Скачать 73.44 Kb.
|
Семь основных инструментов контроля качества Анализируя большие массивы данных, мы привычно используем среднее значение, реже среднеквадратичное отклонение, еще реже иные методы обработки. Чем вызвано такое «самоограничение»? Скорее всего, недостаточными знаниями и опытом в этих вопросах. Откуда современный менеджер может узнать о методах статистической обработки данных? Вряд ли он вспомнит вузовский курс статистики. Да и был ли он включен в учебную программу!? У меня знакомство со статистикой, точнее с ее использованием в бизнесе, началось около 15 лет тому назад, когда я впервые прочитал о методах менеджмента качества. К сожалению, с первого раза семь основных инструментов мне «не показались»… Я не воспринял их, как «руководство к действию». Скорее, я отнесся к ним, как к чему-то заоблачно заумному. И лишь постепенно в течение нескольких лет, повторно наталкиваясь в литературе на применение того или иного метода, а также в связи с возникновением практических задач, шаг за шагом, я стал понимать смысл этих инструментов и области их применения. Постепенно эти методы я стал использовать в своей практике, даже иногда не вспоминая, что они – часть стройной системы. Настало время, отдать дань первоисточнику – японскому менеджменту, а также показать, как, казалось бы, книжные знания, становятся мощным инструментом управления реальным бизнесом. Семь основных инструментов контроля качества1 используют для аналитического решения проблем, то есть, в ситуации, когда данные доступны, и чтобы решить проблему, нужно их проанализировать. Примеры можно найти в Excel-файле
Man (человек) − причины, связанные с человеческим фактором; Machines (машины, оборудование) − причины, связанные с оборудованием; Materials (материалы) − причины, связанные с материалами; Methods (методы, технология) − причины, связанные с организацией бизнес-процессов; Measurements (измерения) − причины, связанные с методами измерения. http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0019/ Рис. 1. Диаграмма Исикавы. Шаблон. Понятно, что можно использовать и иную релевантную группировку. Вот, например, какой «скелет» мы нарисовали, анализируя возможности сокращения времени обслуживания клиентов на складе: Рис. 2. Диаграмма Исикавы. Время обслуживания клиентов на складе.
Рис. 3. Контрольный листок. Пример. Преимущество контрольных листков – возможность их использования сотрудниками, не работающими с компьютером. Если данные для последующую анализа получаются путем измерения непосредственно на рабочих местах, контрольные листки очень эффективны. Понятно, что если данные для анализа извлекаются из баз данных, контрольные листки не нужны, а данные сразу преобразуются в гистограмму, диаграмму Парето или рассеивания (см. ниже). В моей практике контрольные листки не нашли применения, поскольку процессы, с которыми я имею дело, либо полностью связаны с использованием компьютера, либо стартуют по команде из компьютера, а финиш фиксируется оператором ПК.
Рис. 4. Диаграмма Парето. Причины возникновения просроченной дебиторской задолженности. В первую очередь следует работать с причинами, вызывающими наибольшее количество проблем. В нашем примере с первыми тремя.
Рис. 5. Варианты расположения гистограммы по отношению к технологическому допуску Краткие комментарии: а) всё хорошо: среднее совпадает с номиналом, вариабельность в пределах допусков; б) следует сместить среднее для совпадения с номиналом; в) следует уменьшить рассеивание; г) следует сместить среднее и уменьшить рассеивание; д) следует значительно уменьшить рассеивание; е) смешаны две партии; следует разбить на две гистограммы, и проанализировать их; ж) аналогично предыдущему пункту, только ситуация более критичная; з) необходимо понять причины такого распределения; «обрывистый» левый край, говорит о каких-то действиях в отношении партий деталей; и) аналогично предыдущему. Вот какие гистограммы мы строили в течение нескольких лет для изучения времени обслуживания клиентов на складе: Рис. 6. Гистограмма. Время обслуживания клиентов на складе. По оси абсцисс – 15-минутные диапазоны времени обслуживания клиентов на складе; по оси ординат – доля заявок обслуженных в выделенном диапазоне времени от общего числа заявок за год. Красная пунктирная линия показывает среднее время обслуживания в течение года.
Рис. 7. Выявление корреляционной зависимости на основе точечной диаграммы. Подробнее см. «Корреляционный анализ для бизнеса». Вот любопытный пример использования корреляционного анализа для управления размещением товаров на складе: Современный склад имеет весьма внушительные размеры. В глубину он может достигать 100-150 метров (расстояние от погрузочных ворот до задней стенки). Понятно, что располагая товары с высокой оборачиваемостью ближе к воротам, можно сэкономить время на перемещения по складу. На рисунках выше показана частота обращений к отдельным ячейкам; слева – для случайного размещения товаров; справа – для товаров, разбитых на АВС-группы. Чем интенсивнее цвет, тем чаще обращение к ячейке. Видно, что без АВС-распределения обращение к ячейкам практически случайное, при АВС-разбиении номенклатуры можно наблюдать границы зон. Левый фронт каждого рисунка обращен к зоне приемки. Таким образом, в ситуации, изображенной на рис. б, суммарный путь кладовщиков / техники будет меньше, чем на рис. а
Например, вот какими диаграммами мы анализируем сразу три параметра по каждому клиенту: динамику дебиторской задолженности, просроченной дебиторской задолженности, лимитов по кредитной линии: Рис. 8. Пример использования графика для анализа данных.
Использование контрольных карт для анализа объема дебиторской задолженности: Рис. 9. Контрольная карта. Естественные причины вариаций. На 27-й неделе задолженность выросла с $ 1,4 млн. до $ 2,6 млн. Тем не менее, управленческое воздействие не требуется, так как точки разместились в пределах контрольных границ. На следующей диаграмме показано среднее (по неделе) время выхода в рейс машин: Рис. 10. Контрольная карта. Специальные причины вариаций. Видно, что, начиная с 19-й недели, точки выходят за контрольные границы. Требуется вмешательство в процесс для выявления специальных причин вариаций. Я надеюсь, что мои примеры помогут вам осознать, что семь основных инструментов контроля качества могут служить реальным подспорьем для анализа бизнес-процессов. 1 Излагаются по варианту, приведенному в книге М.Имаи «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний». Я расположил эти методы в том порядке, который мне представляется наиболее логически последовательным. 3 См. раздел «Гистограмма» в книге С.В.Пономарева и В.Я.Мищенко «Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества (2005)» |
Что такое медиаурок и чем он отличается от традиционного? Что такое медиаурок и чем он отличается от традиционного? Медиа это эмоционально яркое сообщение. Медиа – это коммуникативные средства... | Что такое мировоззрение? ... | ||
В 1965 году, на заре компьютерной эры, директор отдела исследовательской... Такое замедление роста вызвано усложнением архитектуры микросхем. И все же, для кремниевой технологии предсказание Мура не может... | Доклад маоу «Гимназии г. Троицка» Возникновение гимназии как образовательного учреждения повышенного уровня было вызвано потребностями социума, так как высокая концентрация... | ||
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «микроэкономика» Дайте определения понятий «прибыль», валовой доход, совокупные издержки. Что такое явные и неявные издержки, в чем их отличие? Чем... | Типология проектов. Их структурирование Итак, мы знаем, что такое... Поэтому, приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с типологией проектов | ||
В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С... С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами,... | Прежде чем понять, являются ли альтернативные методы «бескровными»... Прежде чем понять, являются ли альтернативные методы «бескровными» хирургии действительно альтернативными необходимо знать, что такое... | ||
Тема : «Русь изначальная» Что такое «норманнская теория»? Приведите аргументы «за» и «против». На чем базируются современные последователи «норманистов»? | Что такое лирика как род литературы? В чем особенность лицейской лирики А. С. Пушкина? Какие темы преобладают в этот период? | ||
В чем след от путешествия, что совершили Вы? Прижались к стенке. Дверь тогда вдоль живота закрылась, а уж багаж поднять наверх такое и не снилось! | В настоящее время депрессивные состояния являются одной из важнейших... Это депрессия, возникающая после родов. В последние годы проблема послеродовой депрессии является одной из самых острых медицинских... | ||
План факт план факт Т. 2 (10 ч.) О ком рассказывает история 1 История – наука о жизни людей. Какие группы людей изучает историческая наука. Чем отличаются различные этносы и народы. Что такое... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое «валентность», чем она отличается от «степени окисления»? Объяснение продемонстрируйте на конкретных примерах | ||
Оглавление Введение Раздел I. Что такое манипуляция сознанием Глава о чем идет речь Объективные предпосылки для успешной манипуляции сознанием советского человека | Что такое Прага и с чем её едят? Поздравляем! Вы едете в Прагу – в один из самых красивых городов мира, средневековую столицу Европы. Вас ждет знакомство с богатой... |