Элективный курс «Прикладная социология»





Скачать 165.55 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Прикладная социология»
Дата публикации20.06.2013
Размер165.55 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Информатика > Элективный курс
Элективный курс

«Прикладная социология»
e:\социология\mihailovski.jpg


e:\социология\макс вебер.jpge:\социология\berdyaev.gif

Автор программы: Молокова Надежда Юрьевна

учитель 1 квалификационной категории

Пояснительная записка
Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределённости, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего мира людей, их поведения.

Вписывание человека в социум не может сегодня быть спонтанным, осознанность в этом процессе так же необходима, как и в программировании поведения человека, любыми общественными институтами.

Курс «Прикладная социология» предполагает целый ряд базовых знаний и умений, присущих обществоведческому полю знаний, поэтому рассчитан на второй концентр образования.

Выполнение практических задач и упражнений позволит учащимся приобрести практические навыки исследовательской деятельности и познакомиться с особенностями методов и конкретных методик прикладных исследований.

Цель курса: обеспечить необходимые и достаточные условия для изучения современных методов и форм социологических исследований, позволяющих объединять знания об обществе и умения в его познании.

Задачи:

Познакомиться с основными понятиями по «Прикладной социологии»;

Изучить инструменты социологических исследований;

Изучить методы социологического прогнозирования;

Овладеть навыками прикладной социологии, позволяющими формулировать задачи по проведению социологических исследований.
В результате изучения курса «Прикладная социология» учащиеся

должны знать:

Основные понятия по «прикладной социологии»;

Принципы и методы прикладной социологии в анализе конкретных социологических ситуаций;

Основные виды и задачи социологических исследований;

Этапы и структуру социологического исследования;

Основные процедуры измерения массовой информации
должны уметь:

Использовать основные категории, принципы и методы прикладной социологии в анализе конкретных социологических ситуаций современного общества;

Разрабатывать инструментарий исследования;

Проводить социологический опрос;

Анализировать социологические данные;

Уметь составлять отчёт по результатам социологического исследования.

Курс рассчитан на 17 часов; изучается в течение полугодия. Эти часы занятий распределены еженедельно по одному часу.

Курс включает теоретические и практические занятия.

Программа элективного курса
«Прикладная социология»
Раздел 1. Прикладная социология в структуре социологических знаний (1 час)

Тема 1. Предмет, задачи и функции прикладной социологии

Понятие, структура и уровни современной социологической науки. Содержание предмета и объекта социологии. Междисциплинарный характер социологического знания. Взаимодействие социологии с другими общественными науками. Предметная область специальных социологических теории.

Функции прикладной социологии.

Основные понятия: социология, объект социологии, предмет социологии.
Раздел 2. Основные этапы и разновидности конкретного социологического исследования (5 час.)

Тема 1. Основные этапы и разновидности конкретного социологического исследования.

Социологическое исследование: понятие, структура, функции. Виды социологических исследований: фундаментальное, прикладное, комплексное, разведывательное, пилотажное, описательное, аналитическое, прогностическое, монографическое, сравнительное, панельное, трендовое.

Этапы конкретного социологического исследования: подготовительный этап, полевые работы, результирующий этап. Понятие «организация социологического исследования».

Структура процесса организации социологического исследования: логический и организационно-процедурный планы. Понятие «рабочий план исследования», «сетевой график работ».

Требования к разработке программы организации социологического исследования, рабочего плана его осуществления.

Понятие «инструментарий социологического исследования». Выбор методов, методик и технических средств сбора и обработки социальной информации.

Организационная структура исследовательской социологической группы и принципы её работы.
Тема 2. Основные элементы программы конкретного социологического исследования

Программа – документ, содержащий развёрнутый методологический и методический, организационный планы социологического исследования. Основные функции программы в социологическом исследовании: методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая.

Структура программы социологического исследования: теоретико - методологический и методико-процедурный разделы. Соотношение теоретического и эмпирического в программе социологического исследования. Основные элементы программы социологического исследования и их композиция. Требования к составлению программы конкретного социологического исследования.
Тема 3. Обоснование концептуальной модели конкретного социологического исследования

Объект социологического исследования как область социальной реальности и носитель проблемной ситуации.

Способы теоретического и эмпирического описания объекта.

Процедура выдвижения гипотез и её значение для разработки программы конкретного социологического исследования. Классификация гипотез. Гипотезы описательные, объяснительные, генетические. Гипотеза-основание и гипотеза — следствия.

Основные требования к формулировке гипотез. Взаимосвязь гипотез и задач конкретного социологического исследования.

Принципы обоснованности, логической непротиворечивости и альтернативности. Планирование проверки гипотезы и её значение для разработки последующих процедур исследования.
Тема 4. Методологические проблемы измерения социальной информации в конкретном социологическом исследовании

Качественное и количественное единство сущности социальных явлений. Понятие социального показателя, его природа. Понятие социального показателя в социологии и статистике, других общественных науках. Общие и индивидуальные характеристики данного понятия.

Проблема количественного измерения социального показателя. Описание качественных признаков как этап поиска эталона измерения.

Измерение и шкалирование. Общая характеристика шкал, применяемых в социологии: номинальная, ранговая, порядковая. Способы и возможности построения шкал. Поиск критериев сравнения признаков объекта исследования.
Тема 5. Применение выборочного метода в конкретном социологическом исследовании

Выборочный метод. Проблема обеспечения репрезентативности данных .

 

социологического исследования. Специфика репрезентативности в социологическом исследовании.

Особенности применения выборочного метода в социологии. Сущность выборки. Основные понятия, связанные с организацией выборки: генеральная совокупность, выборочная совокупность, единицы отбора, единицы анализа, дисперсия.

Условия применимости выборочного метода. Основные методы построения выборки. Типы выборки.
Раздел 3. Методы сбора первичной социологической информации

(8 час.)
Тема 1. Социологический опрос как основной метод сбора информации в конкретном социологическом исследовании.

Общая характеристика опроса как метода получения первичной информации.

Познавательно- исследовательские возможности опроса и его пределы. Классификация социологических опросов: по контакту интервьюера и респондента; по содержанию задаваемых вопросов; по процедуре; по способу организации; по степени охвата генеральной совокупности; компетентности респондентов; способу коммуникации; уровню стандартизации.

Структурно-классификационные принципы проектирования инструментария при использовании метода опроса в социологическом исследовании. Техника составления опросного листа. Виды опросов: программно-тематические и процедурные; открытые и закрытые; прямые и косвенные; дихотомические, поливариантные шкальные вопросы и вопросы - диалоги; вопросы-фильтры; контрольные и наводящие вопросы, вопросы «паспортички». Контроль пригодности опросника.

Признаки неудачной формулировки вопросов.

Практическая работа: Вычисление численности интервьюеров.

Практическая работа. Вычисление количества требуемых кодировщиков.

Тема 2. Анкетирование как метод социологического опроса. Почтовый опрос как разновидность анкетирования.

Условия целесообразности применения анкет в конкретных социологических исследованиях. Специфика анкетирования как метода сбора первичной информации. Разновидности анкетного опроса. Достоинства и недостатки анкетирования.

Этапы и процедуры анкетирования. Социологическая анкета как основной инструмент опроса. Логическая и организационная структура анкеты, основные принципы и правила её проектирования. Роль и значение вводной части: объяснение целей исследования, изложение правил ответа. Гарантия анонимности. Основная часть анкеты: перевод программных вопросов в исследовательские, проектирование смысловых блоков, построение логической схемы анкеты. Заключительная часть анкеты: основные требования к построению «паспортички». Композиция и оформление анкеты.

Необходимые условия организации и успешного проведения анкетирования. Понятие пилотажного исследовании. Техника распространения и сбора анкет.

Почтовый опрос как разновидность анкетирования. Его преимущества и недостатки. Методико-организационные задачи проведения почтового опроса и разработка инструментария почтовой анкеты.
 

Тема 3. Интервьюирование как метод социологического опроса. Метод наблюдения. Анализ и обработка данных наблюдения.

Специфика интервьюирования как метода сбора социальной информации. Функциональное и общее отличие интервью от анкетного опроса. Характерные особенности социологического и журналистского интервью. Классификация интервью: по технике, по процедуре, по характеру респондентов. Преимущества и недостатки метода.

Этапы подготовки и проведения интервью. Проблема подбора интервьюеров. Качества, знания и умения интервьюера.

Трудности применения интервью.

Наблюдение как метод познания явлений социальной действительности. Специфика социального наблюдения. Преимущества и недостатки данного метода.

Классификация видов наблюдения: по степени формализованности; позиции наблюдателя; условиям проведения; частоте проведения. Планирование наблюдения и процедура его проведения. Инструментарий наблюдения: дневник наблюдения, протокол наблюдения, карточки и бланки регистрации данных. Анализ и обработка данных наблюдения.
Тема 4. Использование метода экспертной оценки в конкретном социологическом исследовании.

Определение метода экспертной оценки. Основное назначение метода, его функции .Области применения данного метода. Место метода экспертной оценки в системе методов социологических исследований. Классификация экспертных методов. Тестирование в рамках метода экспертной оценки. Процедура проведения экспертного опроса. Подготовительный этап: его основные характеристики. Проблема измерения: требования к шкалам суждений экспертов.

 

Этап подбора экспертов: оценки компетентности экспертов. Определение численности экспертных групп. Этап сбора экспертной информации: его процедурные особенности. Преимущества процедур с обратной связью без непосредственного взаимодействия экспертов (метод Дельфи, метод качественной обработки связи, метод индивидуальной обработки связи). Этап анализа экспертной информации: его процедура и назначение. Метод обработки экспертных суждений.

Преимущества, трудности, типичные недостатки применения экспертных методов в социологии.
Тема 5. Использование методов тестирования в конкретном социологическом исследовании. Использование библиографического метода в конкретном социологическом исследовании.

 

Понятие теста. Роль тестирования в социологическом исследовании. Разновидности тестов: общеличностные и групповые; Объективные и субъективные; вербальные и невербальные; диагностические и проективные.

Требования к процедуре тестирования. Шкалы в тестировании. Полные и сокращенные шкалы. Выборка в тестировании. Анализ первичной информации. Интерпретация результатов теста.

Общая характеристика биографического метода. История использования данного метода в социальных науках. Стратегия проведения. Анализ текстов. Обзор тематических областей. Методы оценки качества: валидность, достоверность и надёжность.
Тема 6. Использование метода фокус - группы

Понятие фокус – группы. Метод фокус – группы – качественный метод сбора социологической информации. Место метода в системе методов социологического исследования. Групповая динамика и этнодемографический подход как основные методологические принципы метода фокус – группы. Методологические процедуры проведения фокус – группы. Методы «снежного кома» видеозаписи, «одностороннего зеркала» и др. Решающая роль модератора (организатора дискуссии) в фокус – группе.

Контент – анализ. Метод межгрупповых сравнений. Дискурс – анализ. Анализ видеоданных. Границы сферы применения метода фокус – группы.
Тема 7. Метод анализа документов. Контент-анализ как способ формализованного анализа документальных источников.

Документы как важнейший источник социологической информации. Понятие документа в социологии. Классификация документов: по типу фиксирования информации, по способу получения, по характеру авторства, по степени «близости» к материалу. Возможность использования метода анализа документов в конкретном социологическом исследовании, преимущества и недостатки данного метода.

Проблема надёжности и достоверности различных видов документов, необходимость критического отношения к ним.

Специфика использования метода контент – анализа в конкретном социологическом исследовании

Возможности применения данного метода в конкретном социологическом исследовании.

Сущность контент - анализа: его общая характеристика, сильные и слабые стороны. Виды контент-анализа: семантический, синтаксический, прагматический и количественный. Техника контент-анализа. Понятия «смысловая единица», «единица наблюдения», «единица измерения (счёта)».

Преимущества использования метода контент-анализа при исследовании общественного мнения (изучение публикаций в прессе, личных писем, а также других массивов документальной информации).
Тема 8. Социальный эксперимент как метод конкретного социологического исследования.

Специфика использования эксперимента в социологических исследованиях, его возможности и границы применения. Требования к проведению эксперимента: контроль за экспериментальными условиями, проблема изоляции контрольных факторов, выравнивание экспериментальных условий. Логическая структура эксперимента.

Классификация экспериментов: по условиям проведения; по характеру логической структуры доказательств и гипотез; по типу создаваемой экспериментальной обстановки. Преимущества лабораторного и естественного экспериментов.
Раздел 4. Обобщение и анализ данных конкретного социологического исследования (2 час.)

Тема 1. Общие принципы обработки и анализа данных. Подготовка социологического отчёта.

Виды данных в конкретном социологическом исследовании. Виды анализа данных, используемых в конкретном социологическом исследовании.

Разновидности качественного (функциональный, структурный, генетический, системный) и количественного(статистический, нестатистический) анализа.

Этапы и процедуры первичной обработки данных конкретного социологического исследования. Редактирование анкет. Исправление ошибок. Кодирование информации. Обработка данных. Группировка данных.
Тема 2. Социологическое исследование. Социологический отчёт.

Логика построения отчёта. Метод индукции при построении отчёта (сведение социологических данных в показатели). Переход от частного к общему, как процесс обоснования ответа на основную гипотезу исследования.

Структура ответа. Обоснование и содержание актуальности исследовательской проблемы. Цель исследования как наиболее общий его результат. Общие выводы по результатам исследования. Приложение к отчёту.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ»

(17 часов в течение одного полугодия )

 



Тема

Количество часов

РАЗДЕЛ 1. (1 час.)

Прикладная социология в структуре социологических знаний

1.

Прикладная социология. Понятия, структура, функции.

1

РАЗДЕЛ 2. (5 час.)

Основные этапы и разновидности конкретного социологического исследования

1.

Основные этапы и разновидности конкретного социологического исследования.

1

2.

Основные элементы программы конкретного социологического исследования.

1

3.

Обоснование концептуальной модели конкретного социологического исследования.

1

4.

Методологические проблемы измерения социальной информации в конкретном социологическом исследовании.

1

5.

Выборочный метод. Условия применимости выборочного метода. Основные методы построения выборки.

1




Раздел 3 (8)

Методы сбора первичной социологической информации

1.

Социологический опрос как основной метод сбора информации в конкретном социологическом исследовании.

1

2.

Анкетирование как метод социологического опроса.

Почтовый опрос как разновидность анкетирования.

1

3.

Интервьюирование как метод социологического опроса.

Метод наблюдения. Анализ и обработка данных

наблюдения.

1

4.

Использование метода экспертной оценки в конкретном социологическом исследовании.

1

5.

Методы тестирования в конкретном социологическом исследовании.

Использование биографического метода в конкретном социологическом исследовании.

1

6.

Использование фокус – группы.

1

7.

Метод анализа документов.

Контент - анализ как способ формализованного анализа документальных источников.

1

8.

Социальный эксперимент как метод конкретного социологического исследования.

1

Раздел 4 (2 часа)

Обобщение и анализ данных конкретного

Социологического исследования

1.

Общие принципы обработки и анализа данных. Подготовка социологического отчёта.

1

2.

Социологическое исследование. Социологический отчёт (зачёт-конференция).

1


Литература для учащихся:

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 374 с.

2. Кравченко А.Н. Введение в социологию. Учебное пособие. – М., « На Воробьёвых». 1994 г.

3. Самыгин С. И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов (экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов н /Д: издательский центр «МарТ», 1999. – 192 с.
Литература для учителя:

1. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. Под ред. Г.С. Батыгина. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 168 с. – (Программа «Высшее образование»).

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 374 с.

3. Горелов А. А. Социология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.А. Горелов. – М.: Эксмо, 2007. – 320 с. –(Полный курс за три дня).

4. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология. Учебное пособие для вузов. – М., 2003.

5. Как провести социологическое исследование: В помощь идеол. Активу / Под ред. М. К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: Политиздат, 1990. – 228 с.: ил.

6. Социология: Учебное пособие / Под редак. П. С. Емшина, Д. З.Мутагирова, Н. Г. Скворцова. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.: ил. – (серия «Учебное пособие»)

7. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1997. – 344 с.: ил.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Прикладная социология» iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Элективный курс «Прикладная социология» iconЭлективный курс по химии
Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования
Элективный курс «Прикладная социология» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс «Прикладная социология» iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Элективный курс «Прикладная социология» iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс «Прикладная социология» iconЭлективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных...
Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса
Элективный курс «Прикладная социология» iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...
Элективный курс «Прикладная социология» iconЭлективный курс по алгебре «Практикум по решению задач»
Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных...
Элективный курс «Прикладная социология» iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Элективный курс «Прикладная социология» iconНазвание: Элективный курс
Название: Элективный курс «Вычислительный эксперимент как новая методология научных исследований»
Элективный курс «Прикладная социология» iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...
Элективный курс «Прикладная социология» iconЭлективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,...
Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс
Элективный курс «Прикладная социология» iconЭлективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся...
Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую...
Элективный курс «Прикладная социология» iconЭлективный курс "История русской культуры"
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры
Элективный курс «Прикладная социология» iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Элективный курс «Прикладная социология» iconЭлективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов
Элективный курс «Введение в психологию» разработан учителем 1 квалификационной категории Тукубаевой Ильсияр Амировной ( Зам директора...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск