Скачать 11.51 Mb.
|
С. Кара-Мурза Манипуляция сознанием Оглавление Введение Раздел I. Что такое манипуляция сознанием Глава 1. О чем идет речь Глава 2. Анатомия и физиология манипуляции сознанием Глава 3. Демократия, тоталитаризм и манипуляция сознанием Глава 4. Основные доктрины манипуляции сознанием § 1. Технология манипуляции как закрытое знание § 2. Учение о гегемонии Антонио Грамши § 3. Психологическая доктpина § 4. Социодинамика культуpы Раздел II. Главные мишени манипуляторов сознанием Глава 5. Оснащение ума: знаковые системы § 1. Язык слов § 2. Язык зрительных образов § 3. Иные знаковые системы Глава 6. Мышление: его типы и оснащение § 1. Логическое мышление § 2. Ассоциативное мышление. Метафоры § 3. Стереотипы Глава 7. Чувства § 1. Эмоциональное воздействие как предпосылка манипуляции § 2. Западный страх § 3. Страхи холодной войны § 4. Страхи и тип культуры § 5. Страх терроризма Глава 8. Воображение, внимание, память § 1. Воображение и поведение § 2. Общество спектакля § 3. Манипуляция вниманием § 4. Манипуляция и воздействие на память Глава 9. Мифы общественного сознания § 1. Черные мифы § 2. "Светлые" мифы Запада: евроцентризм Раздел III. Манипуляция сознанием и общественные институты Глава 10. Массовая культура § 1. Толпа и ее искусственное создание § 2. Разрешение аморальности § 3. Захват и присоединение аудитории Глава 11. Общественные институты § 1. Школа - производство человека массы § 2. Наука как инструмент манипуляции сознанием Глава 12. Средства массовой информации § 1. Цели, образ действия и место в культуре средств массовой информации § 2. Средства массовой информации: манипулятивная семантика и риторика Глава 13. Телевидение § 1. Свобода сообщений - цензура - манипуляция сознанием § 2. Пещеpные люди ХХ века § 3. Телевидение как технология разрушения сознания § 4. Телевидение и создание pеальности § 5. Телевидение и манипуляция сознанием в политике § 6. Сопротивление общества Раздел IV. Манипуляция сознанием в ходе разрушения советского строя Глава 14. Успех манипуляции сознанием в годы перестройки § 1. Перестройка: главные удары по системам защиты от манипуляции § 2. Холодная война и идейное разоружение советского человека § 3. Опытный факт: сдвиг в настроении рабочих § 4. Опытный факт: манипуляция в законодательстве Глава 15. Объективные предпосылки для успешной манипуляции сознанием советского человека § 1. Урбанизация и голод на образы § 2. Возрождение сословности в позднем советском обществе § 3. Тоталитаризм источника сообщений § 4. Контролируемое бедствие как условие успешной манипуляции Глава 16. Общественное сознание в СССР и его уязвимые стороны § 1. Стереотипы исторического материализма и подрыв гегемонии советского строя § 2. Незнание общества, в котором живем § 3. Художественное воображение и уязвимость советского человека Глава 17. Воздействие на оснащение ума § 1. Манипуляция словами и образами § 2. Размывание и подмена понятий § 3. Подмена имени и предмета § 4. Пример ложного имени: либерализм § 5. Манипуляция числом и мерой Глава 18. Воздействие на мышление в акциях по манипуляции § 1. Перестройка и разрушение логического мышления § 2. Аутизм интеллигенции § 3. Создание некогерентности (несоизмеримости частей реальности) § 4. Учебная задача: когерентны ли рассуждения экономистов? § 5. Утрата меры и некогерентность мышления Глава 19. Отключение памяти и нравственности § 1. Историческая память § 2. Краткосрочная память и манипуляция в политике § 3. Разрушение символов § 4. Подрыв гегемонии: манипуляция образом труда и безработицы § 5. Разрушение ядра нравственности Глава 20. Кухня манипуляции сознанием: испытанные на нас приемы § 1. Прямая ложь § 2. Не прямая ложь, а умолчание § 3. Умолчание цели, цены и сроков изменений § 4. Ложная мудрость § 5. Волшебная флейта перестройки: фильм "Город Зеро" как учебная задача Глава 21. Метафоры и стереотипы перестройки и реформы § 1. Метафоры оппозиции § 2. Стереотип антигосударственности § 3. Ролевые стереотипы: "государство-эксплуататор" § 4. Стереотип "льготы и коррупция номенклатуры" § 5. Стереотип "обделенного народа" § 6. Стереотип "преступного мышления" § 7. Канализирование стереотипов: фильм С.Говорухина "Ворошловский стрелок" § 8. Страх голода в манипуляции сознанием Глава 22. "Мягкие" черные мифы о советском строе § 1. Подготовка отказа от советского хозяйства. Экономические мифы § 2. Миф о советской милиции § 3. Миф о технологическом риске § 4. Экологический миф Глава 23. Место телевидения в манипуляции сознанием Глава 24. Учебные задачи: разбор больших черных мифов § 1. Миф о черносотенцах и его активизация в конце ХХ века § 2. "Проект Ленина" - путь к гибели? Глава 25. Маленькие учебные задачи Глава 26. Блестящие операции по манипуляция сознанием. Странный государственный переворот августа 1991 г. § 1. Предыстория августовского переворота § 2. Фактология "путча" § 3. История "ареста" Горбачева § 4. "Переворот" и КПСС § 5. Модели объяснения событий § 6. Основные результаты "путча" и Августовской революции § 7. Процесс против "заговорщиков" § 8. Фактор страха в политике после августа Заключение Введение Мы - свидетели и участники событий космического масштаба. На глазах одного поколения удалось взорвать и, возможно, сломать Россию. Десять веков эта огромная цивилизация соединяла и уравновешивала два главных блока человеческого мира - Запад и Восток. После первого удара в ХХ веке Россия, уже в облике СССР, возродила свои главные черты, вновь обрела свое лицо (правда, умывшись кровью). Но вирус остался в ее организме, болезнь нашла новые уязвимые точки, кризис оказался гораздо тяжелее. Зашаталась и стала рассыпаться одна из опор всего человеческого общежития. В перестройку втягивается, с нарастающим ужасом, весь мир. По всему видно, что смута надолго, и нас ждут еще невероятные приключения. Слегка переделав знаменитую фразу Хрущева, можно сказать: "Нынешние поколения советских людей не соскучатся до самой смерти". И, в отличие от предсказания Никиты Сергеевича, этот прогноз, похоже, сбудется. Тем более, что продолжительность жизни при таком веселье быстро сокращается. Чтобы, сводя счеты с жизнью, не было мучительно стыдно за наделанные нами глупости, полезно нам порассуждать: что же произошло? Почему же мы хотели как лучше, а получилось не как всегда, а как и в страшном сне не приснится. Ведь до сих пор вкладчики банка "Чара" жалуются друг другу: "Просыпаюсь с надеждой: все это был сон. Не мог же я, такой умный и хитрый, отнести и отдать все мои сбережения жуликам. Добровольно!". Нет, все это - не сон. Да и "Чара" - мелочь. Вернее, не мелочь, а та капля воды, в которой отразилась вся эта перестройка, реформа, демократия и что там еще было у фокусника под шляпой. Думаю, страсти уже немного остыли, и порассуждать мы можем с пользой и даже со смехом (иногда нервным, но уже не истерическим) - все вместе. И жертвы нашей эпохальной аферы, и те, кто в ней, как ему кажется, сумел поживиться. Таких все меньше, но они есть. Да и не любит человек выглядеть простофилей, вот и хорохорится - я теперь банкир, а я менеджер. Может быть, наши рассуждения еще успеют помочь нам самим в нашей жизни, наверняка помогут нашим детям - кашу придется расхлебывать им. Да и для истории, для потомков хочется оставить свидетельства очевидцев хоть с какими-то попытками осмысления. А то мы сегодня читаем разные версии о том, что произошло с русскими в начале XVII века, а понять трудно. Что это за Смута такая? Почему поверили ворам и жалким проходимцам, даже на русский престол посадили? Почему воеводы наперебой спешили сдать города ничтожным силам удивленных авантюристов, а казаки кинулись грабить русские города? И потом, люди мы в основном неверующие (свечки и крестики - это не совсем то), но у большинства свербит тайная мысль: придется ведь ответ держать перед нашими мертвыми. Спросит меня отец, не пришедший с войны: "Чего вы там намудрили? Объясни, мы тут все гадаем, понять не можем". Надо же готовиться, нашим предкам речь Горбачева под нос не сунешь: вот, мол, этими истинами увлеклись. У них мышление было не новое, а здравое. Начнем же понемногу разматывать ниточку, восстановив в памяти историю так, чтобы понять: какими чудодейственными средствами нас убедили сделать все то, что мы сделали. Ведь наворочали мы дел немало, и без всякого кнута и пряника - с энтузиазмом и даже восторгом. Сейчас, задним умом, кое-кто очень крепок. Иные даже хвалятся: я знал! я предупреждал! Эти люди общей картины не меняют. Во-первых, таких умных было очень немного. Почитайте хотя бы выступления Лигачева, нашего консервативного буки. Тех же щей, но пожиже влей. А иные предупреждали вроде бы верно, но в такой нарочито нелепой форме, что, похоже, их предупреждения писались в ведомстве А.Н.Яковлева. Вспомним хоть письмо Нины Андреевой. Конечно, писала она сама и искренне, ведомство А.Н.Яковлева только подбирало такие перлы и "по оплошности" пускало в печать. Наконец, в каждом обществе людей (и даже в каждом стаде) есть сколько-то прирожденных строптивцев, природных диссидентов. Они всегда ворчат и противоречат. Возьмите хоть Солженицына. Мало кто сумел столько сделать для уничтожения советского строя. Наконец, уничтожили, сделали все, как он просил - опять недоволен. Нет, вы убейте, но так, чтобы было красиво. Чтобы покойничек был розовеньким и улыбался. Думаю, таких вечно недовольных считать свидетельством устойчивости нашего национального разума нельзя. Так что примем как факт: некая влиятельная и организованная часть человечества (в которую приняты и кое-кто из наших земляков) каким-то образом добилась, чтобы наше общество в целом, почти 300 миллионов человек, не считая "союзников", активно действовало по программе, приносящей огромные выгоды этой группе и огромный урон нам самим. Сегодня, когда важный этап этой программы завершен и результат налицо, это можно принять действительно как факт и больше на нем не останавливаться. Потери и приобретения известны и очевидны, они подсчитаны и обнародованы в мировых бухгалтерских книгах, буквально написаны на роже счастливых политиков. Что бы там ни говорили крепкие задним умом скептики, если считать, что мы - народ (то есть, единое тело с надличностным разумом), то пора признать, что наша народная мудрость почему-то дала осечку. Мы коллективно заглатывали одну приманку за другой, пока нас не подвели к крючку и не вытянули на разделочную палубу. Правда, и сегодня есть такие, которые, уже лежа на этой палубе, кричат: "Я этого хотел и не могу поступиться принципами! Да здравствует товарищ Чубайс!". Но это - тонкие натуры, их особенно жалко. Так вот, давайте разберем, что это была за приманка, как ее готовили и с какими словами ею помахивали у нас перед носом. Потому что то, что с нами сделали, называется скучным термином: манипуляция общественным сознанием. По своим масштабам, затратам, продолжительности и результатам эта программа манипуляции не имеет аналогов в истории. В ходе ее подготовки и выполнения сделано огромное количество находок и даже открытий, накоплено новое важное знание о человеке и обществе, об информации и языке, об экономике и экологии. Прежде чем начать решающие действия в России, были поставлены "острые" (часто исключительно кровавые) эксперименты над многими народами и получено ценное знание по этнографии и антропологии. Мир изменился не только из-за краха СССР. Сама невидимая деятельность по манипуляции общественным сознанием множества народов земли изменила облик мира и затронула практически каждого жителя планеты. И особенно культурный слой человечества, читателя и телезрителя. Успех манипуляции сознанием народов СССР и прежде всего русского народа (по словам Даллеса, "самого непокорного народа") опасно вскружил голову политикам-победителям и их экспертам. Сегодня пресса полна торжествующими воплями о принципиальной возможности полного контроля над поведением человека, причем с очень небольшими затратами. С другой стороны, множество тех, кто посчитал себя жертвами манипуляции, впали в уныние и уверовали в какое-то тайное оружие, разработанное КГБ или ЦРУ (или совместно), в какие-то психотропные средства, с помощью которых коварные политики "зомбируют" людей. Ясно, что вера в мистическую силу противника парализует волю к сопротивлению. Так что "создание" этой веры (путем слухов, статей, "обличений" и "признаний") - само по себе есть важное средство манипуляции общественным сознанием. Люди, независимо от их идеологии и политических пристрастий, делятся на два типа. Одни считают, что, в принципе, человек - это большой ребенок, и манипуляция его сознанием (разумеется, ради его собственного блага) просвещенным и мудрым правителем - не только допустимое, но и предпочтительное, "прогрессивное" средство. Например, многие специалисты и философы считают, что переход от принуждения, тем более с применением насилия, к манипуляции сознанием - огромный шаг в развитии человечества. Другие считают, что свобода воли человека, предполагающая обладание незамутненным разумом и позволяющая делать ответственный выбор (пусть и ошибочный) - огромная ценность. Эта категория людей отвергает законность и моральное оправдание манипуляции сознанием. В пределе, считает физическое насилие менее разрушительным (если и не для индивидуума, то для рода человеческого), чем "зомбирование", роботизация людей. Эти две позиции определяются ценностями, идеалами человека. Значит, спорить о том, какая из этих позиций правильнее и лучше, бесполезно. Это все равно что спорить, что важнее - душа или тело. Рационально и даже логично можно рассуждать о том, какие последствия для общества и личности повлечет за собой превращение той или иной идеальной позиции в политическую доктрину. Влияет ли на жизнь человека воплощение этой доктрины в жизнь линейно - или это влияние имеет критические пороговые уровни. То есть, допустима ли "манипуляция в разумных пределах" или признание ее как оправданного средства управления означает перескок в качественно иное общество. Поэтому в книге, которая предлагается читателю всего лишь как основа, матрица для диалога, мы постараемся избежать обвинений и оценки идеалов. Будем говорить о делах - их можно и нужно оценивать с позиций совести, поскольку они затрагивают жизнь людей. Но и скрывать свои установки бесполезно и даже вредно, это же не агитпроп. Вербовать в свою веру не нужно, гораздо важнее создать очаг диалога в нашем расколотом обществе. Поэтому предпочитаю предупредить, что книга написана с позиций неприятия манипуляции и общественным, и личным сознанием. Я уверен, что на этом пути, который, конечно же, обеспечивает удобства и комфорт, человека ждет беда. Истощение бытия и угасание всего рода человеческого, включая касту жрецов, сидящих у пульта манипулирующей машины. Но это - личное, об этом лучше читать у Достоевского. Мы же поговорим о вещах явных и осязаемых - о той технологии манипуляции сознанием, которая сложилась в наше время и которая была применена против "совка", против меня и моих сограждан. |
Оглавление введение зачем мы создаем доктрину Макрос государственности глава “империя не умирает. Она передается” Глава потенциал русской цивилизации | 7 А,Б №22 стр. 66 Ответить письменно на вопросы №29 стр. 67 прочитать... Мы также используем wish чтобы показать свое сожаление о чем-то, это что-то совсем не такое, как нам хотелось бы. Если в этом случае... | ||
Сергей Георгиевич Кара-Мурза Манипуляция сознанием И мы не можем утверждать, что смогли разобраться в полной мере. Законодательство региона объемное, но, на наш взгляд, малопонятное.... | Содержание Введение Раздел Теоретические основы налогообложения Глава... Общая методика исчисления налогов и сборов Глава Характеристика налогов России | ||
Содержание обращение к читателям 3 Введение 6 раздел 1 Урок Что такое экономика 15 Урок Основы хозяйственной жизни человечества 19 | Оглавление Введение Глава I. Музыкальные способности: сущность, структура Музыкальная память и ритм как составляющие музыкальных способностей … … … … … … … … … … … … … … … … … | ||
Что такое мировоззрение? ... | Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется,... Воим собеседникам. Речь его лилась свободно, с гибкими интонациями, нужные слова находились моментально и выстраивались в соответствующем... | ||
С. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием Но вирус остался в ее организме, болезнь нашла новые уязвимые точки, кризис оказался гораздо тяжелее. Зашаталась и стала рассыпаться... | Что такое медиаурок и чем он отличается от традиционного? Что такое медиаурок и чем он отличается от традиционного? Медиа это эмоционально яркое сообщение. Медиа – это коммуникативные средства... | ||
Методические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность.... Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физическую культуру,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задание. Учащимся предлагается прочитать отрывки текстов о древних праздниках Руси и определить, в каком из них идет речь о земледельческом... | ||
Типология проектов. Их структурирование Итак, мы знаем, что такое... Поэтому, приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с типологией проектов | Правила написания диплома, курсовой работы Прежде чем выбрать тему,... ... | ||
Введение 2 глава Старообрядчество 4 глава Исторический портрет Петра I 8 О существенном и коренном изменении говорит тот факт, что в самой истории этот факт нововведений в жизнь русского народа запечатлён... | "Преобразование выражений" Задание слайд 6: Из предложенных слов составьте часть определения понятия, выясните о чем идет речь? Слагаемые, имеющие одинаковую... |