Скачать 178.27 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа №1 Аннинского муниципального района Воронежской области. Предмет: Информатика и ИКТ Реферат «Вредное воздействие компьютера. Способы защиты» Исполнитель: ученица 9 «А» класса Корыпаева Марина Сергеевна Руководитель: Демченкова Оксана Евгеньевна, учитель информатики и ИКТ Садовое, 2010 Оглавление 1. Введение 3 Виды электромагнитных излучений ПК и их воздействие 4 Влияние компьютера на человека 6 Воздействие компьютера на детей. 12 При работе за Notebook 13 Рекомендации при работе за ПК 14 Оздоровительно-профилактические упражнения 16 Заключение 19 Библиографический список 20 ВведениеСегодня человек живет в мире, где информация имеет огромное значение. Жизненно важно научиться правильно с ней работать и использовать различные инструменты для этой работы. Одним из таких инструментов является компьютер, который стал универсальным помощником человеку в различных сферах деятельности. До сих пор среди пользователей персональных компьютеров (ПК), а так же производителей компьютерной техники не существует единого мнения о том, вредно ли, и если да, то насколько вредно для человеческого организма общение с компьютером. С одной стороны, в массовой печати периодически появляются статьи, которые предупреждают о том, что ПК едва ли не смертельно опасны. С другой стороны, встречаются подробные отчеты о том, каким образом та или иная компьютерная фирма добивается превращения своей продукции в безопасный для здоровья инструмент. Реферат состоит из шести частей. В первых четырех частях реферата описываются основные негативные факторы воздействия на здоровье человека, возникающие при работе с компьютером. Уделяется внимание излучениям, исходящим от ПК, влиянию компьютера на органы зрения, а также проблемам, связанным с мышцами и суставами. Пятая часть посвящена ряду общих и практических советов и рекомендаций по организации рабочего места и рабочего процесса, а также стандарты безопасности, которые бы удовлетворяли главным требованиям при работе с компьютером и способствовали бы уменьшению утомления. В шестой части приведен ряд комплексов оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих или снижающих утомление работающего за компьютером человека. Применение изложенных в реферате гигиенических и физкультурно-оздоровительных мероприятий поможет оградить от отрицательного воздействия компьютеров, повысить работоспособность и жизненный тонус. Виды электромагнитных излучений ПК и их воздействиеДаже сейчас есть люди, считающие, что компьютер - это абсолютно безвредно. Основная их масса соприкасается с компьютером незначительно или вообще не пользуется им. Они правы в том, что для них компьютер абсолютно безвреден. Но для профессионалов, работающих по 6-12 часов в день, все обстоит намного сложнее. Итак, давайте рассмотрим воздействие компьютера на человека. Для примера возьмем наиболее распространенную конфигурацию: компьютер и монитор на электронно-лучевой трубке. Компьютеры создают электромагнитные излучения широкого спектра: рентгеновское, ультрафиолетовое, высокочастотное (10 - 300 МГц), низкочастотное (5 Гц - 300 кГц) и электростатическое поле. При этом следует отметить следующее:
Главную опасность для пользователей представляют электромагнитное излучение монитора в диапазоне частот 20 Гц - 300 МГц и статический электрический заряд на экране. Уровень этих полей в зоне размещения пользователя обычно превышает биологически опасный уровень. Электромагнитное излучение распространяется во всех направлениях и оказывает воздействие не только на пользователя, но и на окружающих (до 5 м от монитора). В быту встречается множество источников электромагнитных полей - телевизор, микроволновая печь. Компьютер является самым опасным из них потому, что человек проводит длительное время в непосредственной близости от него. Еще недавно все говорили, что дистанция между человеком и телевизором должна равняться шести диагоналям кинескопа, но с появлением компьютеров об этом мгновенно забыли. Хорошо сконструированный компьютерный фильтр может заметно уменьшить электростатическое поле, если у фильтра существует заземленное проводящее покрытие. Влияние компьютера на человекаДля пользователей компьютеров характерен набор субъективных жалоб на здоровье. Сюда входят: резь в глазах, головная боль, повышенная нервозность, утомляемость, расстройство памяти, нарушение сна, выпадение волос, сухость и покраснение кожи, экземы и аллергия, боли в животе и пояснице, вызванные неправильной посадкой, боль в запястьях и пальцах, вызванная неправильной конфигурацией рабочего места. Работа персональных компьютеров приводит к ухудшению аэроионного состава воздуха (уменьшается количество легких аэроионов, увеличивается количество тяжелых). Головная боль через 2 ч после начала рабочего дня чаще всего бывает из-за недостатка легких аэроионов. Более 95% обследованных помещений с компьютерами имеет недостаток легких аэроионов. Помимо специальных мер улучшения аэроионного состава воздуха в помещении есть и простые решения: свежий воздух, больше влажности, колючки кактуса могут работать как ионизатор пассивного типа. Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Экранное же изображение самосветящееся, имеет значительно меньший контраст, состоит из дискретных точек - пикселей. Утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения. Отечественные и зарубежные исследования показывают, что более 90% пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и других характерных недомоганий с недавнего времени получил название "Компьютерный зрительный синдром". Влияние работы с монитором в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с дисплеем и организации рабочего места. По данным итальянских ученых, которые обследовали свыше 5 тысяч пользователей, были отмечены следующие симптомы: покраснение глаз - 48 %, зуд - 41, боли - 9, потемнение в глазах - 2,5, двоение - 0,2 %. При этом отмечались объективные изменения: снижение остроты зрения - 34 %, бинокулярного зрения - 49 %. В то же время в результате длительной работы очень велик риск появления, или прогрессивности уже имеющейся, близорукости. В качестве профилактического средства совершенно не лишним является использование очков, специально предназначенных для работы за ПК. Компьютерные очки защищают глаза от отрицательного воздействия монитора. Они повышают отчетливость восприятия, оптимизируют цветопередачу, снижают зрительное утомление, повышают комфортность и работоспособность. В чем разница между чтением с бумажного носителя и чтением с экрана монитора? Основными различиями являются:
Следовательно, рассматривать чтение печатной продукции и чтение информации с экрана монитора в одном ключе не представляется возможным. К основным факторам, отрицательно влияющим на зрение при работе с монитором, можно отнести:
Поэтому необходимо тщательно изучить возможности монитора и использовать их для максимально правильной настройки монитора. Неподвижная напряженная поза в течение длительного времени прикованного к экрану монитора, приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах, а также развивается мышечная слабость и происходит изменение формы позвоночника. Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук. Часто присутствуют жалобы на онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Длительная интенсивная работа приводит к развитию туннельного синдрома. Например, время восстановления трудоспособности при переломе руки равно 19 дней, при ампутации 21 день, а при туннельном синдроме запястного канала 32 дня. Работа компьютера сопровождается акустическими шумами, включая ультразвук, действие которых на человеческий организм до конца не изучено. Пока достоверно известно, что ультразвук негативно влияет на процессы обучаемости и памяти. Перейдем к психологическим аспектам использования новых информационных технологий. Такая технология как интернет и все услуги, которые предоставляются через неё (электронная почта, чаты, программы on-line общения (ICQ, Yahoo Messenger и др.), форумы и т.п.) могут негативно воздействовать на психику человека:
Бесконтрольный доступ к Интернет детям вреден. Это уход взрослых от воспитания детей. Интернет способен сделать нас социально изолированными, одинокими и способствовать возникновению состояния депрессии - таков неожиданный результат исследования, проведенного учеными Carnegie Mellon University. Несмотря на то, что люди, участвующие в эксперименте, активно пользовались электронной почтой и другими средствами коммуникации Интернет, исследование показало, что увеличение времени, проводимого в Интернет, сопровождалось снижением времени общения между членами семьи, сокращением числа друзей и знакомых, с которыми поддерживалась связь, а также усиления чувства депрессии и одиночества. По обобщенным данным, у работающих за монитором от 2 до 6 ч в сутки функциональные нарушения центральной нервной системы происходят в среднем в 4,6 раза чаще, чем в контрольных группах; болезни сердечно-сосудистой системы - в 2 раза чаще; болезни верхних дыхательных путей - в 1,9 раза чаще; болезни опорно-двигательного аппарата - в 3,1 раза чаще. С увеличением продолжительности работы на компьютере соотношение здоровых и больных среди пользователей резко возрастает. По данным Бюро трудовой статистики США, в период с 1982 по 1990г. наблюдалось восьмикратное увеличение случаев расстройства здоровья (нетрудоспособности) пользователей. Так же установлено, что частое воздействие электромагнитного излучения мониторов приводит к аномальным исходам беременности. Исследования функционального состояния пользователя компьютера показали, что даже при кратковременной работе (45 минут) в организме пользователя под влиянием электромагнитного излучения монитора происходят значительные изменения гормонального состояния и специфические изменения биотоков мозга. Особенно ярко и устойчиво эти аффекты проявляются у женщин. В 1996 г. Госсанэпиднадзор РФ выпустил "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", где определено, что продолжительность непрерывной работы взрослого пользователя персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ) не должна превышать 2 ч, ребенка - от 10 до 20 мин в зависимости от возраста: для детей 5 - 6 лет - 10 мин, младших школьников - 15, для 5 - 7-х классов - 20, для 8 - 9-х классов - 25 мин. Для старшеклассников рекомендуется работать 30 мин на первом уроке и 20 мин - на втором. Минимальный перерыв определен в 15 мин. Для учащихся 10 - 11 классов должно быть не более 2 уроков в неделю, а для учащихся остальных классов - не более 1 урока в неделю с использованием ПЭВМ. В Японии приняты самые жесткие нормы работы с ПЭВМ, в особенности для детей и молодежи (по 20 мин 2 раза в неделю). В возрасте 20 - 30 лет вероятность заболеваний у тех, кто подвергся облучению, в 5,5 раза выше, чем у их ровесников, не работавших с ПЭВМ. В случаях появления у работающих дискомфорта или неприятных ощущений администрация обязана ввести индивидуальный график работы или перевести на работу, не связанную с ПЭВМ. Беременным женщинам и матерям, кормящим грудью, работать с компьютерами категорически запрещено. Воздействие компьютера на детей.Дети также при работе за компьютером подвергаются негативному воздействию. Нужно сказать, что ещё в большей степени, чем взрослые, так как у детей растущий организм и им не следует проводить за компьютером более 1 часа в день. Практически все время, которое дети проводят за компьютером, тратится на различные игры. Увлечение детей компьютерами и видеоприставками ухудшает их зрение, притом, что занятия в школах и так не проходят для них бесследно - количество близоруких детей от 1-го к 9-му классу увеличивается более чем в 10 раз, а в 11-м классе близорукостью страдает уже каждый четвертый. Компьютерные игры — не просто деятельность: это деятельность конструирования миров. Психологический термин «конструирование миров» появился несколько лет назад. В научный обиход его ввел отечественный психолог А.Г.Асмолов. Конструирование миров — процесс создания образа мира в человеческой психике. Люди, народы, континенты, эпохи и галактики упаковываются в мир души. Чтобы поместиться в человеческую голову, вселенная должна быть свернута в «сконструированный мир». Так, например, популярность игры DOOM («стрелялка» от первого лица) и ей подобных стала предметом исследования психологов. Недостаточная адаптированность к изменившимся условиям вынуждает многих людей чаще пускать в ход логику и меньше, чем это необходимо для равновесия сознательного и бессознательного в их психике, прислушиваться к самому себе. Для них Дум-образная игра стала инструментом поддержания душевного баланса, похожим на алкоголь, никотин, лекарства и наркотики. Исследователи США и Швеции установили факт возникновения опухолей у детей при воздействии на них магнитных полей частоты 60 Гц и напряженностью 2-3 мГс в течение нескольких дней или даже часов. Такие поля излучаются телевизором, персональной ЭВМ. При работе за NotebookПортативные компьютеры Notebook также создают опасный уровень ЭМП. Хотя в этих компьютерах используются экраны на основе жидких кристаллов, измерения показали, что их электромагнитное излучение (преобразователя напряжения питания, схемы управления и формирования информации и др.) значительно превышает экологические нормативы шведского стандарта MPR II, рекомендованного Советом ЕЭС для стран ЕЭС. Для пяти исследованных типов Notebook на расстоянии 40 см от центра экрана при питании от сети электрическая составляющая ЭМП превышает экологический стандарт до 10 раз перед экраном и до 12 раз за экраном, при питании от аккумулятора это превышение составляет до 1,6 раз перед экраном и до 2,5 раз за экраном. Отмечается, что в работе с Notebook целесообразно использовать антибликовые фильтры. Рекомендации при работе за ПКВысота стола должна регулироваться от 680 до 800 мм, если это невозможно, стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног. Кресло пользователя обязательно должно быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья. Рабочее место должно быть оснащено пюпитром для документов, расположенных вблизи экрана. Расстояние от глаз пользователя до экрана монитора должно быть не менее 50 см, оптимально - 60 - 70 см. Расстояние от экрана монитора до задней стенки монитора соседнего ряда должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми стенками - не менее 1,2 м. Площадь на одного взрослого пользователя должна составлять не менее 6 м2, объем - не менее 20 м3. В качестве источников общего освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы ЛБ. Общая освещенность должна быть 300 - 500 люкс. Дополнительные источники должны использоваться только для подсветки документов и не создавать бликов на поверхности экрана. Естественный свет из окон должен падать сбоку, желательно слева. Центр электромагнитной безопасности (Москва) разработал следующие рекомендации:
Из американских рекомендаций по работе с ПЭВМ отметим следующие:
После каждых 40 - 45 мин работы необходима физкультурная пауза - вращение глазами по часовой стрелке и обратно, простые гимнастические упражнения для рук. Оздоровительно-профилактические упражненияКомплексы данной части оказывают благотворное влияние и способствуют восстановлению нормальной работоспособности глаз и мышц тела, а также помогут снять симптомы синдрома компьютерного стресса.
Упражнение 1. Сидя за компьютером, примите максимально удобную позу: расслабьтесь, не напрягайтесь; мягко, не спеша, выпрямите спину (не сутультесь); закрыв глаза, мягко, не сжимая, сомкните веки; с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой - глаза, не напрягая, расфокусируйте; голову держите легко, не напрягая, без усилий; тело не напрягайте и выполняйте легкие наклоны головы: к груди, назад; по очереди к левому и правому плечу. Упражнение 2. Не открывая глаз, делайте ими вращательные движения по и против часовой стрелки, вниз и вверх. Упражнение 3. Хотя бы раз в два часа оторвитесь от работы, откиньтесь на спинку стула, руки положите на бедра, расслабьте мышцы лица и посидите так 10-15 с. Упражнение 4. Закройте глаза и помассируйте пальцами, делая легкие круговые поглаживающие движения от носа наружу, надбровные дуги и нижнюю часть глазниц 20-30 с. Затем посидите с закрытыми глазами 10-15 с. Упражнение 5. Медленно наклоните голову вперед, упершись подбородком в грудь, и отведите голову назад. Проделать ряд вращений головой. Повторить 4-6 раз. Упражнение 6. Посмотрите вдаль 2-3 с., затем переведите взгляд на кончик носа, замрите на 2-3 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение 7. Если есть возможность, поднимите руки вверх, напряженно разведите пальцы, напрягите все мышцы тела, задержите дыхание на 7-8 с. С поворотом тела "уроните" руки и расслабьте все тело на 7-8 с. Повторите 3-5 раз. Упражнение 8. Вытягивайте и разжимайте пальцы так, чтобы почувствовать напряжение. Расслабьте, а затем, не торопясь, сожмите пальцы. Упражнение 9. Чтобы расслабить плечи к верхнюю часть спины, сплетите пальцы рук за головой и сдвигайте лопатки до тех пор, пока не ощутите напряжение в верхней части спины. Оставайтесь в таком положении 5-10 с. Затем расслабьтесь. Повторите упражнение 5-10 раз. Упражнение 10. Сплетите за спиной пальцы рук с обращенными внутрь ладонями. Медленно постарайтесь поднять и выпрямить руки. Оставайтесь в таком положении 5-10 с. Повторить 5-10 раз. Упражнение 11. В положении стоя медленно поднимайте руки, одновременно поворачивая голову то налево, то направо до тех пор, пока не почувствуете легкое напряжение. Упражнение 12. Данное упражнение поможет нейтрализовать последствия длительного пребывания в наклонном вперед положении, когда вы долго и внимательно смотрите на экран. Медленно опустите подбородок так, чтобы под ним образовались складки, оставайтесь в таком положении 5 с. Повторите 5-10 раз.
Симптом: сонливость, утомляемость. Упражнения: круговые движения головой; перевод взгляда с ближнего на дальнее расстояние - одним глазом; перевод взгляда с ближнего на дальнее расстояние - двумя глазами; пальминг. Симптом: головная боль после кропотливой работы. Упражнения: круговые движения головы; перевод взгляда с ближайших точек на дальние - одним глазом; перевод взгляда из угла в угол; пальминг; общее потягивание тела; пожимание плечами (круговые движения плечами). Симптом: боли в бедрах, ногах, нижней части спины. Упражнения: общее потягивание; потягивание мышц спины; напряжение нижней части спины. Симптом: ощущения покалывания и боли в руках, запястьях, ладонях. Упражнения: общее потягивание; напряжение пальцев ладони; напряжение спинных мышц; быстрые махи пальцами. Симптом: ощущение напряженности в верхней части туловища. Упражнения: общее потягивание; напряжение спинных мышц; пожимание плечами (круговые движения); круговые движения головой. Симптом: воспаленные глаза. Упражнения: выработка правильного мигания; быстрое мигание; упражнение на смыкание век; круговые движения головой; перевод взгляда с ближнего на дальнее расстояние одним глазом, затем двумя глазами; фокусирование взгляда на левом и правом углу комнаты - одним глазом; Симптом: раздражительность во время или после работы. Упражнения: напряжение глаз; перевод взгляда с ближнего на дальнее расстояние - одним глазом, затем двумя глазами; поочередное фокусирование взгляда на левом и правом углах комнаты; пальминг. Симптом: ошибки при печатании. Упражнения: перевод взгляда с ближнего на дальнее расстояние - двумя глазами; фокусирование взгляда на левом и правом углах комнаты; вращательные движения большими пальцами рук; пальминг. ЗаключениеЛюбой прогресс в науке или технике, наряду с ярко выраженными безусловно положительными явлениями, неизбежно влечет за собой и отрицательные стороны. Вопросы компьютеризации общества сейчас стоят в ряду множества факторов, влияющих на здоровье людей. Именно поэтому так важно оценить степень влияния информационных технологий на здоровье человека. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера как одного из средств современных информационных технологий на организм пользователя. Степень безопасности пользователя компьютерной техникой регулируется множеством различных международных стандартов, которые год от года становятся все строже и строже. Последние исследования ученых показали, что не столько сама компьютерная техника является непосредственным фактором негативного воздействия на организм человека, сколько неправильное ее расположение, несоблюдение элементарных гигиенических норм, касающихся труда и отдыха. Исследуя проблему влияния компьютера на здоровье человека, становится очевидным, что средства современных информационных технологий безусловно влияют на организм пользователя и "общение" с компьютером требует жесткой регламентации рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических мероприятий по уменьшению и профилактике такого рода воздействий. Библиографический список
|
Тематический план Раздел: «Кулинария» Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые вещества и продукты. Источники и пути проникновения... | Рабочая программа по дисциплине сп 4 Испытание и эксплуатация средств защиты Цели дисциплины – научить студентов правильно понимать системы и меры пожарной безопасности, применять способы профилактики и защиты... | ||
Тематический план Раздел: «Кулинария» Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые вещества и продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов... | Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ Казакевич О. Ю. и др. “Предприниматель в опасности: способы защиты (практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов)”,... | ||
Энергетическая установка Решение позволяет значительно расширить область применения установок данного типа, отсекая необходимость наличия источника пресной... | Компьютер и зрение Сегодня на уроке мы рассмотрим как влияет компьютер на зрение и симптомы этого влияния, изменения, происходящие в органах зрения... | ||
Московский Государственный Институт Электроники и Математики (технический... В то же время сегодня для большинства людей вопрос — пользоваться компьютером или нет, уже не стоит. Так или иначе, для многих людей... | Урок экологии в начальной школе по теме «Способы защиты у животных» Школьники знакомятся с приспособлениями для защиты от врагов, существующими в мире животных | ||
Структурная организация компьютера Элементами могут быть самые различные устройства — от основных логических узлов компьютера до простейших схем. Структура компьютера... | Конспект урока по теме «Пользовательский интерфейс: способы организации, принципы работы» Образовательная – дать преставление о составе программного обеспечения компьютера | ||
Правила техники безопасности и гигиены Цель урока: познакомить учащихся... На доске рисует две чаши весов. В левую чашу предлагаю детям записать все то хорошее, что мы имеем с внедрением в нашу жизнь компьютера.... | Bios это программа, которая выполняет первоначальный запуск персонального... Работа bios заключается в обеспечении начальной загрузки компьютера с последующим запуском операционной системы, а также в хранении... | ||
Реферат На тему: Архитектура компьютера >> Составные части, из которых состоит компьютер, называют модулями. Среди всех модулей выделяют основные модули, без которых работа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Щение воздуха. Нормы чистоты воздуха. Способы защиты чистоты атмосферы (ландшафтные, биологические, технические, архитектурные).... | ||
Тематика рефератов по курсу «фози» Биологическая опасность радиоактивного облучения меры и способы защиты. Элементы дозиметрии | Сколько информации содержит один разряд любого восьмеричного числа? В памяти компьютера реферат занимает 10500 Байтов. Из скольких страниц состоит этот реферат, если в среднем на одной странице содержится... |