Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины является изучение основ информационного менеджмента организаций и их автоматизированных информационных систем, а также формирование у студентов базовых практических навыков их использования для решения типовых задач информационного менеджмента.
Задачей дисциплины приобретение студентами прочных знаний и навыков практической работы в области информационного менеджмента.
Дисциплина основывается на базовых дисциплинах, входящих в учебный план: «Теория экономических информационных систем», «Базы данных», «Информатика и программирование», «Теория систем и системный анализ». 1.2 Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать:
основные понятия в области теории информационного менеджмента;
информационную систему и информационные ресурсы организации, объекты и элементы информационного менеджмента;
новые информационные технологии и их влияние на организацию, рынок информационных продуктов и услуг;
подходы к формализации понятий для разработки ИС.
| Студент должен уметь:
ставить задачи, формировать варианты решений и реализовать для менеджмента информационных систем;
использовать методы анализа и оптимизации параметров для управления информационными системи.
| Студент должен иметь представление - о современных тенденциях развития менеджмента экономических информационных системах
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| «Информатика и программирование»,
«Базы данных»,
«Современные программные средства»,
«Информационные системы»,
«Информационные технологии»,
«Компьютерная графика».
| «Предметно-ориентированные экономические информационные системы»,
«Создание Web-представительства»,
«Перспективные вычислительные технологии»
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические)
Неделя
| Кол. час
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 2
| Тема 1. Информационное общество и компоненты информационного менеджмента.
Лекция: Информационное пространство. Информационное общество. Информационные ресурсы. Информационный менеджмент. Задачи информационного менеджмента..
| М, П, Д
| 2
| 2
| Тема 2. Системное администрирование
Лекция: Средства управления компьютером. Консоль управления Microsoft (Microsoft Management Console, MMC). Пользовательский интерфейс ММС. Архитектура ММС. Оснастки и работа с ними.
| М, П, Д
| 2
| 2
| Лабораторное занятие: Инструментальные средства BPwin 4.0
| ПГ, И, Э
| 3
| 2
| Тема 3. Сетевое администрирование.
Лекция: Типы подключений. Виртуальные частные сети (VPN). Сетевые коммуникации. Построение сетей TCP/IP. Службы Asynchronous Transfer Mode (ATM).
| М, П, Д
| 4, 5, 6
| 6
| Тема 4. Менеджмент создания информационных систем (структурный подход).
Лекция: Обследование деятельности предприятия. Проведение обследования. Анкетирование. Интервьюирование.
Лекция: Построение моделей. Разработка системного проекта. Техническое проектирование.
Лекция: Проектирование корпоративных информационных систем. Этапы проектирования. Инструментальные средства проектирования и разработки информационных систем. Спецификации моделей информационных систем. Технологии проектирования информационных систем.
| М, П, Д
| 4
| 2
| Лабораторное занятие: Создание диаграммы декомпозиции.
| ПГ, И, Э
| 6
| 2
| Лабораторное занятие: Создание диаграммы узлов.
| ПГ, И, Э
| 7, 8
| 4
| Тема 5. Менеджмент создания информационной системы (Объектный подход).
Лекция: Процесс, управляемый прецедентами. Процесс, основанный на архитектуре. Категорий рисков в проектах разработки программного обеспечения. Исследование – анализ и определение требований. Уточнение планов. Построение. Развертывание.
Лекция: Технологические процессы проектирования в унифицированном процессе. Управление требованиями. Анализ. Построение. Реализация. Тестирование. Итерации и инкременты. Артефакты. Исполнители. Виды деятельности.
| М, П, Д
| 8
| 2
| Лабораторное занятие: Расщепление и слияние моделей.
| ПГ, И, Э
| 9
| 2
| Тема 6. Стандарты управления производством.
Лекция: Концепция Material Resource Planning (MRP) - планирование потребностей предприятий в материалах. Концепция Manufacturing Resource Planning (MRP II) - планирование ресурсов предприятия. концепция Enterprise-wide Resource Planning (ERP) - планированием ресурсов в масштабе предприятия. Современная структура модели MRP/ERP.
| М, П, Д
| 10, 11
| 4
| Тема 7. Информационные технологии и менеджмент качества.
Лекция: Связь между ERP-стандартами и стандартами качества серии ИСО 9000. Уровни непрерывного улучшения бизнес-процессов. Циклы BPI перехода на следующий уровень.
Лекция: Ключевые процессы и экономический эффект перехода на следующий уровень BPI. Управление требованиями потребителя. Диспетчирование производства.
| М, П, Д
| 10
| 2
| Лабораторное занятие: Созданной модели процессов в виде организационных диаграмм DFD
| ПГ, И, Э
| 12, 13, 14
| 6
| Тема 8. Рынок информационных продуктов и услуг.
Лекция: Характеристика рынка информационных продуктов и услуг. Понятие рынка информационных продуктов и услуг. Структура рынка информационных продуктов и услуг
Лекция: Лицензионная политика. Виды лицензий. Программы лицензирования для организаций. Лицензионные права на использование продуктов Microsoft. Модели лицензирования корпорации Microsoft.
Лекция: Информационный бизнес. Правовое регулирование на информационном рынке. Новый ассортимент информационных продуктов и услуг
| М, П, Д
| 12
| 2
| Лабораторное занятие: Созданной модели информационных потоков в виде диаграмм Workflow (IDEF3)
| ПГ, И, Э
| 14
| 2
| Лабораторное занятие: Созданное организационных диаграмм и диаграмм Swim Lane
| ПГ, И, Э
| 15, 16, 17
| 6
| Тема 9. Взаимодействие с производителями и поставщиками аппаратного и программного обеспечения.
Лекция: Детальный анализ вендоров. Проверка примеров и анализ несоответствий. Источники информации. Вопросы клиентам вендора. Анализ несоответствий
Лекция: Выбор сопутствующих вендоров. ИТ-услуги от вендора. Анализ политики обновлений
Лекция: План внедрения. Экономическая переоценка проекта. Переговоры. Тактика ведения переговоров.
| М, П, Д
| 16
| 2
| Лабораторное занятие: Стоимостной анализ (Activity Based Costing)
| ПГ, И, Э
|
18
| 2
| Тема 10. Программные продукты менеджмента информационных систем.
Лекция: Программные решения компаний Microsoft, IBM, Hewlett-Packard по управлению ИТ инфраструктурой предприятия.
| М, П, Д
| 18
| 6
| Лабораторное занятие: Создание модели TO-BE (реинжиниринг бизнес-процессов)
| ПГ, И, Э
|
Индивидуальная работа преподавателя со студентом
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.
| Методы
| 1
2-15 16
|
| Определение тем индивидуальных заданий студентов - каждому студенту выдается тема для ознакомления и указывается срок сдачи реферата и электронного издания. В течение недели перечень тем может корректироваться и уточняться время представления реферата.
Консультации студентов по разработке индивидуального задания и электронного издания к нему.
Зачетное занятие. Защита индивидуальных заданий.
| Э, И
|
Самостоятельная работа студента
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
|
1-4
5-9 10-15
16-18
|
4
8 8
8
| Задания для самостоятельной (индивидуальной) работы студентов:
Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по программе дисциплины.
Дополнение конспектов лекций и отчётов по лабораторным занятиям (по основной и дополнительной литературе).
Подготовка к лабораторным занятиям (повторение теории и выполнение подготовительных заданий, ведение протокола и оформление отчёта по лабораторным работам).
Выполнение индивидуального задания (реферат на заданную тему, электронное издание к нему).
|
Э, ПБ,И
|
|
| Перечень тем для самостоятельной (индивидуальной) работы:
Основные направления развития ИТ менеджмента.
Особенности инноваций в области информационных технологий
Инновации с области ИС: формирование проекта и внедрение ИС
Менеджмент Web-технологий и ЭИС.
Менеджмент Web-технологий в банковских ЭИС.
Менеджмент Web-технологий в страховом бизнесе.
Менеджмент Web-технологий в налоговом учете.
Менеджмент Web-технологий на фондовом рынке.
Менеджмент Web-технологий в инвестиционных компаниях.
Менеджмент Web-технологий в государственных учреждениях
Менеджмент мобильных технологий и ЭИС.
Менеджмент мобильных технологий в банковских ЭИС.
Менеджмент мобильных технологий в страховом бизнесе.
Менеджмент мобильных технологий в налоговом учете.
Менеджмент мобильных технологий на фондовом рынке.
Менеджмент мобильных технологий в государственных учреждениях
Менеджмент мобильных технологий в инвестиционных компаниях.
Инновации с области ИС: факторы успеха.
Управление инновационными проектами: внедрение АИС.
Цели и перспективы инновационной деятельности.
Показатели эффективности инвестиций в ИС, методы оценки.
Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта ИС.
Статическая оценка экономической эффективности ИС
| Э, И
|
Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
Наименование основных методов
| Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
| 1. Использование информационных ресурсов и баз данных Internet
| www.dataplus.ru, www.rambler.ru, www.ya.ru, www.nigma.ru, www.google.ru и иные поисковые системы, используемые при выполнении индивидуального задания и лабораторных работ
| 2. Применение активных методов обучения
| Проведение лабораторных занятий по данной дисциплине с использованием самостоятельной подготовки студентов по выбранным индивидуальным темам с последующим использованием при подготовке к зачету разработанных студентами по теме электронных изданий
| 3. Использование проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
| Объединение студентов в творческие коллективы для отработки связанных тем индивидуальных заданий и лабораторных работ.
|
Средства обучения
Информационно-методические
Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок
| Наличие в библиотеке
| Основная литература
|
| 1. Гринберг, А. С. Информационный менеджмент: Учебное пособие для вузов / А. С. Гринберг, И.А. Король. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
| +
| 2. Костров, А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие / А.В. Костров. – М.: Финансы и статистика, 2001.
| +
| 3. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17 – модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17. – М.: Инфра–М, 2000.
| +
| 4. Лугачев М.И., Анно Е.Н. и др. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник / М.И. Лугачев, Е.Н. Анно, М.Р. Кагаловский, Ю.П. Липунцов, К.Г. Скрипкин, С.Н. Смирнов, Е.Е. Смирнова. – М.: ИНФРА-М, 2005.
| +
| 5. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента. – М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
| +
| 6. Ойхман Е.Г., Попов Э. В. Реинжиринг бизнеса: реинжиринг организации и информационные технологии. – М.: Финансы и статистика, 1997.
| +
| 7. Долженко, А.И. Информационный менеджмент. Моделирование бизнес-процессов: Лабораторный практикум / А.И. Долженко, Н.А. Тимченко /РГЭУ «РИНХ». –.Ростов-н/Д, 2006
| +
| Дополнительная литература
|
| 1. Тихонов А. Н., Цветков В.Я. Методы и системы поддержки принятия решений. - М.: МаксПресс, 2001.
| -
| 2. Спирли Э. Корпоративные хранилища данных. Планирование, разработка, реализация. Том 1.: ер. с англ. – М: Изд. дом «Вильямс», 2001
| -
| 3. Маклаков, С.И. Моделирование бизнес-процессовс BPwin 4.0. / С.И. Маклаков. – М.: ДИАЛОГ МИФИ, 2002.
| -
| 4. Периодические издания:
Журнал «Открытые системы».
Журнал «Директор ИТ».
Ежеквартальная газета «ComputerWorld».
Журнал «PC Magazine» (амеp. и pус.).
| 5. Информационно-справочные ресурсы Internet:
http://www.rambler.ru/ - отечественная поисковая система Рамблер;
http://www.ya.ru/ - отечественная поисковая система Яндекс;
http://www.osp.ru/ - издательство Открытые системы;
http://www.aport.ru/ - отечественная поисковая система Апорт;
http://www.nigma.ru/ - отечественная поисковая система Nigma.
|
| Материально-технические
Номер аудитории
| Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия
| Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
| 214
| 1. BPWin
| Исследование, обучение,
демонстрация
|
Текущий, промежуточный контроль знаний
|