 г. – 400 с.
Поломошнов О.В. Быстро и легко создаем, программируем и раскручиваем Web-сайт. Издательство: Эксмо. Серия: Компьютер на 100%, 2011 г. – 352 с.
Дунаев В.В. Сценарии для Web-сайта: PHP и JavaScript. Издательство: БХВ-Петербург. Серия: Самоучитель. Издание второе, 2012 г. – 576 с.
в) Программное обеспечение
Microsoft Word, Microsoft Excel, пакет для разработки и отладки веб-сайтов Denwer, браузер Internet Explorer или совместимый.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- Поисковые системы интернет: Yandex, Google и др.
- HTML 4.01 Specification: http://www.w3.org/TR/1999/REC-html401-19991224/
- CSS2 Specification: http://www.w3.org/TR/2008/REC-CSS2-20080411/
- Hypertext Transfer Protocol HTTP/1.1: http://www.w3.org/Protocols/rfc2616/rfc2616.html
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная мультимедийным проектором с экраном.
Для проведения практических занятий требуется компьютерный класс, подключенный к Интернет. |