Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека»





Скачать 162.15 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «физиология человека»
Дата публикации20.04.2015
Размер162.15 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ (ИЭТ)

___________________________________________________________________________________________________________


Направление подготовки: 140400 Электроэнергетика и электротехника

Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»


Цикл:

профессиональный

--

Часть цикла:

по выбору

--

дисциплины по учебному плану:

ИЭТ; М2.9.1

--

Часов (всего) по учебному плану:

216

--

Трудоемкость в зачетных единицах:

6

1 семестр

Лекции

36 часов

1 семестр

Практические занятия

18 часов

1 семестр

Лабораторные работы

--

--

Расчетные задания, рефераты

--

--

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

162 часов

1 семестр

Экзамены

--

1 семестр

Курсовые проекты (работы)

--

--



Москва - 2011

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является профилактика техногенных воздействий на физиологические функции организма человека.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение, в том числе с помощью информационных технологий (ОК-6);

  • вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, анализировать, систематизировать и критически резюмировать информацию (ОК-9);

  • использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности (ПК-2);

  • оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-8);

  • решать инженерно-технические и экономические задачи с применением средств прикладного программного обеспечения (ПК-19);

  • реализовать мероприятия по экологической безопасности работников предприятий (ПК-33);

  • использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах (ПК-36);

  • планировать и ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований (ПК-37);

  • представлять результаты исследования в виде отчетов, рефератов, научных публикаций и на публичных обсуждениях (ПК-41).

Задачами дисциплины являются:

  • познакомить обучающихся с физиологией основных систем организма человека;

  • дать информацию о возможных физиологических нарушениях в организме человека в связи с неблагоприятными антропогенными воздействиями;

  • дать представление о комплексной техногенной защите здоровья населения, особенно о профилактике профессиональных заболеваний у работающих.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части/по выбору профессионального цикла дисциплин М.2 основной образовательной программы подготовки магистров по профилю "Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике" направления 140400 Электроэнергетика и электротехника.

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Химия окружающей среды» и учебно-производственной практике.)

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении магистерской диссертации и изучении дисциплины «Основы токсикологии», «Аттестация рабочих мест».


3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • основные источники научно-технической информации по физиологии человека (ОК-6);

  • методологию нормирования вредных антропогенных факторов (ПК-33);

  • основы изменения физиологических функций при неблагоприятных экологических и техногенных воздействиях ;

  • источники научно-технической информации (журналы, сайты Интернет) по медико-экологической тематике (ОК-9);

  • основы планирования исследований в физиологии, методики экспериментальной работы (ПК-37).

Уметь:

  • приобретать и использовать в практической деятельности новые знания в области физиологии человека, в том числе с помощью информационных технологий (ОК-6);

  • использовать знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально-значимых проектов (ОК-7);

  • ввести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, анализировать, систематизировать и критически резюмировать медико-экологическую информацию (ОК-9);

  • использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности (ПК-2);

  • оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-8);

  • решать инженерно-технические и экономические задачи с применением средств прикладного программного обеспечения (ПК-19);

  • реализовывать мероприятия по экологической безопасности предприятий и защите работающих (ПК-33);

  • представлять результаты исследования в виде отчетов, рефератов, научных публикаций и на публичных обсуждениях (ПК-41);

Владеть:

  • навыками дискуссии по профессиональной тематике (ПК-8, ПК-41);

  • терминологией в области физиологии (ПК-8, ПК-41);

  • информацией об основных негативных свойствах вредных техногенных факторов на физиологию человека и навыками поиска новой информации (ПК-2);

  • навыками использования современных достижений в физиологии в научно-исследовательских работах (ПК-36).

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единицы, 216 часов.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации



Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Место физиологии в структуре медико-экологических знаний. Термины и определения

18

1

6

--




12

Тест на знание терминологии

2

Физиология пищеварительной системы

16

1

4

--




12

Тест: физиология пищеварения

3

Внутренная среда организма: кровь и лимфа.

14

1

2

2




10

Тест: основные физиологические функции крови.

4

Физиология сердечно-сосудистой системы

18

1

4

4




10

Контрольная работа

5

Физиология опорно-двигательного аппарата

12

1

2

--




10

Тест: физиология двигательного аппарата

6

Физиология органов дыхания, техногенная нагрузка на них

22

1

4

6




12

Контрольная работа

7

Физиология центральной нервной системы

14

1

2

--




12

Тест: физиология ЦНС

8

Физиология органов чувств

16

1

4

--




12

Подготовка реферата

9

Физиология мочевыделения

12

1

2

--




10

Тест по физиологии выделительной системы

10

Физиология репродуктивной системы человека

14

1

2

--




12

Тест: техногенное влияние на органы репродукции

11

Физиология эндокринной системы

12

1

2

--




10

Подготовка реферата

12

Понятие о травматизме, основы оказания первой помощи при травмах

20

1

2

6




12

Контрольная работа




Зачет

8

1

--

--




8

Презентация и защита реферата




Экзамен

20

1

--

--




20







Итого:

216




36

18




162




4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции:

1. Место физиологии в структуре медико-экологических знаний. Основные понятия и определения.

Учение о строении и функциях организма человека. Исторические аспекты представления о взаимосвязи здоровья человека с окружающей средой, образом жизни и профессией. Значимость здоровья как критерия оценки состояния общества.

Гистология (наука о тканях организма человека) как основа для изучения анатомии физиологии.

2. Физиология органов пищеварения.

Строение желудочно-кишечного тракта человека. Основные функции пищеварительной системы. Процесс переваривания пищи как основа жизни человека. Влияние неблагоприятных экологических и профессиональных факторов на развитие нарушений в желудочно-кишечном тракте.

3.Внутренняя среда организма:кровь и лимфа.

Кровь - внутренняя среда организма. Основные функции крови: защитная, регуляторная, транспортная, терморегуляторная. Состав крови, основные возрастные особенности. Три типа клеток крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Лейкоцитарная формула, ее значение. Понятие о группах крови и Резус-факторе.

Иммунитет его виды: врожденный, приобретенный (естественный, искусственный, активный, пассивный).

Изменение крови под действием неблагоприятных эколого-профессиональных факторов.

4. Физиология сердечно-сосудистой системы.

Кровообращение, его значение для функционирования организма. Строение и работа сердца, ее регуляция. Сердечный цикл: систола и диастола. Понятие об артериальном давлении.

Патология сердечно-сосудистой системы при действии неблагоприятных эколого-профессиональных факторов.

5. Физиология опорно-двигательного аппарата

Строение и функции опорно-двигательного аппарата человека. Эволюционное изменение опорно-двигательного аппарата. Виды хрящевой и костной ткани.

Мышечная система человека, особые виды мышечной ткани.

Патология опорно-двигательного аппарата при действии неблагоприятных эколого-профессиональных факторов.

6.Физиология органов дыхания

Строение органов дыхания. Составляющие процесса дыхания: внешнее дыхание, газообмен между атмосферным и альвеолярным воздухом, транспорт газов кровью, газообмен между кровью и тканями. Основные показатели функции внешнего дыхания.

Патология дыхания при действии неблагоприятных эколого-профессиональных факторов. Основные заболевания органов дыхания.

7.Физиология центральной нервной системы

Строение и функции центральной нервной системы. Головной и спинной мозг, их анатомическая и физиологическая связь. Периферическая нервная система. Вегетативная нервная система. Регулирующая функция центральной нервной системы – основа нервно-психической деятельности человека.

Заболевания центральной нервной системы при воздействии неблагоприятных эколого-профессиональных факторов.

8.Физиология органов чувств

Органы чувств и их значение для полноценной жизни человека. Место органов чувств в центральной нервной системе человека.

Зрительный анализатор, его строение и физиология; нарушение зрения при воздействии неблагоприятных эколого-профессиональных факторов.

Орган слуха и равновесия, его строение и физиология. Профессиональная тугоухость – одно из самых распространенных профессиональных заболеваний.

9. Физиология мочевыделения

Строение мочевыделительной системы. Почки – сложные биологические фильтры. Физиология мочеобразования и мочевыделения. Выделительная функция кожи.

Нарушение выделительной функции при воздействии неблагоприятных эколого-профессиональных факторов.

10. Физиология органов репродукции

Строение и функции органов репродукции. Мужская репродуктивная система, изменения при неблагоприятных воздействиях.

Женская репродукция, строение и физиология. Процесс вынашивания плода как особое физиологическое состояние.

Патология репродуктивной системы при воздействии неблагоприятных эколого-профессиональных факторов.

11. Физиология эндокринной системы

Эндокринная система человека, ее строение и функции. Эндокринная регуляция, ее связь с нервной регуляцией. Патология эндокринной системы при воздействии неблагоприятных эколого-профессиональных факторов.

12. Понятие о профессиональном травматизме, основы оказания доврачебной помощи при травмах

Профессиональный травматизм, понятие. Основы оказания доврачебной помощи при основных патологических состояниях: обморок, кома, клиническая смерть, различные виды кровотечений, травмы и повреждения опорно-двигательного аппарата, ожоги, обморожения, электротравмы и пр.
4.2.2. Практические занятия

1 семестр

Основные параметры организма здорового человека. Понятие о клиническом и биохимическом анализе крови. Лабораторная диагностика функциональных изменений организма.

Физиология сердечно-сосудистой системы. Основные физиологические параметры. Изменение артериального давления различными способами. Просмотр учебного фильма.

Физиология дыхательной системы. Функция внешнего дыхания, основные ее составляющие. Определение показателей внешнего дыхания. «Акустический эквивалент» работы дыхания. Регистрация паттерна дыхания. Просмотр учебного фильма.

Основы оказания доврачебной помощи при различных повреждениях: первая помощь при обмороке, коме, основы проведения реанимационных мероприятий (непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция), принципы иммобилизации конечностей при травмах, наложение повязок и остановка различных видов кровотечений, помощь при термических, химических и лучевых ожогах, переохлаждении, обморожении, электротравме и пр. Просмотр учебного фильма по основам оказания первой помощи при травмах.
4.3. Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.

4.4. Расчетные задания учебным планом не предусмотрены.
4.5. Курсовые проекты и курсовые работы учебным планом не предусмотрены.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций и видео роликов. Презентации лекций содержат большое количество фотоматериалов. Выездная лекция-экскурсия в Анатомическом музее ММУ им. И.М. Сеченова по теме «Анатомия человека» (2 часа).

Практические занятия включают практические занятия по физиологии кровообращения и дыхания; просмотр 3 учебных фильмов по физиологии человека с последующим обсуждением; отработку навыков оказания первой доврачебной помощи при травмах.

Самостоятельная работа включает подготовку к тестам и контрольным работам, оформление реферата и подготовку его презентации к защите, подготовку к зачету и экзамену.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов, контрольные работы, устный опрос, презентация реферата.

Аттестация по дисциплине – экзамен

Оценка за освоение дисциплины рассчитывается из условия: 0,5(среднеарифметическая оценка за контрольные и тесты) + 0,5оценка на экзамене).
В приложение к диплому вносится оценка за 1 семестр

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

  1. Федорова Е.В. Основы медико-экологических знаний: Учебное пособие/ М.: МЭИ, 2008. – 184 с.

  2. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний : учебно-практическое пособие. – М.: Изд-воАСТ, 2004 – 252 с..

  3. Физиология человека / под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. – М.: Медицина, 2003 (Электронный учебник)

б) дополнительная литература:

  1. Фаллер А, Шюнке М. Анатомия и физиология человека/пер. с англ., – М.;Бином, лаборатория знаний, 2008 –537 с.

  2. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека (в 3х томах) – М.: Медицина, 2006

7.2. Электронные образовательные ресурсы: а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

www.medbook.ru; www.medliter.ru;

б) другие:

учебные фильм "Физиология сердечно-сосудистой системы", учебный фильм "Физиология органов дыхания", учебный фильм "Оказание первой доврачебной помощи при производственных травмах».
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов, для проведения практических занятий необходимо наличие медицинских тонометров, спирометров, муляжа для отработки навыков оказания первой помощи при травмах.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки магистров 140400 «Электроэнергетика и электротехника» и профилю «Техногенная безопасность в электротехнике и энергетике».
ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

к.м.н., доцент Федорова Е.В.

"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой ИЭиОТ

к.т.н., доцент Кондратьева О.Е..

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconРабочая программа дисциплины «Физиология человека»
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconФизиология человека и животных: физиологические механизмы адаптации
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconСведения о научных руководителях аспирантов кафедры физиологии человека...
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconРабочая программа учебной дисциплины физиология питания с основами...
Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» разработана на основе...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconРабочая программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека для специальности 060
Составлена в соответствии с фгос к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconГ. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология»
Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры....
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconI. Общая физиология Занятие № Физиология нервных и нервно-мышечных...
Учебник «Физиология человека» (Под ред. Покровского В. М. и Коротько Г. Ф.). М.: Медицина, 2001(Т. 1); 2003; 2011
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconПримерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека...
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconРабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconПримерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека...
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconРабочая программа дисциплины институт права и свобод человека и гражданина...
Рабочая программа учебной дисциплины «Институт права и свобод человека и гражданина в РФ и за рубежом» подготовлена Яблоковым Е....
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconРабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
РФ; усвоить классические и современные модели системы прав человека; приобрести навыки свободного изложения содержания дискуссий,...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Генетика человека с основами медицинской генетики является частью основной профессиональной...
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» iconЭкологическая физиология учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск