Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах





Скачать 150.14 Kb.
НазваниеРеферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах
Дата публикации03.01.2015
Размер150.14 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МЫТИЩИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ШКОЛА

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

МЫТИЩИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ







РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ





Учителя

по классу оркестра духовых инструментов

А.И. Золотухина



г. Мытищи
2011 год


Методики обучения игре на музыкальных инструментах
в системе педагогических технологий




Методика обучения игре на музыкальном инструменте традиционно занимает центральное место в структуре профессиональных интересов педагогов-музыкантов, а свойственные ей вопросы  постоянно находят у них активный отклик. Как ставить палец, как извлекать звук, как правильно работать над музыкальным произведением и т.д. – все это  с давних пор является объектом пристального рассмотрения и изучения педагогами, предметом методического анализа и наиболее актуальные аспекты методики  давно уже определены. Более того, налицо ситуация коллапса: достигнув определенного уровня развития, методика перестала развиваться. Попытки «развить» какую-либо частную методику, как правило, происходят за счет переписывания основных идей или фрагментов из методических работ по иным специальностям и их адаптации к методике преподавания своего инструмента.

Можно отметить несколько парадоксальных моментов, связанных с методикой преподавания игры на музыкальных инструментах. Так, давно зарекомендовавшие себя методики маститых педагогов-музыкантов часто приносят пользу порой не меньшую, нежели инновационные  методики некоторых педагогов-новаторов. Парадоксальным может показаться и то, что любая - пусть даже самая наилучшая - методика преподавания игры на музыкальных инструментах… не может быть универсальной и пригодной для обучения всех. И дело не в том, что не существует какой-либо одной наиболее подходящей, «единственно правильной» методики обучения, которая могла бы давать максимальный эффект при обучении всех учащихся, а в том, что такая методика, по-видимому,  не сможет быть создана никогда. В то же время, необходимо признавать существование в методике универсальных (базовых) оснований, без которых невозможно осуществлять обучение и воспитание музыканта, и без учета которых понятие методики теряет свой смысл и статус.

 Далее. Наши «самые лучшие», унифицированные методики обучения игре на музыкальных инструментах,  как правило, абстрактны и рассчитаны на абстрактный контингент обучающихся. Но мы прекрасно знаем, что методика обучения профессиональных исполнителей в консерватории отличается от методики обучения детей в музыкальной школе. Традиционная, «самая лучшая» методика обучения игре на музыкальных инструментах в ДМШ дает свой эффект при обучении самых лучших, самых одаренных детей. В то же время надо заметить (и это прекрасно знают педагоги), что процент
по-настоящему  одаренных детей невелик, и в основном приходится работать с «середнячками», а то и попросту с детьми, имеющими значительные отклонения от нормального развития. И для этого уже требуются специальные методики, направленные на развитие таких свойств и качеств как, например, интеллект, эмоциональная отзывчивость на музыку,
слухо-двигательная координация,  музыкальный слух или музыкальное воображение. Именно этим часто вынужден заниматься педагог на уроках специальности, поскольку недостаточное развитие отмеченных  выше качеств у ученика является безусловным тормозом для успешного его обучения такому сложному виду деятельности как музицирование. Традиционная же методика обучения недостаточна, поскольку далеко не всегда бывает в состоянии дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Ответы на них надо искать в педагогической и психологической литературе, для чего необходимо знакомиться с различными системами обучения и воспитания в музыкальных учебных заведениях, в том числе и инновационными, основанными на последних достижениях педагогической науки.

 Определяя сущность методики, хотелось бы отделять «настоящую», «подлинную» методику обучения от технологий, которыми пользуются музыканты-педагоги при работе над музыкальным произведением. На наш взгляд, методика может рассматриваться как совокупность знаний о наиболее значимых для выполнения отдельных действий и деятельности общих закономерностях, принципах, правилах, приемах и способах обучения, применение которых в условиях учебной деятельности может обеспечить достижение запланированного результата. Если методика обозначает порядок и способы работы над музыкальным произведением  с учетом индивидуальности обучаемых, то технологии- конкретный процесс достижения педагогического результата.

 Диалектические соотношения методик и технологий могут выражаться следующим образом: методики образуют методологическую и научно-производственную основу для музыкального обучения и воспитания, технологии – входят в состав методик как практические процессы обучения и воспитания, приносящие конкретный результат. Закономерности и правила методики имеют приоритетное значение при проектировании и применении технологических процессов.

  Когда речь идет об определенном порядке (алгоритме) выполнения действий с конкретным музыкальным  произведением, то под ним мы должны подразумевать исполнительскую (не педагогическую!) технологию, связанную с процессом создания объекта музыкального искусства. Работа над произведением, ориентированная на его воссоздание в соответствии с художественными требованиями и критериями – это прерогатива исполнительской технологии. Ее главные закономерности и аспекты входят составной частью в любую методику обучения, поскольку отражают специфику обучения на определенном инструменте.

  Говоря о педагогических технологиях, надо заметить, что в современной педагогической науке определение «педагогическая технология» применяется довольно широко. Можно было бы поспорить об уместности его употребления в музыкальном образовании хотя бы из-за того, что термин «технология» связан со словом «техника» и широко используется в промышленности. Однако все больше ученых в сфере педагогики склоняются к тому, чтобы допустить его применение и в педагогической сфере, подразумевая, что в учебно-воспитательном процессе также могут существовать определенные технологии.

  Несмотря на обилие дефиниций в отношении феномена «педагогическая технология», часто противоречащих друг другу, мы придерживаемся точки зрения, что под педагогической технологией следует понимать педагогически и экономически обоснованный процесс достижения гарантированных, потенциально воспроизводимых результатов, а также определенный алгоритм взаимодействия обучающего и обучаемых по достижению запланированных целей обучения. 

 Как известно, отличительными чертами технологии являются: повторяемость (возможность ее многократного использования в адекватных условиях), диагностируемость качества учебно-воспитательного процесса (при условии поэтапного тестирования) и возможность гарантированного достижения поставленных целей.

 Признаками педагогической технологии обладают такие методические пособия как самоучители или школы игры, в которых предусмотрен определенный, методически обоснованный алгоритм изучения материала. В реальной же практике обучение игре на музыкальных инструментах часто ведется на основе авторских технологий, поскольку научно и методически обоснованные технологии или их совокупность - за редким исключением - не известны педагогам или не разработаны.

 Существуют три уровня, которые необходимо отражает каждая педагогическая технология:

1)   методологический

2)   обобщенных технологий

3)   конкретно-методический.

 Если методологический уровень отражает в целом степень развития педагогической научной мысли и производительных сил общества (из истории педагогики нам известно, как проходило обучение в средние века, какие были педагогические принципы,  условия и уровень развития средств обучения; сравним это с достижениями нынешнего времени), то уровень обобщенных педагогических технологий предполагает  широкий их спектр. Данные технологии могут использоваться при преподавании любой дисциплины. К ним можно отнести такие технологии как информационная, программированного обучения, модульная, концентрированного обучения, диалоговая и т.д. И, наконец, конкретно-методический уровень дает нам конкретный свод присущих определенной технологии педагогических методов, средств, практических приемов и порядок действий, используемых одним педагогом, и также пригодных для применения другими. По мнению исследователей, обобщенные технологии представляют общепедагогические теории и только третий уровень – конкретные технологии могут применяться в практической деятельности.

 Технологии могут подразделяться на основе деятельностно-процессуальных особенностей. Известны технологии достижения целей, полного усвоения и др., включающие ряд определенных процессуальных этапов (постановки целей, их реализации), по способам постановки целей, технологии культурно-модульного типа и т.д.

 Пытаясь провести грань различия между методикой и
педагогической технологией, можно допустить, что педагогическая технология может быть рассмотрена как целостная производственная система (если
рассматривать учебно-воспитательный процесс как производство,
что вовсе не характерно для отечественной педагогики) с
вполне определенными параметрами, обеспечивающая достижение 
запланированного педагогического результата при наличии и соблюдении всех необходимых для этого условий.

 При использовании педагогических технологий в сфере обучения игре на музыкальных инструментах  существуют присущие им особенности. Поскольку условия протекания процесса обучения игре на музыкальном инструменте всегда различны (порой отличаются довольно существенно), то о возможностях повторяемости технологии и гарантиях в достижении педагогического результата нужно говорить весьма осторожно. Точное,  адекватное применение педагогами-музыкантами разработанных технологий не всегда возможно, поскольку их деятельность поливариативна по сути, всегда носит творческий характер и зависит от условий, в которых проходит урок.

 К числу условий, определяющих успешность применения технологий, необходимо отнести:

1) психофизиологические особенности учеников, включая их музыкальные способности, темперамент, характер, возрастные особенности. Не надо забывать, что у каждого обучающегося существует не только свой особый набор свойств и качеств, но и свой путь развития;

2) качества преподавателя и преподавания (компетентность, подготовленность);

3) психологический микроклимат в классе и в учебном заведении;

4) способность педагога установить контакт с учениками, мобилизовать, 
правильно сориентировать их и повести за собой.

 Создать одинаковые условия для эффективного применения технологии практически очень сложно. Педагогика - необычайно творческий вид деятельности и часто одни и те же педагогические средства в различных условиях могут иметь различный результат. Это, следовательно,  осложняет возможность использования конкретных технологий, а также делает практически невозможным создание единой унифицированной технологии или жесткой технологической системы. 

 Касаясь вопроса о музыкально-педагогических технологиях, надо заметить, что они существуют в виде систем, применяющихся в специфических целях. В частности, к ним надо отнести системы музыкального воспитания Ж.Далькроза, К.Орфа, Д.Кабалевского и других авторов (обобщенный уровень), авторские технологии формирования технического и иного мастерства обучающихся, предлагающих свои системы заданий, упражнений, этюдов, музыкальных пьес и т.д. (конкретно-методический уровень).

 В педагогике применяется большое количество педагогических технологий. Самые известные из них могут применяться и в процессе обучения игре на музыкальных инструментах. Рассмотрим некоторые обобщенные педагогические технологии и возможности их использования при работе с учащимися в специальном классе. Технологии и их сущность приводятся в работе Ю.В.Кит «Подготовка работников социокультурной сферы: выбор педагогической технологии».

Технология свободного труда С.Френе.

 Подразумевает выполнение коллективных проектов, самоуправление, индивидуальный учебный план, работу с информацией, издание газет и т.д.

 Если педагог доверяет своим ученикам, то добрая сила доверия способна вызвать у них прилив творческой активности, самостоятельности, раннее личностное и творческое самоосознание. Стремление творить то, что нравится, приводит к максимальному раскрытию творческих способностей учащегося. Роль педагога сводится к направлению деятельности учащегося в необходимом направлении. Антипод - жесткий, авторитарный подход в обучении, приводящий к отмиранию инициативы ученика, интереса к обучению, когда ученик превращается в покорное существо, слепо выполняющее все указания педагога.

«Диалог культур»

 С точки зрения  Ю.В.Кит, данная технология подразумевает сквозной диалог речевой стихии и исторической последовательности основных форм европейской культуры.

 Эта технология может и должна широко применяться при обучении игре на музыкальных инструментах в самых разных ситуациях: при чтении с листа, при разборе нового произведения, при прослушивании музыки и т.д. Сущность ее состоит в связывании современной музыкальной культуры с культурами разных эпох и народов. Общаясь с учеником не на деловом, а на духовном уровне, педагог имеет прекрасную возможность передавать ему знания, формировать отношения к музыке, искусству, культуре, деятельности музыканта и, что не менее важно, совершенствуется сам.

Программированное обучение

 Предполагает управляемое усвоение программированного учебного материала. Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации, подаваемой в определенной логической последовательности. Осуществляется при помощи обучающего устройства или программированного учебника. Может широко использоваться при обучении игре на музыкальных инструментах. Ученику разрабатывается и сообщается программа его развития на определенный период и предлагается репертуар, список необходимых для чтения книг, ауди- и видеозаписи, даются разработанные педагогом технические упражнения или их комплексы и т.д. 

Проблемное обучение

 Технология проблемного обучения подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися учебных проблем, разрешая которые они активно усваивают знания. По мнению М.И.Махмутова, одного из создателей этой технологии, знания должны даваться не в готовом виде, а добываться в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. Проблемными считаются те ситуации, которые способны вызвать интеллектуальные затруднения. Основные формы выражения проблемности - вопросы, познавательные задачи, учебные задания (самостоятельно расставить аппликатуру, штрихи, динамику и т.д.). Эффективность этой технологии зависит от меры применения проблемных ситуаций на уроке. Если их много, то урок подчас превращается в нудное мероприятие по решению проблем.

Концентрированное обучение

 Суть технологии концентрированного обучения (или метода погружения) – интенсивное изучение  предметов при объединении занятий в блоки. Эффективность занятий может существенно вырасти, если в день будет проводиться не более двух занятий, а время занятий по одному предмету может быть увеличено в несколько раз. Технология концентрированного обучения предполагает использование некоторых других: проблемного обучения, технологии укрупнения дидактических единиц и т.д.

Модульное обучение

 Предполагает самостоятельную работу с индивидуальной учебной программой. Педагог предоставляет учащемуся готовые модули, в которых обозначены его задачи на определенный период времени. Выражается в виде готовых дидактических заданий. Положительным моментом является то, что следующий модуль, как правило, дается после освоения предыдущего. Задания, входящие в блок модуль, могут выполняться в течении долгого времени, но он должен быть завершен. Завершенный модуль дает полное представление об уровне развития тех или иных качеств ученика.

 В модуле могут даваться задания по различным аспектам. Например, модуль может содержать конкретный набор заданий по блокам:

I  блок

1) освоение необходимых элементов исполнительской техники (гаммы, арпеджио, упражнения и их комплексы и т.д.), 2) чтение с листа, 3) подбор по слуху, 4) сочинение и т.д.

II  блок

 вопросы для самостоятельного изучения по конкретному произведению из программы;

III блок

Домашнее задание, включающее не только задания по изучаемым произведениям, но и по развитию кругозора, отдельных способностей учеников.

Развивающее обучение

 Сущность его - в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ученика, а не  на программные требования.

Репертуар выступает как вспомогательное дидактическое средство для обеспечения дальнейшего развития учащегося. Много внимания может уделяться специальным упражнениям. Важно, чтобы требования учебного заведения к уровню обученности не заслоняли важных педагогических целей, таких как: развитие культуры учащегося, его эстетических, нравственных, профессиональных и иных положительных свойств и качеств. 

Дифференцированное обучение

 Усвоение программного материала на различных уровнях или по различным направлениям. Уровень развития психических свойств (способностей к выполнению различных видов деятельности), качеств и уровень подготовленности учащихся определяют выбор типа их развития (только обучение игре на инструменте, общемузыкальное, профессиональное).

Игровое обучение

 Подразумевает организацию игровой деятельности, направленной на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо может использоваться в начальный период музыкального обучения. Данная технология может быть выражена в методических пособиях (сценарии постановки детских музыкальных спектаклей, проведения викторин, внеклассных мероприятий), специальных музыкальных играх, в комплексе специально разработанных уроков с применением игр, в отдельных методических приемах и т.д. К сожалению, данный пласт является недостаточно разработанным в музыкальной педагогике.

Укрупнение дидактических единиц

 Предполагает изучение взаимообратных действий, сравнение противоположных понятий, сопоставление родственных и аналогичных понятий, сопоставление этапов работы над упражнениями. В результате таких действий складываются определенные блоки, состоящие из освоенных элементов. Они составляют технологическую базу учащегося, на основании которой происходит его дальнейший рост.

Перспективно-опережающее обучение

 При изучении  определенной темы проходятся элементы из более сложных  тем, но близкие к изучаемому в данный момент материалу.

Компьютерная технология

 Предполагает использование компьютерных обучающих и контролирующих программ.

 При обучении могут использоваться: компьютерные программы обработки звука и нотные редакторы, компьютерные тесты, записи партий других участников ансамбля или оркестра, звучание оркестра без партии солиста, информация учебно-методического характера  на компакт-дисках и т.д.

Информационная технология

 Предполагает обучение с использованием средств телекоммуникации, баз данных, находящихся как в сети «Интернет», так и в локальных сетях. Благодаря широкому доступу к базам данных снимается ряд проблем, связанных с получением необходимых знаний гуманитарного, общемузыкального, специального характера. 

 К большому сожалению, в настоящий момент методика обучения игре на музыкальных инструментах испытывает огромный дефицит оригинальных и адаптированных педагогических технологий. Разработка и внедрение в учебный процесс комплекса педагогических технологий, произведенные творчески, в соответствии с целями обучения и воспитания, позволит преподавателю создавать свой собственный технологический арсенал, который и будет служить залогом его дальнейших профессиональных успехов.

 Итак, можно сделать ряд выводов.

 1. Современная методика обучения может рассматриваться как система знаний, как научно-практическая основа организации обучения, а технологии – как конкретные процессы и алгоритмы реализации педагогических и исполнительских задач.

2. Методика обучения игре на музыкальных инструментах включает в свой состав технологическую сферу. В нее входят:

а) блок исполнительских технологий (технологии работы над произведениями разных стилей и жанров, над конкретным произведением) и

б) блок педагогических технологий (с учетом трех уровней: методологического, обобщенных технологий, конкретно-методического), причем в практической деятельности используется конкретно-методический уровень реализации педагогических технологий.

3. Технологии обучения игре на музыкальных инструментах разработаны недостаточно. Остаются неразработанными теоретические основы их построения и применения, не созданы  свои унифицированные технологии и их комплексы.

 Необходимо учитывать, что ни одна из педагогических технологий не может гарантировать  достижение комплекса намеченных педагогических целей. Становится вполне очевидным, что современный педагог должен хорошо овладеть не только базовой методикой обучения игре на музыкальном инструменте, но также и специальными методиками, знанием технологий и умением их применять в учебном процессе.  Следует заметить, что обучение с применением педагогических технологий может осуществляться лишь на протяжении достаточно большого учебного периода. Назрел вопрос о внедрении в учебный процесс определенной технологической системы обучения игре на музыкальном инструменте, интегрирующей несколько технологий, четко обозначающих цели, задачи, методы обучения и воспитания, определенный алгоритм действий от урока к уроку. Важно, чтобы она имела четко прописанные параметры, но при этом не превращалась в некий трафарет и позволяла самому педагогу выбирать необходимые технологии, пути и методы обучения. При создании такой технологической системы к числу обязательных ее аспектов надо отнести  блоки знаний, умений и навыков, свойств и качеств. Попытки создать ее и внедрить в практику есть у отечественных педагогов (в частности, можно отметить пособие М.Глушенко «Волшебный мир фортепиано»).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconКонспект доминантного занятия по обучению детей игре на детских музыкальных...
Познакомить детей с новым музыкальным инструментом — скрипкой. Учить определять тембр музыкальных инструментов, подбирать их для...
Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специфика духовых инструментов определяет различные сроки обучения игре на этих инструментах. Большую роль при установлении сроков...
Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconРасписание для слушателей, осуществляющих повышение квалификации...
Институт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства
Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconII. Первая и высшая квалификационная категория
Вопросы для письменного испытания преподавателей по игре на народных инструментах (баян, аккордеон)
Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основной целью предмета является обучение студентов необходимыми знаниями по вопросам методики обучения игры на народных инструментах...
Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconВопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике
История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории...
Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconРеферат на тему: «Методики работы со сновидениями» Школа «этол»
М. в кириллов А. И. Иншаков
Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconРеферат Тема
Составление методики опережающего обучения с методикой обучения по программе, при формировании навыков игры в волейбол у учащихся...
Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconРазвитие музыкально-ритмических способностей детей на занятии "Оркестр...
Слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах — вот те средства музыкально-эстетического воспитания,...
Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconПрограмма методики обучения английскому языку москва 2012 учебная...
Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и рассчитана...
Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconОтчет по результатам самоаттестации кафедры теории и методики обучения математике в школе
Кафедра теории и методики обучения математике в школе математического факультета мгпу была открыта в 2002 году. Основной деятельностью...
Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconТема: «Образ сказочного персонажа в искусстве»
Интеллектуальной гостиной в разделе «В гостях у сказки» для средних классов с привлечением учащихся музыкальной школы с исполнением...
Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconТема: Исполнение различных ритмов на детских музыкальных инструментах
Время проведения: 40 – 10. 20 Дата проведения: 23 октября 2007 год. Инвентарь: гимнастические маты (2 шт.), гимнастические скамейки...
Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программное содержание: Учить правильно передавать ритмический рисунок. Осваивать навыки игры на разных детских музыкальных инструментах....
Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассказы детей о наиболее интересных и запомнившихся музыкальных историях: летних встречах с музыкой, о любимых героях пройденных...
Реферат на тему: методики обучения игре на музыкальных инструментах iconРазработка учителя начальных классов
Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск