Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт математики и информатики
Кафедра бизнес-информатики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Для направления подготовки – 080500.62 «Бизнес-информатика»
Профиля – Технологическое предпринимательство
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения – очная
Москва 2013 Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика»
Разработчик: доцент кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ И.А. Ермаков
Рецензент:
Программа одобрена на заседании кафедры ____________________________
Протокол № ______ от «_____» _______________ 2013 г.
Зав. кафедрой: ______________________________ Ю.В.Фролов
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013
© Кафедра бизнес-информатики, 2013 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – Цель дисциплины – ознакомление студентов с современными мировыми информационными ресурсами, технологическими, организационными, экономическими и правовыми принципами их функционирования, а также возможностями использования информационных ресурсов в различных областях экономики и бизнеса.
Задачи дисциплины:
познакомить студентов с определением, классификацией и характеристиками информационных ресурсов;
познакомить с организационными и экономическими аспектами работы с информационными ресурсами и методами оценки эффективности их использования;
дать представление об особенностях информационного бизнеса, сегментах и участниках информационного рынка, особенностях формирования цен на информацию и информационные услуги;
рассмотреть основные технологические принципы функционирования мировых информационных ресурсов на основе глобальной сети Интернет;
познакомить с правилами и особенностями поиска информации в профессиональных базах данных и в сети Интернет;
рассмотреть возможности применения ресурсов сети Интернет в бизнесе.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Мировые информационные ресурсы» относится к курсам по выбору профессионального цикла дисциплин Б.3 (Б.3.35). 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);
имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
способен работать с информацией из различных источников (ОК-16);
проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ (ПК-4);
готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований (ПК-21).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
особенности теоретических моделей постиндустриального развития и межкультурных коммуникаций; основные проблемы постиндустриального этапа развития, в том числе присущие ему противоречия и возможные способы их преодоления;
основные теоретические модели и концепции информационного общества; иметь представление о российских и зарубежных исследовательских центрах, журналах, авторских проектах, ресурсах Интернет по проблемам развития информационного общества; иметь представление об эмпирических исследованиях и реальных социально-экономических процессах в этой области в России и за рубежом; основные международные и национальные программы развития информационного общества;
иметь представление о месте России в мировом информационном пространстве и об объективных показателях: развитие и доступ к ИКТ, образование, «новая экономика», общество и ИТ и политических задачах: реализация программы «Электронная Россия».
Уметь:
пользоваться научной и учебной литературой по обозначенной теме; классифицировать и сравнивать модели постиндустриального развития; оценивать функционирование различных сфер жизни общества в постиндустриальных координатах.
Владеть:
навыками критической оценки научных материалов по данной проблематике; навыками использования эмпирических данных и статистики.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
-
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестр
| Аудиторные занятия (всего)
| 38
| 4
| в том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 18
| 4
| Практические занятия (ПР)
| 20
| 4
| Самостоятельная работа (всего)
| 70
| 4
| в том числе:
|
|
| подготовка к практическим занятиям
| 54
| 4
| подготовка реферата
| 16
| 4
| Вид промежуточной аттестации: зачет
|
| 4
| Объем работы студента в период экзаменационной сессии
|
| 4
| Общая трудоемкость: часы
| 108
| 4
| зачетные единицы
| 3
| 4
| 5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Всего
| 1
| Тема 1. Введение в дисциплину
| 2
| 2
| 6
| 10
| 2
| Тема 2. Мировой рынок информационных ресурсов. Профессиональные базы.
| 4
| 4
| 8
| 16
| 3
| Тема 3. Мировой рынок информационных услуг. Деловые ресурсы Интернет.
| 2
| 4
| 20
| 26
| 4
| Тема 4. Предпринимательская деятельность и ее информационное обеспечение.
| 2
| 2
| 6
| 10
| 5
| Тема 5. Государственные информационные ресурсы.
| 2
| 2
| 8
| 12
| 6
| Тема 6. Правовая информация.
| 2
| 2
| 8
| 12
| 7
| Тема 7. Российский рынок биржевой и финансовой информации.
| 2
| 2
| 6
| 10
| 8
| Тема 8. Коммерческая информация.
| 2
| 2
| 8
| 12
|
| Итого
| 18
| 20
| 70
| 108
|
5.2. Содержание разделов дисциплины
№п/п
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| 1
| Тема 1. Введение в дисциплину
| Предмет. Основные цели, задачи и содержание курса. Место и роль курса среди других дисциплин. Информация и бизнес. Мировые информационные ресурсы: определение, классификация и характеристика основных структур (баз данных, сетей) по различным признакам. Информационные рынки. Основные понятия. Правовые основы информационной работы в России. Основные правовые акты, определяющие порядок формирования и использования информационных ресурсов.
| 2
| Тема 2. Мировой рынок информационных ресурсов. Профессиональные базы.
| Мировой рынок информационных ресурсов: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия. Профессиональные базы. Характеристика мирового рынка информационных услуг, этапы развития. Мировые информационные сети: структура информации, правила поиска, практикум. Сектора информации, их краткая характеристика. Крупнейшие мировые информационные агентства. Предоставляемые услуги. Технологии доступа к информации. Цены на информацию. Комплексная оценка эффективности использования мировых ресурсов.
| 3
| Тема 3. Мировой рынок информационных услуг. Деловые ресурсы Интернет.
| Общая характеристика Интернет. Деловые ресурсы Интернет. Средства поиска информации в Интернет: поисковые машины и каталоги. Эффективность поиска деловой информации в Интернет.
| 4
| Тема 4. Предпринимательская деятельность и ее информационное обеспечение.
| Предпринимательская деятельность и ее информационное обеспечение. Виды предпринимательской деятельности, потребности в информации при принятии управленческих решений.
| 5
| Тема 5. Государственные информационные ресурсы.
| Государственные информационные ресурсы. Общая характеристика государственных информационных ресурсов. Организация представления информации для формирования государственных информационных ресурсов. Органы и организации, ответственные за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Статистическая информация. Научная и техническая информация. Библиотечная сеть России.
| 6
| Тема 6. Правовая информация.
| Правовая информация. Источники правовой информации Основные агентства, обеспечивающие потребителя правовой информацией. Виды предоставляемых услуг. Категории пользователей.
| 7
| Тема 7. Российский рынок биржевой и финансовой информации.
| Российский рынок биржевой и финансовой информации. Задачи анализа на рынке биржевой и финансовой информации. Информационные агентства биржевой и финансовой информации, предоставляемые ими услуги Информационные ресурсы. Программные средства анализа.
| 8
| Тема 8. Коммерческая информация.
| Коммерческая информация. Технология и практика взаимодействия индивидуального и коллективного пользователя с мировыми ресурсами (по отраслям) через специализированные сетевые структуры. Информационные агентства, ведущие каталоги баз данных России. Источники сведений о банках, фирмах, организациях. Основные агентства коммерческой информации в России. Регистры предприятий-производителей товаров и услуг. Деловые новости на российском информационном рынке.
|
5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)
Наименование дисциплины
| Количество часов/зачетных единиц
| Формируемые компетенции
| Общее количество компетенций
| Мировые информационные ресурсы
| 3
| ОК-1
| ПК-4
| 2
|
6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)
| Тема занятия
| Образовательные технологии
(в том числе интерактивные)
| Объем, ауд.
часов/в том
числе в интерактивной
форме
| Лекции
| Темы 1-8
| Мультимедийные технологии (презентации лекций)
| 18
| Практические занятия
| Темы 1-8
| Решение прикладных задач с использованием современных информационных технологий
| 20
|
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Система текущего и рубежного контроля строится по балльно-рейтинговой модели, а итоговый зачет студенты получают в качестве накопительной рейтинговой оценки.
В технологической карте дисциплины выделены все формы текущего и рубежного контроля, каждая из которых оценивается определенным количеством баллов (в диапазоне «минимум – максимум»).
Возможно начисление бонусных и штрафных баллов. К неудовлетворительной оценке в сочетании с рейтинговым штрафом приравниваются сдача текста учебного задания, позаимствованного из Интернета или из коллекции учебных заданий прошлых лет, сдача двумя и более студентами идентичного текста учебного задания; рейтинговые бонусы предусматриваются при демонстрации студентами в ходе семестра углубленного знания учебного и дополнительного материала, творческого, инициативного и дисциплинированного отношения к учебному процессу.
Технологическая карта включает базовую и дополнительную части. В базовой части приводится расчет рейтинговой оценки тех учебных заданий и контрольных процедур, которые выполняются студентами в течение семестра.
Дополнительная часть технологической карты включает компенсирующие учебные задания. Студенты выполняют их в том случае, если в рамках базовой части не сумели набрать количество баллов, необходимое для получения зачета. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование
дисциплины / курса
| Уровень
образования
| Статус дисциплины в
рабочем
учебном плане
| Количество зачетных единиц / кредитов
| Форма
отчетности
| Курс,
семестр
| Мировые информацион-ные ресурсы
| Бакалавриат
| Б3
| 3
| Зачет
| Курс 4,
семестр 1
|
Смежные дисциплины по учебному плану:
| Управление жизненным циклом информационных систем; Информационные системы управления персоналом; Информационно-коммуникационные технологии в международном бизнесе; Информационные системы управления торговой компанией; Информационные системы управления взаимоотношениями с клиентами
| БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ
(проверка сформированности компетенций)
|
Тема или задание текущей
аттестационной работы
| Виды текущей
аттестации
| Аудиторная или
внеаудиторная
| Минимальное и максимальное
количество
баллов
| Тема 1. Введение в дисциплину
| Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
| Аудиторная
| 2
| Тема 2. Мировой рынок информационных ресурсов. Профессиональные базы.
| Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
| Аудиторная
| 4-8
| Тема 3. Мировой рынок информационных услуг. Деловые ресурсы Интернет.
| Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
| Аудиторная
| 4-8
| Тема 4. Предпринимательская деятельность и ее информационное обеспечение.
| Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
| Аудиторная
| 4-6
| Тема 5. Государственные информационные ресурсы.
| Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
| Аудиторная
| 4-8
| Тема 6. Правовая информация.
| Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
| Аудиторная
| 4-6
| Тема 7. Российский рынок биржевой и финансовой информации.
| Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
| Аудиторная
| 4
| Тема 8. Коммерческая информация.
| Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
| Аудиторная
| 4
| Итого:
| 30-46
| ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
| Тема или задание текущей
аттестационной работы
| Виды текущей аттестации
| Аудиторная или
внеаудиторная
| Максимальное
количество баллов
| Подготовка реферата по одной из тем
| Подготовка
реферата
| Внеаудиторная
| 15
| Итого:
| 15
|
Примечания: работа, выполненная менее чем на 50 %, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов. Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на семинарах: подготовка реферата по пропущенной теме на практических занятиях и семинарах, представление конспектов пропущенных лекций, самостоятельное выполнение лабораторных занятий.
Выступление на научно-практической конференции (семинаре, круглом столе) с докладом оценивается в 10-15 баллов. Форма прохождения промежуточной аттестации: зачет.
Зачетный балл – 24. 7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Примерная тематика рефератов
Правовые основы производства, хранения и распространения информации.
Изменения в технике и технологиях, породившие бурное развитие в мирового электронного рынка информационных услуг последние 15 лет.
Специализация в деятельности мировых информационных агентств.
Отличия российского рынка информационных услуг от мирового рынка.
Эффективность поиска документов и информации в Интернете.
Особенности справочных правовых систем по сравнению с зарубежными.
Крупнейшие отечественные и зарубежные агентства, предоставляющие биржевую и финансовую информацию в оперативном режиме.
Средства электронной коммерции, предоставляемые агентствами биржевой и финансовой информации.
Особенности российского рынка коммерческой информации по сравнению с мировым.
Вопросы к зачету
Сущность понятий «ресурс», «информационный ресурс», «мировые информационные ресурсы».
Классификация информационных ресурсов.
Категории информационных ресурсов.
Понятие и основные компоненты информационной инфраструктуры общества.
Информационные продукты и услуги.
Информационный рынок, понятие, назначение и его основные функции.
Цели и задачи государственной политики в области информационных ресурсов.
Цели и задачи правового регулирования в области информационных ресурсов.
Критерии разделения мировых информационных ресурсов.
Рынок информационных продуктов и услуг.
Сегментация информационного рынка.
Мировые информационные агентства. Примеры. Описание.
Российские информационные агентства. Примеры. Описание.
Государственные справочные информационные системы. Особенности.
Коммерческие справочные информационные системы. Особенности.
Категории доступа к информации.
Информационный образовательный ресурс. Определение. Виды. Особенности применения в учебном процессе.
Электронные библиотеки. Определение. Примеры. Направления работы электронных библиотек. Применение. Перспективы развития.
Интернет-портал. Образовательный Интернет-портал. Особенности. Примеры. Перспективы развития.
Электронный учебник. Электронное учебное пособие. Определение. Особенности.
Инновационные качества информационных образовательных ресурсов.
Объекты поиска информации. WWW-файлы информационных ресурсов Интернет.
Задача поиска нужной информации в сети.
Структура древовидного тематического каталога.
Субъективность упорядоченности расположения информации в тематическом каталоге.
Наиболее известные тематические каталоги: Yahoo!, Yandex, Google, Rambler и др.
Автоматический сбор информации и построение системы словоуказателей.
Технология поиска информации в Интернет.
Предварительное формирование запроса на поиск только определенной информации.
Автоматический поиск без участия человека-оператора.
Особенное расположение адресов документов в начале и в конце отсортированного списка.
Простой поиск. Расширенный поиск. Использование логических операторов для построения сложного запроса.
Язык запросов информационно-поисковой системы Яндекс.
Семантический поиск как технология распознавания значения слова.
Адреса узлов и адреса информационных ресурсов.
Соответствие буквенного доменного адреса и цифрового IP-адреса.
Таблицы соответствия доменных адресов и IP-адресов на серверах DNS (DomainNameService, «служба доменных имен»).
Иерархическая лестница четырех цифровых сегментов IP-адреса.
Иерархическая система слева направо расположения файлов на хост-компьютерах.
Адреса информационных ресурсов (URL) во Всемирной паутине
Протокол Всемирной путины HTTP.
Расширения файлов WWW-документов: *.html или *.htm.
Информация и бизнес.
Требования к деловой информации.
Информационное обеспечение коммерческой деятельности. Безопасность и конфиденциальность.
Электронные платежные системы.
Интернет-аукционы.
Правила и порядок регистрации доменов.
Правила и ограничения при выборе доменного имени.
Сервисы WHOIS, регистрационные данные доменов. Регистрация доменов в Региональном сетевом информационном центре.
Оформление договора.
Интернет-хостинг.
Размещение информации на компьтере-хосте.
Виды хостинга. Принципы выбора хостера.
Почта как ресурс хостинг-провайдера.
Факторы, влияющие на выбор хостера.
Облачный хостинг:AmazonEC2, Оверсан Скалакси, Mosso.com.
Различия между облачными и кластерными вычислениями.
Основы функционирования поисковых роботов.
Оптимизация выбора ключевых слов.
Сервисы статистики по наиболее часто встречающимся запросам в поисковых машинах (keywordresearch).
Повышение рейтинга сайта за счет частоты появления слов и конструкций в тегах.
Принципы грамотного размещения ключевых слов непосредственно в тексте сайта.
Вес ключевого слова, его плотность и положение на странице. Индекс цитирования.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
а) Основная литература
Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы. Издательство: Дашков и К°. Издание второе. 2013 г. – 296 с.
Б. Е. Одинцов, А. Н. Романов. Информационные ресурсы и технологии в экономике. Издательство: Вузовский учебник, Инфра-М, РИОР, 2013 г. – 462 с.
Максимов Н. В., Партыка Т. Л., Попов Т. Л. Современные информационные технологии. Издательство: Форум, 2012 г. – 512 стр.
Денисов А., Коноплева И., Хохлова О.Информационные технологии. – 2-е изд. М.: Изд-во «Проспект», 2010. 328 с.
Михеева Е.Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: Изд-во «Проспект», 2009 . 448 с.
Синаторов С. Информационные технологии. М.: Изд-во «Дашков и Ко», 2010 . 456 с.
Советов Б., Цехановский В. Информационные технологии. Учебник для вузов. М.: Изд-во «Высш. шк.», 2009. 263 с.
б) Дополнительная литература
Хорошилов А.В. Управление информационными ресурсами [Текст] /А.В. Хорошилов, С.Н. Селетков, Н.В. Днепровская.– М.: Финансы и статистика, 2006. – 272 с.
Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие/ С.Н. Селетков, М.Н. Андреева, Н.В. Днепровская, И.В. Днепровская ; Каф. Электронного бизнеса. - М.: МЭСИ, 2004. - 136 с.
Управление информационными ресурсами: учебник/ Хорошилов, А.В., С.Н. Селетков, Н.В. Днепровская. - М. : Финансы и статистика, 2006.
Мировые информационные ресурсы: учебное пособие/ А.В. Хорошилов, С.Н. Селетков. - СПб : Питер, 2004.
Мировые информационные ресурсы. Интернет: практикум/ под общ. ред. П.В. Акинина. - М : КноРус, 2008.
Управление трудовыми ресурсами: Учебное пособие/ Г. Ф. Красноженова, П. В. Симонин. - М : ИНФРА-М, 2008.
Управление конкурентоспособностью организации: практикум/ Р. А. Фатхутдинов. - М. : Маркет ДС, 2008.
Каталогизация и организация электронных ресурсов: практическое руководство для библиотекарей/ Э. М. Митчелл. - М. : Омега-Л, 2008.
в) Программное обеспечение
Офисный пакет Microsof Office (Word, Excel, PowerPoint) или аналогичный, браузер Microsoft Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrom или аналогичный.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
www.yandex.ru (Поисковая система Яндекс)
www.rambler.ru (Поисковая система Рамблер)
www.reuters.ru (Агентство Рейтер)
www.telerate.com (Телерейт)
www.bloomberg.com (Агентство финансовых новостей «Блумберг»)
www.rbc.ru (Росбизнесконсалтинг)
www.finmarket.ru (Финмаркет)
www.itar-tass.com (ИТАР-ТАСС)
www.interfax.ru (Интерфакс)
www.prime-tass.ru (Прайм-ТАСС)
www.rtsnet.ru (Фондовая биржа РТС)
www.dnb.com (DUN&BRADSTREET - мировое агентство, специализирующееся на коммерческой информации)
www.lexis-nexis.com (LEXIS-NEXIS - мировое агентство, специализирующееся на коммерческой информации)
www.dialog.com (DIALOG - мировое агентство, специализирующееся а коммерческой информации)
www.questel-orbit.com (QUESTEL-ORBIT - мировое агентство, специализирующееся а коммерческой информации)
www.consultant.ru (Общероссийская Сеть КонсультантПлюс)
www.garant.ru (справочная система Гарант)
www.referent.ru (Референт)
www.intralex.ru (Агентство INTRALEX (Юридическая справочно-информационная система «ЮСИС»))
www.kommersant.ru (Издательский дом «Коммерсант»)
www.aif.ru («Аргументы и факты»)
www.expert.ru («Эксперт»)
www.profil.orc.ru («Профиль»)
www.rian.ru (РИА «Новости»)
www.nns.ru («Национальная служба новостей»)
www.rsl.ru (Российская государственная библиотека)
www.gpntb.ru (Государственная публичная научно- техническая библиотека (ГПНТБ))
www.nns.ru (Национальная электронная библиотека)
www.useic.ru (The US Education Information Center)
www.alledu.ru (Каталог ссылок «Все образование Интернета»)
минобрнауки.рф, mon.gov.ru (Министерство образования РФ)
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная мультимедийным проектором с экраном.
Для проведения практических занятий требуется компьютерный класс, подключенный к Интернет. |