Скачать 132.58 Kb.
|
МБОУ «Курлекская СОШ» Томского района
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку «Азбука журналистики» в 7 классе 2013-2014 учебный год Составитель: Дорохова Инна Владимировна с. Курлек 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе элективного курса «Азбука журналистики». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Данная программа рассматривает главный постулат Концепции модернизации образования – образование должно быть эффективным, качественным, доступным. В этом – главное предназначение школы – основной ступени становления ребенка, гражданина, развитие крепкой духовной личности. Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых подростки проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность. Соответственно требуется, чтобы полученные знания подросток мог применять. Данный курс развивает и реализует творческие способности учащихся через создание школьной газеты. Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование… В результате работы по выпуску газетного, журнального материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт. Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе. Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей. Особенность данного курса состоит в том, что он опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по
Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: создание школьной газеты ЗАДАЧИ: 1.Образовательные - повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу - совершенствование и развитие навыков литературного творчества - повышение грамотности 2. Воспитательные - сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы - воспитание информационной культуры - воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции 3. Развивающие - повышение коммуникативных способностей детей - повышение статуса детей в школьном коллективе - развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность Направления деятельности
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся. Учащиеся должны знать понятия: 1.тема, идея (основная мысль текста), его композиция, 2.типы речи, стили речи, 3.изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность. 4.жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья, … Учащиеся должны уметь: 1.собирать материал, систематизировать его, 2.строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему, 3.доказывать свою собственную точку зрения, 4.интересоваться мнением других людей, 5.составлять план, 6.создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах, 7.собирать материал 8.грамотно излагать свои мысли, 9.создавать макет будущего номера 10.редактировать созданный материал ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В школе создана команда детей (редколлегия газеты), школьная газета выходит 2 раза в месяц в бумажном варианте, либо публикуется на школьном сайте.РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: 1 раз в 2 недели по 40 минут.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Настоящая программа рассчитана на 1 год: Предлагаемый курс обучения адресован учащимся в возрасте 13-17 лет. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРННЫЕ ПРОГРАММОЙ: 1.свободная творческая дискуссия; 2.ролевые игры; 3.творческих заданий; 4.активные методы формирования системы общения; 5.практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе). Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 10 человек: Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются: желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, пресс-конференциях, творческих конкурсах. КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - умение построить устное и письменное сообщение; - умение работать в различных жанрах публицистического стиля; - умение общаться с отдельным человеком и аудиторией; - самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе. Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ: Ученик: * что делал * где участвовал * каковы успехи * планы на будущее * чему научился * индивидуальные творческие достижения
Критерии оценивания созданных ученических работ:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Содержание программы: 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности. 2. ИЗ ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России Журналистика XVIII века. Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец». Журналистика XIX века. Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург»; Журналы «Современник», «Отечественные записки». Журналистика XX века. В.И. Гиляровский – репортер и публицист. Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров. Задания. Напишите репортаж «Герои нашего села». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого. Дискуссия о профессиональной этике журналиста. 3 ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ. Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах. 4.ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному. Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения. 5.СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте. Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры. 6. ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ? Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер) Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER) Задание. Оформление фоторепортажей, создание газеты. 7.АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ. Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу. Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. 8. ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ОСНОВА ГАЗЕТЫ. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. 9. РЕКЛАМА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ. Роль реклама в нашей жизни: положительная и отрицательная. Задание: Создать рекламу самой необычной вещи. 10. ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»? Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. 11. РЕПОРТАЖ. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. 12. ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. 13. СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ. Создание и презентации своих собственных статей. 14. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА. Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование). Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора. 15. ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ. 16. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА: 1.Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского. 2.Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. 3.Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994. 4.Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
6.Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993. 7.Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974. 8.В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996. 9.Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ: 1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983 2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001 3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988 4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988 5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Средства, необходимые для реализации данной программы: - разработки по темам; - карточки с подбором лексики по изучаемой теме; - тематический материал периодической печати; - справочники; - словари; -Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы, стулья. Технические средства: компьютер, фотоаппарат, телевизор, DVD. У каждого ребенка – блокнот, ручка. |
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на... | Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса... | ||
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов... | Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | ||
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» Элективный курс предназначен для пред профильного обучения (9 классов) рассчитан на 34 часа | Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 «А» класса «Русское... «Программы по русскому языку. Элективные курсы». Под редакцией С. И. Львовой. М.: Мнемозина, 2009 | ||
Программа элективного курса по русскому языку для 10-11-х классов "Язык в сферах общения" Программа элективного курса по русскому языку для 10–11-х классов "Язык в сферах общения" | Рабочая программа элективного курса «Речеведение» Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 35 часов, базируется на программно-методических материалах... | ||
Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена на основании программы по русскому языку «Русское... | Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» Создание курса по трудным вопросам орфографии диктуется острой необходимостью в связи со сдачей экзамена по русскому языку в виде... | ||
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» Основная цель курса — содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному... | Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии" Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Введение в языкознание» соответствует требованиям, изложенным в государственном... | ||
Рабочая программа по русскому языку 5 класс пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | Рабочая программа По русскому языку Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта... |