ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тема урока: Имя существительное как часть речи .
| ФИО (полностью)
| Сеничева Наталья Викторовна
|
| Место работы
| МКОУ «МСОШ №1»
|
| Должность
| Учитель начальных классов
|
| Предмет
| Русский язык
|
| Класс
| 3 «Б»
|
| Тема и номер урока в теме
| Имя существительное как часть речи . 86 урок.
|
| Базовый учебник
| Русский язык – Канакина В. П., Горецкий В. Г
|
Цель урока: Систематизация знаний об имени существительном.
Задачи:
- обучающие:
1. умения находить имена существительные в тексте, определение признаков существительных;
2. обобщения знаний о роли существительных в предложении.
3. применение знаний, полученных ранее;
-развивающие:
- развития устной и письменной речи учащихся;
-развития орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения;
-формирования навыков самоконтроля и познавательной активности.
воспитательные:
1. Формировать на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности.
2. Развивать активность и самостоятельность учащихся.
3. воспитание умения работать в парах;
4. формирования личностных качеств, таких как ответственность, коммуникативность.
Планируемый результат:
Личностные УУД: уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; интереса к языковой и речевой деятельности;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
-оценивать результат своих действий (совместно с учителем или одноклассниками);
-выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- находить несколько вариантов решения учебной задачи (в сотрудничестве с учителем, классом).
Познавательные УУД: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
-работать с информацией под руководством учителя;
-понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
-строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-принимать участие в диалоге;
-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
-принимать участие в работе парами и группами;
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран. Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Организационный момент.
|
| Эмоциональная мотивация -Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте все в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
| дети стоят) (дети садятся)
-Дежурный отмечает отсутствующих, проверяется готовность класса к уроку.
-Пожелание успешной работы на уроке.
|
| 2.
| Мотивационная установка, планирование работы.
|
| Составим план нашего урока.
-С чего начнем?
-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: «Имя существительное».
| Ответы детей:
-Чистописание
-Словарная работа
-Повторение пройденного
-Изучение новой темы
-Закрепление
-Подведение итогов
-Домашнее задание Открывают тетради, записывают число, тему урока.
|
| 3.
| Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся.
| http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-12449
Слайд 2,3
| Чистописание
Итак, первый пункт нашего плана работы:
-Чистописание.(чт. стихотворения). Художник- неведимка по городу идет:
Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет. А ночью он, пока я спал,
пришел с волшебной кистью
и на окне нарисовал сверкающие листья. (мороз)
-Какой звук слышится в начале этого слова? -Дайте ему характеристику. -Какой буквой обозначаем этот звук? -Эту букву будем прописывать на минутке чистописания. -Что нужно помнить при написании этой буквы?
-Запишите Мм всю строчку.
- Цель нашей минутки чистописания - вспомнить нижнее соединение? (Л, Я,М)
Словарная работа
-Следующий этап урока по плану?
-На слайде слова:
Б..реза, гор..д, чуд..са, кв..ртира, подл..тели, м..роз, п..года, в..рона, ст..лбы, к..вёр, ..нварь. -Прочитайте слова.
-Назовите орфограммы, которые встретилась в этих словах. - Во всех словах можно проверить безударный гласный? -Как проверить безударную гласную в корне?
Словарная работа
-Следующий этап урока по плану?
-На слайде слова:
Б..реза, гор..д, чуд..са, кв..ртира, подл..тели, м..роз, п..года, в..рона, ст..лбы, к..вёр, ..нварь. -Прочитайте слова.
-Назовите орфограммы, которые встретилась в этих словах. - Во всех словах можно проверить безударный гласный? -Как проверить безударную гласную в корне?
нижнее соединение? (Л, Я,М) Словарная работа
-Следующий этап урока по плану?
-На слайде слова:
Б..реза, гор..д, чуд..са, кв..ртира, подл..тели, м..роз, п..года, в..рона, ст..лбы, к..вёр, ..нварь. -Прочитайте слова.
-Назовите орфограммы, которые встретилась в этих словах. - Во всех словах можно проверить безударный гласный? -Как проверить безударную гласную в корне?
| Мм
-Согласный, твёрдый, звонкий, непарный.
-Мм
-О наклоне, соединении.
Работа в тетради, самостоятельная запись. Прописывают элементы.
Ученики меняются тетрадями и подчёркивают лучшую(ие) буквы у соседа.
| 3мин
|
|
| http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-12449
Слайд 4
| Словарная работа
-Следующий этап урока по плану?
-На слайде слова: -Прочитайте слова.
Назовите орфограммы, которые встретилась в этих словах.
Во всех словах можно проверить безударный гласный? -Как проверить безударную гласную в корне?
| Словарная работа.
Для развития орфографической зоркости учащимся предлагается назвать в словах известные орфограммы. -Безударные гласные в корне. - Нет. - Правило.
| 4 мин.
| 4.
| Введение в тему урока.
|
|
- К какой части речи вы отнесёте эти слова?
-Вы догадались какая тема нашего урока?
| .
- Это имена существительные. -Часть речи
– Имя существительное.
| .
| 5.
| Изучение нового учебного материала.
|
| Это новая для вас тема или вы уже о ней, что-то знаете? -Какие еще части речи вы знаете? -Как вы считаете, каких частей речи в русском языке больше?
-Посмотрите на текст и попробуйте его прочитать.
(ТЕКСТ)
Многое можно сделать: собрать, свить, сплести. Но самые искусные не могут шить без, не могут рубить без. Очень давно придумал для своих, которым.
-Всё ли вам понятно? Чего не хватает?
-Можно ли без них понять текст? -Попробуем прочитать текст с именами существительными.
Работа по учебнику стр. 14 упр. 389
| -Нет, тема не новая, мы уже изучали её во 1,2 классе. Будем расширять свои знания об имени существительном. Нам кое, что известно об имени существительном, но не все.
-Имя прилагательное, глагол, союз, частица. -Имен существительных. Чтение текста с доски.
-Нет, непонятно о чем идет речь, не хватает имён существительных. -Нет нельзя.
Открывают учебник, находят стр.14 упр.389
Дети высказывают свои предложения. В ходе обсуждения формулируется определение существительного.
|
|
|
|
|
-Какой вывод можем сделать об именах существительных?
-Вспомним, что мы знаем об имени существительном? .
| Открывают учебник, находят стр.14 упр.389
Дети высказывают свои предложения. В ходе обсуждения формулируется определение существительного.
-Имя существительное - это важная и значимая часть речи. Без имен существительных нарушается смысловая и грамматическая связь слов в предложении и тексте.
-Это часть речи, обозначающая предмет и отвечает на вопросы кто? что?
|
|
|
|
| Всему название дано - и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть
глаз,-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
-Посмотрите вокруг себя и назовите предметы
-Докажите, что названные слова являются существительными? Назовите их с вопросами.
-Запишите четыре слова с вопросами на выбор, себе в тетрадь.
|
-называют слова, задают вопросы кто? что?
-отвечают на вопрос что? кто?
Самостоятельная работа в тетрадях.
|
| 6.
| Физминутка:
| http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-28908-
| -Выполняем -все вместе.
| Выполняют движения.
| 3мин
| 7.
| Работа по вариантам
|
| -Продолжаем работу
Задание по вариантам: Распознавание имён существительных, отвечающих на вопросы кто? что?
1в:Выписывают слова, отвечающие на вопрос кто?
2в: Выписывают слова, отвечающие на вопрос что?
-допишите по одному слову сами. -Какие бывают имена существительные?
| Самостоятельная работа в тетрадях, (проверка в паре) После проверки, по одному ученику от каждого варианта отвечает. Ученики сверяют ответы.
Результаты работы над заданием анализируются. -Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Остальные имена существительные отвечают на вопрос что?
|
|
|
|
| -А теперь я вам прочитаю стихотворение «Привет».
Прислала мне тетя печенья,
Конфет,
Варежки,
Шарф
И горячий привет.
Вот варежки,
Шарф и конфеты
С печеньем…
Где же привет?
Я смотрю с нетерпением,
И с чем он?
С грибами?
С капустой?
С вареньем?
Наверное, мама
Привет этот прячет,
Чтобы остыл,-
Видно очень горячий.
-Какое существительное вызвало затруднение и почему?
-Можно ли увидеть привет и потрогать?
|
-Существительное «привет». - Нет.
|
|
|
|
| -Образуйте имена существительные от прилагательных?
-Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? -Какой можем сделать вывод о предметах?
-Можем ли мы назвать существительные, имеющие не конкретное значение отвлеченным понятием.
- Сделаем вывод, какое значение могут иметь имена существительные?
| -Нет, есть предметы, которые мы не можем увидеть, потрогать, но слова отвечают на вопрос что? Есть предметы с конкретным значением, а есть предметы с неконкретным значением. -Да.
-Значение может быть конкретным и отвлеченным.
|
| 8.
| Закрепление учебного материала.
|
| Какой этап урока у нас следующий?
-Для закрепления выполним на стр. 10 упр11
- Прочитайте задание. -Поставьте вопросы, запишите в тетрадь
-Посмотрите на образованные существительные.
-Обозначают ли они конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать?
-Что они обозначают? -Давайте сделаем ещё один вывод:
| -Закрепление. работа с учебником. . Работа в тетрадях, у доски по цепочке. -Нет. -Явления природы, чувства, качества, действия.
-Имена существительные обозначают не только предмет, но и состояние. явление природы, действие, события, чувства.
|
| 9.
| Подведение итогов урока. Рефлексия.
|
| Обратимся к нашему плану
-Что еще нам осталось сделать?
-Какую часть речи мы с вами изучали?
-Что вы знаете об имени существительном?
-Какую роль в русской речи играют имена существительные? -Что нового об имени существительном узнали на уроке?
-Чему научились на уроке?
| -Подвести итог, записать домашнее задание. -Имя существительное. -Обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто? что?
-Без имён существительных не обойтись, нарушается смысловая и грамматическая связь слов в предложении и тексте. -У имени существительного значение предмета может иметь конкретное и отвлеченное понятие.
-Имена существительные обозначают не только предмет, но и состояние, явление природы, действие, события, чувства.
-Образовывать от других частей речи имена существительные.
|
|
|
|
|
-Кому было трудно?
-Кому было интересно?
- Пришло время оценить вашу работу:
Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь смайлик «всё хорошо».
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать». Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».
| Рефлексивное оценивание работы на уроке
|
| 10.
| Сообщение домашнего задания, инструктаж
|
| -Из 13 на стр.10
В каждом предложении найти имя существительное и указать вопрос, на которое оно
отвечает. - Поработать предлагаю творчески. Приготовить рассказ «Имя существительное»
| Запись в дневник домашнего задания
На дом предполагается творческое задание, которое позволяет установить степень усвоения нового материала и выявить пробелы
|
| Приложение к плану-конспекту урока
__________________________________________
Тема урока: Имя существительное как часть речи .
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |