МКОУ «Гимназия им.Амирокова И.А. а.Кош-Хабль»
Рабочая программа
по информатике
9 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по информатике разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н.Бородин.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович «Информатика. 9класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- МОСКВА: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса рассчитана на 68 часов (2 ч. в неделю). Для проведения контрольных работ предусмотрено 6 часов (пять проверочных и одна итоговая контрольная работа). Цели обучения информатике и информационным технологиям в 9 классе:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Содержание программы учебного курса
Разделы стандарта
| Главы, параграфы и пункты учебника
| Практические работы
| Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
- запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Проектирование и моделирование.
Чертежи.Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов
| Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
1.1. Кодирование графической информации
1.1.1. Пространственная дискретизация
1.1.2. Растровые изображения на экране монитора
1.1.3. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB
1.2. Растровая и векторная графика
1.2.1. Растровая графика
1.2.2. Векторная графика
1.3. Интерфейс и основные возможности графических редакторов
1.3.1. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах
1.3.2. Инструменты рисования растровых графических редакторов
1.3.3. Работа с объектами в векторных графических редакторах
1.3.4. Редактирование изображений и рисунков
1.4. Растровая и векторная анимация
1.5. Кодирование и обработка звуковой информации
1.6. Цифровое фото и видео
| Практическая работа 1. Кодирование графической информации
Практическая работа 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе
Практическая работа 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
Практическая работа 4. Анимация
Практическая работа 5. Кодирование и обработка звуковой информации
Практическая работа 6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу
Практическая работа 7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
| Тексты.
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат)
| Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации
2.1. Кодирование текстовой информации
2.2. Создание документов в текстовых редакторах
2.3. Ввод и редактирование документа
2.4. Сохранение и печать документов
2.5. Форматирование документа
2.5.1. Форматирование символов
2.5.2. Форматирование абзацев
2.5.3. Нумерованные и маркированные списки
2.6. Таблицы
2.7. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
2.8. Системы оптического распознавания документов
| Практическая работа 8. Кодирование текстовой информации
Практическая работа 9. Вставка в документ формул
Практическая работа 10. Форматирование символов и абзацев
Практическая работа 11. Создание и форматирование списков
Практическая работа 12. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Практическая работа 13. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Практическая работа 14. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
| Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных
| Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации
3.1. Кодирование числовой информации
3.1.1. Представление числовой информации с помощью систем счисления
3.1.2. Арифметические операции в позиционных системах счисления
3.1.3. *Двоичное кодирование чисел в компьютере
3.2. Электронные таблицы
3.2.1. Основные параметры электронных таблиц
3.2.2. Основные типы и форматы данных
3.2.3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
3.2.4. Встроенные функции
3.3. Построение диаграмм и графиков
3.4. Базы данных в электронных таблицах
3.4.1. Представление базы данных в виде таблицы и формы
3.4.2. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
| Практическая работа 15. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа 16. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа 17. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа 18. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа 19. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
| Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Представление информации.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного.
Управление, обратная связь
| Глава 4. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования
4.1. Алгоритм и его формальное исполнение
4.1.1. Свойства алгоритма и его исполнители
4.1.2. Блок-схемы алгоритмов.
4.1.2. Выполнение алгоритмов компьютером
4.2. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке
4.2.1. Линейный алгоритм
4.2.2. Алгоритмическая структура «ветвление»
4.2.3. Алгоритмическая структура «выбор»
4.2.4. Алгоритмическая структура «цикл»
4.3. Переменные: тип, имя, значение
4.4. Арифметические, строковые и логические выражения
4.5. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
4.6. Основы объектно-ориентированного визуального программирования
Глава 5. Моделирование и формализация
5.1. Окружающий мир как иерархическая система
5.2. Моделирование, формализация, визуализация
5.2.1. Моделирование как метод познания
5.2.2. Материальные и информационные модели
5.2.3. Формализация и визуализация моделей
5.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
5.4. Построение и исследование физических моделей
5.5. Приближенное решение уравнений
5.6. Экспертные системы распознавания химических веществ
5.7. Информационные модели управления объектами
| Практическая работа 20. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
Практическая работа 21. Проект «Переменные»
Практическая работа 22. Проект «Калькулятор»
Практическая работа 23. Проект «Строковый калькулятор»
Практическая работа 24. Проект «Даты и время»
Практическая работа 25. Проект «Сравнение кодов символов»
Практическая работа 26. Проект «Отметка»
Практическая работа 27. Проект «Коды символов»
Практическая работа 28. Проект «Слово-перевертыш»
*Практическая работа 29. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа 30. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа 31. Проект «Распознавание удобрений»
Практическая работа 32. Проект «Модели систем управления»
| Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право
| Глава 6. Информатизация общества
6.1. Информационное общество
6.2. Информационная культура
6.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень учебно-методических средств обучения
Учебно-методический комплект:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ - 9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Информатика и ИКТ. Практикум. 2 – е издание – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 8 -11 классы. Методическое пособие – Москва. БИНОМ Лаборатория знаний, 2012.
Цифровые образовательные ресурсы:
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wеb-страниц.Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ 9 класс
№
п/п
| Наименование раздела и тем
| Кол-во
часов
| Дата
| Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 15 ч.
|
| Техника безопасности в кабинете информатики. Пространственная дискретизация.
| 1
|
|
| Растровые изображения на экране монитора. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».
| 1
|
|
| Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
| 1
|
|
| Растровая и векторная графика.
| 1
|
|
| Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах.
| 1
|
|
| Инструменты рисования растровых графических редакторов.
Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
| 1
|
|
| Работа с объектами в векторных графических редакторах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
| 1
|
|
| Редактирование изображений и рисунков. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
| 1
|
|
| Растровая и векторная анимация. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 4 «Анимация».
| 1
|
|
| Растровая и векторная анимация. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 4 «Анимация».
| 1
|
|
| Кодирование и обработка звуковой информации.
| 1
|
|
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации»
| 1
|
|
| Цифровое фото и видео.
| 1
|
|
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».
Практическая работа № 7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
| 1
|
|
| Контрольная работа № 1. «Кодирование графической информации».
| 1
|
| Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации – 10 ч.
|
| Кодирование текстовой информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».
| 1
|
|
| Создание документов в текстовых редакторах.
| 1
|
|
| Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов.
| 1
|
|
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул».
| 1
|
|
| Форматирование документа, символов, абзацев. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев».
| 1
|
|
| Нумерованные и маркированные списки. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков».
| 1
|
|
| Таблицы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
| 1
|
|
| Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
| 1
|
|
| Системы оптического распознавания документа. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
| 1
|
|
| Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка текстовой информации»
| 1
|
| Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации – 10 ч.
|
| Представление числовой информации с помощью систем счисления. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
| 1
|
|
| Арифметические операции в позиционных системах счисления.
| 1
|
|
| Двоичное кодирование чисел в компьютере.
| 1
|
|
| Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.
| 1
|
|
| Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
| 1
|
|
| Встроенные функции. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
| 1
|
|
| Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов».
| 1
|
|
| Базы данных в электронных таблицах.
| 1
|
|
| Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
| 1
|
|
| Контрольная работа № 3. «Кодирование и обработка числовой информации»
| 1
|
| Глава 4. Основы алгоритмизация и объектно-ориентированного программирования – 18 ч.
|
| Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов.
| 1
|
|
| Выполнение алгоритмов компьютером.
| 1
|
|
| Линейный алгоритм.
| 1
|
|
| Алгоритмическая структура «ветвление».
| 1
|
|
| Алгоритмическая структура «выбор».
| 1
|
|
| Алгоритмическая структура «цикл».
| 1
|
|
| Переменные: тип, имя, значение.
Арифметические, строковые и логические выражения.
| 1
|
|
| Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.
| 1
|
|
| Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»
| 1
|
|
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 21 Проект «Переменные».
| 1
|
|
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 22 Проект «Калькулятор».
| 1
|
|
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 23 Проект «Строковый калькулятор».
| 1
|
|
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 24 Проект «Даты и время».
| 1
|
|
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 25 Проект «Сравнение кодов символов».
| 1
|
|
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 26 Проект «Отметка».
| 1
|
|
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 27 Проект «Коды символов».
| 1
|
|
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 28 Проект «Слово-перевертыш».
| 1
|
|
| Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
| 1
|
| Глава 5. Моделирование и формализация – 8 ч.
| 1
| Окружающий мир как иерархическая система.
| 1
|
| 2
| Моделирование, формализация, визуализация.
| 1
|
| 3
| Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
| 1
|
| 4
| Построение и исследование физических моделей.
Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 29 Проект «Бросание мячика в площадку»
| 1
|
| 5
| Приближенное решение уравнений. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 30 Проект «Графическое решение уравнений»
| 1
|
| 6
| Экспертные системы распознавания химических веществ. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 31 Проект «Распознавание удобрений»
| 1
|
| 8
| Информационные модели управления объектами. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 32 Проект «Модели систем управления»
| 1
|
| 10
| Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»
| 1
|
| Глава 6. Информатизация общества – 3 ч.
| 1
| Информационное общество.
| 1
|
|
| Информационная культура.
| 1
|
| 2
| Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
| 1
|
| Повторение – 4 ч.
|
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.
| 1
|
|
| Кодирование и обработка числовой и текстовой информации.
| 1
|
|
| Алгоритмизация и программирование.
| 1
|
| 3
| Итоговая контрольная работа № 6
| 1
|
| |