ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА « КОЖА- НАРУЖНЫЙ ПОКРОВНЫЙ ОРГАН»
| ФИО (полностью)
| Ефремова Любовь Викторовна
|
| Место работы
| МАОУ Ивотская СОШ
|
| Должность
| Учитель биологии
|
| Предмет
| биология
|
| Класс
| 8 класс
|
| Тема и номер урока в теме Кожа. 1 урок
|
| Цель урока: Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи
8. Задачи:
Образовательная
Познакомить учащихся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей
Воспитательная
Воспитание навыков гигиены по уходу за кожей.
Развивающая
способность самостоятельной организации процесса усвоения знаний;
принимать самостоятельные решения;
мыслить критически и оригинально;
самостоятельно получать информацию;
использовать новые идеи для достижения цели;
контролировать свои эмоции;
развивает уверенность в себе;
планировать пути достижения цели;
дает возможность принимать самостоятельные решения.
Тип урока - урок изучения нового материала (теория и применение).
Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения.
Формы работы учащихся- фронтальная беседа, наблюдение эксперимента и его объяснение, работа с книгой, групповая работа, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации
Необходимое техническое оборудование
презентация, проектор, информационные карты с заданиями и необходимым материалом для урока, набор ЦОРов из Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| I.
| Организационный момент:
|
Рисунок солнышка
(1)
| Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных
-Добрый день, уважаемые ребята! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня. Хорошее настроение – 80% успеха. Так говорят психологи. Давайте, подарим, друг другу улыбку, улыбка способствует выделению гормона эндорфина, обеспечивающего уверенное бодрое настроение, и успех нам будет гарантирован. (слайд 1)
| Рабочее место ученика.
| 2 мин.
| II.
| Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся:
|
| Сегодня мы с вами поговорим об удивительном органе нашего тела. А каком именно вам предстоит догадаться. Итак,
Это самый тяжёлый орган человеческого тела (вес у взрослого человека-2.7 кг)
S поверхности -1.5-2.0 м кв.
Этот орган – «крепостная стена» организма
Этот орган постоянно отмирает и рождается вновь
Этот орган тесно связан с нервной системой
В нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения
Этот орган – своеобразный экран, на котором проецируются процессы, происходящие в организме
Этот орган формирует ногти и волосы (слайды 2,3)
Конечно это кожа
.
| Отвечают на вопросы.
| 7 мин
| III.
| Объяснение новых знаний
.
|
Строение и функции кожи
(2)
| Какая тема урока?
Конечно это кожа
-А что вы знаете о коже? (слайд 4)
-Предположите, что будет, если человек лишится кожного покрова (сл Ребята, давайте сформулируем проблемный вопрос урока слайд 4)
-Кожа – внешний покров организма человека. Она соприкасается с крайне изменчивой внешней средой
Итак, задача нашего урока - доказать, что кожа является защитником нашего организма.
А что нужно знать о коже?
Кожа – как орган, могла бы попасть в книгу рекордов Гиннеса по своей многофункциональности.
Предлагается работа с текстом (слайд 7)
Прочитайте текст об особенностях строение и функции кожи человека.
(для экономии времени, работают по группам, соответственно слоям кожи)
На доске расположены карточки с функциями (5 функций лишние) кожи
| Учащиеся высказывают свои предположения.
.
учащиеся предлагают свои варианты, записывая их в рабочую карту
учащиеся предлагают варианты ответов… строение, функции, болезни, типы кожи, уход
.
Учащиеся выписывают функции в рабочие карты
Учащимся предлагается (по группам) выйти к доске, и найти функцию слоя кожи, с которым они работали.(слайд 8)
Рассказывают о наблюдаемом и делают вывод, записывают в тетрадь.
Записывают в тетрадь.
| 15 мин
|
|
|
| - Наружные покровы тела человека состоят из кожи и её производных – волос и ногтей. (слайд9)
(слайд 10) Корни волос- волосяные луковицы- находятся в волосяных фолликулах. Клетки, находящиеся в волосяных луковицах, непрерывно размножаются, что обеспечивает рост волос. К корням волос подходят кровеносные сосуды и нервные окончания, а также косо расположенные мышечные волокна. Их сокращение увеличивает угол наклона волоса по отношению к поверхности кожи.
(слайд 11.) Ногтевое ложе находится на конечной фаланге пальца Покрывающая его ногтевая пластинка прозрачна, за исключением корня ногтя, где заметна белая луночка. Она состоит из более плотной ткани. В ногтевой пластинке нет нервных окончаний и кровеносных сосудов, но ногтевое ложе богато ими. Растет ноготь с основания. Здесь и с боковых сторон края ногтя покрыты кожным валиком. Вспомним пословицу, «На ногтях лак, под ногтями шлак». Из всех микробов, имеющихся на руке, 95% находится под ногтями. В одном грамме подногтевой грязи насчитывается до 380 млн. микробов. Кожа служит границей, отделяющей внутреннюю среду организма от внешней.
- Какая проблема стояла перед нами в начале урока? Скажите, пожалуйста, доказали ли мы что основная функция кожи – защитная
Слайд 12. «Кожа – является скорлупообразной оболочкой… созданной природой с величайшей точностью, в связи с этим кожа и является наиболее подходящим предметом изучения для каждого…» У. Хогарт.
Теория без практики скушна…
| Слушают учителя и помечают определения в рабочих тетрадях
|
| IV.
| Закрепление
Практическое применение знаний.
|
Рисунок
(3)
|
Лабораторная работа. У вас на партах лупы. Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, они называются папиллярными линиями Подумайте и решите, где больше кожных рецепторов – на подушечках пальцев или ладонной кисти?
Слайд 13. Дерматоглифика (dermatoglyphics) — наука, изучающая характерные узоры кожи пальцев кистей и стоп, ладоней и подошв у человека.
.Считается, что по рисунку отпечатков пальцев можно определить характер человека. Используя лупу, определите свой рисунок.
А Арка – характерна для практичных и творческих людей Концентрические круги - свидетельство яркой индивидуальности Петля – характерна для упорных, надежных людей.
рка Круги Петля
-А как вы понимаете выражение «Кожа – зеркало здоровья»
|
Смотрят и принимают участие в обсуждении
.
Учащиеся рассуждают
|
13 мин
|
V.
|
Подведение итогов урока
|
|
3.Рассмотрите ногти на своей руке, определите с помощью таблицы состояние вашего организма.(слайд 15
Закончить наш урок хотелось бы фразой, но составить её придется вам. Это будет выводом к нашему уроку.
Кожа- сложнейший орган, объединяющий в себе защиту, красоту и здоровье
Подводит итоги урока, отмечает наиболее активных, определяет д-задание - § 4.1 вопросы к параграфу.
| Самостоятельно работают и определяют состояние своего организма
| 5
мин
3 мин
|
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР. |