Методическая разработка урока по теме: «Плотность»





Скачать 110.61 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока по теме: «Плотность»
Дата публикации03.12.2014
Размер110.61 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Информатика > Методическая разработка
Методическая разработка урока по теме: «Плотность».

Учителя физики лицея №3 г. Воронежа

Неретиной И.В.

Образовательные цели: ввести понятие плотность, подчеркнуть связь этого понятия с массой и объемом. Познакомить учащихся с системными и несистемными единицами измерения этих величин, приборами для их измерения.

Воспитательные: воспитать чувство самостоятельности и инициативности, ответственности за порученное дело, умение доносить добытые знания до одноклассников; умение объективно оценивать вклад своих товарищей в совместную работу.

Развивающие: способствовать развитию интеллектуальных способностей ученика, умению добывать знания из Интернета, оформлять их в презентацию, выступать с презентацией на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации учебного занятия: урок.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная и фронтальная.

Оснащение урока: интерактивная доска, набор пультов для голосования.

Ход урока:

Оргмомент: ученики занимают свои места и готовят для заполнения таблицу из трех колонок: знаю, узнал и хочу узнать. В первую будут заноситься известные понятия, во вторую те, про которые узнали на уроке и в третью та информация, которой коснулись вскользь.

Три ученика получили задание, пользуясь системой Интернет дать характеристику понятиям: массы, объема и плотности, рассказав о понятии, его единицах измерения и приборах.

1 ученик рассказывает о понятии массы (Пример презентации прилагается http://neretina-iv.my1.ru/prezentacija_po_teme_massa.ppt ).

После презентации проверяется таблица «Знал, узнал, хочу узнать».

2 ученик рассказывает о понятии объема (Пример презентации прилагается http://neretina-iv.my1.ru/prezentacija_po_teme_objom.ppt ).

После презентации проверяется таблица «Знал, узнал, хочу узнать».

3 ученик обобщает выступление предыдущих и вводит понятие плотности (Пример презентации прилагается http://neretina-iv.my1.ru/prezentacija_po_teme_plotnost.ppt ).

Примерное выступление ученика.

Плотность -очень важная физическая величина.

Не зная о плотности, я не понимал:

- почему бумажные деньги не весят ничего, а несколько железных монет рвут карман?

- почему пакет с пуховым одеялом донести из магазина легко, а несколько пачек соли кажутся очень тяжёлыми?

-почему на рынке маленькая гирька на весах уравновешивает огромный кусок мяса?

Каждое тело имеет определенную массу. А какая физическая величина характеризует вещество, из которого состоит тело.

Легендарные рассказы об исторических личностях, пусть и не всегда в точности соответствующие фактам, очень интересны и запоминаются на всю жизнь. О древнегреческом ученом Архимеде и его открытиях возникло много легенд. Вот одна из них.

Герон, завоевав царский престол в сицилийском городе Сиракузах, решил в благодарность за эту свою удачу принести в дар богам золотую корону. Он заказал ее мастеру и приказал отвесить ему нужное количество золота. Тот к назначенному сроку приготовил корону. Вес ее точно соответствовал весу отпущенного золота. Но царю донесли, что мастер частично подменил золото серебром. Герон разгневался, но, поскольку сам не мог найти способ уличить мастера, обратился за помощью к Архимеду. Как рассказывают, Архимед сделал два слитка — один из золота, другой из серебра — каждый такого же веса, какой был у короны. Затем наполнил водой сосуд до самых краев, опустил в него серебряный слиток и отметил, сколько воды тот вытеснил.

То же самое он проделал и со слитком золота. Объем золотого слитка оказался меньше, чем у равного ему по весу слитка серебра. Затем Архимед опустил в сосуд корону: воды вытекло больше, чем от золотого слитка, и меньше, чем от серебряного. Сравнив три полученных объема вытесненной воды, Архимед рассчитал, сколько золота и сколько серебра пошло на изготовление короны. Так была доказана вина мастера.

Архимед сопоставил веса различных веществ ни друг с другом, а с весом воды, т. е. впервые обратил внимание на свойство физических тел, которое мы теперь называем плотностью или удельным весом.

Тела с равными массами, состоящие из разных веществ, имеют разные объемы. А отношение массы вещества к его объему является постоянной величиной для данного вещества: для золота – 19300 кг/м3, для серебра – 11300 кг/м3

Физическая величина, которая показывает, чему равна масса вещества в единице объема называется плотностью.

ρ – плотность вещества

m – масса тела

V – объем тела
Единицей плотности в системе СИ является кг/м3.

Плотность твердых, жидких, газообразных веществ является табличной величиной. Но одно и, то, же вещество в различных агрегатных состояниях имеют различную плотность. У большинства веществ максимальная плотность в твердом состоянии, в газообразном – минимальная.

Исключение составляет вода. Максимальное значение плотности она имеет при температуре + 4 градуса по Цельсию. Это свойство воды имеет большое значение для жизни на Земле. Благодаря этому наши водоемы не промерзают зимой насквозь. А температура воды подо льдом не опускается ниже +4 градуса, что дает возможность выживать живым организмам водоема. Плотность льда меньше плотности воды в жидком состоянии. Эта особенность воды делает ее разрушителем гор: когда попавшая в трещину вода замерзает, лед с большой силой расширяет трещину. По той же причине зимой могут лопаться водопроводные трубы. Чтобы этого не происходило, их прокладывают на такой глубине, где даже зимой плюсовая температура, то есть вода не замерзает.

Плотность газообразных веществ сильно зависит от температуры и давления. Зная формулу ρ = m / V, и по таблице узнав плотность воздуха ρ = 1,29 кг/м3 можно определить массу воздуха в комнате.

Например, площадь комнаты 9м2 высота стен 2,5м, следовательно, объем нашего помещения 22,5м3. Тогда m=ρV=1,29кг/м3*22,5м3=29кг.

Для измерения плотности веществ, в газообразном, жидком и твёрдом состояниях применяется пикнометр (физико-химический прибор, стеклянный сосуд специальной формы и определённой вместимости). Пикнометр был изобретён Дмитрием Ивановичем Менделеевым в 1859 году.

Измерение плотности пикнометром основано на взвешивании находящегося в нём вещества, заполняющего пикнометр до метки на горловине или до верхнего края капилляра, что соответствует номинальной вместимости пикнометра. Измерения объёма значительно упрощаются, если вместо одной метки у пикнометра имеется шкала. Очень удобен в работе пикнометр с боковой капиллярной трубкой, у которой пробкой служит тело термометра. Плотность твёрдых тел определяют, погружая их в пикнометр с жидкостью. Для измерения плотности газов применяют пикнометр специальной шарообразной формы.

Знание о плотности имеет большое значение: имея величину плотности и зная объем тела, можно без весов вычислить его массу; и наоборот: взвесив тело неправильной формы и взяв его плотность можно вычислить его объем. К примеру, в литровую банку входит 1 кг воды, 800 г подсолнечного масла и 1кг 300г меда. Теперь меня в магазине не обманут.

После презентации проверяется таблица «Знал, узнал, хочу узнать».

Ученикам предлагается пройти компьютерное тестирование с использованием пультов. Задания появляются на интерактивной доске. Результаты каждого ученика высвечиваются на доске.

Вариант теста по теме: «Плотность вещества».
1. При записи формул плотность обозначают буквой …, массу – … и объем – …

1. m, r, V. 2. r, V, m. 3. V, m, r. 4. r, m, V.
2. Чтобы определить плотность вещества, надо…

1. его массу умножить на объем.

2. его массу надо разделить на объем.

3. его объем разделить на массу.

4. нет правильного ответа.
3. Плотностью вещества называют … этого вещества.

1. массу в единице объема 2. объем 1 кг 3. массу 1 м3 4. объем 1 г
4. Плотность воды 1000 кг/м3. Это означает, что …

1. вода массой 1 кг занимает объем 1000 м3.

2. вода массой 1000 кг занимает объем 1 м3.

3. вода массой 1000 кг занимает объем 1000 м3.

4. вода массой 1 кг занимает объем 1 м3.
5. Дубовый брусок объемом 0,002 м3 имеет массу 1,6 кг. Вычислите плотность дуба в г/см3.
1. 1 г/см3 2. 8 г/см3 3. 0,8 г/см3 4. 80 г/см3
6. Металлическая деталь, изготовленная из сплава объемом 1,5 дм3, имеет массу 6 кг. Плотность сплава равна …

1. 40 г/см3. 2. 0,4 г/см3. 3. 400 г/см3. 4. 4 г/см3.
7. Кусок парафина объемом 0,5 дм3 имеет массу 450 г. Плотность парафина равна …

1. 0,9 кг/м3. 2. 900 кг/м3. 3. 90 кг/м3. 4. 450 кг/м3.
8. В баллоне вместимостью 0,5 м3 содержится спирт массой 0,4 т. Плотность спирта равна …

1. 8 г/см3. 2. 80 г/см3. 3. 0,8 г/см3. 4. 800 г/см3.

9. В бочке вместимостью 0,2 м3 содержится 0,16 т нефти. Плотность нефти равна …

1. 8 г/см3. 2. 80 г/см3. 3. 800 г/см3. 4. 0,8 г/см3.
10. Цистерна вместимостью 50 м3 заполнена керосином, масса которого 40 т. Плотность керосина равна …

1. 800 кг/см3. 2. 80 кг/см3. 3. 8 кг/см3. 4. 0,8 кг/см3.
11. Отливка из стекла занимает объем 0,6 дм3 и имеет массу 1,5 кг. Плотность стекла равна …

1. 25 г/см3. 2. 2,5 г/см3. 3. 250 г/см3. 4. 2500 г/см3.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

12. На рис. 1 изображена мензурка, в которую налита вода до уровня АБ. После погружения тела вода поднялась до уровня А1Б1. Плотность тела равна…

1. 700 кг/м3.

2. 750 кг/м3.

3. 7000 кг/м3.

4. 7500 кг/м3.
13. На рис. 2 изображена мензурка, в которую налита вода до уровня АБ. После погружения тела вода поднялась до уровня А1Б1. Плотность тела равна …

1. 850 кг/м3.

2. 85 кг/м3.

3. 170 кг/м3.

4. 8500 кг/м3.
14. На рис. 3 изображена мензурка, в которую налита вода до уровня АБ. После погружения тела вода поднялась до уровня А1Б1. Плотность тела равна …

1. 2,7 кг/м3.

2. 27 кг/м3.

3. 2700 кг/м3.

4. 135 кг/м3.

Рис. 4

Рис. 5

15. На рис. 4 изображена мензурка, в которую налита вода до уровня АБ. После погружения тела вода поднялась до уровня А1Б1. Плотность тела равна …

1. 8500 кг/м3.

2. 8900 кг/м3.

3. 7000 кг/м3.

4. 2700 кг/м3.
16. Чему рана плотность тела, если его масса равна 468 г? (рис. 5)

1. 78 кг/м3.

2. 7800 кг/м3.

3. 780 кг/м3.

4. 7,8 кг/м3.

17. Цистерна имеет объем 15 м3. Масса серной кислоты равна …

1. 2,7 т. 2. 2700 кг . 3. 27 т. 4. 15 т.
18. Мраморная плита имеет объем 0,02 м3. Масса плиты равна…

1. 5,4 кг. 2. 54 кг. 3. 540 кг. 4. 0,54 кг.
19. При заливке фундамента в яму объемом 2,5 м3 было залито … бетона.

1. 55 т 2. 550 т 3. 550 кг 4. 5,5 т
20. Емкость бака автомобиля равна 300 л. Масса бензина, залитого в бак равна…

1. 2,13 кг. 2. 213 кг. 3. 21.3 кг. 4. 300 кг.
21. Медный шар имеет объем 120 см3. Масса шара равна…

1. 1100 г. 2. 1150 г. 3. 1068 г. 4. 1500 г.
22. Лист стекла, предназначенный для витрины магазина, имеет объем 0,075 м3. Масса этого стекла равна…

1. 1875 кг. 2. 18,75 кг. 3. 0,075 кг. 4. 187,5 кг.
23. Гранитный постамент для памятника имеет массу 7,8 т. Объем этого постамента равен …

1. 1,5 м3. 2. 3 м3 . 3. 7,8 м3. 4. 3,5 м3.
24. Бетонный блок для фундамента имеет массу 3,3 т. Объем бетонного блока равен…

1. 1,5 м3. 2. 15 м3. 3. 0,15 м3. 4. 3,3 м3.
25. Масса чугунной отливки 4,2 т. Объем этой отливки равен…

1. 6 м3 . 2. 60 м3. 3. 0,6 м3. 4. 4,2 м3.
26. Требуется перевезти 56 т картофеля, плотность которого равна 700 кг/м3 (в насыпанном виде). Сколько потребуется для этого автомобилей с объемом кузова 4 м3?

1. 15 2. 20 3. 30 4. 50
27. Необходимо перевезти 24 т грунта, плотность которого 1600 кг/м3. Какой емкости для этого потребуется железнодорожная платформа?

1. 15 м3 2. 20 м3 3. 25 м3 4. 30 м3
28. Объем куска парафина массой 0,18 кг равен…

1. 2000 см3. 2. 20 см3. 3. 0,2 см3. 4. 200 см3.

Ответы к тесту.

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

4

2

1

2

3

4

2

3

4

1

2

3

4

3

2

вопрос

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

ответ

2

3

2

4

2

3

4

2

1

3

2

1

4

Подведение итогов. Учитель оценивает работу по составлению презентации, работу с таблицей: «Знаю, узнал, хочу узнать», выставляет оценки. Оценивание теста производит компьютер.

Домашнее задание: Материал, вошедший в колонку «Хочу узнать» по желанию можно использовать для рефератов. Всем ученикам творческое задание: составить тест по теме плотность: 5 вопросов с выбором ответа, 2 на установление соответствия, и 2 задачи в 2-3 действия, решение которых должно быть показано в полном объеме.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35
Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconКонкурсная методическая разработка конспект урока информатики по...
Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен...
Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconУрока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение...
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по...
Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconМетодическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для...
Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для...
Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconМетодическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы»

Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconУрока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты....
Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе
Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconМетодическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Задачи на совместную работу»
Тип урока: закрепление ранее изученного материала с элементами открытия новых знаний
Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconМетодическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе...

Методическая разработка урока по теме: «Плотность» iconРазработка урока в 7 классе «Плотность тел»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск