Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие





Скачать 73.09 Kb.
НазваниеРепродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие
Дата публикации24.01.2015
Размер73.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Основные методы и формы организации познавательной деятельности учащихся

Выступление на Осенней методической сессии, декабрь 2013

Безроднова Н.В.

Слайд 2. Метод – это способ познания или система приемов в учебной деятельности.

Метод – это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения.

Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

В настоящее время нет единой точки зрения на классификацию методов обучения. Оптимальной в отечественной педагогике представляется классификация Лернера и Скаткина. Слайд 3.

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

К.Д.Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения.

Слайд 4. По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие (по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении

знаниями, умениями и навыками.

Слайд 5. • Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция - восприятие), метод. Суть этого метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся такие приемы, как рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация.

Репродуктивный (воспроизводящий) метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.

Проблемное изложение изучаемого материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом и приемом научного мышления, образцом культуры развертывания познавательных действий.

Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

Исследовательский метод. В этом случае учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Этот метод призван обеспечить развитие у учащихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного познания и накапливают опыт исследовательской, творческой деятельности.

В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие.

Слайд 6. Классификация Бабанского является наиболее комплексной, она включает другие известные классификации.

Слайд 7. В своей работе я стремлюсь каждый урок сделать не только содержательным, но интересным и увлекательным. Для этого я использую метод эмоционального стимулирования учения. Один из приемов этого метода – создание на уроках ситуаций занимательности:

  1. Включение стихотворений:

6кл. Тема «Ветер». Пушкин А.С.

Ветер, ветер, ты могуч.

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море.

Всюду веешь на просторе.
Тема «Вулкан». Валентин Клементьев

Чудовищным взрывом низверглась земля!

Летели осколки, кипели моря,

Дрожала со страшною силою твердь,

Пришла в беспокойство подземная клеть.

И, вот изверженья уже начались!

Хлопки из горы в дикий треск раздались,

Столб черного дыма и пепел взошел,

Мгновенье еще… и взорвется котел!

Из жерла валил: и пепел и газ,

Стонала гора в сокрушительный час,

Три кратера выросли из-под воды -

Предвестником скорой и мрачной беды.
8класс. Природа России.

Касаясь трёх великих океанов

Она лежит, раскинув города

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.
Как велика моя страна

Как широки её просторы!

Озёра, реки, и поля, леса, и степь, моря и горы…

Раскинулась моя страна от севера до юга:

Когда в одном краю весна, в другом снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час встает,

Встаёт, встречает солнце.

Дети и сами сочиняют стихи (пример Сергуниной И.)

  1. Загадки, викторины;

  2. Ребусы;

  3. Кроссворды, чайнворды;

  4. Картины. К теме «Вулканы» - К. Брюллов. Последний день Помпеи.

Айвазовский «9-й вал» к теме «Волны».

Слайд 8. Метод познавательных игр или создание игровых ситуаций.

6-7 классы: «Третий лишний», «Сложи карту», «Угадай по контурам», «Кто такой? Что такое?», «Заморочки из бочки» и др.

Игры-минутки («Флюгер» - 6 класс),

игры-эпизоды,

урок - ролевая игра

(урок-путешествие по странам и континентам, 7 класс;

урок-КВН – обобщение знаний в 6-8 классах).

Все эти уроки развивают речь, привлекают внимание, учат формулировать собственные мысли, развивают творческий потенциал учащихся.

Слайд 9. Для активизации познавательного интереса широко применяю метод самостоятельной работы. Это работа учащихся с:

• учебником

• картами

• дополнительными источниками информации(справочниками, энциклопедиями, научно-популярной литературой, СМИ, Интернет и др.).

Слайд 10. Популярными на моих уроках являются самостоятельные творческие работы учащихся:

♦ рисунки

♦ эмблемы, флаги стран

♦ фотоальбомы

♦ сочинения-описания

♦ туристские, рекламные проспекты

♦ рефераты

♦ презентации

Эти работы развивают познавательный интерес и мыслительную деятельность, расширяют географический кругозор, т.к. учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ информации, продумывают оформление работы. Творческие работы могут быть обязательными или по желанию – все зависит от того, какую цель я ставлю.

Слайд 11. Широко применяю в обучении частично-поисковый метод, начиная с 7 класса.

Для выполнения характеристики климатических поясов, природных зон, комплексной характеристики материков, отраслей хозяйства, стран:

♦ работа с типовым планом

♦ работа с картами атласа

♦ работа с учебником (текст, таблицы, схемы, диаграммы, графики и др.)

♦ с дополнительными источниками информации.

В 10-11 классах этот метод является основным.

Слайд 12. Метод проблемного обучения. Проблемное изложение, создание проблемных ситуаций, проблемно-поисковая беседа также популярны в моей практике, начиная с 7 класса, а особенно в старших классах при выявлении причинно-следственных связей. Например, при изучении пустынь в Африке (Сахара, Намиб).

Проблемно-поисковые методы обучения применяются в основном с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности. Они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Но они имеют и слабые стороны: большие расходы времени на изучение учебного материала, слабую эффективность их при усвоении новых, сложных тем, где самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников. Поэтому я стараюсь сочетать на уроках репродуктивные и проблемно-поисковые методы.

Метод контроля и самоконтроля (устный и письменный)

• зачеты

• тесты

• письменные контрольные работы

• устный опрос

• взаимопроверка и др.

Слайд 13. Формы организации учебной работы на уроках географии.

Я использую их все: на разных этапах одного урока или на отдельных уроках.

Слайд 14. Индивидуальная работа

с низко мотивированными учащимися:

• работа с карточками

• работа с текстом учебника

• работа с картой

• выполнение рисунков

с сильными учащимися:

• опережающие сообщения

• ситуационные задания

• творческие задания

• презентации и др.

Слайд 15. Групповая работа. Групповую работу я провожу при выполнении практических работ, на уроках обобщения и контроля знаний. Класс делю на «пятерки» или «тройки» (в зависимости от числа учащихся). Каждой группе даю инструктивную карточку-план, называю руководителя группы (он распределяет задания и контролирует работу всех членов группы). Затем идет отчет групп и оценка работы всех членов группы. Получают оценки, как правило, все учащиеся. Например, работу в группах провожу в 10 классе при изучении темы «Мировые природные ресурсы», или в 8 классе при изучении природных зон России и т.д.

Работу в парах провожу, в основном, при взаимопроверке, при работе с картой по географической номенклатуре и др.

Примеры заданий для групповой работы:

7-8 классы. Собрать карту континентов или региона России из разрезанных контуров.

Распределить названия географических объектов по материкам или термины – понятия.

9 класс. Распределить субъект – столица(выбрать из конверта нужное).

10 класс. Страны мира и их столицы.

11 класс. Составление викторины по изучаемому региону (или стране) и др.
Слайд 16. Фронтальная работа

Фронтальную работу (со всем классом) я использую (когда все слушают, все смотрят, работают с текстом и картами и т.д.) во время:

♦ фронтального опроса домашнего задания (блиц-опрос)

♦ при изложении нового материала

♦ во время практической работы

♦ при закреплении знаний (устно и по карточкам)

♦ на контрольной работе
Заключение.

Для успешного обучения школьников необходимо вызвать у них интерес к овладению знаниями, а для этого нужно хорошо знать, как это сделать, какими методами и формами организации учебного процесса. О чем я и попыталась поделиться с вами, уважаемые коллеги.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие iconЧисловой луч
Методы работы: объяснительно-иллюстративные; частично-поисковые, словесные, наглядные, практические
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы обучения: словесные, проблемно-поисковые, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие iconПредварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими
Объяснительно- иллюстративные (Рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа)
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие iconПедагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог...
А обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни. Создаю проблемные, поисковые исследовательские...
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы воспитания: объяснительно-репродуктивные, приучения и упражнения, самовоспитания
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие iconДом (6 класс)
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, наглядный, практический
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы: частично-поисковый, метод исследовательских заданий, объяснительно-иллюстративный
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие iconКол-во
Медиатека школы помогает при организации и проведении образовательного процесса сместить акценты с репродуктивных, объяснительно-иллюстративных...
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие iconКонтрольная работа По информатике Тема: «Информационно поисковые языки»
Целью данной работы является исследование эффективности поиска в Интернете сведений на тему «Информационно поисковые языки», в качестве...
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, деятельно-творческий, создание ситуации выбора, создание ситуации...
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие icon1 Экология как наука. История экологии
Они частично органической, частично неорганической природы; но как те, так и другие имеют большое значение для организмов, так как...
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Медиатека школы помогает при организации и проведении образовательного процесса сместить акценты с репродуктивных, объяснительно-иллюстративных...
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактическая цель: создать условия для активного восприятия знаний по теме с помощью репродуктивных методов, объяснительно- иллюстративных...
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные и другие iconМетодическая разработка урока по теме: «Углы. Виды углов. Сравнение углов»
Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, приемы частично-поискового метода, беседа, самостоятельная работа и работа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск