Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций»





Скачать 331.94 Kb.
НазваниеПрограмма научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций»
страница1/3
Дата публикации19.04.2015
Размер331.94 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы:
практика и исследование тенденций»
для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет бизнес-информатики

Программа научно-исследовательского семинара

«ИТ-инфраструктура предприятия»


для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
Авторы программы:

Олейник А.И., к.т.н., доцент, доцент кафедры корпоративных информационных систем,

e-mail:, aoleynik@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры
корпоративных информационных систем «_18__»_сентября__2013 г
Зав. кафедрой Грекул В.И.

Рекомендована секцией УМС «Бизнес-информатика» «__27_»_апреля _ 2014.
Председатель Таратухина Ю.В.
Утверждена УС факультета бизнес-информатики «___»_____________2014 г.
Ученый секретарь Фомичев В.А. ________________________

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа научно-исследовательского семинара устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа научно-исследовательского семинара предназначена для студентов направления 080500.62 «Бизнес-информатика».

Программа разработана в соответствии:

  • с образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», уровень подготовки: бакалавр, утвержденным29.06.2012 № 38;

  • рабочим учебным планом университета по направлению 080500.62 бизнес-информатика подготовки бакалавра по направлению «Бизнес-информатика», утвержденным в 2013 г.

2.Цели освоения научно-исследовательского семинара


Основной целью освоения материала научно-исследовательского семинара является развитие академических навыков и приобретение комплекса теоретических знаний и методологических основ, необходимых для квалифицированного выполнения исследовательских работ в области развития и управления ИТ-инфраструктурой предприятия.

Основными задачами научно-исследовательского семинара являются:

  • проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования в рамках выполнения курсовой работы, подготовки доклада на научную конференцию, написания статьи;

  • развитие навыков:

    • работы с научной и справочной литературой, библиографией, базами данных,

    • написания научного текста,

    • подготовки презентации исследовательских результатов;

  • выработка навыков проведения круглого стола и участия в научной дискуссии;

  • обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов.



3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения материала научно-исследовательского семинара


В результате освоения материала научно-исследовательского семинара студент должен:

знать:

    • компоненты архитектуры информационных технологий;

    • структуру, состав, задачи и значение ИТ-инфраструктуры предприятия;

    • основные процессы ИТ-инфраструктуры;

    • методологии построения и управления ИТ-инфраструктурой предприятия;

    • классификацию и характеристики аппаратных и программных средств;

    • основные стандарты в области применения информационных технологий;

    • рекомендации международных стандартов по управлению ИТ-услугами;

    • основные факторы, определяющие надежность и эффективность функционирования информационных систем;

    • методы организации технического обслуживания и эксплуатации информационных систем;

    • методы и системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия.

    • понятийно-терминологический аппарат в области научных исследований,

    • содержание и основные формы исследовательской деятельности,

    • требования, предъявляемые к курсовым и выпускным квалификационным работам по направлению бизнес-информатика;

уметь:

    • выполнять формализацию требований к разрабатываемой ИТ-инфраструктуре предприятия;

    • обосновывать выбор технических и программных средств ИТ-инфраструктуры предприятия;

    • оптимизировать ИТ-процесссы;

    • определять ресурсы, необходимые для обеспечения надежности функционирования информационных систем;

    • анализировать показатели эффективности информационных систем;

    • организовывать работы по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем.

    • определять объект и предмет исследования, цели и задачи работы,

    • формулировать гипотезу исследования,

    • осуществлять поиск литературных источников и работать с научной и справочной литературой,

    • планировать работы по проведению исследования, оформлять их результаты,

    • разрабатывать структуру научно-исследовательских работ;

иметь навыки (приобрести опыт):

    • установления соответствия целей и задач ИТ-организации бизнес-целям и стратегии предприятия или компании;

    • консультирования в области организации управления ИТ;

    • выполнения работ по анализу и оценке процессов управления ИТ предприятия;

    • обоснования ценности для бизнеса работ по улучшению процессов управления ИТ;

    • разработки системы метрик для оценки процессов управления ИТ, связанной с метриками предприятия или организации.

    • участия в научной дискуссии,

    • организации самостоятельной научно-исследовательской работы,

    • презентации исследовательских результатов,

    • правильного оформления научно-исследовательских работ.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

№ компетенции по порядку

согласно ОС НИУ ВШЭ

Код компетенции по ЕК

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен приобретать новые знания, умения, навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности

СК-1

СК-Б1

Демонстрирует

Доклады приглашенных специалистов и ППС кафедр, круглые столы, дискуссии, обсуждения, выполнение текущих и домашних заданий

Способен применять профессиональные знания, умения и навыки на практике

СК-2

СК-Б2

Демонстрирует

Круглые столы, дискуссии, обсуждения, выполнение текущих и домашних заданий

Способен выявлять научную сущность проблем в

профессиональной области

СК-3

СК-Б3

Использует

Круглые столы, дискуссии, обсуждения, выполнение текущих и домашних заданий, доклады, презентации проектов исследовательских работ

Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза

СК-4

СК-Б4

Владеет и применяет

Выполнение текущих и домашних заданий, подготовка докладов, презентации проектов исследовательских работ

Способен работать с информацией: находить, анализировать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и практических задач в профессиональной сфере

СК-6

СК-Б6

Использует

Доклады приглашенных специалистов и ППС кафедр, выполнение текущих и домашних заданий, подготовка докладов, проектов исследовательских работ

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, выделение объекта и предмета исследования, определение целей и задач, выбор и разработку методологии и методов исследования, а также оценку его качества

СК-7

СК-Б7

Использует

Круглые столы, дискуссии, обсуждения, выполнение текущих и домашних заданий, доклады, презентации проектов и готовых исследовательских работ

Способен критически оценивать и переосмысливать накопленный опыт (собственный и чужой), собственную профессиональную и социальную деятельность

СК-10

СК-Б10

Демонстрирует

Круглые столы, дискуссии, обсуждения, выполнение текущих и домашних заданий, презентации проектов исследовательских работ, самооценка выполненных проектов исследовательских работ, рецензирование готовых работ

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию

ПК-3

СЛК-Б3

Демонстрирует

Круглые столы, дискуссии, обсуждения, самооценка выполненных проектов исследовательских работ

Способен проводить исследования и анализ рынка ИС и ИКТ, инноваций в экономике, управлении и сфере ИКТ

ПК-10

ИК-Б1.1АД_7.1_7.2_7.3_7.4БИ

Использует

Доклады приглашенных специалистов и ППС кафедр, круглые столы, дискуссии, обсуждения, выполнение текущих и домашних заданий, подготовка статьи /тезисов доклада на конференцию

Способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия, организации управления процессами жизненного цикла ИТ- инфраструктуры предприятий

ПК-14

ИК-Б1.1_1.2ПД3_7.1_7.2БИ

Владеет и применяет

Доклады приглашенных специалистов и ППС кафедр, круглые столы, дискуссии, обсуждения, подготовка проекта исследовательской работы / статьи /тезисов доклада на конференцию

Способен использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования


ПК-20

ИК-Б1.1_1.2ПД_АД_5.2_5.4_4.6_7.2БИ

Владеет и применяет

Доклады приглашенных специалистов и ППС кафедр, обсуждения, выполнение текущих и домашних заданий, проекта исследовательской работы подготовка статьи /тезисов доклада на конференцию

Способен готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований

ПК-21

ИК-Б1.1_1.2НИД_3.2_4.2_7.1_7.2БИ

Использует

Выполнение текущих и домашних заданий, подготовка проекта исследовательской работы /статьи /тезисов доклада на конференцию, презентаций проектов исследовательских работ

4.Место научно-исследовательского семинара в структуре образовательной программы


Научно-исследовательский семинар включен в рабочий учебный план по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра для студентов 4 курса и относится к вариативной части.

Изучение материала семинара базируется на следующих дисциплинах:

        1. Архитектуру корпоративных информационных систем;

        2. Моделирование бизнес-процессов;

        3. Маркетинг в сфере ИКТ;

        4. Проектирование информационных систем;

        5. Управление информационными системами.


Студенты должны владеть методами проектирования ИС и инструментарием моделирования бизнес-процессов, уметь систематизировать и обобщать информацию, разрабатывать конкретные предложения  по результатам исследований, готовить справочно-аналитические материалы.

Знания, умения, навыки и компетенции, приобретаемые в рамках научно-исследовательского семинара, должны быть использованы при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, подготовке научных статей, докладов, презентаций исследовательских работ, а также в дальнейшей практической и исследовательской деятельности.

5.Тематический план научно-исследовательского семинара




Название тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Тема 1. Архитектура информационных технологий. Понятие ИТ -инфраструктуры предприятия.

10

2







8

2

Тема 2. Информационные технологии и архитектура предприятия. Процесс разработки архитектуры предприятия.

18

4




4

10

3

Тема 3. Концепции управления ИТ-инфраструктурой предприятия: ITIL, СOBIT. Основы процессного управления ИТ.

16

4




2

10

4

Тема 4. Системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия: MOF (Maйкрософт), ITSM (HP).

16

4




2

10

5

Тема 5. Построение оптимальной ИТ -инфраструктуры предприятия на основе бизнес-стратегии предприятия.

36

2




22

12

6

Тема 6. Организация технического обслуживания и эксплуатации информационных систем.

12

4

4

2

6




Итого:

108

20




32

56



6.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

1

2

3

4







Итоговый

Зачет







10




корпоративных информационных систем

Письменная работа, 90 мин.


6.1 Критерии оценки знаний, навыков

Студент должен продемонстрировать знание материала научно-исследовательского семинара, способность представить результаты выполнения текущих заданий, в соответствии с требуемыми компетенциями.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7.Содержание научно-исследовательского семинара


Тема 1. Архитектура информационных технологий. Понятие ИТ-инфраструктуры предприятия.

Компоненты архитектуры информационных технологий. Процессы управления ИТ. Бизнес-архитектура. Архитектура приложений. Архитектура интеграции. Архитектура общих сервисов. Архитектура информации. Архитектура инфраструктуры. Архитектура как руководство по выбору технологических решений. Планирование корпоративной архитектуры. Понятие ИТ – инфраструктуры предприятия. Задачи и значение ИТ – инфраструктуры. Факторы, определяющие ИТ-инфраструктуру предприятия. Зависимость бизнеса от организации ИТ -инфраструктуры. Современные подходы к совершенствованию ИТ-процессов. Процессный подход.

Базовый учебник

  1. ИТ Сервис-менеджмент, введение. Перевод на русский язык под редакцией М.Ю. Потоцкого– М.: Открытые Системы, 2003.


Основная литература

  1. Ян Ван Бон, Пондман Д. ИТ Сервис-менеджмент. – М.: Van Haren Publishing, 2003.

  2. Олейник А.И. Методологические основы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Раздел в кн.: Техника и технология в XXI веке: современное состояние и перспективы развития: монография/ И.П. Болодурина, А.С. Дулесов, Р.А. Загидуллин, А.В. Зарипов, Н.Ф. Локтев, Ю.П. Луговскова, С.В. Лукашенко, Н.И. Москаленко, Л. Найзабаева, А.И. Олейник, В.И. Рассоха, М.С. Садыкова, Я.С. Сафиуллина, Е.Н. Ткачева, С.С. Чернов , 2009. C. 228—245.


Дополнительная литература

  1. А. Данилин, А. Слюсаренко. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий.. – М. Интернет-ун-т Информ. Технологий, 2005. – 504 с.

  2. Ермошкин Н.Н., Тарасов А.А. Стратегия информационных технологий предприятия. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.

  3. Томпсон А.А. мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

  4. Шнитман В.З., Кузнецов С.Д. Аппаратно-программные платформы корпоративных информационных систем. - М.: МГУ, 1995. http://www.citforum.netis.ru/hardware/app_kis/contents.shtml.

  5. ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.

  6. Международные стандарты ИСО серии 9000 и 10000 на системы качества: версии 1994 г. – М.: Изд-во стандартов, 1995 г.

  7. Международные стандарты ИСО серии 9000: версии 2000 г.

  8. Международный стандарт ИСО/МЭК 9126:1993. Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению.

  9. Zachman John A., «Enterprise Architecture: The Past and the Future» Article published in DM Review Magazine. December 1999 Issue.

  10. The Zachman Framework™: A Concise Definition, http://zachmaninternational.com.

  11. Introducing The Open Group Architecture Framework (TOGAF), http://www.ibm.com.

  12. Service-Oriented Architecture and Enterprise Architecture, http://www.ibm.com.


Контрольные вопросы

  1. Назовите и охарактеризуйте основные элементы архитектуры ИТ.

  2. Что является основой бизнес-архитектуры?

  3. Назовите основные типы бизнес-процессов и соответствующие им приложения?

  4. Назовите наиболее широко используемые технологии интеграции систем?

  5. Перечислите основные стандарты интеграции?

  6. Приведите примеры общих сервисов.

  7. Какие инструменты используются для описания моделей информации?

  8. Приведите примеры стандартов метаданных.

  9. Какое место занимает архитектура инфраструктуры в ИТ-архитектуре?

  10. Перечислите составляющие ИТ – инфраструктуры предприятия и объясните их назначение.

  11. Назовите факторы, определяющие ИТ-инфраструктуру предприятия.


Тема 2. Информационные технологии и архитектура предприятия. Процесс

разработки архитектуры предприятия.

Проблемы выбора аппаратно-программной платформы, соответствующей потребностям прикладной области. Классификация компьютеров по областям применения. Методы оценки производительности. Технические характеристики аппаратных платформ. Планирование сети. Тенденции развития локальных сетей. Тенденции развития глобальных сетей. Проектирование сетей. Системное прикладное программное обеспечение. Стратегические проблемы выбора сетевой операционной системы и СУБД. Стратегические проблемы создания корпоративных приложений. Защита корпоративной информации при использовании публичных глобальных сетей. Создание интегрированной системы управления. Планирование этапов и способов внедрения новых технологий. Обоснование решений по выбору оптимальной конфигурации аппаратно-программной платформы.
Основная литература

  1. Ян Ван Бон, Пондман Д. ИТ Сервис-менеджмент. – М.: Van Haren Publishing, 2003.


Дополнительная литература

  1. А. Данилин, А. Слюсаренко. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий.. – М. Интернет-ун-т Информ. Технологий, 2005. – 504 с.

  2. Ермошкин Н.Н., Тарасов А.А. Стратегия информационных технологий предприятия. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.

  3. Томпсон А.А. мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

  4. Шнитман В.З., Кузнецов С.Д. Аппаратно-программные платформы корпоративных информационных систем. - М.: МГУ, 1995. http://www.citforum.netis.ru/hardware/app_kis/contents.shtml.

  5. ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.

  6. Международные стандарты ИСО серии 9000 и 10000 на системы качества: версии 1994 г. – М.: Изд-во стандартов, 1995 г.

  7. Международные стандарты ИСО серии 9000: версии 2000 г.

  8. Международный стандарт ИСО/МЭК 9126:1993. Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению.

  9. Zachman John A., «Enterprise Architecture: The Past and the Future» Article published in DM Review Magazine. December 1999 Issue.

  10. The Zachman Framework™: A Concise Definition, http://zachmaninternational.com.

  11. Introducing The Open Group Architecture Framework (TOGAF), http://www.ibm.com.

  12. Service-Oriented Architecture and Enterprise Architecture

Контрольные вопросы

  1. Что такое архитектура предприятия (Enterprise Architecture)?

    • Зачем нужна архитектура предприятия?

    • Основные слои архитектуры?

  2. Enterprise Business Architecture (EBA). Основные объекты, их описание и связи.

  3. Enterprise Information Architecture (EIA). Основные объекты, их описание и связи.

  4. Enterprise Solution Architecture (ESA). Основные объекты, их описание и связи.

  5. Enterprise Technical Architecture (ETA). Основные объекты, их описание и связи.

  6. Модель Захмана. Назначение, сущность.

  7. Архитектурная модель META Group. Назначение, сущность.

  8. Архитектурная модель Gartner (Evaluation 2005). Назначение, сущность.

  9. The Open Group Architecture Framework (TOGAF). Назначение, сущность.

Тема 3. Концепции управления ИТ-инфраструктурой предприятия: ITIL, СOBIT. Основы процессного управления ИТ

Передовые методы организации работы ИТ-служб. Управление на основе процессов. Библиотека мирового передового опыта ITIL (IT Infrastructure Library). Управление ИТ-услугами. Основные понятия и философия библиотеки ITIL.

Сервисный подход при организации работ. Основные характеристики процессов, входящих в разделы Поддержка и Предоставление услуг. Ключевые понятия процесса.

Поддержка услуг (Service Support). Служба Service Desk: цели, задачи, способы организации. Help Desk – организация диспетчерской службы, единая точка приема всех входящих событий.

Управление проблемами: этапы процесса, организация деятельности по процессу.

Значение процессов управления инцидентами и проблемами. Процесс Incident Management. Процесс Problem Management. Процесс Configuration Management.Процесс Change Management. Процесс Release Management.

Предоставление услуг (Service Delivery).Вопросы качества. Процесс Service Level Management. Процесс Financial Management for IT Services. Процесс Availability Management. Процесс Capacity Management. Процесс IT Service Continuity Management.

Стандарт CobiT. Описание четырех доменов. Модель зрелости.

Базовый учебник

1. ИТ Сервис-менеджмент, введение. Перевод на русский язык под редакцией М.Ю. Потоцкого– М.: Открытые Системы, 2003.
Основная литература

1. Ян Ван Бон, Пондман Д. ИТ Сервис-менеджмент. – М.: Van Haren Publishing, 2003.

  1. Олейник А.И. Методологические основы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Раздел в кн.: Техника и технология в XXI веке: современное состояние и перспективы развития: монография/ И.П. Болодурина, А.С. Дулесов, Р.А. Загидуллин, А.В. Зарипов, Н.Ф. Локтев, Ю.П. Луговскова, С.В. Лукашенко, Н.И. Москаленко, Л. Найзабаева, А.И. Олейник, В.И. Рассоха, М.С. Садыкова, Я.С. Сафиуллина, Е.Н. Ткачева, С.С. Чернов , 2009. C. 228—245.


Дополнительная литература

  1. Круглов М.Г., Сергеев С.К., Такташов В.А. Менеджмент систем качества. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.

  2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.

  3. Томпсон А.А. мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

  4. Международный стандарт COBIT (Control Objectives for Information and Related Technology) - Контроль целей для информационных и связанными с ними технологиями.

  5. Introducing The Open Group Architecture Framework (TOGAF), http://www.ibm.com.

  6. Service-Oriented Architecture and Enterprise Architecture, http://www.ibm.com.


Интернет-ресурсы:

Bitpipe.com, CIO Decisions Magazine, Information Security Magazine, Storage Magazine, KnowledgeStorm, TheServerSide.com, TheServerSide.NET, SearchDataCenter.com
Контрольные вопросы по теме:

  1. ITIL/ITSM. Охарактеризуйте ITIL как типовую модель бизнес - процессов ИТ.

  2. Структура и состав Библиотеки ITIL.

  3. В чем заключается работа ИТ-служб.

  4. Что представляет собой ITIL.

  5. Что значит - Управление ИТ-услугами.

  6. Назовите цели службы Service Desk.

  7. Укажите особенности сервисного подхода.

  8. Как осуществляется управление проблемами.

  9. Назовите цель и задачи службы Help Desk.

  10. Объясните понятие Предоставление услуг.

  11. Назовите достоинства и недостатки библиотеки ITIL.

  12. В чем заключается основная идея внедрения ITSM.

  13. CobiT. Опишите четыре домена.

  14. CobiT. Модель зрелости.

  15. CobiT.

    1. Critical Success Factor.

    2. Key Goal Indicator.

    3. Key Performance Indicator (KPI).



Тема 4. Системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия: MOF (Maйкрософт), ITSM (HP).
Целесообразность создания системы управления ИТ-инфраструктурой. Системы управления и мониторинга ИТ-инфраструктуры предприятия. Обеспечение прозрачности инвестиций в ИТ-инфраструктуру. Примеры систем управления.

MOF - Microsoft Operations Framework. Интерпретация сервисного подхода к управлению ИТ от Микрософт - составные части, отличия от ITIL, преимущества и недостатки.

Введение в MOF. Подход MOF к сервис-менеджменту. MOF — миссия, цели и структура подхода. Модели MOF. Использование библиотеки ITIL. Взаимоотношения между подходом MOF и библиотекой ITIL. MOF — Модель процессов. Функции сервис-менеджмента (Service Management Functions — SMFs). MOF — Модель команды. Модель команды и коммуникации. MOF — Модель управления рисками. Значение управления рисками для оперативной работы ИТ.

Эталонная модель управления ИТ-услугами Hewlett-Packard (IT Service Management Reference Model - ITSM). Преимущества модели. Группы процессов: Гарантированное предоставления услуг; Координация бизнеса и ИТ; Проектирование услуг и управление ими; Разработка и развертывание услуг; Контроль деятельности. Координация бизнеса и ИТ.

Базовый учебник

  1. ИТ Сервис-менеджмент, введение. Перевод на русский язык под редакцией М.Ю. Потоцкого– М.: Открытые Системы, 2003.


Основная литература

  1. Ян Ван Бон, Пондман Д. ИТ Сервис-менеджмент. – М.: Van Haren Publishing, 2003.

  2. Олейник А.И. Методологические основы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Раздел в кн.: Техника и технология в XXI веке: современное состояние и перспективы развития: монография/ И.П. Болодурина, А.С. Дулесов, Р.А. Загидуллин, А.В. Зарипов, Н.Ф. Локтев, Ю.П. Луговскова, С.В. Лукашенко, Н.И. Москаленко, Л. Найзабаева, А.И. Олейник, В.И. Рассоха, М.С. Садыкова, Я.С. Сафиуллина, Е.Н. Ткачева, С.С. Чернов , 2009. C. 228—245.


Дополнительная литература

  1. А. Данилин, А. Слюсаренко. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий.. – М. Интернет-ун-т Информ. Технологий, 2005. – 504 с.

  2. Томпсон А.А. мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

  3. Шнитман В.З., Кузнецов С.Д. Аппаратно-программные платформы корпоративных информационных систем. - М.: МГУ, 1995. http://www.citforum.netis.ru/hardware/app_kis/contents.shtml.

  4. Международный стандарт COBIT (Control Objectives for Information and Related Technology) - Контроль целей для информационных и связанными с ними технологиями.

  5. Introducing The Open Group Architecture Framework (TOGAF), http://www.ibm.com.

  6. Service-Oriented Architecture and Enterprise Architecture, http://www.ibm.com.


Интернет-ресурсы:

Bitpipe.com, CIO Decisions Magazine, Information Security Magazine, Storage Magazine, KnowledgeStorm, TheServerSide.com, TheServerSide.NET, SearchDataCenter.com
Контрольные вопросы по теме:

  1. В чем заключается управление ИТ-инфраструктурой.

  2. Укажите особенности подхода MOF к сервис-менеджменту.

  3. Назовите модели MOF.

  4. Перечислите функции сервис-менеджмента (Service Management Functions — SMFs).

  5. Как используется библиотека ITIL в системе MOF.

  6. Назовите достоинства и недостатки эталонной модели управления ИТ-услугами Hewlett-Packard.

  7. Перечислите Группы процессов IT Service Management Reference Model.


Тема 5. Построение оптимальной ИТ - инфраструктуры предприятия на основе

бизнес-стратегии предприятия.
Цели и задачи упорядочения процессов управления ИТ-ресурсами. Роль управления ИТ-ресурсами в ИТ-стратегии предприятия. Внутренние и внешние факторы, влияющие на процессы управления ИТ-ресурсами. Практика организации процессов управления ИТ-ресурами в российских компаниях. Организация проекта по внедрению процессов управления ИТ-ресурсами в соответствии с требованиями ITSM: определение этапов проекта, результатов, ресурсов, рисков. Обсуждение проектов, разработанных слушателями. Цели и задачи стратегического планирования ИС. Понятие ИТ-стратегии предприятия. Связь ИТ-стратегии с бизнес-стратегией. ИТ-стратегия в отсутствие бизнес-стратегии. Внутренние и внешние факторы, влияющие на ИТ-стратегию. Внутренний и внешний заказ на ИТ-стратегию. Ожидания от ИТ-стратегии. Обязательные элементы ИТ-стратегии. Структура проекта по разработке ИТ-стратегии, возможные исполнители проекта. Типичные ошибки при постановке задачи и выполнении проекта. Интерпретация и использование результатов проекта. Практические примеры проектов по разработке ИТ-стратегии.
Базовый учебник

    1. ИТ Сервис-менеджмент, введение. Перевод на русский язык под редакцией М.Ю. Потоцкого– М.: Открытые Системы, 2003.


Основная литература

1.Ян Ван Бон, Пондман Д. ИТ Сервис-менеджмент. – М.: Van Haren Publishing, 2003.

    1. Олейник А.И. Методологические основы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Раздел в кн.: Техника и технология в XXI веке: современное состояние и перспективы развития: монография/ И.П. Болодурина, А.С. Дулесов, Р.А. Загидуллин, А.В. Зарипов, Н.Ф. Локтев, Ю.П. Луговскова, С.В. Лукашенко, Н.И. Москаленко, Л. Найзабаева, А.И. Олейник, В.И. Рассоха, М.С. Садыкова, Я.С. Сафиуллина, Е.Н. Ткачева, С.С. Чернов , 2009. C. 228—245.


Дополнительная литература

      1. А. Данилин, А. Слюсаренко. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий. – М. Интернет-ун-т Информ. Технологий, 2005. – 504 с.

      2. Олифер Н.А. и Олифером В.Г., Храмцовым П.Б., Артемьев В.И., Кузнецов С.Д. Стратегическое планирование сетей масштаба предприятия. http://citforum.univ.kiev.ua/nets/spsmp/index.shtml

      3. Ермошкин Н.Н., Тарасов А.А. Стратегия информационных технологий предприятия. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.

      4. Круглов М.Г., Сергеев С.К., Такташов В.А. Менеджмент систем качества. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.

      5. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.

      6. Томпсон А.А. мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

      7. Международный стандарт ИСО/МЭК 9126:1993. Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению.

      8. Международный стандарт COBIT (Control Objectives for Information and Related Technology) - Контроль целей для информационных и связанными с ними технологиями.

      9. Zachman John A., «Enterprise Architecture: The Past and the Future» Article published in DM Review Magazine. December 1999 Issue.

      10. The Zachman Framework™: A Concise Definition, http://zachmaninternational.com.

      11. Introducing The Open Group Architecture Framework (TOGAF), http://www.ibm.com.

      12. Service-Oriented Architecture and Enterprise Architecture, http://www.ibm.com.


Интернет-ресурсы:

Bitpipe.com, CIO Decisions Magazine, Information Security Magazine, Storage Magazine, KnowledgeStorm, TheServerSide.com, TheServerSide.NET, SearchDataCenter.com
Контрольные вопросы по теме:

  1. Цели и задачи управления ИТ-ресурсами.

  2. Основные процессы ITSM и их взаимосвязь.

  3. Структура и результаты проекта по организации процессов ITSM.

  4. Перечислить основные этапы проекта по организации процессов в соответствии с требованиями ITSM и их результаты.

  5. Привести основные показатели эффективности процессов управления инцидентами и проблемами.

  6. Цели и задачи стратегического планирования ИС.

  7. Структура ИТ-стратегии предприятия и связь ее с бизнес-стратегией.

  8. Основные этапы проекта по стратегическому планированию ИС и их результаты.

  9. Реализация плана перехода, риски переходного периода.

Тема 6. Организация технического обслуживания и эксплуатации информационных систем.
Назначение и задачи технического обслуживания. Время простоя информационной системы. Расчет стоимости простоя. Оптимизация ресурсов информационной системы.

Техническое обслуживание на этапе эксплуатации информационной системы. Ошибки обслуживания. Гарантийное и техническое обслуживание.

Стандартные программы технического обслуживания. Расширенные программы технического обслуживания. Решение задач интеграционного характера. Регламентные мероприятия. Документирование систем и оптимизация конфигураций оборудования и программного обеспечения серверного комплекса. Выполнение рутинных административных работ. Разовые мероприятия. Построение централизованной системы мониторинга состояния системы.

Персонифицированное обслуживание. Централизованная схема обслуживания. Удаленный мониторинг и диагностика. Восстановление работоспособности. Контроль технического состояния и конфигураций поддерживаемого оборудования.

Аутсорсинг. Этапы реализации проекта по аутсорсингу. Сервисные центры компаний - производителей оборудования. Сервис-интеграторы. Компании, специализирующиеся в области сервис-консалтинга

Взаимосвязь эффективности и эксплуатации информационных систем. Системы эксплуатации и сопровождения ИС. Разработка и утверждение внутрикорпоративных или отраслевых стандартов. Стандартные рабочие места. Стандарт хранения данных. Стандарт электронной почты. Стандарт обмена документами. Стандарт внутренней технической поддержки (HelpDesk). Определение необходимого числа сотрудников Help Desk.



Базовый учебник


  1. ИТ Сервис-менеджмент, введение. Перевод на русский язык под редакцией М.Ю. Потоцкого– М.: Открытые Системы, 2003.



Дополнительная литература


  1. Ермошкин Н.Н., Тарасов А.А. Стратегия информационных технологий предприятия. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.

  2. Безкоровайный М.М., Костогрызов А.И., Львов В.М. Инструментально-моделирующий комплекс для оценки качества функционирования информационных систем “КОК”. - М.:СИНТЕГ, 2003.

  3. Орлов И.А., Корнюшко В.Ф., Бурляев В.В., Авдеев В.Н. Основы эксплуатации и ремонта ЭВМ. - М.:Энергоиздат, 1981.

  4. Скрипкин К.Г. Экономическая эффективность информационных систем. – М.:ДМК Пресс, 2002.

  5. Круглов М.Г., Сергеев С.К., Такташов В.А. Менеджмент систем качества. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.

  6. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.

  7. Томпсон А.А. мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

  8. Шнитман В.З., Кузнецов С.Д. Аппаратно-программные платформы корпоративных информационных систем. - М.: МГУ, 1995. http://www.citforum.netis.ru/hardware/app_kis/contents.shtml.

  9. ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.

  10. Международные стандарты ИСО серии 9000 и 10000 на системы качества: версии 1994 г. – М.: Изд-во стандартов, 1995 г.

  11. Международные стандарты ИСО серии 9000: версии 2000 г.

  12. Международный стандарт ИСО/МЭК 9126:1993. Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению.



Контрольные вопросы по теме:


  1. Назовите задачи технического обслуживания.

  2. В чем особенности гарантийного обслуживания.

  3. Значение регламентных мероприятий.

  4. Какие существуют схемы обслуживания.

  5. В чем значение внутрикорпоративных стандартов.

  6. Раскройте сущность и необходимость аутсорсинга.

  7. Какие разновидности сервисных центров.

  8. Назовите задачи службы Help Desk.

  9. Расскажите о задачах эксплуатации информационных систем и методах ее организации.

8.Образовательные технологии


Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы:

  • информационные;

  • интерактивные: обсуждение, дискуссия;

  • проектные: подготовка исследовательских проектов работ;

  • информационные технологии: работа с использованием ВТ и офисного пакета программ.

9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные...
Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные...
Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconТесты по дисциплине «Корпоративные информационные системы» Общие...
...
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconЛ. И. Гончаренко программа научно-исследовательского семинара «Оценка...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconПрограмма Научно-исследовательского семинара «Практика чтения»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconПрограмма научно-исследовательского семинара подготовки магистров...
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента...
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconПрограмма научно-исследовательского семинара подготовки магистров...
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента...
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconПрограмма научно-исследовательского семинара подготовки магистров...
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента...
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconРабочая программа дисциплины «Корпоративные информационные системы...
Корпоративные информационные системы и базы данных: рабочая программа /Малов Ю. Ю.– Спб.: Ивэсэп, 2012. – 13 с
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconРабочая программа для студентов направления 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике»
«Информационные системы в бизнес-реинжиниринге», 080801. 65-14 – «Корпоративные экономические информационные системы»
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconАннотация научно-исследовательского семинара «Семиотика сложных мультимедийных...
Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconКонкурсе концепций научно-исследовательского семинара (бакалавриат)
При этом студент вправе посещать другие научно-исследовательские семинары на добровольной основе без обязательств по сдаче зачетов....
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconПрограмма научно-исследовательского семинара
Целью семинара является (а) ознакомление студентов с ключевыми аспектами современной западной лингвистики, а именно, с основными...
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconИсследование операций и системный анализ
Информационные системы и их исследование методами математического прогнозирования и системного анализа
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconПрограмма научно-исследовательского семинара Обеспечение равного...
...
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные системы: практика и исследование тенденций» iconРабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология»
Умкд научно-исследовательского семинара Направление: магистратура 032700. 68 Филология (романо-германская)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск