Тест как способ оценки качества знаний





Скачать 156.87 Kb.
НазваниеТест как способ оценки качества знаний
Дата публикации17.08.2013
Размер156.87 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Информатика > Статья
ТЕСТ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
Г. В. Марченко - Горловский государственный педагогический институт иностранных языков, заведующая кафедрой педагогики,

доктор философии, доцент


  • Мазкур мақола таълим сифати мониторинги учун компьютер технологиягидан фойдаланиш ҳақидаги лойиҳа натижаларига бағшиланган.

  • Статья посвящена результатам пилотного проекта использования компьютерных технологий для мониторинга качества образования.

  • The article is devoted to the pilot project’s results of using the computer technologies for monitoring of education quality.


Кардинальные изменения, которые происходят в современном образовании: изменение образовательных парадигм, интеграция Украины в европейское сообщество и, как следствие, развитие ее образования в европейском контексте делают актуальной задачу обеспечения качества знаний школьников. Контроль качества знаний является одним из основных элементов оценки качества образования, важным компонентом целостного педагогического процесса.

Принцип обратной связи в учебно-воспитательном процессе требует систематического контроля знаний, умений и навыков учеников для своевременного реагирования со стороны учителя с целью их коррекции. Закон единства обучения и самообразования, принцип самостоятельности и творческой активности требуют создания возможностей для того, чтобы ученики имели возможность постоянно видеть результаты своей работы. При отсутствии такого контроля ученики не знают реального уровня своих знаний, недостаточно осознают свои слабые места. А анализ традиционного обучения выявляет стихийность, нерациональное использование методов и форм оценки знаний, отсутствие дидактической целенаправленности, систематичности в проведении контроля, произвольность разработки каждым педагогом своей системы проверочных заданий.

Очевидно, что без систематического объективного и достаточного по объему и оптимального по времени контроля знаний не может идти речь о качестве образования. С достаточной уверенностью можно утверждать, что неотложным является поиск более совершенных путей и средств проверки и оценки успешности учащихся без отказа от традиционных. Последние дают ученику возможность подкрепить свой ответ примерами, логично, связно и доказательно выражать свои мысли. Целесообразным является сочетание в системе мониторинга традиционных и инновационных форм контроля знаний, которые помогут педагогам объективно и своевременно оценить меру усвоения учебного материала, качество и прочность полученных знаний.

Качество знаний школьников является одним из ключевых объектов оценки качества образования. В психолого-педагогической и научно-методической литературе проблема качества знаний, а также связанные с ней вопросы проверки и оценки знаний, умений и навыков всегда находились в центре внимания исследователей. Как педагогическая проблема качество образования рассматривается с позиций квалиметрии (от лат. qualis – качество и греч. metria – измерение) – науки о методах количественной оценки качества образования.

Квалиметрия в образовании и проблемы управления его качеством исследованы такими учеными, как: Г. Азгольдов, А. Гличев, И. Зимняя, А. Казаринов, И. Каору, B. Лазарев, И. Леонов, Т. Макарова, В. Оучи, В. Панасюк, М. Поташник, С. Редлих, Л. Редько, И. Салова, Н. Селезнева, В. Симонов, А. Субетто.

Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, которое является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний с тестированием сравниться не может. В исследовании основное внимание уделяется новым возможностям, связанным именно с компьютерным тестированием, которое быстрыми темпами внедряется на всех этапах учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных и высших учебных заведениях. Педагогическому тестированию всегда уделялось много внимания, в частности интерес к этой проблеме возрос в течение последних лет, особенно с распространением информационных технологий как инструмента и среды для разработки тестовых программ.

Существенный вклад в исследование проблемы теоретико-методических основ разработки педагогических тестов внесли: B. Аванесов, В. Беспалько, Н. Ефремова, Е. Лебедева, Д. Люсина, Л. Макарова, В. Михеева, Б. Радионова, Т. Родыгина, А. Татур, М. Челышкова, В. Черепанов. Но информатизация общественной жизни и образовательной сферы требует от каждого будущего учителя овладения механизмами создания тестов с помощью ИКТ, что и обусловливает актуальность данной проблематики.

Проведенное совместно со студентами – будущими учителями иностранных языков – исследование показывает, что для определения уровня сформированности знаний старшеклассников необходимо знание трех коэффициентов:

  • коэффициента уровня знаний по украинскому языку;

  • коэффициента уровня знаний по математике;

  • коэффициента уровня знаний по истории Украины, а в основу нашей разработки была положена контрольно-диагностическая система TEST-W А. Шестопалова.

С помощью данной компьютерной программы членами студенческого научного кружка была разработана система тестовых заданий [1]. Для запуска программы необходимо выполнить следующие операции:

  1. вставить диск в CD-ROM компьютера;

  2. открыть окно для пиктограммы «My Computer»;

  3. в уже открытом окне открыть окно для пиктограммы CD-ROM;

  4. открыть папку “Приложение А”;

  5. загрузить файл «TEST-W», после чего откроется диалоговое окно (Рис. 1);

  6. в диалоговом окне выбрать название необходимого теста и нажать клавишу «Enter», после чего появится главное окно тест-программы (Рис.2) [2].



Рис. 1. Диалоговое окно выбора тестов

Рис. 2. Главное окно тест-программы

Главное окно тест-программы состоит из: 1) зоны заголовка, где указывается название теста, количество вопросов в тесте, номер текущего вопроса, слева показано время, отведенное на решение задачи, (в нашем случае тест состоит из 25 вопросов), справа – текущее время тестирования (в нашем случае на каждый тест отведено 60 минут); 2) зоны вопроса и вариантов ответов заполняются текущим вопросом, для ответа на который необходимо указать верный вариант. Нажатие кнопки с вариантом ответа диагностируется соответствующими знаками как правильное или неправильное. Если ученик выбрал неправильный ответ, то возможности исправить его не предусмотрено. После нажатия клавиши с ответом активизируется кнопка перехода к следующему вопросу: «Следующий вопрос ->>». После ответа на последний вопрос на экран выводится общий итог (Рис.3).



Рис. 3. Окно с результатами теста

Для работы в рамках разработанной программы компьютер должен отвечать таким требованиям: процессор Pentium 200 MHz, 16 Mb RAM, 4-x CD-ROM, SVGA монитор, Windows 95/ и выше.

Конечным этапом на пути определения уровня сформированности знаний старшеклассников (L) – является программа, которая определяет этот показатель при известных коэффициентах К1, К2, К3. Программа была создана студентом В. Штеребом в среде программирования Delphi7 [3]. Программа, комментарии, использованные при создании программы, и ее интерфейс написаны по-украински. В программе были использованы стандартные модули: Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, Buttons, Mask, ExtCtrls.

Для запуска программы следует совершить следующие операции:

1) вставить диск в CD-ROM компьютера;

2) открыть окно для пиктограммы «My Computer»;

3) в открытом окне открыть окно для пиктограммы CD-ROM;

4) открыть папку “Приложение Б”;

5) загрузить файл «Уровень знаний», после чего откроется диалоговое окно программы (Рис. 4).
Рис. 4. Окно программы расчета уровня сформированности знаний старшеклассника
После запуска программы пользователю предлагается ввести шесть коэффициентов: К1, К2, К3, К1max, К2max, К3max. Коэффициенты К1, К2, К3 получаем после прохождения трех тестов: теста по украинскому языку, математике и истории Украины. Коэффициенты К1max, К2max, К3max – постоянные и в нашем исследовании они равны 11. Когда все данные введены и подготовлены для расчета уровня сформированности знаний старшеклассника, нажимаем клавишу «Enter». Сразу после этого программа подсчитает результат и выдаст его на экран монитора (в рамках 100-бальной системы, а также с соответствующей оценкой в кредитно-модульной системе (ECTS) (Рис. 5).

При неверном вводе данных расчеты не осуществляются, о чем программа сообщит. В этом случае надо пересмотреть введенные данные и исправить ошибку, результат компьютер покажет на мониторе.




Рис. 5. Окно программы с введенными коэффициентами и подсчитанным

результатом

Для выхода из программы надо нажать клавишу «Закрыть» или комбинацию клавиш Alt + F4. Программа занимает 422 КБ памяти. Для ее работы компьютер должен соответствовать вышеуказанным требованиям. Но наиболее важным этапом нашего исследования является практическая апробация разработанных тестов и компьютерной программы, практическое отслеживание уровня знаний учащихся по таким предметам как: математика, украинский язык, история Украины и дальнейший расчет уровня сформированности знаний.

Экспериментальной базой исследования была общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 22 с.Тошковка-1 Луганской области. Практическая апробация системы компьютерных тестов и программы для определения уровня сформированности знаний была проведена в 11 классе. Общая численность учащихся в выпускном классе – 11, но из-за болезни компьютерное тестирование прошло 9 учащихся (4 юношей и 5 девушек). Тестирование проводилось в рамках осенней учебной недельной педагогической практики в три этапа:

1) в первый день учащиеся прошли тест по украинскому языку;

2) на следующий день – по математике;

3) в третий день старшеклассники прошли тест по истории Украины.

Результаты компьютерного тестирования с учетом уровня сформированности знаний приведены в таблице 1.

Таблица 1.





Фамилия, имя и отчество респондента

Оценка за тест

Уровень

сформированности знаний учащихся

Украин-

ский язык

Матема-тика

История Украины

100 баллов

ECTS

1.

Васильченко Юлия

10

8

6

73

D

2.

Дорожко Ксения

8

6

7

64

E

3.

Копичинская Катерина

10

10

9

88

B

4.

Кориневич Дмитрий

5

4

5

42

FX

5.

Кулишов Дмитрий

7

7

6

61

E

6.

Опря Игорь

9

7

9

76

C

7.

Посталатьева Ирина

10

10

10

91

A

8.

Прозоров Ярослав

6

5

4

45

FX

9.

Свиридоненко Ирина

10

9

8

82

B

Полученные результаты позволяют разделить учащихся на четыре группы: 1) с отличным уровнем знаний; 2) с хорошим уровнем знаний; 3) с достаточным уровнем; 4) с низким. Результаты проведены в таблице 2.

Таблица 2.


Уровень

знаний





Фамилия, имя и отчество респондента

Оценка за тест

Уровень

сформированности знаний учащихся

Украин-

ский язык

Матема-тика

История Украины

100 баллов

ECTS

Высокий

1.

Посталатьева Ирина

10

10

10

91

A

Хороший

2.

Копичинская Катерина

10

10

9

88

B

3.

Свиридоненко Ирина

10

9

8

82

B

4.

Опря Ігорь

7

9

9

76

C

Средний

5.

Васильченко Юлия

10

8

6

73

D

6.

Дорожко Ксения

8

6

7

64

E

7.

Кулишов Дмитрий

7

7

6

61

E

Низкий

8.

Прозоров Ярослав

6

5

4

45

FX

9.

Кориневич Дмитрий

5

4

5

42

FX


Анализируя результаты таблицы 2, можно сделать вывод о том, что у девушек уровень сформированности знаний во многом выше, чем у юношей, поскольку ни один из четырех юношей не вошел в тройку лидеров, а двое старшеклассников показали худшие результаты. Разработанная система тестов и компьютерная программа выступили средствами мониторинга качества знаний, но, к сожалению, исходя из результатов только девяти учащихся, трудно делать выводы об общем уровне сформированности знаний старшеклассников, что мы определяем, как перспективу наших исследований. Несмотря на это, проведенными пилотными исследованиями общая гипотеза подтверждается. А гипотеза заключалась в том, что разработанная программа и система тестов способствуют оптимизации знаний, умений, навыков учащихся, оптимизации учебно-воспитательного процесса при условии использования именно компьютерных тестов и программ.

Мы можем говорить о том, что в процессе исследования:

  • были разработаны объективные критерии оценивания, которые помогут определить уровень сформированности знаний старшеклассников;

  • спроектирована модель современного идеального выпускника общеобразовательной школы (о чем мы писали ранее);

  • созданы система тестов и компьютерная программа определения уровня сформированности знаний современного старшеклассника в соответствии с критериями кредитно-трансферной системы оценивания достижений учащихся, принятой странами Европы после их присоединения к Болонскому процессу;

  • мы установили, что использование компьютерных тестов и программ позволяет осуществлять обработку данных более эффективно, удобно и намного быстрее;

  • провели пилотную практическую апробацию разработанных тестов и программ в рамках современного учебно-воспитательного процесса;

  • оказали помощь классному руководителю в осуществлении мониторинга качества знаний учащихся.

Таким образом, на основании проведенного пилотного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Историко-теоретические аспекты применения тестирования как базовой основы педагогической квалиметрии содержат основные правила, которые необходимо выполнять при подготовке материалов для тестового контроля. Установлено, что тесты все больше проникают в массовую практику современного образования.

2. Проанализированные основные подходы к созданию педагогических тестов позволили установить то, что, эффективность теста будет более высокой при условии тщательного отбора материала для заданий и адекватно определенных связей между ними. Тест должен соответствовать учебной программе и включать тестовые задания по всем разделам учебной дисциплины, которые позволяют оценить степень усвоения учебного материала, а также умения использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

3. Разработанные объективные критерии оценивания, с помощью которых мы можем определить уровень сформированности знаний старшеклассника. В рамках исследования нами предложена модель идеального выпускника ОУЗ как всесторонне развитой личности в ее целостности и совокупности личностных, организаторских качеств и умения работать в коллективе. Установлено, что основным критерием объективной оценки является соответствие полученных результатов этой идеальной модели выпускника, то есть уровень сформированности его знаний должен быть максимально приближенным к 100 баллам (уровень “A”). Такая оценка, по нашему мнению, носит объективный характер и позитивно влияет на эффективность деятельности всех элементов учебно-воспитательного процесса.

4. Разработанная система тестов и компьютерная программа определения уровня сформированности знаний современного старшеклассника в кредитно-трансферной системе в рамках Болонских договоренностей позволяет стимулировать познавательный интерес школьников, оптимизирует учебно-воспитательный процесс, позволяет более рационально использовать учебное время учителя и учащихся.

5. Разработанная система тестов и компьютерная программа способствуют осуществлению мониторинга качества знаний, но в результате пилотного исследовательского проекта мы не имели возможности отследить тенденции формирования того или иного уровня развития знаний, умений и навыков старшеклассников.

6. Проведенное исследование показывает, что использование информационно-коммуникационных технологий – проблема сложная и комплексная. Дальнейшего изучения требуют вопросы комплексного использования компьютерного тестирования и других форм мониторинга качества знаний, умений и навыков; сравнительного анализа уровней сформированности знаний, умений и навыков учащихся разных школ (например, городской и сельской школы), гендерных особенностей формирования базовых компетенций школьников и т.п.

Литература

  1. Шап’юк Г. Зовнішнє незалежне оцінювання. Математика / Шап’юк Г., Кондратьєва Л., Мартинюк С. – Тернопіль : Підручники і посібники, 2008. – 80 с.

  2. Меняйленко А. С. Операционная система Windows / Меняйленко А. С. – Луганск : Альма-матер, 2001. – 202 с.

  3. Фаронов В. В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня / Фаронов В. В. – СПб. : Питер, 2004. – 640 с.


Марченко Галина Владимировна - доктор философии, доцент, Горловский государственный педагогический институт иностранных языков, +380509843357; galina_marchenko@mail.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тест как способ оценки качества знаний iconОтчёт муниципального бюджетного учреждения «Старооскольский центр оценки качества образования»
Старооскольского центра оценки качества образования обеспечение комплексной независимой системы оценки качества образования в образовательных...
Тест как способ оценки качества знаний icon«Особенности различных видов человеческих отношений»
Цель занятия: способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, воспитательная система, как способ передачи...
Тест как способ оценки качества знаний iconЗадачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими...
Цель: Научить учащихся использовать интерактивные методы оценки загрязнения водоемов
Тест как способ оценки качества знаний iconПоложение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов,...
Лльно-рейтинговой системы оценки знаний является комплексная оценка качества учебной работы студентов на основе регламентации семестровых...
Тест как способ оценки качества знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема. Формирование и развитие общеучебных универсальных умений и навыков как способ повышения качества знаний учащихся...
Тест как способ оценки качества знаний iconТест по теме: «Основы логики» (11 класс) Какая из логических операций не является базовой?
Областное государственное бюджетное учреждение «Белгородский региональный центр оценки качества образования»
Тест как способ оценки качества знаний iconКонцепция региональной системы оценки качества образования челябинской области
Механизмы организации и проведения оценки качества образования
Тест как способ оценки качества знаний iconКонцепция региональной системы оценки качества образования ленинградской области
Механизмы организации и проведения оценки качества образования
Тест как способ оценки качества знаний iconКонцепция содержит следующие основные разделы: Введение I. Основные...
Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации...
Тест как способ оценки качества знаний iconПроект программы «внутришкольная система оценки качества образования»
В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению...
Тест как способ оценки качества знаний iconТем и разделов
С применением модульно-рейтинговой системы оценки успеваемости и качества знаний студентов
Тест как способ оценки качества знаний iconОрганизационная структура системы оценки качества образования
Организационно-управленческая характеристика системы оценки качества образования
Тест как способ оценки качества знаний icon«Внутренняя система оценки качества образования в начальной школе»
Еропова Марина Акимовна, учитель мбоу «сош №8 им. А. С. Пушкина», первая квалификационная категория руководитель временной творческой...
Тест как способ оценки качества знаний iconИспользование компьютерного тестирования как фактора повышения качества...

Тест как способ оценки качества знаний iconБалльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов
Поэтому необходимо, чтобы оценочный процесс всегда производился профессионально, с учётом накопленных знаний в рассматриваемой сфере....
Тест как способ оценки качества знаний iconРазличные формы и методы контроля знаний учащихся Различные формы...
Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск