Скачать 259.33 Kb.
|
Приложение к Заявке на участие в конкурсе концепций научно-исследовательского семинара (бакалавриат) Описание методики проведения Научно-исследовательского семинара «Управление рисками» для студентов бакалавриата отделения Программной инженерии к.э.н., доцент Е. Ю. Песоцкая epesotskaya@hse.ru 1. ВВЕДЕНИЕНаучно-исследовательский семинар «Управление рисками» проводится кафедрой управления разработкой программного обеспечения отделения программной инженерии факультета бизнес-информатики НИУ-ВШЭ для студентов бакалавриата. Студентам предлагается сделать обязательный выбор одного из восьми научно-исследовательских семинаров. Участие каждого студента в одном из восьми семинаров является обязательным. При этом студент вправе посещать другие научно-исследовательские семинары на добровольной основе без обязательств по сдаче зачетов. Темы и задачи, обсуждаемые на семинаре, учитывают объем знаний, накапливаемый участниками семинара в процессе обучения на соответствующих курсах бакалавриата. Для проведения семинара выбрана актуальная тема управления рисками при разработке и внедрении программных проектов в области информационных технологий. На фоне постоянно улучшающихся технологий, создания новых методик разработки ПО рост успешности проектов из года в год незначительный - динамика успешности проектов за последние 14 лет практически не изменилась - лишь около трети проектов в области информационных технологий и разработки ПО завершились успешно. Остальные завершены с отклонениями, либо совсем остановлены. Рисков провала ИТ проекта может быть множество. Одной из серьезных причин может стать неудачная формулировка и планирование проекта на стадии его инициации. Среди распространенных причин неудач ИТ проектов выделяют недостаточную вовлеченность и нереалистические ожидания заказчиков, конфликты с интересами функциональных подразделений, нехватку ресурсов, недостаточную поддержку высшего руководства, технологическую некомпетентность персонала. Все эти проблемы рассматриваются в рамках научного семинара, обсуждаются актуальные вопросы программной инженерии и разработки программных продуктов. Рассматриваются условия, в которых происходит разработки и реализация проектов внедрения, обсуждаются цели, задачи, технологии, стандарты разработки. 1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СЕМИНАРАДанная методика описывает подход к проведению научно-исследовательского семинара со студентами 1-го, 2-го курса бакалавриата на отделении Программной инженерии факультета Бизнес-информатики. Задачей научного семинара «Управление рисками» является формирование у студентов профессиональных компетенций, связанных как с общей методологией научного исследования, так и с аспектами анализа и управления рисками при разработке современного программного обеспечения, в частности разработки программных средств, реализующих функции управления рисками (функции идентификации, оценки, управления рисками). Важной целью научного семинара является также привлечение студентов к исследовательской работе с первых лет обучения, помощь в выполнении курсовых и выпускных работ. В результате научного семинара студенты приобретают следующие компетенции: • Практические навыки самостоятельного научного исследования, включая практическую реализацию результатов; • Практические навыки работы с научной литературой; • Возможности публичного выступления и ведения научной дискуссии. • Базовые умения и навыки ведения самостоятельных исследований; • Навыки выступлений с научными докладами, оформления содержательных презентаций и научится корректно вести научные дискуссии; При организации семинара учитывается, что участники семинара постепенно приобретают знания и навыки в учебном процессе. Практические занятия и задания для самостоятельной работы строятся в соответствии с накоплением знаний в процессе освоения материалов лекций и практических занятий. По тематике научного семинара студенты имеют возможность: • Получить компетенции в области управления рисками при разработке современных программных систем; • Получить знания в области средств и методов анализа и оценки рисков разработки и внедрения систем; • Приобрести практические навыки командного обсуждения вариантов построения моделей и выбора результатов для практической реализации; • Приобрести практические навыки экспериментального построения моделей программных систем поддерживающих функции управления рисками. Целевой аудиторией семинара являются студенты 1-го и 2-го курса Отделения программной инженерии, которые уже начали изучать базовые дисциплины профессионального цикла (Б.3.Б) и базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.Б.). Все учебные материалы предлагаются и обсуждаются непосредственно на семинарах в интерактивном режиме, что позволяет фиксировать и корректировать сложные для понимания студентов аспекты. 1.1. НОВИЗНА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СЕМИНАРАВ качестве тематики семинара выбрана актуальная научная проблема в области программной инженерии, имеющая практическую значимость. К оригинальности методики можно отнести: 1. Получение теоретического базиса в активно развиваемой области управления рисками, изучение взаимосвязи рисков с другими областями программной инженерии и бизнес-информатики (программирование, тестирование, верификация, разработка требований, управление интеграцией и пр), которые изучают студенты бакалавриата. 2. Обзор и анализ (с возможностью практического изучения) существующих программных решений в области управления рисками, представленные на сайтах разработчиков. Примеры с описанием функциональности и демо-версии систем доступны на сайтах разработчиков. Поскольку по окончанию научного семинара студенты выполняют курсовой проект, который подразумевает разработку программы по выбранной тематике, задание по изучению существующих разработок кажется достаточно целесообразным. Во-первых, студенты могут прочувствовать важность и спрос на подобные разработки. Во-вторых, студенты изучают наиболее, на их взгляд, удачные решения, взять в качестве примера для собственной разработки, сделать презентацию и поделиться с аудиторией. В третьих, полезный навык самостоятельного изучения доступных программных продуктов, позволит более уверенно держаться на защите курсового проекта и отвечать на вопросы комиссии о том, какие подобные разработки есть на рынке. Примеры программ можно взять в качестве основы и базы для собственных разработок в области программной инженерии и выполнения курсового проекта, который предусматривает программную реализацию. 3. Выполнение практических примеров и бизнес-кейсов самостоятельно и в группах, с демонстрацией и обсуждением результатов. Практически студентам описывается оригинальный бизнес-кейс, ситуация для которой студенты осуществляют управление рисками и последовательно применяют различные методы. За время проведения научного семинара студентам предлагается несколько бизнес кейсов – кейс по идентификации рисков (см. Бизнес кейс «Внедрение CRM системы в компании «ФобосПринт: идентификации рисков»), кейс по оценке рисков с применением специальных методик, кейс по управлению рисками с помощью методов реагирования, контролю и отчетности по рискам. Для студентов второго и последующих лет обучения предусмотрен кейс по использованию методик FMEA, FTE, HAZOP (HAZOP - Hazard and Operability Study, FTA - Fault Tree Analysis, FMECA - Failure Mode, Effects and Consequence Analysis) и кейс по анализу и оценке рисков применительно к конкретной разработке программного продукта (разработка студенческой библиотеки с использованием средств Extreme Programming - XP). 4. Проведение зачета в форме мини-конференции, в которой выступают с докладами в форме презентаций все студенты. Каждый участник семинара в конце 4 модуля представляет программное решение / курсовой проект, готовит презентацию программного решения и демонстрацию системы. Презентация решения сопровождается обсуждением: студенты задают вопросы докладчику, обсуждают достоинства и недостатки предложенного решения, альтернативные подходы к решению представленной задачи. 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ СЕМИНАРАНаучный семинар «Управление рисками» относится к циклу дисциплин НИР.2 для программы подготовки бакалавра, направление 231000.62 «Программная инженерия». Курс закреплен за кафедрой Управления разработки программного обеспечения и проводится в течение всех четырех модулей учебного года. Семинар включает еженедельные аудиторные занятия по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов. Согласно РУП 2012-2013 уч.г. продолжительность семинара составляет 64 аудиторных учебных часа в форме практических занятий и 44 часа самостоятельной работы. Рубежный контроль – зачет в конце четвертого модуля. Количество кредитов – 3. Рубежный контроль – зачет в конце четвертого модуля. Зачет обязателен для тех студентов, для которых данный семинар является основным (обязательным). Если студент посещал более одного семинара в течение года, он получает зачет по семинару, который является для него основным. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности. Научно-исследовательский семинар «Управление рисками» впервые проводился в 2011-2012 уч.г. со студентами 1-го и 2-го курса бакалавриата и продолжается в 2012-2013 уч.г. 3. ФОРМЫ РАБОТЫ НА СЕМИНАРЕПри проведении научно-исследовательского семинара используются следующие формы работы:
Поскольку тематика семинаров должна стимулировать развитие интереса к самостоятельным исследованиям и разработкам студентов, в рамках научного семинара студентам предоставляется возможность участвовать в научных дискуссиях, изучать статьи и материалы по теме семинара, делать презентации и доклады по изученным темам. Все формы работы предусматривают режим свободной дискуссии: возможность задать вопрос по ходу лекции или сообщения, генерирование идей, предложение альтернативных решений, обсуждение как содержания, так и формы представления материала. На каждом научном семинаре «Управление рисками» студенты рассматривают практическое применение всех методов и инструментов идентификации, качественной, количественной оценки рисков, реагирования, мониторинга и контроля рисков на каждом этапе жизненного цикла разработки программного обеспечения. Так, например, для идентификации рисков, студенты изучают на практике методы «Мозгового штурма», «Дельфи», «SWOT-анализ», «анализ предположений «Что-если», «диаграмму рыбной кости Ишикавы» применительно к проекту разработки программного обеспечения. Например, при использовании метода мозгового штурма, назначается модератор, который фиксирует все результаты на доске с их последующим обсуждением, все остальные участники участвуют в обсуждении. При использовании SWOT анализа, студентам предлагается объединиться в четыре группы, каждая из которых анализирует отдельный аспект (S- сильные стороны, W – слабые сторон, O – возможности, T - угрозы). Далее все результаты обобщаются и обсуждаются. При использовании графических инструментов, например диаграмм, студентам предлагается индивидуально разработать диаграмму, с последующим сравнением и анализом результатов. Для оценки рисков студентам предлагается в группе проранжировать риски, смоделировать ситуацию и построить дерево решений для расчета ожидаемой денежной стоимости, выполнить анализ чувствительности, сценарный анализ, моделирование и имитацию по методу Монте-Карло, и прочие методы качественной и количественной оценки. Некоторые практические задания студенты выполняют дома, результаты оформляют в виде краткой презентации, которую они демонстрируют в классе с последующим обсуждением результатов. В некоторых случаях, например для изучения методов количественной оценки и имитационного моделирования «Монте-Карло», студентам предлагается совместно рассмотреть примеры, доступные на YouTube. Таким образом, студенты имеют возможность посмотреть метод в действии на реальных данных (метод становится интересен, когда используются значительные объемы реальных статистических данных), также студенты узнают о практическом применении методик управления рисками. Текущий контроль для студентов включает учет посещаемости научного семинара и оценку качества подготовки и активности участников семинара: доклады, презентации, оппонирование, критические выступления, решение задач и реализация компьютерных программ. 4. ПЛАН РАБОТЫ ПО МОДУЛЯМПлан по модулям разработан на один учебный год (с первого по четвертый модуль). В ходе проведения семинара могут требоваться корректировки по времени в виду различного восприятия материала студентами и скоростью обработки информации для подготовки собственных выступлений и участия в научных дискуссиях. В связи с этим темы, разбираемые на семинаре, могут одновременно входить в несколько описанных разделов, а работа с практическими примерами продолжается на всем протяжении курса. Поскольку второй год подряд основными слушателями семинара являются студенты первого курса (90%) и студенты второго курса, не посещавшие семинар «Управление рисками» в прошлом учебном году, программа предусматривает преподавание основного теоретического и практического материала по программе, предложенной ниже:
В первом модуле в рамках представления научно-исследовательского семинара «Управление рисками» со студентами обсуждаются, в частности, следующие вопросы:
Во втором модуле занятия семинара посвящены основам идентификации, качественной и количественной оценки рисков программных проектов. В частности, рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:
В третьем модуле на семинаре рассматриваются вопросы моделирования и анализа поведенческих свойств параллельных и распределенных систем. В частности, рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:
В четвертом модуле студенты готовят зачетные задания и курсовые работы по тематике семинара. Работа над курсовым проектом ведется, начиная со второго модуля, после утверждения темы с руководителем. В виду того, что научный семинар является дисциплиной по выбору для учащихся бакалавриата 1-го и 2-го курса, программа семинара может быть доработана и расширена для слушателей, которые на следующий год захотят продолжить обучение в данном направлении. Так, например, во второй год обучения студентам может быть предложена более глубокая проработка на семинарах и научно-исследовательская работа и в области управления рисками с использованием более сложных статистических методов, а также методов оценки рисков.
Также для второго года обучения можно предложить более глубокую проработку рисков на всех этапах жизненного цикла разработки на примере бизнес-кейсов. То есть рассмотреть пример разработки конкретного программного продукта, проанализировать: a) Риски при сборе и формализации требований; б) Риски, которые возникают на этапе проектирования и дизайна; с) Риски кодирования, в зависимости от выбранной модели (модель водопада, спиральная, прототипа, быстрые модели разработки - Agile, XP); д) Риски внедрения в промышленную эксплуатацию; е) Риски сопровождения и модернизации. В настоящее время для студентов первого года обучения на научном семинаре в виду ограниченности по времени рассматриваются и разбираются типовые примеры рисков при разработке программного обеспечения с привязкой к жизненному цикла, но без разбора конкретной ситуации (бизнес-кейса), что ограничивает их возможности самостоятельно определять и оценивать риски на каждом этапе жизненного цикла. Также для студентов второго и последующих лет обучения, повторно выбравших семинар «Управление рисками» и имеющих достаточную базу, можно предложить следующие крупные разделы для дополнительного изучения:
5. СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЕМИНАРА На научном семинаре «Управление рисками» студенты знакомятся не только теоретической с проблематикой управления рисками, но и получают начальные знания из области программной инженерии, знакомятся с понятием информационных систем и технологий, методах принятия решений – ведь все это в конечном итоге влияет на качество систем и программного обеспечения, позволяет управлять различного вида рисками (технические, технологические, организационных, методологические, пр). Тематика научного семинара первого и второго курса не должна дублировать и/или опережать изучение предметов и тем, преподаваемых в рамках учебной программы. Поэтому ключевым отличием научного семинара «Управление рисками» от курса «Управление рисками», которые читается студентам магистратуры, является то, что научный семинар ориентирован на студентов бакалавриата и учитывает их объем знаний и опыт. Студентам приводятся более наглядные примеры на основе бизнес-кейсов, выполнение практических заданий проводится в небольших группах по 3-5 человек, чтобы студенты могли обсуждать проблематику, делиться различными точками зрения. Тематика семинаров должна способствовать более глубокому пониманию изучаемых по программе предметов, отражая современные подходы к использованию научных результатов в данной области. Таким образом, основной акцент научного семинара делается не на изучении стандартов и методологий, существующий для области знаний «Управление рисками», а на изучении проблематики и её взаимосвязи с другими областями программной инженерии. Так, например, студентам наглядно демонстрируется, что управление рисками тесно связано с финансовым планированием, поскольку при разработке крупных информационных систем, задействованы колоссальные бюджеты. Также область управления рисками тесно связана с управлением персоналом – поскольку организационные риски, такие как, отсутствие заинтересованности заказчика, некомпетентность сотрудников или противодействие пользователей, являются наиболее значимыми при разработке программного обеспечения и внедрении ИТ систем. Управление рисками тесно связано с написанием программного кода, отладкой, верификацией и тестированием программных модулей, интеграцией с другими решениями и прочими областями программной инженерии. Участникам семинара предлагаются для обсуждения и последующего исследования, следующие крупные темы, представленные в предыдущем разделе, каждая из которых допускает достаточно широкую детализацию и богатый выбор конкретных примеров и задач. 6. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПО СЕМИНАРУ Текущий контроль предполагает учет посещаемости научного семинара и оценка качества подготовки и активности участников (доклады, презентации, оппонирование, критические выступления, решение задачи реализация компьютерных программ); при непосещении семинара ставится оценка «0»; За год обучения на научно-исследовательском семинаре «Управление рисками» студент обязан представить следующие формы работ:
В четвертом модуле семинар работает в режиме консультаций. Рубежный контроль: зачёт в конце 4-го модуля в форме научной конференции — доклады участников семинара о проведенных исследованиях с презентацией полученных результатов. Во время проведения мини-конференции происходят обсуждения форм и приемов преставления научного сообщения, выступления участников семинара по результатам проведенных мини-исследований. Итоговый контроль проходит в форме зачета. Оценка за научно-исследовательский семинар складывается из следующих составляющих:
Дополнительно учитываются выступления на научных конференциях и публикации в журналах и сборниках научных трудов Примеры тем для самостоятельного изучения и презентации результатов в классе:
В качестве возможных тем курсовых работ в рамках научного семинара «Управление рисками» предлагаются следующие направления:
7. РУКОВОДСТВО СЕМИНАРОМ Руководитель семинара – доцент кафедры управления разработкой программного обеспечения отделения программной инженерии к.э.н. Песоцкая Е.Ю. 8. ПЕРСПЕКТИВЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ДОРАБОТКИ СЕМИНАРА: СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА В СИСТЕМЕ LMSНаучно-исследовательский семинар планируется сопровождать в LMS. В процессе создания курса преподавателем кафедры Песоцкой Е.Ю. был успешно пройден дистанционный курс обучения в системе LMS (засчитываемый как курс повышения квалификации). С помощью электронной версии курса планируется предоставлять студентам учебные материалы, необходимую литературу, осуществлять коммуникации, а также отражать текущую успеваемость по курсу. Z Кроме того, планируется использовать систему LMS для повышения качества презентаций, которые студенты делают перед аудиторией. Планируется, что студенты к определенной дате должны прислать черновые варианты своих заданий, а преподаватель высказывает свои замечания и дает комментарии, которые могут позволить улучшить качество работ, а также позволяют фиксировать типичные ошибки студентов и устранять их. В 2012-2013 году для данного курса планируется разработать электронные контрольно-измерительные материалы, а также создать базу вопросов, которую возможно будет использовать для тестов по проверке остаточного уровня знаний. 9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА♦ Основная литература 1. Авдошин С.М., Песоцкая Е.Ю. «Информатизация бизнеса. Управление рисками». М: ДМК Пресс, 2011. 176 с. • В.В. Липаев, Анализ и сокращение рисков проектов сложных программных средств. М.: Синтег, 2005. • В.В. Липаев, Программная инженерия. Методологические основы. Учебник. М.: ТЕИС, 2006. • Р.Т. Фатрелл, Д.Ф. Шафер, Л.И. Шафер Управление программными проектами. Достижение оптимального качества при минимуме затрат. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2004. • Иан Соммервилл, Инженерия программного обеспечения, 6-е издание, М.: Издательский дом “Вильямс”, 2002. ♦ Дополнительная литература 1. IBM Rational Unified Process (RUP) methodology, 2008, www.ibm.com; 2. IT Governance Institute, COBIT 4.1, 2007, www.itgi.org; 3. MSF Risk Management Process Whitepaper, 2009, www.microsoft.com/msf/; 5. ДеМарко Т., Листер Т. Вальсируя с медведями: управление рисками в проектах по разработке программного обеспечения.- М.: Компания p.m.Office, 2005. 208 с.; 6. Ronald P. Higuera and Yacov Y. Haimes, “Software Risk Management”, SEI Technical Report, 2004, http://www.sei.cmu.edu; Автор методики /Е.Ю. Песоцкая/ |
Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | ||
Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | ||
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | ||
Аннотация научно-исследовательского семинара «Семиотика сложных мультимедийных... Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно | Программа научно-исследовательского семинара Целью семинара является (а) ознакомление студентов с ключевыми аспектами современной западной лингвистики, а именно, с основными... | ||
Программа научно-исследовательского семинара Обеспечение равного... ... | Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» Умкд научно-исследовательского семинара Направление: магистратура 032700. 68 Филология (романо-германская) | ||
Описание методики научно-исследовательского семинара Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам | Программа научно-исследовательского семинара «Прикладная информатика в аналитической экономике» Магистерская программа «Прикладная информатика в аналитической экономике» предполагает значительный объем научно-исследовательской... | ||
Л. И. Гончаренко программа научно-исследовательского семинара «Оценка... Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»... «Экономика» (степень (квалификация «магистр»), «основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской... | ||
Программа научно-исследовательского семинара «Методология научных исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления... | Программа Научно-исследовательского семинара «Несудебные практики... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |