Описание методики научно-исследовательского семинара





НазваниеОписание методики научно-исследовательского семинара
Дата публикации29.06.2013
Размер178 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа

Программа «Фонд образовательных инноваций»

Описание методики научно-исследовательского семинара

Аннотация

Настоящая программа научно-исследовательского семинара кафедры общей и экспериментальной психологии описывает основные вопросы, которые рекомендуются к обсуждению на первом курсе бакалавриата. Содержание программы отражает общепсихологическую научную и методологическую проблематику и строится на основе видения общего содержания подготовки в рамках научного семинара на четыре года обучения. Основная линия, закладываемая в четырехлетний план работы в рамках научно-исследовательского семинара кафедры общей и экспериментальной психологии, заключается в поэтапном наращивании содержания и глубины рассмотрения проблем, связанных с научной работой, с учетом задач, решаемых студентами в рамках их собственной научной деятельности на каждом из этапов подготовки. Содержательно программа НИС отражает необходимую научно-практическую базу для написания качественных курсовых работ каждого года обучения и итоговых дипломных работ. Таким образом, тематика рассматриваемых проблем постепенно расширяется и детализируется. Вместе с тем, последовательное повторение наиболее общих научных проблем (постановка проблемы научного исследования, формулировка цели, задач и гипотезы научной работы, определение теоретической и методологической базы исследования и т.д.) с поэтапным выходом на более глубокий уровень их рассмотрения будет способствовать закреплению и отработке знаний и навыков, необходимых для эффективного решения научно-исследовательских задач. Кроме того, работа в рамках научно-исследовательского семинара на всех этапах подготовки предполагает знакомство студентов с реальной практикой научных исследований, реализуемых молодыми и опытными специалистами в различных направлениях общей и экспериментальной психологии. Первый год обучения предполагает привлечение преимущественно молодых ученых, аспирантов и преподавателей кафедры, в рамках которой реализуется научно-исследовательский семинар. Параллельно реализуемой задачей здесь выступает знакомство студентов с направлениями исследований, реализуемых в рамках кафедры и конкретными преподавателями, работающими в данных направлениях. На более поздних этапах подготовки предполагается знакомство студентов с высококвалифицированными специалистами, работающими в разных направлениях и исследовательских группах, как отечественных, так и зарубежных ВУЗов, что позволит сформировать у них представление о серьезной научной работе, реализуемой на высоком качественном уровне.

Исходя из вышесказанного, программа НИС для первого года обучения предполагает постановку общих научных проблем, формирование общих представлений о научно-исследовательской работе, формирование навыков реферирования научных текстов и организацию простых, пилотажных исследований (что соответствует задачам курсовой работы первого года обучения), а также знакомство студентов с молодыми преподавателями и исследователями, работающими в рамках кафедры общей и экспериментальной психологии.


  1. Основные задачи научно-исследовательского семинара.

Основная цель научно-исследовательского семинара кафедры общей и экспериментальной психологии в бакалавриате заключается в формировании интереса у учащихся к научно-исследовательской деятельности и выработке навыков, необходимых для её успешной реализации.

В рамках первого года обучения предполагается формирование у учащихся представления о сущности науки, этапах научного познания, формирование у первокурсников первичных навыков, необходимых в выполнении научно-исследовательской деятельности, а именно: постановка научной проблемы, формулирование исследовательских вопросов, которые составляют основу для постановки проверяемых гипотез, а также поддержка написания курсовой работы I курса.

В результате изучения дисциплины на первом курсе студент должен:

  • знать чем научные знания отличаются от всех других форм знания, что является предметом научного познания в целом и предметом психологической науки, в частности, как происходит постановка научной проблемы, выдвижение научной гипотезы, на основе чего строится организация научного исследования и т.д.;

  • понимать разницу между наукой и житейским опытом, научной проблемой и практической задачей, предметом, объектом и субъектом познания и т.д.;

  • уметь сформулировать научную проблему, поставить цель и определить задачи работы, выдвинуть гипотезу, определить теоретическую базу исследования, подобрать необходимую литературу, провести качественный теоретический обзор по выдвинутой проблематике, сопоставить и обобщить взгляды и положения ведущих специалистов в выбранной области исследования, представить и обосновать полученные результаты.




  1. Порядок организации семинара 

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 академических часа (2 пары). Тематический план учебной дисциплины выглядит следующим образом:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1

Понятие науки, навыки научного мышления

10

--

5

5

2

Предмет психологии как науки

12

--

6

6

3

Понятие и значение научной теории

10

--

5

5

4

Формулировка научной проблемы

32

--

14

18

5

Теоретический анализ как форма научной работы

32

--

16

16

6

Курсовые работы первого года обучения

12

--

6

6




Итого:

108

--

52

56



  1. Формы работы на семинаре 

Основная идея предлагаемого проекта заключается в том, что занятия по программе научно-исследовательского семинара проходят в форме свободной дискуссии с учащимися на заданные темы. Организация семинаров предполагает также элементы тренинговых форм работы, моделирование научно-исследовательских ситуаций, постоянный обмен опытом и консультирование участников в вопросах написания их собственной работы, взаимное рецензирование, а также диалоги с высококвалифицированными специалистами в различных направлениях психологический науки. Кроме того, предполагается выполнение студентами творческих, оригинальных домашних заданий и их последующая презентация с совместным обсуждением, что позволит выработать у студентов не только навыки, предусмотренные самой работой, но и навыки публичных выступлений и представлений собственных научных результатов широкой аудитории.

Все указанные особенности делают научно-исследовательский семинар живой, органичной, творческой средой, позволяющей уйти от монологической формы изложения и сделать всех участников соавторами свободной дискуссии и творческого поиска решений на проблемные вопросы. Такая форма работы позволит не просто «передать» определенную информацию учащимся, а подвести их к самостоятельным открытиям и вывода, которые, в этом случае, останутся с ними на всю жизнь и позволят им стать действительно высококлассными специалистами в области научных исследований. Кроме того, указанные формы работы направлены в первую очередь не на передачу определенных знаний, а именно на выработку практических и инструментальных навыков проведения качественной научно-исследовательской работы.

Все темы в ходе занятий формулируются в форме проблемных вопросов, ставящихся перед аудиторией. Подготовка к дискуссии предполагает предварительное знакомство студентов с соответствующей научной литературой, в которой освящаются предлагаемые к обсуждению вопросы. Однако в ходе обсуждения упор делается на собственных рассуждениях, обобщениях, выводах и примерах диспутантов, т.к. однозначных ответов на многие поставленные вопросы на сегодняшний день не существует. Вопросы могут быть сформулированы следующим образом:
Тема 1. Понятие науки, навыки научного мышления:

  1. В чем заключается отличие научного познания от других видов человеческой деятельности, связанных с познанием (искусство, философия, религия)?

  2. Каковы цели и задачи науки?

  3. На основе чего формируется способность к научному мышлению?

  4. В чем состоят различия между бытовым, эмпирическим и теоретическим мышлением?

  5. В чем заключается разница между научным и обыденным рассуждением? Примеры.

  6. Что может выступать предметом научного познания?

  7. Какие особенные черты приобретают науки в зависимости от специфики их предмета?

  8. Можно ли считать психологию наукой?

  9. Какое познание формировалось раньше – философское или психологическое?

  10. Какова роль воображения и творчества в научной деятельности?

  11. Что стоит за утверждением: «склонность и способность к научной деятельности»?

  12. Какова роль постановки проблемы в науке?


Тема 2. Предмет психологии как науки:

  1. Каково предназначение психологической науки? Как используются психологические знания в современном обществе?

  2. Тождество субъекта и предмета познания в психологии – к каким следствиям ведет данная уникальная особенность психологической науки?

  3. В чем заключается сложность познания человека?

  4. Как психология связана с другими науками? Используются ли в теории и практике других наук психологические знания?

  5. Какова структура психологического знания?

  6. Что представляет собой образ психологии в массовом сознании? Каковы причины его неопределенности?


Тема 3. Понятие и значение научной теории:

  1. Что такое «теория»?

  2. Любая ли теория является научной? Что отличает научную теорию от системы житейских знаний?

  3. Может ли существовать одна единственная теория в науке?

  4. Почему в отношении одной проблемы в науке может существовать множество теорий? Правильно ли это?

  5. Бывают ли ложные научные теории?

  6. Бывают ли абсолютно бесполезные научные теории?

  7. По каким признакам можно отличить полезную научную теорию от бесполезной?

  8. В чем значение следствий научной теории?

  9. Как может быть подтверждена или опровергнута научная теория на основании тех следствий, которые из неё вытекают?

  10. Какой вклад вносят научные теории в науку?

  11. Зачем в рамках исследования придерживаться какой-либо одной теории?

  12. Как можно создать собственную теорию?

  13. Какова роль творчества в создании научной теории?


Тема 4. Формулировка научной проблемы:

  1. Что представляет собой научная проблема?

  2. В чем разница между объективной и субъективной проблемой?

  3. Каждая ли проблема может стать научно-исследовательской задачей?

  4. Как перевести научную проблему в задачу?

  5. Как можно сформулировать вопрос в форме заявки на научное исследование?

  6. При наличии достаточного времени и источников можно ли решить любую задачу только при помощи теоретического анализа и размышлений?

  7. Продуктивно ли проводить эксперимент, если в этой области уже были проведены исследования?

  8. Может ли быть эксперимент без гипотезы?

  9. Обсуждение примеров наиболее актуальной и востребованной проблематики современных психологических исследований:

  • Каковы движущие силы, побуждающие человека к жизни (действию)?

  • Что означает выражение «человек – субъект деятельности»?

  • Является ли человек источником преображения мира и творцом собственного жизненного пути?

  • В чем различие «психологии поведения» и «психологии деятельности»?

  • Человеческие чувства – что это?

  • Что лежит за надписью на колонне храма в Дельфах: «Познай самого себя»?

  • Можно ли познать человека? Возможности и ограничения.

  • В чем заключается богатство человеческой Души?

  • Предположим, что некоторое повреждение мозга приводит к полной невозможности активного сознания, но при этом бессознательные мысли и действия остаются нетронутыми. Как вы могли бы определить, что человек страдает таким расстройством? Смог бы такой человек сказать вам об этом?

  • Как бы вы ответили на вопрос о том, обладает ли компьютер сознанием?

  • Мораль и нравственность: условности, ограничивающие свободу или квинтэссенция человеческого духа?

  • Что первично – внешний мир и мир внутренней жизни человека?


Тема 5. Теоретический анализ как форма научной работы, общая организация аналитического исследования:

  1. Как формулируется тема научного исследования? Является ли она тождественной цели исследования?

  2. Что такое – предмет и объект исследования?

  3. Что представляют собой цели и задачи исследования?

  4. Как может помочь теоретический обзор в постановке научной проблемы?

  5. Каковы принципы написания хорошего теоретического обзора и варианты его структурирования?

  6. Как должна осуществляться работа с научной литературой?

  7. Может ли библиографический поиск рассматриваться как форма научного познания?

  8. Какие могут быть стратегии поиска и отбора литературы для теоретического обзора в рамках курсовой работы?

  9. Что отличает успешную научную работу от неудачной и бесполезной?

  10. Каковы темы ваших курсовых работ? Как могут быть развернуты данные темы?


Тема 6. Курсовые работы первого года обучения:

  1. Каково назначения курсовой работы первого года обучения?

  2. Чему я могу научиться в ходе написания курсовой работы?

  3. Как я смогу использовать знания, полученные в ходе написания курсовой работы?

  4. Зачем нужен титульный лист?

  5. Что должно быть отражено во введении?

  6. Как должна быть оформлена основная часть работы?

  7. Как можно структурировать основную часть?

  8. Что должно быть представлено в заключении?

  9. Зачем нужен список литературы?

  10. Определение и последствия плагиата.

  11. Обсуждение успешных и неудачных примеров выполнения курсовых работ, взаимное рецензирование.


Задача преподавателя – на историко-научном, историко-психологическом или конкретном исследовательском материале ставить перед студентами проблему, которая вызовет у них интерес, а затем моделировать последующую дискуссию, предлагая студентам свою точку зрения не как абсолютную истину, а лишь как один из возможных ответов на возникающий вопрос. Преподаватель, таким образом, предлагает студентам не ответы на вопросы, а средства к их поиску, и выступает в роли не авторитета, но ученого, который вместе со своими младшими коллегами стоит перед вопросами науки и приглашает совместно смотреть на них.

Для формирования у студентов навыков свободной дискуссии необходима атмосфера открытого диалога. Чтобы студенты не боялись высказывать свое мнение, предполагается свести к минимуму или полностью исключить негативную обратную связь. Вместо того чтобы указывать студенту на ошибочность его мнения, каким бы странным оно ни казалось, преподаватель может предложить студенту вместе рассмотреть основания или последствия такого мнения, и сравнить его с альтернативными точками зрения. Поиск ответов на вопросы может производиться в форме «мозгового штурма»: в этом случае творческий и критический этап разделяются по времени, что позволяет формировать у студентов навыки как творческого, так и критического мышления.

Преподаватель может использовать для дискуссии материал лекций, которые студенты параллельно слушают по другим специальным дисциплинам (таким, как введение в общую психологию, введение в профессию и т.д.), а также тематику выступлений приглашенных специалистов.

В ход семинаров включаются тренинговые формы групповой работы, с целью формирования неформальной атмосферы, передачи студентам имплицитного сообщения о том, что наука – это диалогический, творческий, захватывающий процесс, двигателем которого является, в первую очередь, собственный интерес исследователя. Еще одним вариантом работы является обсуждение кейсов: научный и ненаучный подходы к решению той или иной проблемы, принципы и идеал научности, реализованные в конкретном исследовании и т.д.

В качестве факультативных форм работы предполагается посещение студентами научных конференций, открытых лекций, круглых столов и других научных мероприятий по интересующей их тематике с последующим кратким докладом на научном семинаре о содержании наиболее интересных выступлений, дискуссий и т.д. Посещение научных мероприятий можно включить как дополнительный бонус в формирование кумулятивной оценки.


  1. План работы по модулям

Научно-исследовательский семинар кафедры общей и экспериментальной психологии на первом курсе бакалавриата проводится в течение 2 и 3 модулей.


  1. Схема организации семинара 

Концепция научно-исследовательского семинара предполагает его проведение в течение четырех лет подготовки бакалавра, с постепенным углублением и расширением рассматриваемой проблематики на каждом из курсов.


Год обучения

Модуль

Доминирующая проблематика

Формы работы

I

II

Понятие науки и её предмета, научной теории.

Постановка научной проблемы, возможные направления исследований

Свободные дискуссии с учащимися на заданные темы, беседы молодыми с преподавателями кафедры общей и экспериментальной психологии

III

Теоретический анализ как форма научной работы, общая организация аналитического исследования, работа с научной литературой. Хорошая курсовая работа первого года обучения

Свободные дискуссии с учащимися на заданные темы, беседы молодыми с преподавателями кафедры общей и экспериментальной психологии, доклады студентов по своим курсовым работам

II

II

Общая организация научного исследования, возможные подходы к разработке программы исследования

Свободные дискуссии с учащимися на заданные темы, элементы игровой и тренинговой формы работы. Моделирование конкретных исследований.

III

Примеры конкретных качественных научных исследований.

Хорошая курсовая работа второго года обучения

Свободные дискуссии с учащимися на заданные темы, беседы с высококвалифицированными преподавателями кафедры общей и экспериментальной психологии, доклады студентов по своим курсовым работам

III

II

Профессиональный подбор методов и методик исследования, адекватных поставленным задачам. Принципы и примеры. Возможности разработки собственного диагностического инструментария и адаптации существующего.

Определение параметров выборки. Методы анализа полученных материалов.

Свободные дискуссии с учащимися на заданные темы, элементы игровой и тренинговой формы работы.

Моделирование конкретных исследований. Пробная разработка диагностических и исследовательских методик.

III

Примеры конкретных качественных научных исследований.

Хорошая курсовая работа третьего года обучения

Свободные дискуссии с учащимися на заданные темы, беседы с высококвалифицированными преподавателями НИУ ВШЭ и других ведущих отечественных и зарубежных университетов, доклады студентов по своим курсовым работам

IV

I

Качественная интерпретация полученных материалов. Формулировка вывозов, заключений и рекомендаций. Возможности определения дальнейших перспектив исследования и постановки новых исследовательских проблем и задач

Свободные дискуссии с учащимися на заданные темы, элементы игровой и тренинговой формы работы.

Моделирование конкретных исследований. Отработка навыков написания качественных выводов, заключений и рекомендаций, взаимное рецензирование.

II

Хорошая выпускная квалификационная работа. Анализ имеющихся научных работ участников семинара, совместное обсуждение и индивидуальное консультирование

Свободные дискуссии с учащимися на заданные темы, доклады студентов по своим курсовым работам, взаимное рецензирование, написание индивидуальных рекомендаций друг другу участниками семинара.




  1. Промежуточная отчетность студентов по семинару 

В ходе работы в рамках НИС студенты выполняют домашние задания, на основе которых ставятся итоговые годовые зачетные оценки. Промежуточных зачетных оценок между модулями не предполагается.

Все выполненные домашние задания представляются студентами на семинаре и совместно обсуждаются. На первом курсе предполагается выполнение следующих домашних заданий:

1. Написание самостоятельной работы на тему: «основные признаки научной теории». Задача учащихся заключается в анализе самостоятельно выбранной научной теории (возможно одной из теорий, рассматриваемых в рамках курсовой работы) с точки зрения её полезности, достоверности следствий, получаемых на её основе, и соответствия её основных положений критериям научной теории, сформулированным Холлом и Линдсеем. Письменная работа выполняется в форме, приближенной к эссе и должна включать в себя следующие разделы: титульный лист, введение, основной текст, заключение, список использованной литературы. Минимальный объем основного текста – 5 печатных страниц. Оценка производится на основе следующих показателей:

  • соответствие основных разделов представленным требованиям;

  • структурированность изложения материала;

  • правильность изложения основных положений выбранной теории;

  • правильность изложения и интерпретации основных требований к научной теории;

  • способность сопоставить выбранную теорию с изложенными требованиями и сделать соответствующие выводы;

  • адекватность и обоснованность представленных выводов; общее оформление письменной работы.



2. Анализ развернутых биографий и написание на их основе психологических портретов личности. Задача студента – обобщить представленный фактологический материал, выявить причинно-следственные связи, опорные пункты биографии, приведшие к формированию различных личностных черт, установок, отношений и т.д. Сделанные выводы представить в форме психологического описания конкретной личности, её характерологического портрета, включающего ценностно-смысловые ориентации, личностные качества, особенности в установлении межличностных отношений, динамику изменений на протяжении жизни и т.д. Для анализа и систематизации фактологического материала студентам можно рекомендовать использовать метод mind map, что будет также способствовать выработке у них навыков работы с литературой и с объемными информационными базами. Такая работа направлена на решение как минимум 3-х значимых в рамках НИС задач.

Во-первых, у студентов будут вырабатываться навыки работы с первоисточниками, оригинальными литературными материалами, содержащими большой объем эмпирических и фактических данных.


Во-вторых, работа позволит на ранних этапах обучения сформировать у студентов представление о сложности, многогранности и многоаспектности такого предмета изучения и исследования, как сущность или психика человека, во всем богатстве её возможных проявлений. Через это раскрывается и множество подходов, школ и направлений в психологической науке. В ходе анализа выполненных работ важно обратить внимание на то, со скольких множественных позиций можно подходить к составлению психологического описания, на какие из существующих подходов опираться, какие объяснительные модели использовать.

В-третьих, данная работа позволит подвести учащихся к главной проблеме психологической науки – определении сущностных черт человека, их причин и возможной динамики их дальнейших проявлений на основе анализа конкретных экспериментальных или эмпирических фактов. Это и составляет главную задачу психологии – понять человека и дать прогноз его дальнейшего поведения или возможных путей его стихийного или целенаправленного развития. Кроме того, работа позволит показать студентам четкие различия между «сырым материалом», т.е. реально наблюдаемыми фактическими данными и их интерпретацией, которую делает психолог. Именно отсюда возникает проблема объективности в психологической науке, которую должен учитывать любой начинающий исследователь.

Выполненные работы зачитываются участниками семинара и совместно обсуждаются. Кроме того, они сдаются в письменном виде, оформленном по примеру эссе. На основе результатов представления работ и анализа их письменной формы выставляется итоговая оценка за данное задание. Оценка выставляется в 10-бальной системе. Основным критерием выступает степень ухода учащегося от простого пересказа фактических данных к сущностному психологическому описанию, с опорой на конкретные качественных характеристики анализируемой личности.


  1. Руководство семинаром 

Научный руководитель семинара – академик РАО, д.п.н., профессор кафедры общей и экспериментальной психологии В.Д. Шадриков.

Кроме того, тематика возможных вопросов постоянно обсуждается со студентами, посещающими научно-исследовательский семинар. При желании они могут включать в работу свои собственные темы и проблематику, связанную с их научными работами или областью научных интересов. Таким образом, они принимают органичное участие в организации работы семинара.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Описание методики научно-исследовательского семинара iconПрограмма научно-исследовательского семинара подготовки магистров...
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента...
Описание методики научно-исследовательского семинара iconПрограмма научно-исследовательского семинара подготовки магистров...
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента...
Описание методики научно-исследовательского семинара iconПрограмма научно-исследовательского семинара подготовки магистров...
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента...
Описание методики научно-исследовательского семинара iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные...
Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы
Описание методики научно-исследовательского семинара iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные...
Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы
Описание методики научно-исследовательского семинара iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные...
Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы
Описание методики научно-исследовательского семинара iconАннотация научно-исследовательского семинара «Семиотика сложных мультимедийных...
Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно
Описание методики научно-исследовательского семинара iconКонкурсе концепций научно-исследовательского семинара (бакалавриат)
При этом студент вправе посещать другие научно-исследовательские семинары на добровольной основе без обязательств по сдаче зачетов....
Описание методики научно-исследовательского семинара iconПрограмма научно-исследовательского семинара
Целью семинара является (а) ознакомление студентов с ключевыми аспектами современной западной лингвистики, а именно, с основными...
Описание методики научно-исследовательского семинара iconПрограмма научно-исследовательского семинара Обеспечение равного...
...
Описание методики научно-исследовательского семинара iconРабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология»
Умкд научно-исследовательского семинара Направление: магистратура 032700. 68 Филология (романо-германская)
Описание методики научно-исследовательского семинара iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Прикладная информатика в аналитической экономике»
Магистерская программа «Прикладная информатика в аналитической экономике» предполагает значительный объем научно-исследовательской...
Описание методики научно-исследовательского семинара iconЛ. И. Гончаренко программа научно-исследовательского семинара «Оценка...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Описание методики научно-исследовательского семинара iconФгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»...
«Экономика» (степень (квалификация «магистр»), «основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской...
Описание методики научно-исследовательского семинара iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Методология научных исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления...
Описание методики научно-исследовательского семинара iconПрограмма Научно-исследовательского семинара «Несудебные практики...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск