Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика»





Скачать 312.14 Kb.
НазваниеРабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика»
страница1/2
Дата публикации28.02.2016
Размер312.14 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
  1   2
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики и информатики

Кафедра бизнес-информатики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
МЕНЕДЖМЕНТ
Для направления подготовки – 080500.62 «Бизнес-информатика»
Профиля – Технологическое предпринимательство
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения – очная

Москва – 2013
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика»

Автор: доцент кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ Л.В. Дегтярева

Рецензенты:

Профессор кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ В.И. Горелов
__________________
Программа одобрена на заседании кафедры бизнес информатики

протокол №

от « » __________________ 2013 г.

Заведующий кафедрой

Бизнес информатики Ю.В.Фролов

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра бизнес-информатики, 2013

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины:

усвоение студентами основных понятий и узловых вопросов современного управления и овладение практическими управленческими навыками.

Задачи дисциплины:

- ознакомление студентов с наиболее важными вопросами менеджмента;

- формирование у студентов современного управленческого мышления;

- знакомство с современными теориями управления;

- выработка навыков научного анализа управленческих проблем;

- изучение методов управления организацией  и выработка навыков их применения.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Менеджмент» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин и входит в состав базовой части ООП и прямо или косвенно касается всех областей профессиональной деятельности бакалавров.

Курс органически связан с рядом экономических дисциплин, объектом изучения которых является изучение экономических законов развития общества и закономерностей общественного производства, функций управления экономикой: экономическая теория, макро- и микроэкономика, экономика фирмы, организация производства, знание основ которых необходимо будущим конкурентоспособным специалистам для определения эффективных направлений развития деятельности организаций (фирм).

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин, «Маркетинг», «Электронный бизнес», «Теория организации и организационное поведение», «Управление персоналом», «Основы внешнеэкономической деятельности», прохождения производственной практики и подготовки к Итоговой Государственной аттестации.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины «Менеджмент» направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

Профессиональные компетенции (ПК):

- использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия (ПК-8);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Основные теоретические положения и концепции всех разделов дисциплины;

  • О сущности, происхождении и аспектах менеджмента как вида человеческой деятельности и как науки;

  • О методологических основах современного менеджмента и его эволюции;

  • Современные подходы, теории и модели управления, характеризовать возможные тенденции развития менеджмента и управленческой науки;

  • Принципы функционирования и структуру системы менеджмента, основные отношения в ней;

  • Функции, процессы и технологии менеджмента;

  • О содержательных и функциональных направлениях современного менеджмента

Уметь:

  • Осуществлять эффективный поиск информации и работу различными источниками;

  • Использовать методы экономического анализа в своей профессиональной деятельности;

  • Проводить анализ процесса подготовки и принятия решения.

Владеть:

  • Терминологией в области менеджмента;

  • Методами получения различных материалов, отчетов и прогнозов управления;

  • Системами сбора информации о потенциальных угрозах в управлении.

  • Методикой расчета наиболее важных экономических показаний;

  • Методами анализа количественных и качественных характеристик положения предприятия и отраслей экономики;

  • Навыками работы с экономической литературой, информационными источниками, учебной и справочной литературой по проблемам экономики;

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Аудиторные занятия (всего)

57

3

в том числе:







Лекции (Л)

19

3

Практические занятия (ПЗ)

38

3

Самостоятельная работа (всего)

60

3

в том числе:







подготовка к семинарским и практическим занятиям

20

3

подготовка к контрольным работам и тестированию

20

3

подготовка учебного проекта/реферата с презентацией

20

3

Вид промежуточной аттестации: экзамен







Объем работы студента в период экзаменационной сессии

27

3

Общая трудоемкость: часы

144

3

зачетные единицы

4

3


5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Наименование разделов дисциплины

Лек ции

Практ.

зан-я

Сам. работа

Всего

1

Сущность, история и перспективы развития
менеджмента


3

6

10

19

2

Система менеджмента

4

8

10

22

3

Процесс и технология менеджмента

6

12

20

38

4

Управление отдельными процессами и видами
деятельности в организации


6

12

20

38




Экзамен










27




Всего

19

38

60

144

5.2. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела, темы

Содержание




Раздел 1. Сущность, история и перспективы развития
менеджмента


1

Природа менеджмента. Менеджмент и организации


Менеджмент и управление. Управление как вид деятельности. Разновидности управления. Роль управления в развитии экономики и общества. Управление как фактор успеха деятельности. Понятие менеджмента. Менеджмент как разновидность социального управления. Сущность социального управления, его свойства и виды. Место менеджмента в системе социально-экономических категорий. Основные категории менеджмента. Понятие организации. Признаки организации. Организация как единство людей и условий их деятельности. Люди, задачи и управление как составляющие любой организации. Организация как открытая система. Функции организаций. Законы существования организаций.

2

История и эволюция менеджмента


Донаучное развитие теорий управления. Первые управленческие революции. Древний Египет, законы царя Хаммурапи, «производственный менеджмент» Навуходоносора II. Характеристика управления Сократа. Александр Македонский. Император Диоклетиан. Развитие знаний об управлении в Средневековье: Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк. Индустриальный период развития менеджмента. Р.Оуэн, А.Смит, Т.Мор, Э.Дюркгейм, Ч.Бэббидж. Менеджмент: наука или искусство? Ранний технократизм.

Школа научного управления Ф.Тейлора. Г.Эмерсон, братья Гилберты.Административная школа. А.Файоль, Д.Муни, А.Рейли, Л.Урвик. Теория идеальной бюрократии М.Вебера. «Гуманистический менеджмент». Э.Мэйо и его эксперименты. Бихевиоризм. Информационный период развития менеджмента. Количественная (управленческая) школа менеджмента. Развитие менеджмента в России: Петр Первый, И.Т. Посошков, В.Н.Татищев, М.М. Сперанский, П.А. Столыпин, Н.А. Богданов. Современные тенденции: системная теория, ситуационный подход.

Менеджмент XXI века: гуманизация управления. Социальная ответственность бизнеса. Этика менеджмента. Глобализация. Кастомизация. Новые рынки сбыта. Ограниченность ресурсов. Влияние государства.

3

Закономерности и принципы менеджмента

Соотношение понятий «закон» и «закономерность». Законы общественного, экономического и производственного развития и закономерности менеджмента, возникающие при управлении этими общностями. Факторы, определяющие характер закономерностей менеджмента.

Понятие принципов управления. Принципы управления как исходные положения и правила в деятельности менеджера любого уровня. Возникновение и формулирование принципов менеджмента. Актуальность принципов менеджмента и условия их реализации в практической деятельности. Классификация принципов менеджмента. Универсальность принципов менеджмента.




Раздел 2. Система менеджмента

4

Место процесса управления в современной организации

Организация как открытая система. Признаки организации как социальной группы. Функции организации. Необходимость соблюдения баланса между интересами организации и интересами ее членов.

Центральное место управления в обеспечении устойчивости функционирования организации. Управление как потребность существования организации. Зависимость содержания и набора действий функций, осуществляемых в процессе управления от вида деятельности организации, типа организационной структуры, размера организации, уровня объекта управления в управленческой иерархии, функции субъекта управления внутри организации.

5

Функции менеджмента

Управление как циклический процесс. Понятие функций менеджмента как видов управленческих действий. Познавательно-программирующие функции менеджмента: прогнозирование и планирование. Организационно-регулирующие функции менеджмента: организация, мотивация и контроль. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций менеджмента. Современный подход к определению функций менеджмента и их содержанию.

Принципы, типы и назначение планирования. Цели организации и координации как функций менеджмента. Мотивация как функция управления.

Важность контроля в управленческой практике, его виды и критерии.

6

Понятие системы менеджмента в организации. Организационная структура управления

Структурно-логическая основа управления современной организацией: обоснование целей - выбор альтернативы - определение необходимых ресурсов - мотивация персонала - определение критериев контроля – контроль выполнения задач и их корректировка - обоснование целей.

Понятие системы управления. Условия формирования системы управления и основные внешние и внутренние факторы, влияющие на этот процесс. Объект и субъект управления. Виды разделения труда.

Организационная структура управления. Виды организационных структур. Основные требования, предъявляемые к структурам управления при их проектировании.

Иерархия управления. Уровни управления и связанные с ними типы и «роли» менеджеров. Менеджер как субъект управления. Профессиональная характеристика менеджера. Организация эффективной работы менеджера. Специфика управленческой деятельности.




Раздел 3. Процесс и технология менеджмента

7

Технология и методы менеджмента

Методы управления: понятие и классификация. Понятие и структура технологии управления. Система методов управления. Методы менеджмента как способы осуществления и реализации его функций. Направленность, содержание и организационная форма методов управления.

Познавательно-программирующие методы менеджмента (математические, статистические, социологические и др.) и их применение в практике управления. Организационно-регулирующие методы управления (административные, экономические и социально-психологические) и особенности их применения. Проблема соотношения и взаимосвязи организационных, административных и социально-психологических методов управления свете необходимости повышения эффективности организаций.

Демократизация управления как объективное требование совершенствования технологии менеджмента в современных условиях. Развитие самоуправления в трудовых коллективах.

8

Разработка и принятие управленческих решений

Понятие управленческого решения. Содержание и виды управленческих решений. Принятие решений как продукт деятельности и основная работа менеджера. Способность принимать правильные решения как показатель деятельности менеджера.

Процесс выработки и принятия решения. Признаки, по которым классифицируются управленческие решения. Виды управленческих решений.

Условия принятия решений: определенность, неопределенность, риск, конфликты.

Методы принятия решений. Процесс принятия решений: узкое и широкое понимание. Составные элементы процесса принятия решений и их содержание.

Эффективность управленческих решений. Требования к управленческому решению. Контроль выполнения решений. Факторы оптимизации решений. Причины невыполнения решений.

Построение эффективной системы коммуникаций в организации как условие оптимизации процесса принятия решений и повышения эффективности решений.

9

Планирование деятельности организации. Миссия и цель

Понятие планирования деятельности организации. Необходимость и функции планирования. Классификация планов. Виды и типы планов. Стратегическое планирование. Тактический менеджмент. Оперативное управление.

Понятие цели. Классификация целей. Декомпозиция целей и построение дерева целей. Процесс установления целей организации: снизу вверх или сверху вниз? Выбор приоритетных целей как выбор альтернативы.

Миссия организации: общее и частное понятие. Миссия как основная цель организации. Формулирование миссии. Содержание миссии организации.

10

Руководство и лидерство

Природа и сущность понятия «лидерство». Соотношение понятий лидерства и руководства. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Лидер и менеджер. Формальные и неформальные аспекты лидерства.

Подходы к изучению лидерства. Источники лидерства: авторитет, воля, интеллект. Типы власти. Псевдоавторитет.

Концепции лидерства. Теории Р.Блейка и Д.Моутон, Р.Лайкерта, Ф.Фидлера.

Понятие стиля управления. Основные стили управления: авторитарный, демократический и либеральный. Проблема гармоничного сочетания стилей управления в менеджменте.


11

Мотивация и стимулирование

Понятие мотивации и сущность процесса мотивации. Понятие мотива. Мотивационная структура личности. Место мотивов деятельности человека в функционировании организаций. Мотивация как процесс побуждения людей к активной деятельности по достижению собственных целей и целей организации.

Мотивация и стимулирование: соотношение понятий. Понятие стимула. Использование стимулов для направления деятельности человека в нужном направлении. Экономическое и неэкономическое стимулирование.

Характеристики деятельности человека, на которые оказывает влияние мотивация. Усилия, старание, добросовестность, настойчивость, направленность действий человека. Стадии процесса мотивации. Факторы эффективности мотивации.

Теории мотивации. Модели мотивации, основанные на анализе потребностей человека и их влияния на мотивацию: теория Маслоу, теория Альдерфера, концепция Мак Клелланда, теория Герцберга. Модели мотивации, основанные на учете восприятия ситуации индивидом, учете своих возможностей и последствий выбора того или иного способа действий: теория ожиданий Врума, теория постановки целей Лока, теория справедливости Адамса, теория партисипативного управления.





Раздел 4. Управление отдельными процессами и видами
деятельности в организации


12

Вхождение человека в организацию


Понятие коллектива и его членов. Рациональные способы вхождения человека в организацию. Адаптация человека к новому коллективу.

Коучинг, наставничество, обучение нормам и ценностей в новом коллективе. Понятие «научения» поведению. Обязательные и не обязательные нормы и ценности. Отрицание, конформизм, мимикрия и адаптивный индивидуализм как типы адаптации человека к организационному окружению.

Взаимодействие человека и организации. Взаимодействие человека и группы. Сочетание формального и неформального управления.

Система воспитания и развития человеческого капитала. Формирование чувства ответственности перед организацией.

13

Управление человеческими ресурсами

Место управления человеческими ресурсами в системе управления современной организацией.

Внутренний и внешний рынки рабочей силы.

Процесс отбора персонала. Понятие планирования персонала. Методы планирования персонала: эконометрический, нормативный, скорректированной экстраполяции. Качественный и количественный аспекты планирования персонала.

Источники информации о претенденте на вакансию. Стандартные критерии, по которым производится оценка претендентов на вакантное рабочее место.

Цели оценки персонала. Методы оценки сотрудников: прогностические, практические, имитационные. Средства оценки персонала: технические и личностные.

Управленческие конфликты как особый вид взаимодействия субъектов организации. Понятие управленческого конфликта. Источники конфликтов. Конфликт как процесс. Формы и виды конфликтов. Структура и участники конфликтной ситуации. Объективные и субъективные конфликтные ситуации. Разрешение конфликтных ситуаций. Методы управления развитием конфликтов.

14

Операционный менеджмент.


Понятие оперативного управления. «Методы быстрого реагирования». Составляющие процесса оперативного (текущего) управления. Диспетчеризация.

Инструменты оперативного управления. Метод сетевого планирования и управления. Оптимизация сетевого графика.

Роль качества в современной экономике. Управление качеством. Качество как объект и характеристика управления.

15

Управление культурой, изменениями и развитием организации

Понятие организационной культуры. Основные функции (задачи) организационной культуры. Субъективные и объективные элементы организационной культуры.

Способы действий менеджеров: в полном соответствии со сложившейся организационной культурой либо в полном несоответствии с ней. Создание новой организационной культуры.

Понятие изменения и развития организации. Сопротивление изменениям: причины, формы проявления, последствия. Преодоление сопротивления изменениям. Управление изменениями как условие стабильности и эффективности развития организации. Развитие и кризисы. Антикризисное управление.

Понятие инновации. Инновационность развития.

16

Стратегия и стратегическое управление


Понятие стратегии. Соотношение понятий: цель - правило - стратегия. Общепринятые области выработки формой собственной стратегии. Стратегическое мышление и стратегическое видение. Стратегический менеджмент как важный аспект управления современной организацией.

Уровни стратегии. Стратегии подразделений и общеорганизационная стратегия.

Понятие конкурентного преимущества. Формирование конкурентных преимуществ как основы стратегического управления.

Эталонные (базовые) стратегии организации. Стратегии роста и стратегии сокращения.

Стадии процесса выработки стратегии организации. Оценка и корректировка выбранной стратегии.

Проектирование будущего. Планирование как процесс практического воплощения выбранной стратегии. Факторы, влияющие на выбор стратегии. Знания как стратегический фактор.


5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Наименование дисциплины

Количество часов/зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Управление инвестициями

4

ОК-1

ОК-8

ОПК-2

ПК-8

4
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Современный финансовый менеджмент»  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины Научно-исследовательский семинар...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины Деловые коммуникации Для направления...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность бизнеса для направления...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины управление проектами для направления...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины Информационная безопасность...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины управление электронным предприятием...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа учебной дисциплины интернет-программирование в...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа учебной дисциплины мировые информационные ресурсы...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины Управление жизненным циклом...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины основы предпринимательской деятельности...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа учебной дисциплины информационные системы управления...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Системы имитационного моделирования» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Рабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск