«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В





Скачать 130.27 Kb.
Название«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В
Дата публикации24.12.2014
Размер130.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43
Выступление на педагогическом совете:
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку»

Учитель: Водилова Э.В.

г. Тюмень, 2014

«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку»
Мир многогранен,

Сложен, гибок,

Но целостен и органичен.

И в дисциплинах нам привычных

Есть связь – лишь распознать сумей!

Вооружить сумей детей

Не просто знаний багажом,

А способом познанья

  Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний (Ю.В.Громыко).

На мой взгляд, чудодейственным способом является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.

  Целью своей педагогической деятельности обозначила следующее:     

Совершенствование образовательного процесса посредством реализации принципа  метапредметности    

Для обеспечения достижения цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:

·        осуществить отбор эффективных с точки зрения интеграции методики преподавания иностранного языка и реализации метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения;

·        разработать  и апробировать задания метапредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений.

Средства и формы:

Для реализации принципа метапредметности я использую предметный урок иностранного языка + метапредметная тема. 

Метапредметные компетенции:

• ориентация учащихся в различных областях;
• общеучебные умения информационно- логического характера;
• организация собственной учебной деятельности;
• основные универсальные умения информационного характера;
• использование средств информационных и коммуникационных технологий;
• принятие решений и управление;
• формирование навыков исследовательской деятельности;
• взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В своей практике я использую развивающие, здоровьесберегающие технологии, информационные коммуникационные, исследовательские, проектные и т.д.

Сама тематика языкового общения по предмету иностранный язык предполагает воспитательную направленность уроков иностранного языка и помогает учителю реализовывать воспитательные задачи и достигать поставленной цели, а также формировать метапредметные связи.

Именно работа на уроках иностранного языка формирует многие метапредметные связи.

Мы учим различным способам при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний.

Мы учим аудировать, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии.

Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.

Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.

Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык. Уже много лет, начиная с раннего возраста, мы обучаем детей проектно-исследовательской деятельности, так как это заложено во всех курсах обучения. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей.

Под влиянием изучения немецкого языка учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, географии, информатике. И наоборот, языковые знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.

Уроки – проекты + метапредметная тема дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Форма проведения таких уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Уроки – проекты + метапредметная тема раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Проектно – исследовательская деятельность – это педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности, а также система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, имеющего практическую значимость.
Преимущества уроков – проектов заключаются в том, что они:

- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи (что очень важно при изучении иностранного языка), формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.


Проектная деятельность изменяет:

  • тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству);

  • ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;

  • позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу;

  • характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.


В моей практике я интегрировала уроки немецкого языка с литературой (например, при изучении тем «Великие поэты и писатели», «Сказки Братьев Гримм»), с русским языком (при изучении грамматических аспектов языка), математикой (при изучении темы «Числительные», «Научно – технический прогресс»), физикой и химией (при изучении тем «Великие ученые», «Научно – технический прогресс»), биологией и экологией (при изучении тем «Животные», «Природа вокруг нас», экологические темы), географией (при изучении тем страноведения), историей (при изучении тем, связанных с историей немецкоговорящих стран, историей родной страны), обществознанием (при изучении тем «Научно – технический прогресс»), музыкой, искусством, МХК (при изучении тем «Великие композиторы», «Музыка и мы», «Живопись», «Архитектура»), физической культурой (физкультминутки, тема «Спорт»).

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются метапредметные знания.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся, в-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Поэтому проектная методика так тесно сплетается в моей практике с интегрированными уроками и, конечно же с ИКТ – технологиями.

Специфика данных проектов состоит, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда метапредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания.

Опираясь на собственный опыт, хотела бы рассказать о нескольких проектах, которые мы подготовили совместно с учащимися 6 и 9 классов.

В 6 классе я предложила ученикам простейший по своей форме «информационный проект». Цель: самостоятельно собрать базовую статистическую информацию по странам изучаемого языка. Ученики получили домашнее задание: заполнить «анкету страны» с помощью дополнительных источников информации, найти информацию о столице, религии, самом популярном виде спорта и т. д. Школьники могли опираться на знания, полученные на уроках географии, так как задание включало и работу с контурной картой. Такой проект один из простейших по форме, не требует много времени.

Старшеклассникам, имеющим более глубокие знания языка, предлагаю другие проекты, более сложные и объемные. Так, учащимся девятого класса я предложила, разделившись на группы, выбрать какую-либо тему страноведческого характера и подготовить по ней сообщение. Спектр тем, предложенных ученикам, был следующий: «История Германии», «Текущие события в культурной / политической жизни страны», «Национальная кухня», «Известные люди», «Достопримечательности Германии». Им также была предоставлена возможность выбрать, в какой форме они представят результат своих исследований: оформленный буклет, выступление с докладом или представление компьютерной презентации. На первом занятии мы обсудили приблизительные сроки: на подготовительный этап, включающий сбор информации, отводилась неделя.

Работая над проектом, обучающиеся познакомились с такими известными личностями, как Гёте, Шиллер, Бертольт Брехт – известные писатели, Карл Бенц –немецкий инженер, изобретатель автомобиля (топливо названо в честь него-бензин), Роберт Кох –немецкий микробиолог, открывший туберкулёзную палочку, бациллу сибирской язвы, холерный вибрион, Вильгельм Гумбольд—известный филолог, философ, языковед, Александр Гумбольд-физик, географ, ботаник, Вильгельм Конрад Рентген-физик, открывший х-лучи, лауреат Нобелевской премии, Рудольф Дизель-основатель дизельного двигателя, Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель-философы, Альберт Швайтцер-философ, теолог, музыкант, лауреат Нобелевской премии, Альберт Эйнштейн-физик, основатель современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии, Макс Планк-физик-теоретик, основатель квантовой физики, лауреат Нобелевской премии, Фердинанд фон Цеппелин-изобретатель, военный деятель (изобрёл летательный аппарат) и многие другие.

После того, как большая часть информации была собрана, в каждой группе прошло обсуждение: в каком направлении двигаться дальше, что из полученного информационного материала будет использовано и в какой форме. На данном этапе, как правило, определенная часть собранных сведений неизбежно подвергалась пересмотру и коррекции, выяснялось, требуется ли еще дополнительная информация по теме проекта.

Работая над проектом, ученики самостоятельно расширяли свой кругозор: они убедились в практической ценности полученных знаний. Это был и интересный опыт работы в команде. Старшеклассники не только подготовили биографии авторов, но и собрали информацию о существующих переводах произведений этих авторов на русский язык, о книгах этих писателей.

Другая группа учащихся подготовила презентацию о самых посещаемых иностранными туристами местах в Германии, используя материал с официального сайта Комитета по вопросам туризма при Правительстве Германии. Кроме того, ученики представили оформленную в виде небольшой книжки подборку рецептов немецких блюд. Каждый рецепт был на немецком и русском языках с обязательной фотографией.

Проектная деятельность отнимает много времени, требует сосредоточенной работы со стороны учителя и учеников. Но, следует признать, что подготовка проектов совместно с учениками очень увлекательное занятие и эффективный путь их развития. Тот, кто однажды это попробовал, уже не сможет остановиться.


Рассмотрим, как формируются вышеуказанные умения учащихся во время выполнения проекта “Unser letztes Schuljahr. Wuensche und Traeume”.

Проект запускается в начале изучения темы. Ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать. Наводящими вопросами ученики подводятся к тем пунктам плана, которые намечены учителем. Далее в зависимости от формы проекта (это могут быть: выставка, инсценирование, коллаж, репортаж, стенгазета, кроссворд, переписка, рассказ-загадка, экскурсия и т.д.), учащиеся делятся на группы и разрабатывают собственный проект. Приступая к работе над проектом, школьники самостоятельно распределяются по микрогруппам во главе с консультантом.

Так учащиеся 9Б класса решили представить свой проект в форме инсценировок и назвали их следующим образом: “Wo kann man das Studium nach der Schule fortsetzen”, “Wir sehen unser Schulalbum durch”. После долгих дискуссий ученики 9А класса пришли к выводу, что они представят проекты в форме фоторепортажа “Unser letztes Schuliahr”, причем каждая микрогруппа выбрала интересующую ее тему: “Unsere Lehrer”, “Unsere Schule”.

Далее началась практическая деятельность учащихся в рамках своей темы. На этом этапе учащимся необходимы учебно-организационные умения, т.е.:

  • планировать текущую работу;

  • нацелить себя на выполнение поставленной задачи – причем долговременной, т.к. кратковременных проектов не бывает;

  • вести познавательную деятельность в коллективе (умение объяснять, оказывать помощь, умение принимать помощь товарища);

  • осуществлять взаимообогощающее общение.

Второй этап работы над проектом (уроки 2-7) это подготовительный этап, который обеспечивают языковые и речевые умения учащихся.

Тексты из учебника, дополнительная литература служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся, т.е. учебно-интеллектуальных умений, к ним можно отнести:

– умение работать с текстом,
– выделять главную мысль,
– вести поиск нужной информации в иноязычном тексте,
– анализировать информацию,
– делать обобщения, выводы,
– писать сообщения на выбранную тему.

И, конечно же, овладение знаниями невозможно без учебно-информационных умений. Прежде всего, это:

– умение пользоваться словарями, грамматическими справочниками,
– умение составлять план, конспект.

Учитель в период подготовки работает, главным образом, с консультантами, управляя через них деятельностью групп. Необходимо продумать речемыслительную задачу и адекватную коммуникативную ситуацию, при которой увеличилась бы мотивация говорения учеников на немецком языке и возросли бы количественные и качественные показатели их речи.

При использовании проектной методики наиболее ярко высвечиваются учебно-коммуникативные умения учащихся на третьем этапе – презентации проектов:

– умение слушать – это главное умение, оно требует от ученика сосредоточенности, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики;
– не менее трудная задача – умение слушать и одновременно записывать содержание;
–умение задавать уточняющие вопросы;
–умение выступать перед аудиторией;
– умение проявлять организаторские способности.

Третий этап – защита и обсуждение проектов.




 

 

 

 

 

После презентации проектов идет обмен мнениями, какой проект на их взгляд был наиболее интересный.

Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный, практический результат, значимый для школьника. У каждого ученика есть возможность развить свои способности и таланты, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, которые он включает в свою реальную деятельность.

Работая над проектом, школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив, растет взаимодействие учащихся. Каждый ученик старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики учащихся.

Из всего вышеизложенного следует, что изучение иностранного языка – это прекрасное средство для развития всех учебных умений и навыков учащихся. Более того, формирование многих из названных умений и является задачами обучения различным видам речевой деятельности.

При работе над проектами у обучающихся формируются следующие метаумения:

  • самостоятельное, критическое мышление;

  • ученик учится размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей, делать обоснованные выводы;

  • принимать самостоятельные аргументированные решения;

  • учится работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Таким образом, используя принципы метапредметности, я пытаюсь достичь следующих результатов:

  • Обучающиеся самостоятельно определяют цели и составляют планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.

  • Они самостоятельно осуществляют свою деятельность, и а также используют различные ресурсы для достижения цели, умеют выбирать нужные стратегии, овладевают навыками поисковой деятельности, выделяют нужную информацию.

  • Немаловажно то, что учитель формирует умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом.

  • Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В iconВ профессиональном училище
Реализация принципа профессиональной направленности при обучении иностранному языку
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Метод проектов является составной частью обучения иностранному языку. Он наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного...
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В iconТесты по страноведению Заключительное слово. Тестовый контроль в...
Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В iconМетодика обучения иностранному языку как наука, ее связь с другими...
Социокультурные основы методики. Взаимодействие языка и культуры: культурология, лингвострановедение, лингвокультура
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В iconПрограмма методики обучения английскому языку москва 2012 учебная...
Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и рассчитана...
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В iconРеферат По теме: «Письмо и письменная речь как цель и как средство обучения иностранному языку.»
Цели и задачи обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В iconРеферат На тему: Использование современных методов сюжетных и ролевых...
Коммуникативный подход – современная методика обучения иностранному языку
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В iconВ процессе обучения иностранному языку
Если эти виды работы со специальным текстом, не являясь единственными, все же доминируют в процессе обучения на первоначальном этапе,...
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В iconРеализация принципа связи обучения с жизнью при изучении биологии
Статья посвящена формированию познавательных универсальных учебных действий при изучении биологии и реализации принципа связи обучения...
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В iconПрограмма мероприятий со ран, посвященных Дню российской науки
Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В iconУчебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному...
Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному...
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В icon«Жизнь и деятельность Людвига Ван Бетховена»
Для повышения эффективности обучения иностранному языку необходимо широко использовать эмоции учащихся в этом процессе
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В iconОб обучении неродному (иностранному) языку в рамках театральной методики
Обучение неродному (в нашем случае татарскому) языку русскоязычной аудитории равносильно обучению иностранному вследствие разноструктурности...
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю...
Технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В iconРасписание занятий стажировочной площадки по теме: «Формирование...
Наша новая школа в условиях последовательного введения фгос II поколения (визитная карточка)
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку» Учитель: Водилова Э. В iconКрайнова Ляйсан Хамитовна мбоу лицей №2 Бугульминского муниципального...
Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск