Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь





Скачать 200.2 Kb.
НазваниеИнформатизация системы здравоохранения Республики Беларусь
Дата публикации04.01.2015
Размер200.2 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»


Магистрант кафедры менеджмента
и организации здравоохранения
Шакирова Дина Закировна
Руководители:
профессор Вальчук Эдуард Антонович,
старший преподаватель


Воробьев Михаил Алексеевич

Минск – 2007 г.

Оглавление


Оглавление 3

Список обозначений ко всей выпускной работе 4

Реферат на тему «Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь» 5

Введение 5

Глава 1 Современное состояние проблемы информатизации здравоохранения в РБ 7

Глава 2 Проблемные вопросы информатизации здравоохранения 15

Глава 3 Инвестиционные задачи информатизации здравоохранения 17

Глава 4 Направления перспективного развития информационных технологий в здравоохранении 19

Заключение 21

Список литературы 22

Предметный указатель к реферату 23

Интернет ресурсы в предметной области 24

Граф научных интересов 25

Презентация магистерской диссертации 26

Действующий личный сайт в WWW 27

Список литературы 28

Приложение А 30



Список обозначений ко всей выпускной работе


АИС – автоматизированные информационные системы.

ЕИП – единое информационное пространство.

ИВС – информационно-вычислительная сеть.

ИКТ – информационно-комуникационная технология.

РНПЦ МТ – республиканский научно-практический центр медицинских технологий.

Реферат на тему «Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь»

Введение


Принятая в 2002г. Республиканская программа «Электронная Беларусь» предусматривает системную информатизацию всех сфер общественно-полезной деятельности (отраслей экономики) и создание информационного общества на базе формирования единого информационного пространства (ЕИП), включающего информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), инструментальная платформа которых выполняется в виде распределительных информационно-вычислительных сетей (ИВС). Важнейшим сегментом информационного общества является сфера здравоохранения и оказываемые ею медицинские услуги.

Комплексная информатизация сферы здравоохранения представляет собой целенаправленный социально-экономический и научно-технический процесс изучения, обеспечения и удовлетворения информационных потребностей и запросов пользователей. Это способствует наиболее полному и оперативному получению и использованию достоверных знаний, повышающих эффективность функционирования организаций здравоохранения и обеспечивающих улучшение качества лечебно-профилактических и диагностических услуг на базе создания и широкого внедрения инструментальной среды современных ИКТ.

В основу информатизации сферы здравоохранения закладываются деловые и функциональные ИКТ, представляющие собой целенаправленную, сложную, организованную совокупность пользователей, методов, способов и приемов, комплекса аппаратно-программных средств и телекоммуникационного оборудования, обеспечивающую обработку, передачу и представление информации, прямой доступ к информационным ресурсам и системный подход к автоматизации медицинского сообщества в рамках ЕИП.

ЕИП здравоохранения представляет собой целостную отраслевую подсистему жизненной среды белорусского общества и включает в себя структуру и компоненты отдельных ИКТ, которые характеризуются рядом показателей и имеют определенные свойства. Основным критерием создания ЕИП должна стать степень единства здравоохранительного сегмента создаваемого информационного общества Республики Беларусь.

Глава 1 Современное состояние проблемы информатизации здравоохранения в РБ


На сегодняшний день практически почти во всех организациях здравоохранения информатизированы деловые процессы (бухгалтерского, кадрового учета и т.д.), функционируют подсистемы статистической отчетности (стационара, поликлиники, учета временной нетрудоспособности и др.). В ряде организаций здравоохранения реализованы локальные ИВС, охватывающие различные подразделения, начиная с приема пациента и заканчивая его выпиской.

В настоящее время в Республике Беларусь внедрены автоматизированные информационные системы (АИС), выполненные в виде глобальных ИВС, обеспечивающие сбор и накопление информации на национальном уровне:

  • Государственный регистр лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

  • Белорусский канцер-регистр.

  • АИС службы экстренной медицинской помощи.

  • Подсистема социально-гигиенического и эпидемиологического мониторинга за состоянием здоровья населения и факторами окружающей среды[1].

Постепенно разрабатывается новое направление в информатизации здравоохранения – телемедицина, которая основана на использовании современных ИКТ, обеспечивающих дистанционный адресный обмен медицинской информацией (консультации, постановка диагноза и т.д.) между специалистками при медицинском обслуживании и оказании консультативно-диагностической помощи конкретным пациентам с целью повышения качества диагностики и лечения. Это понятие включает в себя комплекс организационных, информационных, технологических, обрабатывающих и коммуникационных мероприятий, обеспечивающий построение и функционирование телемедицинских ИВС и их инфраструктуры, начиная с простых телефонных систем и заканчивая высокоскоростными системами широкополосной передачи информации, выполненными на принципах электронной почты и видеоконференцсвязи.

С помощью телемедицинских ИВС сфера здравоохранения должна решить важнейшую проблему – обеспечение общедоступности и единого высокого стандарта качества медицинского обслуживания в любой организации здравоохранения независимо от ее иерархического и территориального положения.

В Республике Беларусь в настоящее время складываются благоприятные предпосылки внедрения телемедицинских технологий. Неуклонно растет оснащенность медицинских учреждений вычислительной техникой, современным диагностическим оборудованием, имеющим вывод данных в цифровом формате, внедряются автоматизированные информационные системы различного назначения, имеется достаточное количество персонала, владеющего работой на компьютерах, неуклонно совершенствуется телекоммуникационная инфраструктура страны. В Беларуси разработано оригинальное программное обеспечение для диагностической аппаратуры, включающее в себя возможности обмена по каналам связи диагностическими изображениями с целью получения консультативной помощи.

Однако справедливости ради следует отметить, что реальные успехи в развитии телемедицины достаточно скромные, и сосредоточены, в основном, в области телеобразования.

Как и в других странах телемедицина развивается по двум основным направлениям: телепатология или удаленное консультирование и телеобразование.

В области телеобразования основную роль играют белорусские медицинские университеты (особенно Белорусский государственный медицинский университет в г. Минске, и Гомельский государственный медицинский университет), которыми, с одной стороны, подготовлено большое количество лекционного материала, доступного через их Интернет-сайты, с другой стороны, широко используются интранет-технологии, средства мультимедиа в учебном процессе.

Наиболее крупным, реализованным в настоящее время проектом, позволяющим проводить удаленные консультации, является инфраструктура, построенная в рамках реализации международного проекта «Медицинская помощь детям, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» под эгидой Всемирной организации здравоохранения при финансировании Мемориального фонда здравоохранения Сасакава (Япония).

Участники проекта:

в г. Минске:

  • Республиканский научно-практический центр медицинских технологий (РНПЦ МТ);

  • Белорусский государственный медицинский университет (БГМУ);

  • Республиканский центр опухолей щитовидной железы (РЦОЩЖ), работающий на базе Минского городского клинического онкологического диспансера (МГКОД);

  • Республиканская научная медицинская библиотека (РНМБ);

  • 9-я городская клиническая больница (9-я ГКБ);

  • 3-я детская клиническая больница (3-я ДКБ).

в г. Гомеле

  • Гомельский Государственный медицинский университет (ГоГМУ);

  • Республиканский научно-практический Центр радиационной медицины и экологии человека (РНПЦ РМ и ЭЧ).

Основные цели проекта:

  • улучшить раннюю диагностику заболеваний и лечение детей, пострадавших от катастрофы на чернобыльской АЭС;

  • разработать систему оказания медицинской помощи в отдаленных районах путем создания телеметрической сети между специализированным диспансером в Гомеле и сотрудничающим центром ВОЗ по исследованиям заболеваний щитовидной железы в Медицинской школе Университета Нагасаки (Япония);

  • разработать телемедицинскую связь между Гомельским и Минским центрами с целью улучшить качество диагностики у подвергшихся облучению на основе обмена информацией в Беларуси и за ее пределами;

  • развивать телемедицину как неотъемлемую часть процесса постановки диагноза и последующего наблюдения за детьми с заболеваниями щитовидной железы;

  • создать клиническую базу данных;

  • создать информационный центр по обмену опытом и содействию обучению в сфере патологий щитовидной железы, обусловленных радиацией[3].

Проект выполнялся на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 1237 от 10 августа 2000г. «О подписании плана действий по осуществлению проекта «Медицинская помощь детям, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, путем развития и внедрения телемедицины». Официальная сдача проекта в эксплуатацию состоялась в июле 2004 года.

В РНПЦ МТ (Республиканский научно-практический центр медицинских технологий) создан телекоммуникационный узел, к которому в настоящее время подключены все вышеозначенные участники телемедицинского проекта. Для подключения участников, расположенных в г. Гомель РНПЦ МТ арендует у государственного телекоммуникационного провайдера РО ”БЕЛТЕЛЕКОМ” две 64-Кбит/сек SDH линии.

Выработан регламент (временный) проведения телемедицинских консультаций между РНПЦРМ и ЭЧ и МГКОД, в котором определена основная цель проведения консультаций (совместный отбор пациентов группы риска по злокачественной патологии щитовидной железы для дальнейшего обследования и лечения путем консультирования цитологических исследований и УЗ исследований пациентов с узловой патологией щитовидной железы), участники, режим проведения консультаций и ряд других положений. В настоящее время консультации проводятся по мере необходимости в соответствии с регламентом, совершенствуется технология их проведения. Для организации процесса используется программное обеспечение, разработанное специалистами Объединенного института проблем информатики (ОИПИ) НАН РБ.

Помимо данного проекта РНПЦРМ и ЭЧ проводит телемедицинские консультации с японскими врачами из медицинского института г. Нагасаки посредством спутниковой связи. Оборудование и расходы по передаче данных оплачиваются японской стороной.

Проводятся периодические консультативные сеансы по гистологии и цитологии с японскими коллегами и Республиканским научно-практическим центром детской онкологии и гематологии с использованием спутниковой связи. Канал оплачивается японской стороной. В данном центре постоянно проводятся внутренние телемедицинские сеансы для организации консилиумов с использованием средств вычислительной техники в локальной сети. Аналогичные консилиумы проводятся и в НИИ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова.

На базе НАН РБ и при технической поддержке академических сетей БАСНЕТ проведены в 2004-2005гг. 2-я и 3-я международные телемедицинские интернет-сессии “Профилактика и раннее выявление опухолей органов пищеварения”. В работе каждой из интернет-сессий принимали участие более 130 медицинских специалистов из Минска и более 1000 медицинских специалистов из 15 регионов России.

В 2003-2004гг. в рамках презентации программы «Создания и развития телемедицинской сети города Минска на период 2005-2008гг.» организованы показательные телемедицинские сеансы по проведению электронных консультаций по томографическим и рентгеновским исследованиям с участием 5-й городской клинической больницы г. Минска, 2-й городской клинической больницы г. Минска, Минского городского противотуберкулезного диспансера и ряда поликлиник г. Минска.

Разработана, но пока не утверждена Мингорисполкомом Программа «Создания и развития телемедицинской сети города Минска на период 2005-2008гг.».

В октябре 2004 года проведено республиканское совещание ведущих специалистов в области информатизации здравоохранения, на котором приняты основные направления информатизации отрасли, одним из которых является телемедицина. Сформулирован ряд предпосылок успешного внедрения телемедицины, которые предполагается развивать в качестве приоритетных направлений информатики в здравоохранении:

  • широкая компьютеризация медицинских учреждения различного уровня. В идеале, это наличие локальных вычислительных сетей (ЛВС) в больницах и поликлиниках, в которых функционируют автоматизированные рабочие места различного назначения;

  • внедрение в медицинских учреждениях медицинских информационных систем (комплексных – при наличии ЛВС, или отдельных АРМ, в основном, диагностических – УЗИ, рентгенологических, томографических, лабораторных и пр.), как основы для формирования информации, необходимой для организации телемедицинских консультаций;

  • подключение медицинских учреждений к каналам связи, сети Интернет и средствам электронной почты. При этом для организации отложенных консультаций достаточно иметь каналы со скоростью передачи 64 Кбит/сек (электронная почта), в то время как для организации видеоконференцсвязи и консультирования в реальном масштабе времени (он-лайн) необходимо задействовать выделенные каналы со скоростью не менее 256 Кбит/сек (в идеале - оптоволоконная связь);

  • разработка и реализация в медицинских системах (АРМ) технических требований к форматам протоколов обмена медицинской информацией (текстовой и графической), для того, чтобы информация, сформированная в одном медицинском учреждении с целью получения консультации, могла быть свободно воспринята в другом;

  • решение различных организационно-правовых вопросов, связанных с организацией реального функционирования системы телемедицины: участники процесса, их взаимоотношения, права, обязанности и ответственность, регламент функционирования, планирование нагрузок консультантов, система оплаты за проведение консультаций и пр., защита информации от несанкционированного доступа при ее циркуляции по каналам связи;

  • широкое обучение медицинского персонала медицинских организаций различного уровня владению вычислительной техникой, использованию средств Интернет и электронной почты[1].

В Беларуси выполнялись и выполняется ряд интересных проектов по разработке программных систем, реализующих телемедицинские технологии, разработанные на базе НАН:

  1. «Распределенная автоматизированная система управления медицинскими диагностическими центрами для решения задач телемедицины» (2001-2003гг.). Система внедрена в 2003г. на базе 5-й городской клинической больницы г. Минска и НИИ неврологии, нейрохирургии и физиотерапии МЗ РБ;

  2. Проект МНТЦ В-517 «Система телемедицины для анализа изображений и консультаций по раку щитовидной железы, вызванному радиацией» (2001-2005гг.). Выполняется совместно с Минским городским клиническим онкологическим диспансером;

  3. Программная система «Teleconsult» – клиент-серверное платформенно-независимое приложение, предназначенное для поддержки интерактивных, совместных телеконсультаций, проводимых в режиме реального времени в сети Интернет (или в локальных сетях на базе протокола TCP/IP). Приложение предоставляет механизмы для обмена файлами изображений, передачи речи и видео, совместно используемый дискуссионный лист, обмен текстовой информацией, сервис для доступа к изображениям в базе данных;

  4. «Типовая автоматизированная радиологическая информационная система медицинского учреждения» (2002-2005гг.). Элементы системы внедрены в 2003-2004гг. во 2-й городской клинической больнице г. Минска, 6-й городской клинической больнице г. Минска и 2-й детской городской клинической больницы г. Минска. Данная система является основой для проведения телемедицинских консультаций по диагностическим изображениям[2].

Глава 2 Проблемные вопросы информатизации здравоохранения


На пути разработки и активного внедрения ИКТ и комплексной информатизации здравоохранения возникает ряд проблем:

  1. Изменения информационной системы, требующие разработки современной модели стратегического управления, направленной на удовлетворение потребностей населения, а не на решение внутренних бюрократических проблем, что сдерживает внедрение и развитие ИТ-решений.

  2. Бюджетные ограничения для государственных организаций здравоохранения, вносящие дисбаланс в финансовую деятельность отрасли, что является основным тормозом при разработке и практической реализации ИКТ.

  3. Масштабность и сложность крупных больничных комплексов и других организаций здравоохранения, характеризующихся многоуровневой системой управления, иерархия которой различается в плане административной и финансовой ответственности, что является основным барьером и тормозом внедрения передовых ИКТ.

  4. Электронная готовность и доверие пользователей, зависящие не только от использования онлайновых платформ, но и от ограниченного применения последних, что мешает полной реализации их потенциала и повышению эффективности предоставляемых медицинских услуг.

  5. Приобретенные навыки работы с ИКТ в условиях изменения информационной культуры сопровождаются повышением квалификации специалистов здравоохранения при работе с компьютерными технологиями.

  6. Влияние унаследованных решений и систем; отсутствие стандартов, сдерживающие интеграцию существующих и вновь разработанных ИКТ; относительно низкая проработка общих единых концепций в отношении обмена клиническими данными и их толкования, что препятствует унификации и обеспечению единого высокого стандарта качества медицинского обслуживания, создает проблемы во взаимодействии организаций здравоохранения и пациентов-плательщиков.

  7. Конфиденциальность данных о больном выдвигает обеспечение строго соблюдения тайны при архивировании, анализе и передаче информации, а это – дополнительные трудности для внедрения ИКТ[4].

Глава 3 Инвестиционные задачи информатизации здравоохранения


Основными задачами здравоохранения в плане инвестиций в создание и развитие ИКТ являются:

  1. Надежное функционирование лечебных и административных служб, обеспечивающие улучшение качества медицинского обслуживания, равный доступ к медицинским услугам, более высокую степень безопасности больных, а также уменьшение время ожидания.

  2. Снижение затрат и повышение производительности труда медицинских работников, компенсирующие ограниченность финансовых ресурсов и рост общего объема расходов, недостаток врачей специалистов и обслуживающего персонала.

  3. Прозрачность и строгая отчетность медицинского обслуживания, обеспечивающие расширенный доступ к получаемым результатам и ограничивающие возможность ошибок при записи данных врачами и их передаче (врачебного предписания, описания патологий и т.п.) медицинской сестре (лаборанту, фармакологу) в письменной или устной форме.

  4. Интеграция медицинской информации посредством ее сбора, оцифровывания, архивирования, считывания и распространения при гибком доступе к врачебным документам и их защите, не допускающей нарушение тайны личной жизни и болезни пациента.

  5. Системный анализ структурированной деловой и медицинской информации, обеспечивающий процессы принятия качественных решений, повышающих эффективность функционирования организаций здравоохранения.

  6. Прозрачность управления и подотчетность органов управления здравоохранением.

  7. Повышение эффективности (качества и оперативности) взаимодействия с населением посредством внедрения электронных медицинских карт ведения больных в амбулаторных и стационарных условиях и электронных систем управления документооборотом.

  8. Соблюдение требований законодательства о модернизации подразделений, напрямую взаимодействующих с гражданами (front office), и вспомогательных служб (back office), замена кассового метода учета финансовых операций на кумулятивный метод бухгалтерского учета, обеспечивающий параллельное предоставление финансовой отчетности и формирование бюджета.

  9. Содействие обмену информацией между организациями здравоохранения посредством создания совместных технологий, электронных систем документооборота и делопроизводства[4].

Глава 4 Направления перспективного развития информационных технологий в здравоохранении


Основные направления разработки, активного внедрения ИКТ и комплексной информатизации отрасли здравоохранения на ближайшую перспективу могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Создание единой многоуровневой республиканской ИВС сбора, обработки и хранения медицинской статистической информации в электронном формате с ее передачей на все уровни системы здравоохранения (республика, область, район, организация здравоохранения).

  2. Разработка требований и стандартов к информационной совместимости локальных, корпоративных ИВС, входящих в республиканскую сеть; применение единых международных и отраслевых классификаторов; унификация первичной медицинской документации и паспортных данных пациентов; утверждение единых электронных форм статистической отчетности.

  3. Развитие телемедицины (включая одновременную передачу компьютерных данных, графических изображений, текста и голоса, анимаций и видео), обеспечивающей улучшение качества диагностики за счет дистанционного консультирования ведущими специалистами отрасли и проведения обучающих процессов.

  4. Создание и реализация унифицированных ИВС организаций здравоохранения различного уровня и сложности, включая автоматизированные рабочие места и комплексные решения по локальным сетям.

  5. Перевод документооборота на электронный формат, обеспечивающий пересылку деловой и медицинской информации с необходимой степенью ее защиты посредством шифрования, авторизации, электронной цифровой подписи и печати.

  6. Создание в областных городах информационно-аналитических центров с необходимым кадровым и техническим обеспечением как опорных точек сбора информации для создания ИКТ и их программных компонентов.

  7. Создание и поддержка функционирования Интернет-сайтов организаций и органов управления здравоохранением как наиболее удобного средства информирования[3].

Решение всех вышеперечисленных вопросов позволит заложить основы построения здравоохранительного сегмента при создании информационного общества Республики Беларусь.

Заключение


В нашей стране уделяется большое внимание информатизации отрасли здравоохранения на базе ИКТ. При этом, как ожидается, в течение следующих пяти лет темпы развития электронного здравоохранения будут превышать средний республиканский уровень. Затраты на ИКТ в сфере здравоохранения будут расти быстрее, чем в других отраслях экономики Республики Беларусь. В результате принимаемых мер, здравоохранение будет самым быстрорастущим сегментом информационного общества в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Внедрение централизованных электронных систем ведения медицинской документации и смежных приложений, таких как системы архивирования и передачи изображений (PACS), электронной записи медицинских предписаний, лабораторно-диагностических исследований, а также обеспечение их совместимости сохраняют приоритетное значение. Особое внимание будет уделено системам дистанционного управления лечебными, профилактическими, диагностическими и реабилитационными процессами в рамках телемедицинских ИВС. При разработке таких систем целесообразно решать вопросы стандартизации и унификации.

Проведенный анализ современного состояния информатизации отрасли, выявленные проблемы и пути их возможного решения позволили сформулировать инвестиционные задачи и определить основные перспективные направления разработки и внедрения ИКТ при проведении работ по информатизации здравоохранения в целом и его отдельных субъектов.

Список литературы


  1. Величко Л.Н., Качура Л.П. Концептуальные основы информатизации здравоохранения на современном этапе построения информационного общества РБ / Л.Н. Величко // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2007. – № 3. –С. 34-36.

  2. Величко Л.Н., Качура Л.П. Информационное общество: проблемы и решения / Л.Н. Величко // Электроника. – 2004. – № 2. – С. 40-42.

  3. Поляков С.М. Информатизация здравоохранения РБ: современное состояние, задачи и перспективы / С.М. Поляков // Технологии информационного общества. – Минск: ГУ «БелИСА», 2005. С – 138-139.

  4. Чернышев В.О. Здравоохранение – важнейший сегмент построение информационного общества РБ / В.О. Чернышев // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2006. – № 2. – С. 25-32.

Предметный указатель к реферату


Е

ЕИП 4, 5, 6

И

ИВС 4, 5, 7, 8, 19, 21

ИКТ 4, 5, 6, 7, 15, 16, 17, 19, 20, 21

и

информатизации 5, 7, 12, 15, 17, 19, 21, 22

т

телемедицина 7, 8, 12



Интернет ресурсы в предметной области


http://www.who.ch – сайт всемирной организации здравоохранения.

http://solar.rtd.utk.edu – информационный центр Американского международного союза здравоохранения, представляет Интернет ресурсы, относящиеся к здравоохранению, медицине и технической поддержке стран бывшего СССР.

http://www.cc.emory.edy – гипербаза Web-серверов MedWeb, создаваемая библиотекой Центра медицинских наук университета Emory по проблемам организации и управления здравоохранением.

Граф научных интересов


Магистранта Шакировой Д.З. гуманитарного факультета

Специальность «Управление в социальных и экономических системах»

Смежные специальности



08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством


  1. Экономика и организация труда.

  2. Предпринимательство, развитие малого и среднего бизнеса.

  3. Экономика инноваций.


08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика


    1. Организация и методы учета в бюджетных (некоммерческих) учреждениях.

    2. Организация и методы калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг  на коммерческих предприятиях всех отраслей народного хозяйства.


Основная специальность


1-26-80-01 – управление в социальных и экономических системах


  1. Рынок медицинских услуг в системе ПМСП.

  2. Риски в системе хозяйственной деятельности менеджера, их анализ и управление.

  3. Основы ораганизационно-методической службы и статистического анализа в здравоохранении.

Сопутствующие специальности



12.00.05 – Трудовое право; право социального обеспечения


    1. Разрешение коллективных трудовых споров. Органы по разрешению коллективных трудовых споров, их компетенция и порядок работы. Примирительная комиссия. Посредник. Арбитраж. Правовое регулирование проведения забастовок и локаутов.

    2. Самозащита работниками трудовых прав и ее формы.


12.00.14 – Административное право, финансовое право


      1. Налогообложение в народнохозяйственных отраслях и сферах.




Презентация магистерской диссертации


Ссылка на презентацию магистерской работы.

Действующий личный сайт в WWW


http://shakirova-dina.narod.ru/

Список литературы


  1. Альтман, Н.Н. Система управления кадровыми ресурсами в здравоохранении: (Модель Республики Коми): автореф. дис. канд. мед. наук / Н.Н. Альтман; Научно-производ. объединен медик.-соц. исслед., экном. и информат. МЗ РФ. ― М., 1998. 23 с.

  2. Бадаев, Ф.И. Проблемы управления персоналом в крупной больнице  Ф.И. Бадаев // Главврач. ― 2003. ― № 5. ― С. 21-23.

  3. Брасс, А.А. Развитие мотивации персонала  А.А. Брас // Эффективное управление организацией: материалы Международной практической конференции. ― Минск, 2004. ― С. 63-67.

  4. Васильева, В.П. Возможности немонетарной мотивации персонала организации  В.П. Васильева // Эффективное управление организацией: Материалы международной практической конференции. ― Минск, 2004. ― С. 73-76.

  5. Вялков, А.И. Финансово-экономические механизмы повышения эффективности системы здравоохранения / А.И. Вялков // Главврач. ― 2005. ― № 2. ― С.16-20.

  6. Вялков, А.И. Социально-когнитивные аспекты управления здравоохранением / В.З. Кучереко, М.А. Татарников; под ред. А.И. Вялкова. ― Главврач. ― 2005. ― № 9. ― С. 47-55.

  7. Глотова, И.Г. Управление персоналом в здравоохранении / И.Г. Глотова  Главврач. ― 2003. ― № 11. ― С. 25-27.

  8. Грязнов, А.Н. Особенности управления персоналом в учреждениях здравоохранения / А.Н. Грязнов, С.П. Дырин, М.Г. Рогов // Казанск. мед. журн. ― 2006. ― №1. ― С. 70-72.

  9. Жданов, В.Г. Научное обоснование системы управления персоналом крупной многопрофильной больницы: автореф. дис. канд. мед. наук / В.Г. Жданов; Ростовск. мед. университет. ― М., 2002.― 23с.

  10. Здравоохранение в РБ: Официальный статистический сборник за 2005 г. ― Мн.: ГУРНМБ, 2004. 360 с.

  11. Зятиков, Е.С. Кадровая политика в условиях реформирования здравоохранения / Е.С. Зятиков // Медицина.― 2003.― № 3.― С. 2-5.

  12. Калинина, Т.В. Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения и учреждений системы первичной медико-санитарной помощи РБ / Т.В. Калинина // Организац. аспекты первичн. мед.-сан. помощи. ― Минск, 1999. ― С.49-59.

  13. Концепция развития здравоохранения Республики Беларусь на
    2003-2007 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 8 октября, 2003 г., №1276 // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. ― Минск,2006.

  14. Гилен Р. Моя первая книга о Microsoft Office PowerPoint 2003. Эксмо, 2005.

  15. Дьяконов В., Новиков Ю., Рычков В. Компьютер для студента. Самоучитель. Спб.: Питер, 2001.

  16. Хабрейкен Д. Microsoft Office 2003: Word, Excel, Access, PowerPoint, Publisher, Outlook. Все в одном. Вильямс, 2006.


Приложение А






























































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь iconИнструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств...
Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. №265 и отраслевой программы «Электронный учебник», утвержденной постановлением...
Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь iconРеспублики беларусь
В целях установления единой правоприменительной практики, руководствуясь статьей 18 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных судах...
Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь iconАктуальные проблемы создания единой автоматизированной информационной...
Концептуальные основы построения еаис в таможеных органах республики беларусь 9
Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь iconГражданский кодекс республики беларусь
Законом Республики Беларусь от 18. 05. 2007 n 233-З; в ред. Законов Республики Беларусь от 20. 06. 2008 n 347-З, от 28. 12. 2009...
Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь iconРеспублики беларусь и комитета по архивам и делопроизводству при...
Утвердить перечень документов, образующихся в деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, подчиненных...
Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь iconВведение Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь iconВыписка из положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь iconПоложение о системе оценок, текущем и итоговом контроле успеваемости учащихся
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь iconКлассный час в 3 классе Тема: «Символы Республики Беларусь»
Цель: расширить представления детей о символах Беларуси, подвести к раскрытию понятия «гражданин Республики Беларусь»; воспитывать...
Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь iconПравила текущей и итоговой аттестации учащихся учреждений, обеспечивающих...
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь iconВопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты
О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23. 10. 1991 г. №1188 XII (В редакции Закона от 15. 11....
Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь iconДоклад нормотворческий процесс в республике беларусь подготовлен:...
«О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормотворческая деятельность – это научная и организационная деятельность по подготовке,...
Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь icon«Наследование по завещанию» 4 часа
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь 19. 02. 2002 №3: в ред постановления Министерства юстиции Республики Беларусь...
Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь iconПостановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей...
На основании статьи 35 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года "Об обращении с отходами" Министерство природных ресурсов...
Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь iconМинистерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Проект...
Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)
Информатизация системы здравоохранения Республики Беларусь iconВведение глава 1 президент республики беларусь в системе органов государственной власти
Основные этапы подготовки и проведения выборов президента республики беларусь


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск