| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Управление данными»
для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
| Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики
Программа дисциплины «Управление данными»
Для направления 080500.68 «Бизнес-информатика»
подготовки бакалавра
2 курс Авторы:
С.М. Диго, к.э.н., проф., sdigo@hse.ru
А.С.Акопов, д.т.н., проф., aakopov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры бизнес-аналитики «____»____________ 2013 г.
Зав. кафедрой Кравченко Т.К. ________________________ Рекомендована секцией УМС «Бизнес-информатика» «____»____________ 2013г.
Председатель Таратухина Ю.В. ________________________
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Управление данными» является формирование знаний, умений и навыков проектирования баз данных, администрирования баз данных и разработки приложений (внешних интерфейсов) баз данных.
Задачи дисциплины:
Изучить теорию реляционных баз данных;
Получить представление о реализации промышленных баз данных;
Овладеть навыками проектирования баз данных с использованием CASE-инструментов.
Выработать компентенции в области выполнения запросов к базам данных и проектирования бизнес-логики баз данных.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Управление данными» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин профиля «Архитектура предприятия».
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента.
Для изучения дисциплины «Управление данными» студент должен:
Знать основные понятия теории баз данных, подходы к построению БД и сферы их применимости, особенности реляционной модели БД. Владеть понятиями предметной области и способами ее описания.
Знать теорию реляционных БД: основные понятия, реляционная алгебра и реляционное исчисление, теория нормализации; методология ER-моделирования и проектирование БД на основе ER-моделей; классификация и способы задания ограничений целостности; языки описания и манипулирования данными разных классов; особенности работы в распределенной многопользовательской среде; методы организации доступа к данным.
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей. Управление разработкой ИС, Управление жизненным циклом ИС, Эффективность ИТ.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник по направлению подготовки БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:
а) универсальными:
- общенаучными (ОНК):
готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОНК-1);
готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат (ОНК-2);
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОНК–3);
способность понимать закономерности экономических процессов (ОНК- 5);
- инструментальными (ИК):
способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке(ИК 1);
владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ИК-2);
готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ИК 3);
готовность работать с информацией из различных источников (ИК- 4);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ИК-5);
владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ИК-6);
способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ИК- 7);
- социально-личностными и общекультурными (СЛК):
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (СЛК-1);
готовность к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами (СЛК-2);
способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (СЛК-3);
способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (СЛК -4);
понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (СЛК - 6);
способность к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций (СЛК -7);
способность проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней (СЛК -8);
б) профессиональными (ПК):
аналитическая деятельность
проводить оценку экономического поведения при принятии решений и институциональный анализ (ПК-1);
проводить микроэкономический анализ (ПК-2);
проводить анализ архитектуры предприятия (ПК-4);
проводить исследование и анализ рынка ИС и ИКТ (ПК-5);
выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом (ПК-6).
проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ (ПК-7);
организационно-управленческая деятельность
проводить обследование деятельности и ИТ- инфраструктуры предприятий (ПК-8);
осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ (ПК-9);
управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контент-сервисов) (ПК-10);
использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия (ПК-11);
использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ- инфраструктуры предприятий (ПК-12);
организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-13);
защищать права на интеллектуальную собственность (ПК-15);
организовывать управление малыми проектно-внедренческими группами (ПК-16);
проектная деятельность
выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-17);
проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов (ПК-18);
осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами (ПК-19);
научно-исследовательская деятельность
использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования (ПК-22);
готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований (ПК-23);
консалтинговая деятельность
консультировать заказчиков по совершенствованию бизнес-процессов и ИТ- инфраструктуры предприятия (ПК-24);
консультировать заказчиков по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизнесом (ПК-26);
консультировать заказчиков по рациональному выбору методов и инструментов управления ИТ-инфраструктурой предприятия (ПК-27);
инновационно-предпринимательская деятельность
описывать целевые сегменты ИКТ-рынка (ПК-28);
разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-29);
использовать лучшие практики продвижения инновационных программно- информационных продуктов и услуг (ПК-30);
создавать новые бизнесы на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-31).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основные понятия теории баз данных;
подходы к построению БД и сферы их применимости;
особенности реляционной модели БД;
понятие предметной области и способы ее описания;
теорию реляционных БД: основные понятия, реляционная алгебра и реляционное исчисление, теория нормализации;
методологии ER-моделирования, проектирование БД на основе ER-моделей;
классификацию и способы задания ограничений целостности;
языки описания и манипулирования данными разных классов;
особенности работы в распределенной многопользовательской среде;
методы организации доступа к данным;
архитектуру программных средств, работающих с базами данных.
Уметь:
описывать предметную область, выявлять сущности и связи между ними;
проектировать структуру БД вручную и с использованием выбранного CASE-средства;
использовать инструментальные средства СУБД при реализации модели БД;
разрабатывать бизнес-логику работы с БД;
строить запросы, используя различные языковые средства;
использовать БД при построении отчетов и разработке приложений.
Владеть: навыками проектирования структуры БД, формирования запросов к БД, анализа данных
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
| 76
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
|
| 38
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
| 38
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
| 86
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
| Домашнее задание
|
| Х
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации - зачет
|
| Х
|
|
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 162
| 162
|
|
|
| 4
| 4
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
|