Аналитическая справка о работе
библиотеки МБОУ « СОШ №23» за 2011 - 20112уч. году.
Цели, стоящие перед библиотекой в 2011 – 2012 учебном году:
Цели библиотеки соотносятся с целями МБОУ «СОШ №23» г. Чебоксары»:
-формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
-их адаптация к жизни в обществе;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека;
- любви к окружающей природе;
- Родине, семье;
-формирование здорового образа жизни.
Задачи библиотеки:
а) бесплатное обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски).
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. Отсюда вытекали направления работы школьной библиотеки в 2011– 2012 учебном году:
руководство чтением учащихся МБОУ СОШ;
пропаганда литературы в помощь правовому, патриотическому, экологическому воспитанию;
пропаганда краеведческой литературы;
работа с активом библиотеки;
проведение массовых мероприятий;
Работа школьной библиотеки планировалась и проводилась с планом учебно –воспитательной работы школы и календаря знаменательных дат.
Контрольные показатели
Год
| Число читателей
| Число посещения
| Книговыдача
| Читаемость
| Обращаемость
| Книго-обеспеч.
| Посещаемость
| 2009-2010
| 331
| 4856
| 6615
| 19,98
| О,35
| 56,29
| 14,67
| 2010-2011
| 288
| 4930
| 6648
| 23,08
| 0,35
| 65,71
| 17,11
| 2011-2012
| 365
| 5013
| 7054
| 19,32
| 0,39
| 48,65
| 13,73
|
Анализируя контрольные показатели, можно сделать вывод, что:
учащиеся посещали библиотеку активно. Обращались в основном за программными произведениями, художественной литературой, периодическими изданиями, пользовались научно-популярной , справочной, краеведческой , детской литературой. Дети больше стали брать информацию из интернета.
Частыми посетителями библиотеки остаются 9 -11 классы. В течение года они постоянно обращались за книгами, серьезно изучали русскую классику, современную литературу и книги зарубежных авторов из школьной программы, обращались за критическими статьями, а также, за литературой по другим школьным предметам. Среднее звено интересуется фантастикой, детективами, историей, пользовались справочной литературой для написания рефератов. Очень радостно за учащихся начальных классов т.к., в течение года они активно посещали библиотеку, брали книги по интересам, о войне, стихи детских и русских писателей, систематически посещали читальный зал, участвовали в различных библиотечных мероприятиях. Наиболее спрашиваемыми среди читателей являются познавательные журналы для малышей и подростков. Педагогические работники интересуются методикой преподавания учебных предметов , обучения и воспитания детей, новейшими педагогическими технологиями .Активными читателями библиотеки были учащиеся 1-4,5б,6а,8б,9а,9б,10а,б, 11 классов.
Подготовка библиотеки к 2011-2012 учебному году.
1 – 4 сентября - работа с учебным фондом:
- выдача учебников;
- ремонт ветхих учебников;
- обеспечение недостающими учебниками (через УО, другие ОУ);
6 сентября - подготовлен отчёт для УО о состоянии учебного фонда библиотеки;
7 сентября – участие в совещании в УО по вопросу обеспеченности учебниками на 2010-2011уч. год.
Проведён подбор литературы для обновления действующих книжных выставок;
- доставка и обработка нового поступления учебников;
Май, июнь 2012 года проведена работа по сдаче учебников учащимися (по графику);
9 – 31 августа - выдача учебников на 2011 – 2012 учебный год.
30 августа - санитарный день /подготовка библиотеки к работе с читателями. Работа с читателями.
Массовая работа велась по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу. Для дифференцированного подхода в работе с читателями 2011-2012 уч. году определены следующие группы читателей:
- учащиеся 1-4 кл.;
- учащиеся 5-6 кл.;
- учащиеся 7-8 кл.;
- учащиеся 9-11 кл.;
- педагоги;
В работе использовались различные формы и приемы, которые помогают учащимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий. С этой целью проводились массовые мероприятия. В учебном году проведено: 15 сентября – библиотечные уроки-экскурсии: «Приглашаем в школьную библиотеку»» - 1класс, дошкольники
- запись в библиотеку;
- знакомство с фондом;
- беседа о бережном отношении к книгам и учебникам;
- правила пользования библиотекой, библиотечный урок: « Периодическое издание для младших школьников»- 4а, 4бклассов.
Книжные выставки:
1. «День Знаний!»
2. «Возраст не помеха»- ко дню пожилых людей;
3. «День учителя в России»;
4. «Стихи детям о детях» - 105 лет со дня рождения А. Л. Барто;
5. « День матери»;
6. «О красоте, природе и человеке »-115 лет со дня рождения С.Есенина;
7. «Сказки – Джанни Родари » - 90 лет со дня рождения;
8. «По страницам любимых книг »;
9.«День Защитника Отечества»;
10. «По следам литературных героев М. Твена»-175 лет со дня рождения;
11. «12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики»- 50 лет со дна полета Ю. А. Гагарина;
13. «О войне, на которой мы не были»;
14. «Мягкие лапки, а в лапках царапки»- для открытого мероприятия
15. «Все живое страдает»- творчество Л. Н. Андреева для открытого урока; В течение учебного года проводились уроки- беседы: « К.В. Иванов-классик чувашской литературы»-4- 6 классов совместно с литературным музеем , всего проведено:-8 ;
Обзоры книг:
« Уроки фантазии Д. Родари»-1-4 классы ;
«Ах, кошки» 1-4классы;
«По страницам любимых книг»-1класс;
«Чувашские писатели- детям»-2-5классы; всего проведено:-
Классный час:
1. «Будьте добрыми и человечными» - 5б класс совместно с кл. руководителем Столяровой В. К.
Громкое чтение: Р. Киплинг «Кошка ,гулявшая сама по себе»- Г П Д- 2акласс
А.Л.Барто « Стихи –детям»-1а,2а.
Открытое мероприятие: - « Как Катя в таинственном лесу клад искала ».-посвящение в читатели ;
- « Сыщик Тишка и Витамины «Я» и « Мы»- спектакль по здоровому образу жизни : 1а,2а,дошкольники;
- « Ах, кошки »- презентация :1а,2а,родители;
- « Волшебный сундучок баснописца И. А. Крылова»- презентация : 5а,5б, совместно с кл. руководителем Тукмаковой С. М.
- « Нравственная проблематика рассказа Л. Н. Андреева «Кусака» - читательская конференция:5а,совместно с уч. литературы Тукмаковой С. М.
- « Космонавтика » -50 лет со дня полета Ю. А. Гагарина в космос-презентация:4а,4б-совместно с кл. рук-ми;
- Концерт-встреча с народным артистом ЧР певцом И. И. Христофоровым-7-8классы;
Викторины: Литературная викторина по сказке Д. Родари: « Приключения Чиполлино» -2а;
- « О кошках»-2а;
- « Басни И. А.Крылова »-5а,5б;-с инсценировкой
- « Космическим далям – вперед!»-4а.4б;
- « В гостях у литературных героев»-1а,2а,3а; Конкурсы чтецов:
- « Милая моя, мама»-посв. международному дню матери;
- « Поэты о космосе»- посв. космонавтике;
Участие в городском конкурсе: « Школьная библиотека -информационный ресурс образования».
Массовые мероприятия проводились соответственно плану работы библиотеки. Классные руководители откликались на предложения библиотеки по проведению мероприятий.
План работы библиотеки составляется с учётом пожеланий и предложений классных руководителей. В течение года в него вносились корректировки. Не все мероприятия удалось провести, у некоторых изменился срок проведения. Продолжалось сотрудничество с городской детской библиотекой им. К. И. Чуковского.
Формирование библиотечного и учебного фондов. Сохранность фондов.
В структуру фонда библиотеки школы входят: книжный фонд, содержащий художественную литературу, входящую в школьную программу, научно-популярные издания, литературу для внеклассного чтения, а также справочно - энциклопедические издания; фонд школьных учебников; периодические издания, связанные как с обеспечением образовательного процесса, так и для досугового чтения; документы на электронных носителях информации по предметам, изучаемых в школе.
Обеспечение учебного процесса - основное направление работы с фондом.
Эта работа включала следующие мероприятия:
выдача учебников;
работа с должниками;
обмен учебниками с другими ОУ;
информирование родителей об укомплектованности учебных фондов;
анализ качественного и количественного состояния учебников;
обновление полочных разделителей в соответствии с ББK;
заказ на учебники;
проверка правильности расстановки фонда;
работа с картотекой учебников;
отбор учебников и ветхой литературы на списание.
Сентябрь, март - проведено оформление заказа на периодические издания на I полугодие 2010-11 года.
Для оптимизации книжного и учебного фондов проходило списание ветхой литературы. Оформление актов.
Проводились беседы о бережном отношении к учебникам и книгам при записи в библиотеку, при посе
щении классов проходили частичные проверки учебников.
Результат работы по созданию ИБЦ:
продолжена работа на компьютере;
осваивалась программа для школьных библиотек «АИБС-МАРК-SQL
работа с мед (выдано 32 дисков);
Ведение справочно - библиографического аппарата.
Все годы в библиотеке создаётся справочно-библиографический аппарат: алфавитный и систематический каталоги; энциклопедии, словари, справочники
1. продолжена работа с АИБС «МАРК-SQL» - версия для школьных
библиотек
формирование электронного каталога учебников;
введение информации о структуре школы и количестве учащихся в
каждом классе для автоматического определения обеспеченности
учебниками;
3. систематически пополнялись имеющиеся картотеки.
Работа библиотечного актива.
Актив библиотеки:-6а класс,
помогали в обработке новых поступлений, подклеивали ветхие книги и учебники, подшивали периодические издания.
Проведена следующая работа:
- знакомились с фондом (т.е. расстановкой книг по разделам) для того, чтобы самим можно было правильно поставить книги на свои места;
- подбирали материалы для выставок, конкурсов, праздников;
- занимались обработкой новых поступлений учебной и художественной литературы (проставляли библиотечный штамп, порядковый №, расставляли в фонде);
- учились обслуживанию читателей на абонементе;
- ремонтировали книги;
- подготовили спектакль «Сыщик Тишка и витамины «Я» и « Мы»-для1а,2а,дошкольники;
- помогали в организации ярмарки-продажи учебников ;
Ведение справочно-библиографического аппарата.
Пополнялись каталоги и картотеки;
Формировался электронный каталог учебников;
Эта работа ведётся систематически путём библиографического описания статей из журналов, обработки новых поступлений книг. Работа с родителями
В библиотеке также осуществлялось обслуживание родителей: предоставление информации о пользовании библиотекой их детьми; индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для учащихся школы. Самообразовательная деятельность.
- участие в городских совещаниях школьных библиотекарей, проводимых управлением образования города;
- чтение журналов « Школьная библиотека»;
- приказов, писем, инструкций о библиотечном деле;
- посещение семинаров;
- присутствие на открытых уроках , мероприятиях Выводы:
Анализ результатов и процесса деятельности в 2011 – 2012 учебном году позволяет сформулировать следующие выводы:
Информационно-массовая работа в 2011 – 20112учебном году велась по планам работы библиотеки.
Невозможно решать новые задачи, стоящие перед школьной библиотекой, без существенного обновления фондов.
Выявлена положительная динамика по основным количественным показателям работы библиотеки.
В ходе анализа результатов и процесса всей деятельности отмечается сохранение проблем прошлого учебного года.
спад интереса у учащихся к чтению художественной литературы;
недостаточное комплектование основного фонда библиотеки, ограничения на подписные периодические издания;
создание комфортных условий для учащихся в библиотеке (организация читального зала);
- заинтересовать книгой, привить потребность в регулярном чтении учащихся среднего звена; - совершенствовать новые библиотечные технология в проведении массовых мероприятиях;
Библиотекарь: МБОУ « СОШ №23» Путякова Л. И. |