Скачать 128.77 Kb.
|
Клейменова Юлия Эдуардовна Философия информационной безопасности социума Зачет 14 семинаров, 9 лекций Можно по желанию выполнить реферат – повлияет на автомат Для зачета нужно посетить 7 лекций, 11-12 семинаров. Сдать все письменные работы (7 штук) На зачете будет примерно 30 вопросов. В дипломе должен обязательно быть раздел по информационной безопасности.
– понятие, его содержание
Литература:
06.11.2009 Лекция 1 В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕПИСЫВАНИЯ =) 13.11.2009 Лекция 2 Генезис понятия безопасность:
Безопасность не существует сама по себе. Она сопряжена с защитой каких-либо других потребностей. Этим обосновывается субъективная интерпретация понятия безопасность. Б. – субъективное понятие. Б. в объективном смысле определяется отсутствием угроз приобретенным ценностям. Б. в субъективном смысле – отсутствия ощущения, что ценности будт подвергнуты опасности, угрозе. Даль: Б. – отсутствие опасности, сохранность, надежность. Это обыденное понятие, наделяется личным пониманием. Оно м.б. только субъективным. Б. – это положение, при к-м не угрожает опасность кому/чему-нибудь (ожегов) Б. предполагает, что объект д. находиться в неком состоянии, в безопасности. Определение опасности: Опасность – негативное воздействие на социально-технологический организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, уничтожающий его значительно ухудшающий его функциональное состояние. Угроза – это совокупность условий и факторов, создающих опасность. Сначала наступает угроза, а затем опасноть. Опасность – хуже. Угроза – вероятность наступления опасности. Угроза может пройти, а от опасности надо защищаться. 3 основных подхода к пониманию Б.: 1) Б – некий процесс. На 1 план выходят все параметры, связанные с пространством и временем. 2) Б. – некое состояние объекта. В з-не РФ о безопасности, Б. рассматривается именно как состояние. Нельзя сказать, что правильнее.
Безопасность в широком понимании выделяется специализированное определение Природа – субстанция существования, позволяющая обеспечить защиту и прогрессивное развитие социума. Характериз.уется способностью к самозарождению и саморазвитию. Безопасность существует столько, сколько существует социум. Это не только понятие, но и система норм и правил, выстроенная. Структура безопасности:
Субъект – обеспечивает безопасность. Объект – принимает действия. Обеспечивается безопасность объекту. Субъекты безопасности: органы власти, гос. Структуры, СБ каждой организации. Во всех случаях – люди. Объекты – психика, люди, организация, гос-во (объект социума), информационная системы (социо-техническая система, в к-ю обязательно входят люди). И субъекты и объекты – люди. Субъекты одновременно выступают и объектами безопасности. Состояние абсолютной безопасности – абсолютно недостижимо. Приняли «приемлемый риск» ALAR («as low as reachable»). Нельзя создать абсолютной безопасности для социума. Следует стремиться к достижению хотя бы такого уровня риска, который можно считать приемлемым. (для данных конкретных социально-исторических условий). Идея безопасности социума проникает в сознание современного человека. Парадокс – в мире существует огромное количество определений. А общепринятого определения безопасноти не существует. Будем иметь дело не с научным определением, а с его смысловым образом. Он отражает определенные явления действительности. С течением времени эволюционирует не само понятие, его смысловой образ. Смысловой образ понятия безопасности имеет 2 смысловой
Эта форма либо соответствует, либо не соответствует ценностям человека. Понимание людьми своей безопасности. Идеал безопасности существует на социально-психологическом уровне Современный мир не является единой конструкцией. Идеал является духовным критерием познания человека. Идеал является пограничным состоянием нашего познания, который мы реализуем ежедневно. Б. – часть сознания. Идеал безопасности – это порождаемый воображением, чувственно воспринимаемый образ абсолютно безопасного жизнеустройства, к которому стремится прогрессивное развитие социума. Идеал безопасности – духовное выражение норм и правил поведения, отличающегося от повседневного. Давидович: ядро чувственной формы безопасности – идея, представленная как цель и как ценность, желаемая, но недостижимая цель. В любом случае цель оценивается субъектом, как некоторая ценность. Какое место в структуре ценностей занимает безопасность? 2) Научная форма. Смысловое ядро безопасности: социальная идея мира. Представление о мире входит в тот разряд понятий, которые рождены историей и наиболее полно отражают потребности людей. Идея мира достаточно по-разному трансформировалась в истории. Первые рассуждения о проблемах мир и безопасности – еще в доантичные времена. Существует формула: хочешь мира, готовься к войне. Безопасноть гос-ва оценивалась всегда способностью государства вести военные действия и уцелеть в военных действий. Существовало 2 направления:
Одни предлагали в борьбе за мир насилие, другие – за счет отступления от всех военных действий. Ларин: существует 3 варианты развития событий по достижению безопасности:
Методологическая ценность определения В любом случае присутствует элемент навязывания воли. Безопасность рассматривается как некая логическая цепочка. Безопасность не отделима от жизни, а жизнь неотделима от мира. Мир подразумевает не только отсутствие войны, но и условия нормального существования и развития социума. При всей важности проблемы мира в военно-политической литература чаще используется понятие войны, чем понятие мира. Безопасность – это мир, а не отсутствие военных действий. Мир : – социально-философская проблема - система отношения социума Эти социальные отношения находятся в единстве и взаимосвязи. Как цель может рассматриваться построение единой и целостной системы отношений социума. Идея - кристаллизация того элемента безопасности, к-я позволила бы ему существовать в той системе, в которой существует. Истоки социальной идеи мира – в мифологии. Основная ценность – отсутствие войн и насилия. Идея мира в античной философии. Античные философы призывали к прекращению войн и насилия. Мир рассматривался как временный перерыв между войнами. Религия предлагает свою версию мира и безопасности: построение града божьего н Земле. Новая философия. Эразм Роттердамский: обеспечение мира – задача гос-ва. Гюго Гроций: мир может достигаться 2 путями: путем подавления и путем подчинения. Вторая половина 17 века: теория общественного договора. (Локк, Гоббс) Свобода человека трактовалась по-разному разными философами. Локк: гос-во существует не для цели, а только в интересах мира, блага и безопасности народа. Кант: не существует вечного мира. Вечный мир – это только лишь философская категория, связанная с человеческой природе. Это не от доброты душевной, а по причине естественного стремления человека к миру. Русская философская и религиозная мысль. Владимир Соловьев: мир – следствием европейского пути развития. Эти две формы безопасности тесно взаимодействуют между собой, порождают друг друга. Вопросы к с/р №2: Смысловой образ безопасности Бытие смыслового образа Чувственный образ безопасности Научное понятие идеальной безопасности Природа понятия идеала безопасности Научная форма смыслового образа безопасности Понятие мир и его Механизм функционирования Динамика Единство и целостность Основные Не успела записать((( 13.11.2009 Лекция 3 Информационная сфера социума Генезис, научное понятие, характеристики. Информационное производство и его отличия. Научные понятие «информация» и «знания». Соотношение «информация» и «знания», стадии развития информации и знаний, информационный обмен. Протогенез(фаза, предшествующая развитию) и генезис(развитие) ИБ В истории было время, когда не существовало объективной необходимости в ИБ. Природа безопасности (не субстанциональная). В условиях экономического и технического прогресса происходит демографическое развитие общества. Вместе с увеличением кол-ва людей увеличивается кол-во потоков распространения информации. Не всегда информация играла такую важную роль, как сегодня. Сначала информация существовала только в виде мысли, затем появилась речь. Существовало несколько информационных революций. Выделяют 4 инф. эволюций, сейчас идет пятая. 1) язык 2) письменность 3) книгопечатание (промежуточная стадия – телефония) 4) создание компьютеров (ЭВМ). 6) развитие глобальных информационных сетей (в ходе) Язык (еще протогенез) Ряд ученых считают, что на этапе появления членораздельной речи вопроса безопасности не стояло. Крайняя скудность когнитивных ресурсов – люди не считали, что безопасность – что-то необходимое. Вся информация существовала только в устной форме. Не было необходимости формирования систем безопасности. Информационная безопасность – продукт более позднего времени. Письменность (начинается генезис) Сдвиг в сфере когнитивных ресурсов. Появилась возможность передавать информацию во времени, сохранять его, отчуждать знания от владельца. Существенный шаг в продвижении к формированию информационной безопасности. Знания транслируются на большие расстояния, происходит осознание значимости когнитивного ресурса. Имеет ценность для людей, охраняют (папирусы=)) от посягательств. Книгопечатание (16 век) На Руси Иван Федоров, в Германии Иоганн Гуттенберг (ювелир, создал из драг метала набор шрифта, ростовщик). Приводит к нарастанию объема знаний. Он достигает порогового значения. До какого-то момента – не способен влиять не массы. Одновременно с преодолением порогового значения часть произведений становятся запретными. Гос-во осознает, что информация распространяется не в пользу гос-ва. Появление ЭВМ 19-20 век – электричество, радио, телеграф, телефон, телевидение. Это расширило доступ к источникам информации и знаний. С появлением ПК… Изначально «вычислительная техника» - название отражает задачи, которые первоначально ставились перед компьютерами. Со временем комп перестал быть большим калькулятором. Главное в этой революции – сохранение информации в электронной форме. Мы получаем оперативность и скорость. Расплачиваемся безопасностью. Развитие глобальных информационных телекоммуникационных сетей (трансграничные сети) Воздействуют и на каждого индивида в отдельности и на большие массы людей в целом. Сущность в создании единой информационной системы, единого информационного пространства. Оно постепенно объединяет различные средства связи. Серьезная проблема – люди переходят от реального мира в виртуального. Человек теряет самостоятельность. Становится очень управляемым. Причины формирования ИБС:
Информационная сфера социума Параметры идентификации новизны информационной системы(5)
Информационная сфера становится материально-технической основой информационного общества. Изучение проблем информационной сферы изучается активно. Философская составляющая информационной безопасности не затрагивается. Как мы рассматриваем информационную сферу и почему
Информационная сфера – сфера деятельности, связанная с созданием, преобразованием и сохранением, распространением и потреблением всей совокупности социально-значимой информации и знаний в целях обеспечения нормального функционирования других сфер и социума в целом. Ради удовлетворения потребностей людей существует производство. Информационное производство – отрасль общественного производства, отдельный вид производства. 1) Производство и жизненный цикл информации 2) Производство и жизненный цикл знаний Возникают производственные отношения. Эффективность функционирования информационного производства определяет то, насколько гармонично будет развиваться цивилизация. При изучении инф сферы ключевой вопросы – изучение инф производство 9/10 информации – в радиоэлектронной форме Информация и знания Информация – «понятие с размытыми краями». Мы рассматриваем его без каких-либо рамок и ограничением. Информация – изучение, ознакомление, сведения И - информация (в отличие от материи и энергии) И - знаковое формирование, которому передающий придал определенное значение И – способ знаков вызывать какие-то образы И – превращенная форма отражения стороной, которая поддается опредмечиванию и акцентирует внимание на разнообразии и различии Информация – самостоятельная явление и выражает опр знания в деятельностной сфере. Информационно-бедная сфера имеет возможность расширить свою когнитивный ресурс. Человечество стремится к знаниям, но получаем мы только информацию. Уровень информационного развития общества определяется количеством знаний. Личностное знание – то, что находится в голове каждого из нас. Л.З. - знание, усваиваемое и создаваемое личностью в ее индивидуальной практике, в ходе которой реализуются и вырабатываются как общие понятия, входящие в единый исторически сложившийся научный аппарат, так и единичные, неповторимые, присущие только данной личности представления. Знание - способность, к-я базируется на осведомленности человека в чем-л - любая познавательно значимая информация (тут пересечение знаний и инфы) - познавательная единица (в этом смысле знание может быть научным, ненаучным, лженаучным, паранаучным и тд) Знание (узкий смысл) – мыслительная конструкция, которая может быть оценена как истинная или ложная. Знание (широкий смысл) – результат адекватного отражения действительности, к-е существует в сознании человека в виде понятий, представлений, суждений, фиксируемых в форме знаков естественных и искусственных языков. за время существования информация и знания проходят 3 стадии:
За каждую стадию отвечает определенный социальный институт. Характеристики инф сферы социума
Основные функции информационной сферы социума:
Гос-ва сейчас делятся на информационно бедные и информационно богатые. Тофлер: поляризация общества на информационно богатые и бедные гос-ва приобретает серьезный характер, когда речь идет о поляризации знаний. Общество богатое и бедное знаниями. Культурно-информационный властный ресурс. Основные проблемы, связанные с созданием единой системы безопасности социальных объектов:
|
Классификация угроз. Формализация подхода к обеспечению информационной... ... | Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних... Рмации повышается зависимость общества от степени безопасности используемых им информационных технологий, от которых порой зависит... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Документоведение... Целью дисциплины является ознакомление студентов с содержательной стороной проблемы информационной безопасности как основной составляющей... | ||
Утверждаю Директор школы №22 Сми и других средствах массовой коммуникации. В целях реализации мероприятий информационной безопасности обучающихся на базе мбоу... | Методические рекомендации по вопросам информационной безопасности... Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной... | ||
Темы вашего учебного проекта ИБ; программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности; экономические угрозы или риск принятия решений... | Программа дисциплины «Организационно-правовые аспекты информационной безопасности» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности... | ||
Личностные детерминанты информационно-психологической безопасности студентов Работа выполнена на кафедре психологии и безопасности жизнедеятельности факультета информационной безопасности | Инструкция по обеспечению информационной безопасности при использовании Об утверждении инструкции по обеспечению информационной безопасности при использовании экзаменационных материалов и результатов единого... | ||
План работы конференции 24 апреля 2014: Пленарное заседание «Актуальные... Направления: экономическая безопасность; автоматизированные системы управления технологическими процессами; системный подход к обеспечению... | Задача всего российского общества, и только объединив усилия Цель: формирование информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности школьников | ||
Приказ №2451, в целях соблюдения требований информационной безопасности... Об обеспечении информационной безопасности при получении, учете, хранении, доставке и приемке/ передаче экзаменационных материалов... | Урок Блог Миненкова Эдуардовна Галина ... | ||
«Взаимодействие школы и окружающего социума» Главной целью взаимодействия школы с окружающим социумом является объединение ресурсов и усилий социума в воспитании и образовании... | Рабочая программа по дисциплине организационно-методический раздел Старший преподаватель кафедры информационной безопасности в управлении Института права, социального управления и безопасности гоу... |