ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В АГРОНОМИИ
Рекомендуется для направления подготовки 110400 «Агрономия»
Квалификация (степень) выпускника – магистр
Цели и задачи дисциплины: yаучить магистра самостоятельно обобщать информацию об инновационных технологиях в агрономии, анализировать полученные данные с использованием базы данных по инновациям. Овладеть навыками использования современных информационных технологий для сбора, обработки и распространения инноваций в агрономии, использовать и создавать базы данных по инновационным технологиям в агрономии, владеть методами построения схем инновационных процессов, операций и приемов в новых технологиях возделывания сельскохозяйственных культур; методом распространения инноваций в производстве.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Курс входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин, включенных в учебный план подготовки магистра согласно ФГОС ВПО направления 110400 – «Агрономия».
Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Инновационные технологии в агрономии» являются: информационные технологии, математическое моделирование и проектирование, история и методология научной агрономии, а также базовые технологии возделывания с.х. культур.
Данный курс является предшествующим для разработки адаптивных технологий производства растениеводческой продукции и воспроизводства почвенного плодородия. 3. Требования к результатам освоения дисциплины
В процессе изучения дисциплины формируются следующие компетенции:
способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
способности самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
владение методами оценки состояния агрофитоценозов и приемами коррекции технологий возделывания сельскохозяйственных культур в различных погодных условиях;
способности использовать инновационные процессы в АПК при проектировании и реализации экологически безопасных и экономически эффективных технологий производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почв различных агроландшафтов;
готовности использовать современные достижения мировой науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах;
готовности составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований.
В результате изучения дисциплины магистр должен:
знать: термины и понятия в инновационной деятельности, основные нормативные материалы по инновационной деятельности в сельском хозяйстве; инновационные технологии выращивания с/х культур; принципы, методы и приемы распространения инноваций;
уметь: составлять информационные базы по инновационным технологиям возделывания полевых культур.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестр
| 3
| Аудиторные занятия (всего)
| 36
| 36
| В том числе:
Лекции
| 12
| 12
| Практические занятия (ПЗ)
| 18
| 18
| Семинары (С)
| 6
| 6
| Самостоятельная работа (всего)
| 108
| 108
| В том числе:
Подготовка к ПЗ и семинарам
| 48
| 48
| Подготовка к текущему контролю
| 20
| 20
| Реферат
| 20
| 20
| Подготовка к промежуточному контролю
| 28
| 28
| Вид промежуточной аттестации
| экзамен
| экзамен
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 144
4
| 144
4
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
1. Понятие и стратегия инновационной деятельности в агрономии. Инновации и инновационная деятельность в АПК. Значение распространения инновационных технологий в агрономии в целях устойчивого функционирования всех отраслей АПК и обеспечение продовольственной безопасности государства. Система инноваций, их классификация. Специфика инновационных процессов в агрономии. Роль аграрной науки как источника инноваций. 2. Инновационные агротехнологии. Агротехнологии как механизм управления продукционным процессом сельскохозяйственных культур в агроценозах с целью получения урожайности планируемого уровня и качества продукции с наименьшими затратами труда и средств и высокой степени экологической безопасности. Новые агротехнологии – составная часть адаптивно-ландшафтных систем земледелия. Их важнейшие признаки – востребованность сельскими товаропроизводителями, альтернативность, многовариантность, адаптированность к конкретным почвенно-климатическим условиям, направленность на устранение лимитирующих факторов, системный подход в их построении, преемственность и открытость последующим инновациям.
3. Новые виды, сорта и гибриды полевых культур. Реализация биологического потенциала сортов с помощью комплекса агротехнологических процессов, операций и приемов, выполняемых в процессе выращивания культур. Использование эффективных севооборотов, способов обработки почвы, рационального использования удобрений, выбора способа посева, мероприятий по уходу за посевами (оптимизация фитосанитарного состояния посевов), сроков и способа уборки урожая. Использование новых генетических и биотехнологических методов адаптивной селекции растений и семеноводства. Трансгенные сорта и гибриды сельскохозяйственных культур. Их преимущества и недостатки. Проблемы их распространения. 4. Ресурсосберегающее земледелие. Технология No-Till, посев в стерню, минимальная обработка почвы, полосная обработка почвы и посев. Условия, необходимые для их использования. Преимущества и недостатки. Технология точного земледелия. Цели, их преимущества использования. Дифференцированная обработка почвы, внесение удобрений и средств защиты растений. Навигационные приборы и оборудование для технологии точного земледелия. Нанотехнологии в растениеводстве. Ультра-дисперсные порошки и эмульсии, препаративные формы удобрений и средств защиты растений на их основе. 5. Техническое обеспечение инновационных технологий. Сельскохозяйственные агрегаты и машины для обработки почвы, посева и ухода за сельскохозяйственными культурами, уборки урожая. Тракторы универсального использования. Автоматизация технологических процессов при возделывании культур. 6. Принципы и методы информационно-консультационого обеспечения инноваций в агрономии. Роль инновационных, информационных и консультационных организаций в распространении и использовании инноваций. Методы, формы и средства.
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Технологии производства продукции растениеводства
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 2.
| Воспроизводство плодородия почв
| -
| +
| +
| +
| +
| +
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лек.
| ПЗ
| С
| СРС
| Все-го
|
| Понятие и стратегия инновационной деятельности в агрономии
| 2
|
| 2
| 4
| 8
|
| Инновационные агротехнологии
| 2
| 10
| -
| 40
| 52
|
| Новые виды, сорта и гибриды полевых культур
| 2
| 2
|
| 12
| 16
|
| Ресурсосберегающее земледелие
| 2
| 6
|
| 28
| 36
|
| Техническое обеспечение инновационных технологий
| 2
| -
| 2
| 12
| 16
|
| Принципы и методы информационно-консультационого обеспечения инноваций в агрономии
| 2
| -
| 2
| 12
| 16
|
| Итого
| 12
| 18
| 6
| 108
| 144
|
6. Практические занятия и семинары
№ п/п
| №
раздела
| Наименование практических занятий
и семинаров
| Трудоемкость,
часы
| 1.
| 1
| Поиск и изучение основных характеристик инноваций. Выбор конкретной инновации и обоснование ее внедрения в производство (С)
| 2
| 2.
| 2
| Составление схемы освоения инновации и проведение демонстрационных опытов по их освоению
| 2
| 3.
| 2
| Новые химические и биологические средства защиты растений и технология их внесения
| 2
| 4.
| 2
| Инновационные технологии возделывания полевых культур
| 6
| 5.
| 3
| Реализация биологического потенциала новых сортов и гибридов полевых культур
| 2
| 6.
| 4
| Практическое применение технологии точного земледелия
| 2
| 7.
| 4
| Разработка ресурсосберегающих технологий возделывания культур
| 4
| 8.
| 5
| Новая техника для обработки почвы, посева, ухода и уборки урожая зерновых и технических культур (С)
| 2
| 9.
| 6
| Реализация методов информационно-консульта-
ционого обеспечения инноваций в агрономии (С)
| 2
| 7. Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрено
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
Растениеводство. / Г.С. Посыпанов, В.Е. Долгодворов, Г.В. Коренев и др. – М.: КолосС, 2006
Практикум по растениеводству. Г.С.Посыпанов. М.:Мир, 2004
Практикум по растениеводству. / Г.Г. Гатаулина, М.Г. Объедков. – М.: Колос, 2000
Агробиологические основы производства, хранения и переработки продукции растениеводства. / Под ред. В.И. Филатова. – М.: Колос, 2004
Растениеводство. В.В.Коломейченко. М.Агробизнесцентр, 2007
Технология производства продукции растениеводства. Под ред. А.Ф.Сафонова и В.А.Федотова. – М.:КолосС, 2010
б) дополнительная литература:
Картофель. / Постников А.Н., Постников Д.А. М.: ФГОУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, 2006
Сахарная свекла. / Д. Шпаар, Д.Дрегер, А. Захаренко и др. – Минск: ФУАинформ, 2000
Соя в Подмосковье. /Посыпанов Г.С. М.: ФГОУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, 2007
в) программное обеспечение
Пакеты прикладных программ по статистике: ”STRAZ”, “STATISTICA” “EXELL”, “STATGRAPHICS Plus for Windows”
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Для нахождения информации, размещенной в Интернете, чаще всего представленной в формате HTML помимо общепринятых «поисковиков» Rambler, Yandex, GOOGLE можно рекомендовать специальные информационно-поисковые системы:
GOOGLE Scholar – поисковая система по научной литературе,
ГЛОБОС – для прикладных научных исследований,
Science Tehnology – научная поисковая система,
AGRIS – международная информационная система по сельскому хозяйству и смежным с ним отраслям,
AGRO-PROM.RU – информационный портал по сельскому хозяйству и аграрной науке
Math Search – специальная поисковая система по статистической обработке,
Базы данных:
Agro Web России – БД для сбора и представления информации по сельскохозяйственным учреждениям и научным учреждениям аграрного профиля,
БД AGRICOLA – международная база данных на сайте Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки РАСХН,
БД «AGROS» – крупнейшая документографическая база данных по проблемам АПК, охватывает все научные публикации (книги, брошюры, авторефераты, диссертации, труды сельскохозяйственных научных учреждений)
«Агроакадемсеть» – базы данных РАСХН,
«АГРОТЕХ»- информационно-аналитическая система автоматизированного подбора сельскохозяйственной техники. 9.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийное оборудование для демонстрации учебных материалов. 10.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Промежуточная оценка знаний и умений студентов проводится с помощью тестовых заданий, семинарских занятий и др. видов контроля. Итоговый контроль проводится в виде зачета и экзамена.
При организации изучения дисциплины должны предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, проектно-технологической), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров.
Разработчики:
|
|
| РГАУ-МСХА
имени К.А.Тимирязева
| зав. кафедрой растениеводства
| П.Д. Бугаев
| РГАУ-МСХА
имени К.А.Тимирязева
| профессор кафедры растениеводства
| Р.И. Словцов
| РГАУ-МСХА
имени К.А.Тимирязева
| ассистент кафедры растениеводства
| В.С. Сетяев
|
|
|
| Эксперт:
|
|
| Всероссийский научно- исследовательский институт имени Д.Н. Прянишникова
| директор,
академик РАСХН
| В.Г. Сычев
|
|