Скачать 1.34 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ М. Е. Соколова СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И НОВЫЕЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИАНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Москва 2006 ББК 60.56 С 59
ББК 60.56 ISBN 5-248-00284-2 © ИНИОН РАН, 2006 СОДЕРЖАНИЕ Введение. Глава I. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ХРОНОСФЕРУ. Раздел 1. Определение социального времени. Раздел 2. Время информационного общества. § 1. Противоречия и парадоксы времени информационного общества. § 2. Исследования психофизиологической зависимости от Интернета. § 3. Инновационные среды и «креативный класс». § 4. Глобализация и цивилизационные конфликты. § 5. Концепция глобального города. § 6. Ускорение трудовых операций и технологического времени. § 7. Культурные проекции нового темпорального опыта. § 8. «Работа со временем» и социальное конструирование времени. Раздел 3. Пространство и время информационных потоков. § 9. Гипертекстовая природа информационного пространства. § 10. Мобильность как форма существования. § 11. Пространственное картографирование времени. Глава II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНЧЕСКО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Раздел 4. Эмпирические исследования организации времени. § 12. Бюджет времени. § 13. Продолжительность рабочего дня. § 14. Менеджмент времени в высокотехнологичных отраслях. § 15. Влияние телеработы на время труда. § 16. «Гибкие» формы занятости. § 17. Влияние мобильных телефонов на трудовую практику. § 18. Новые подходы в менеджменте. Заключение. Введение. Ритмы времени социальной жизни человека всегда были некоторой производной от скорости передачи информации. Развитие и усовершенствование средств информационного обмена и коммуникации неизбежно влекло за собой и возрастание скорости, и усложнение коммуникационно-информационных потоков, увеличение объемов передаваемой информации, появление соответствующих форм поведения, изменения в нормах и ценностях. Современные информационные и коммуникационные технологии (information and communication technologies) как совокупность технических средств (телекоммуникационных сетей) и способов действия также выступают в качестве посредников и катализаторов этих социальных процессов, составляют основу современных масс-медиа. Медиативность – это неизбежная часть коммуникации. С помощью новых электронных технологий связи люди общаются, получают знания, проводят свой досуг. С их помощью выходят газеты, осуществляется передача телеизображений, посредством спутниковых сигналов, поддерживаемых этими технологиями, осуществляется современное теле- и радиовещание, а онлайновые версии вещательных и печатных СМИ, сайты, форумы становятся источником самой разнообразной информации во всех сферах жизни. Интернет в конце XX в. стал для медиасистем интегрирующей средой и открыл огромные перспективы для развития глобальной медиаструктуры, в том числе и интерактивных форм телевидения, а взрывообразное развитие мобильной телефонии в первые годы XXI в. продемонстрировало интегрирующий и конвергенционный потенциал этой технологии связи, которая, быть может, станет новым важным элементом информационного пространства – в противовес или в дополнение к Интернету (17, с.24). Электронные средства связи, открывшие новую эпоху в восприятии реальности, многое изменили в социальной жизни человека, в том числе в его социальной хроносфере – сфере ритмов поведения и привычек: «Сам способ, сама материя, посредством которой информация передается (medium), вносит изменение в характер того, что мы полагаем как реальность, и если что-то она и отражает, то прежде всего – не реальность как таковую, а состояние социальных связей, сложившийся тип общности и коммуникативные стереотипы, действующие в качестве клишированных, потребимых образов, образов тиражируемых, в истоке которых лежит унифицирующее книгопечатание, сформировавшее первую читательскую аудиторию, а сегодня это – фотографические изображения, образы кино и телевидения, формирующие чувственность современного человека» (2, с. 134). Большинство исследований воздействия новых средств коммуникации на социальную реальность отталкиваются от идеи Маршалла Маклюэна о принципиально новом типе семиозиса, связанном с трансформацией сознания в эпоху Интернета. Маклюэн, как известно, выделял четыре типа семиозиса (культуры) в зависимости от доминирующей в обществе коммуникационной среды: устную, письменную, печатную и электронную культуры. С вхождением в обиход электронных средств массовой коммуникации приходит конец господству культуры, характеризующейся преобладанием линеарного текстового метанарратива – «галактики Гуттенберга» (выражение, обыгранное в названии известной книги М. Кастельса «Галактика Интернет») (44, с.197). Новый семиозис создает и новые возможности и новую социальную реальность. С появлением компьютерных технологий и объединением на их базе текста, звука и изображения (мультимедиа) человечество перешло в стадию культуры и семиозиса Интернета. Электронные среды коммуникации и Интернет как их совокупность создают возможность для одновременности восприятия, действия и реакции. Переход от устного и печатного способов передачи информации к аудиовизуальным привел к тому, что восприятие снова становится основным фактором общения. Компьютерный текст – не линеарен, это гипертекст, принципиально иное, чем прежде, устройство восприятия, основанное на мгновенном переходе от одного текста к другому и на целостности восприятия, хотя и существующей для конечного человеческого сознания во временной форме (2, 22, 44). Ключевым моментом в оценке значимости новых информационных и коммуникационных технологий является понимание их многоуровневого многостороннего влияния на человеческое существование: от цивилизационного (глобализация представлений о социальном времени) до личностного (рабочее время, образ жизни, стиль жизни и т.д.). На всех уровнях все более определяющим становится взаимодействие и возникающее в его процессе противоречие между иерархическими вертикальными социальными отношениями и сетевыми дисперсными мобильными связями, порождаемыми влиянием Интернета. Именно это противоречие является основным в понимании связанных с ростом мобильности тенденций социального развития. Они проявляются в жизни города в целом, гражданском обществе и искусстве, профессиональной деятельности и пр. Соотношение виртуального и физического пространства выступило в качестве фактора, определяющего принципиально новые явления в структурировании темпорального – процессы, связанные с ускорением и компрессией времени. В основе всех темпоральных процессов в современном обществе лежит одна фундаментальная причина: происходят изменения на уровне структуры самого времени: «Говоря о проявлении в формах культурной и социальной жизни темпоральных изменений, мы говорим не о цифровом времени и даже не о кайротическом. Мы говорим о … квинтэссенции времени. Время как динамический аспект бытия, … время-как-изначальная темпоральность выступает аналогом … первоначала .. , очищенного от конкретности истории и физического мира. Речь идет об абстракции темпоральных процессов, чистой временности» (52, с.9). Если говорить на уровне самого общего представления о времени общества, то происходит изменение его качественного своеобразия, качества той единицы, которая лежит в основе всех временных процессов. В европейской культуре этой единицей поочередно были сначала временные отрезки, наполненные внутренним смыслом, производным от характера труда и существования человека раннего Средневековья (наследие античности), затем качественно пустые, однородные и равномерные единицы времени, связанные единым континуумом, выделенные измерением с помощью механических приспособлений – часов, затем экзистенциально переживаемая длительность и, наконец, «время мгновений» постмодернистского общества (5, 16). Применительно к эпохе «легкого модерна», по словам З. Баумана, меняется сама, так сказать, «материя» времени: «Время превращается в агрегат мгновений. Но то ли это время, что известно нам по прежнему опыту? Коль скоро пространство перестало быть ценностью, не исчезло ли и время как длительность вообще?» (5, с.12). Цель данного обзора – проследить по исследованиям последних лет тенденции изменений, происходящих в хроносфере человека. Современные работы в этой области опираются в свою очередь на целый ряд проблем, выделившихся в литературе 60–90-х годов. Одна из них, сформулированная еще А. Шюцем – проблема осмысления повседневных впечатлений, составляющих основу жизненного мира, соответственно и фундамента мира научных понятий (63). Можно отметить особый интерес у исследователей к тематике эстезиса, без понимания которой невозможно рассмотрение эволюции таких структур восприятия времени у современного человека как длительность и последовательность. Большое внимание сегодня при изучении представлений о времени уделяется эстетическим аспектам коммуникативных стереотипов, тиражируемых образов. Семиозис электронной аудиовизуальной культуры превращается в эстезис. Эстетическое визуальное воздействие стало тем каналом, который открыл дорогу массированному манипулятивному воздействию на общественное сознание (2, 4, 39, 58). Существенный вклад в проблематику времени в информационном обществе внесли представители культурно-исторического подхода в отечественной социологии. Среди них, например, авторы учебника «Пространство и время социальных изменений» – В.Н. Ярская, много работ посвятившая проблемам социального времени, О.Н. Ежов, В.В. Печенкин, Л.С. Яковлев (47). Нельзя обойти вниманием также монографию Л.А. Штомпеля «Смыслы времени», где затронут широкий круг проблем, связанных с природой социального времени в информационном и предшествующем ему индустриальном обществе (62). Важной темой современных исследований времени является динамика организации и управления временем в трудовых отношениях. Этому, в частности, посвящен обзор основных направлений в современных организационных исследованиях времени, который дает в своей статье «Картографирование темпорального ландшафта» Р.Б. Браун (Оксфордский университет, Великобритания). Она отмечает, что традиция изучения времени и его роли и функций в организационной сфере жизни западной цивилизации строится на переходе от религиозно окрашенных представлений о времени как универсального всеохватывающего бытия, находящегося вне контроля индивида, к представлению о возможности управления временем (67). Так, появление часов в публичных местах города становится показателем и условием порядка и функционирования городской жизни в целом. Позже, когда часы появились и в частных домах, они стали определять распорядок жизни в семье. В жизни человека появились такие точно отмеренные временные промежутки, как, например, время для еды, одевания, визитов и т.д., а также определяющие временные интервалы, связанные с трудовым циклом. Точное следование принятому распорядку дня имело и большое моральное значение для людей той эпохи. Ряд исследователей 70–80-х, например Э.П. Томсон, показали, как именно изменения в осмыслении времени воздействовали на трудовую дисциплину. В западной литературе 80–90-х преобладают утверждения о том, что социальное время может представать и в исторической или хронологической перспективе, и с точки зрения индивидуальных жизненных траекторий. При этом исследователи исходили из того, что время как измерение количественных отношений (длительности, интенсивности, скорости) не может быть отделено от социального значения и каузальной связи между прошлым, будущим и настоящим. Многие исследователи проблем времени (Р. Резсохази, Дж. Б. Шрайбер, Б.А. Гутек и др.) этого периода отмечали роль усвоения временных стереотипов для социализации современного человека. Дж. Хассард, например, подчеркивал, что естественное время видоизменяется внутри системы культурно санкционированного социального времени, становясь «темпорально структурированным». В процессе социализации оно закрепляется в сознании членов общества посредством их членства в формальных организациях, в качестве примеров которых можно привести социальные институты семьи и школы, которые являются подготовительными ступенями в усвоении организационных требований временной дисциплины в обществе. Время также рассматривалось как универсальный контекст, внутри которого протекает организационный процесс. В литературе 80–90-х годов уделяется внимание изучению соотношения времени и иерархической структуры организации. Потребности карьеры ставят перед индивидом вопрос о смысле социального времени: индивиды думают о себе в терминах карьерного продвижения, включающего прошлое, настоящее и будущее. Темпоральная шкала карьерного продвижения связана с нормативной оценкой достижений, при этом соотношение между возрастом и карьерой становится все более структурированным и формализованным. При прочих равных условиях возраст работника может рассматриваться как решающий фактор для занятия им того или иного поста. Большую актуальность в изучении рабочего времени указанного периода имели исследования того, как менеджеры заполняют время, которое они проводят в организации, а также используют ли они в рабочих целях домашнее время и как они воспринимают соотношение трудового времени и времени досуга. В этой перспективе изучалось также их отношение к труду в команде. Особняком стоит изучение связи между удовлетворенностью трудом и планированием персонального времени работника. Важную роль здесь играют такие факторы, как пунктуальность, планирование, отношение к досугу, и полихроничность (стремление делать больше, чем одно дело, в один промежуток времени). Респонденты, имеющие высокие оценки по этим позициям, более удовлетворены своим трудом. Дж.Б. Шрайбер и Б.А. Гутек в своих работах приводят аргументы в пользу того, что временные нормы труда в большой степени определяют трудовой успех или неудачу в организации труда (67). К началу 90-х годов относятся первые исследования (в частности К. Флетчера) расширения времени труда все дальше и дальше в область досугового времени и нетрудовой активности. В связи с этим был поставлен вопрос о роли времени как факторе социальных изменений. Резсохази выделил два аспекта нового восприятия социального времени: как продукта изменения и как элемента изменения. Браун отмечает и важное для современных организационных представлений о времени утверждение связи пространства и времени, их взаимном включении одного в другое. В этом утверждении все современные исследователи опираются на тезис А. Бергсона о том, что и пространство, и время являются абстрактными выражениями процесса интерпретации изменяющейся непрерывности реального, необходимыми для определения начальных точек деятельности (67, с. 454). С. Керн, например, исходит из того, что существуют два измерения времени – внешнее «опространствленное» время, и частное время, проистекающее из внутреннего ощущения длительности. По его мнению, новая технология трансформирует смысл времени и пространства (67). Большой интерес продолжает вызывать в социологии тематика изучения бюджета рабочего времени и использования времени (use time) (3, 70, 92, 96, 97, 98, 101). Для полноты картины сложившихся в 90-е годы направлений аналитики социального времени и последствий его изменения под воздействаием mass-media нельзя не упомянуть и о работах группы исследователей Интернета, близких к движению гражданских активистов и журналу «Компьютера». Авторы этого круга привлекают в своих исследованиях широкий спектр печатных и электронных западных источников, поднимающих ряд проблем, связанных с восприятием виртуальной реальности. Среди этих работ можно назвать книгу Олега Киреева «Поваренная книга медиа-активиста» (24), в которой автор уделил много внимания идеям известного западного социолога и деятеля гражданского движения К. Беккера с его «Словарем тактических медиа» (6) и канадской журналистки Н. Кляйн, чья книга «No logo», вышедшая в 2000 г. в издательстве «Flamingo», была посвящена теме корпоративной политики в области брэндинга. В своей «Поваренной книге медиа-активиста» Киреев дает широкий обзор электронных источников со всем многообразием затронутых в них актуальных проблем социальных изменений (особенно центральной роли, политического PR, политтехнологний мониторинга и манипулирования сознанием и т.д.). Поскольку автор является не только отвлеченным исследователем, но и активным медиа-активистом, участником многочисленных медиа-акций, то его взгляд на специфику и мобильность многих форм современного социального существо- вания флэш-мобах, текст-мобах, психогеографических акциях, порожденных мобильными технологиями, имеет особую ценность для анализа изменения темпоральных процессов и особенностей «мобильного способа существования». У Киреева можно найти следующий перечень электронных источников информации по проблемам гражданского сопротивления всепоглощающему влиянию масс-медиа: «Уже в 1994 г. в США был основан Центр медиа и демократии, учредивший журнал PRWatch.org, посвященный мониторингу работы агентств и недобросовестной корпоративной информации; тогда же в Вене появился медиа-центр Public Netbase/t0, ориентированный на многопрофильное и мультидисциплинарное исследование корпоративных технологий, масс-медиа и техник “промывки мозгов” и создавший свое структурное подразделение – Институт новых культурных технологий, специализирующийся на разработке контр-тактик для “культурной интеллигенции” (“counter – intelligence”). В 2001 г. под патронажем ЮНЕСКО был учрежден другой подпроект медиацентра Public Netbase/t0 – портал World-Information.org, возглавленный директором Public Netbase Конрадом Беккером. В 2002 г. Конрад Беккер выпустил “Словарь тактической реальности” – “учебник для культурной интеллигенции (“counter - intelligence”)”… Конрад Беккер называет тактики, направленные против политтехнологий, “культурными технологиями”. В 2003 г. американский PRWatch . org создал онлайн-проект “энциклопедия обманов” - Disinfopedia (теперь переименован в SourceWatch), построенный по технологии wiki и включающий, на сегодня, 7082 статьи» (24, с. 31–32). Если суммировать векторы теоретического анализа информационных технологий и их влияния на динамику социального времени, можно выделить следующие уже сложившиеся и активно разрабатываемые в настоящее время исследовательские поля: изменение структуры самого времени; проблемы манипулирования, надзора и демократических действий; соотношение общественного и частного; изменения в коллективных и индивидуальных психологических установках; структура города и специфика городского образа жизни как совокупности информационных потоков; стратификация социальных групп в соотнесении с информационной культурой, изменения представлений о рабочем и свободном времени и кардинальные изменения в менеджменте под влиянием мобильных технологий. Глава I ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ХРОНОСФЕРУ |
Аналитический обзор Подключенность к централизованной сети электропередач − сельские и городские районы 8 | Вопросы для оценки концепции Аналитический обзор передовых методов обучения и преподавания | ||
Информатика и вычислительная техника Аналитический обзор по курсу «Современные проблемы информатики и вычислительной техники» | Обзор журнала «Игромания» ... | ||
Обзор журнала «Игромания» ... | Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования №4 (июль декабрь 2002 г.) | ||
Информационно исследовательский центр Информационно-аналитический обзор о положении русских соотечественников в казахстане 2007 год | Аналитический обзор по тематике Всероссийской конференции с международным участием «Фундаментальные и прикладные аспекты исследования симбиотических систем», проведенной в Саратове 25-27 сентября 2007 г в Институте... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии... В последующих темах осуществляется аналитический, исторический и методологический обзор основных теоретических систем коммуникации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аналитический обзор постановления правительства РФ от 12 августа 2013 г №691 Об изменении ряда актов правительства по вопросам техприсоединения... | ||
Провести аналитический обзор литературы, проанализировать, исследовать,... Целью курсовой работы является рассмотрение и изучение элементов современной кредитной системы рф, а также изучение механизма их... | Феденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного... Г. Дик-Рид "Роды без страха" Серия: Здоровье вашего ребенка. Изд. 1-е Тема: Здоровый образ жизни. Isbn: 5-88782-005-5 | ||
Аналитический обзор за 21 сентября 2010 г Кроме того, количество заявлений на получение ипотечного кредита, одобренных крупными банками, также снизилось по сравнению с предыдущим... | Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Пк-9 – сформированная способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Библиотечно-информационное обслуживание молодежи Воронежской области в 2012 году: аналитический обзор работы муниципальных библиотек/... | Клинико-гигеническое обоснование совершенствования системы первичной... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Новозубово создана приказом отдела образования... |