Приложение 20. Примерное Положение о системе профессиональной социализации студентов педагогического университета с использованием сетевого взаимодействия
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативными документами системы профессионального образования РФ, уставом университета, и предназначено для определения порядка работ по профессиональной социализации студентов в период обучения в педагогическом вузе.
2. Положение предназначено для использования следующим должностным лицам (субъектам профессиональной социализации в университете):
ректор и проректоры педагогического университета;
специалисты учебно-методического управления (отдела воспитания и профессиональной социализации);
деканы факультетов;
преподаватели-предметники;
преподаватели – руководители педагогических практик;
кураторы студенческих групп;
руководители специальностей института дополнительных педагогических профессий.
3. Положение регулирует содержание и последовательность выполнения мероприятий по профессиональной социализации студентов педагогического университета:
работу субъектов профессиональной социализации;
планирование и организация профессиональной социализации в вузе;
контроль процесса и результатов программы профессиональной социализации студентов педагогического университета.
4. Основные базовые принципы профессиональной социализации студентов педагогического университета:
обязательность адаптационных мероприятий каждый студент принимает участие в программе профессиональной социализации с обязательным контролем результатов;
открытость, благожелательность среды университет создает благоприятные условия (открытую информационную, коммуникативную среду) для студента в педагогическом вузе;
преемственность университет стремится к оптимизации профессиональной социализации студентов педагогического университета за счет применения института кураторства и использования сетевого взаимодействия;
солидарная ответственность ответственность за качество и эффективность программы профессиональной социализации несут ректор и проректоры университета; специалисты учебно-методического управления (отдела воспитания и профессиональной социализации); деканы факультетов; преподаватели; кураторы студенческих групп; руководители специальностей института дополнительных педагогических профессий, студент педагогического университета;
объективная оценка результатов адаптации планируемый результат и срок исполнения задач в период профессиональной социализации выпускнику педагогического вуза должны быть четко прописаны.
5. Цели системы профессиональной социализации студентов педагогического университета:
обеспечение более быстрого вхождения будущих учителей в образовательный процесс вуза и профессиональную среду;
содействие в создании оптимальных условий включения студентов в учебную и внеучебную социально значимую деятельность с использованием сетевого взаимодействия;
диагностика индивидуальных особенностей и учебных возможностей студентов во время прохождения ими периода профессиональной социализации;
сокращение сроков изучения и принятия студентами требований и принципов работы вуза и специфики педагогической деятельности.
II. Ответственность субъектов профессиональной социализации
1. Ректор университета, проректоры и специалисты учебно-методического управления (отдела воспитания и профессиональной социализации), несут ответственность за:
координацию работы субъектов профессиональной социализации;
утверждение плана работы субъектов профессиональной социализации на период профессиональной подготовки будущих учителей в университете, определение требуемого результата и сроков;
организацию общеуниверситетских мероприятий по профессиональной социализации студентов педагогического университета;
оценивание исполнения субъектами профессиональной социализации своих функций;
своевременную передачу необходимой для профессиональной социализации студентов педагогического университета информации на интернет-портал.
2. Декан факультета несет ответственность за:
назначение кураторов из членов педагогического коллектива факультета;
координацию работы кураторов;
выполнение мероприятий по профессиональной социализации студентов педагогического университета на факультете;
управление воспитательной работой со студентами членов педагогического коллектива факультета;
согласование факультетских и общеуниверситетских планов профессиональной социализации;
согласование графиков проведения мероприятий по профессиональной социализации с предоставлением соответствующего аудиторного фонда;
взаимодействие со студентами и их родителями;
мониторинг результативности профессиональной социализации студентов педагогического университета;
участие в сетевом взаимодействии со студентами;
своевременную передачу необходимой для профессиональной социализации студентов педагогического университета информации на интернет-портал.
3. Куратор академической группы несет ответственность за:
подготовку программы профессиональной социализации студентов педагогического университета;
своевременное знакомство студентов с новыми информационными материалами и нормативными документами в соответствии с текущей ситуацией в университете;
отслеживание периодов прохождения профессиональной социализации студентов педагогического университета, получение от них обратной связи, фиксирование полученных данных в Программами адаптации первокурсника и профессиональной идентификации студентов педагогического университета:
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ первокурсников (ИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНТОВ)
для членов педагогического коллектива, осуществляющих адаптацию первокурсников (социализацию студентов): деканы, кураторы, преподаватели, руководители специальностей Группа
Факультет
Куратор
Декан
Период адаптации (социализации): ______ полугодие
№
| Планирование мероприятий по адаптации
| Оценка результатов выполнения плана адаптации
| Наименование мероприятия
| Цель
| Срок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Дата ______________
«___» _________20___г. Подпись
знакомство с порталом «Молодому учителю»;
информирование студентов о сроках проведения мероприятий по профессиональной социализации;
осуществление текущего контроля функциональной деятельности студента, своевременной коррекции неэффективных действий в учебной работе;
консультирование студента педагогического университета по текущим вопросам, направление его к специалистам (психологи, юристы, методисты, преподаватели и др.);
участие в сетевом взаимодействии со студентами;
изучение деловых и личностных качеств студентов с точки зрения их эффективного использования;
своевременное доведение информации до руководства вуза об успешности профессиональной социализации студентов педагогического университета;
своевременную передачу необходимой для профессиональной социализации студентов педагогического университета информации на интернет-портал.
4. Преподаватель отвечает за:
предметное содержание, подлежащее усвоению студентами педагогического университета;
соблюдение графика мероприятий по профессиональной социализации, проведение которых лежит в зоне его ответственности;
оказание своевременной и полноценной помощи студенту при освоении преподаваемой дисциплины;
предоставление куратору, декану факультета необходимых сведений об академическом продвижении студента;
популяризацию профессии и формирование у студента педагогического университета профессиональной направленности;
обучение студентов навыкам оптимизации познавательного процесса;
участие в сетевом взаимодействии со студентами;
обеспечение комфортных условий для освоения учебной дисциплины;
участие в мероприятиях по профессиональной социализации факультета и университета;
использование возможностей учебных практик для профессиональной социализации студентов педагогического университета;
обогащение учебной деятельности студентов по предмету исследовательскими заданиями, способствующими их продуктивной профессиональной социализации;
своевременную передачу необходимой для профессиональной социализации студентов педагогического университета информации на интернет-портал.
5. Руководитель специальности дополнительной творческой педагогической профессии несет ответственность за:
обеспечение условий для творческой самореализации студента педагогического университета;
предоставление выбора направления дополнительной подготовки студенту;
соблюдение графика мероприятий по профессиональной социализации, проведение которых лежит в зоне его ответственности;
оказание помощи студенту в самоопределении;
сопровождение индивидуального маршрута студента по освоению дополнительной творческой профессии;
участие в сетевом взаимодействии со студентами;
своевременную передачу необходимой для профессиональной социализации студентов педагогического университета информации на интернет-портал.
III. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА
1. Адаптационный период
1.1. Описание адаптационного периода
1.1.1. До начала учебного года руководство педагогического вуза готовит и согласовывает с факультетами Программу адаптации первокурсников.
1.1.2. В первый учебный день первокурсники в торжественной обстановке знакомятся с руководством вуза, деканом факультета, куратором и друг с другом.
1.1.3. Преподаватель и руководитель специальности дополнительной творческой педагогической профессии начинают процесс адаптации первокурсников с первых занятий в соответствии с намеченным планом. Основные пути реализации преподавателем адаптационного процесса:
обогащение содержания образования сведениями об образцах эффективной профессиональной деятельности;
поощрение творческой инициативности и активности;
предоставление инструкций по оптимальному осуществлению учебной деятельности;
проведение внеучебных мероприятий адаптационного характера с использованием сетевого взаимодействия;
участие в факультетских и университетских мероприятиях по адаптации первокурсников с использованием сетевого взаимодействия;
постановка на практику заданий, способствующих адаптации первокурсников;
ориентация на активную исследовательскую деятельность первокурсника с оказанием ему необходимой помощи;
ориентация на коллективную, квазипрофессиональную деятельность студентов с использованием сетевого взаимодействия.
1.1.4. Декан факультета и куратор приступает к процессу адаптации первокурсников с первого дня учебных занятий в вузе в соответствии с намеченным планом.
1.1.5. Куратор в течение 2-х рабочих дней разрабатывает и согласовывает с деканом факультета и методистом учебно-методического управления (отдела воспитания и профессиональной социализации) План работы куратора на весь адаптационный год, определяет результат выполнения задания.
1.1.6. Первокурсник при участии куратора изучает внутренние нормативные документы, знакомится с особенностями образовательного процесса на факультете.
1.1.7. Программа профессиональной адаптации студентов педагогического университета с использованием сетевого взаимодействия
1 курс – мотивационно-ценностный
Сетевая информация
| Работа подразделений вуза
| УМК
Рекомендации, как готовиться к семинарским занятиям
Рекомендации, как записывать лекцию
Рекомендации о подготовке к сессии
| 1. Учебно-познавательная деятельность
цикл дисциплин психолого-педагогического направления
мини-сочинение «Почему я пошел в педагогический»
| Рекомендации, как анализировать научную литературу
Список научных кружков и их презентация
| 2. Научно-исследовательская деятельность
анализ научной литературы
участие в научном студенческом обществе
| Самопрезентация (фото, сведения о себе)
Объявление о наборе на ИДПП и презентация его отделений
Презентации «Лучшие учителя области»
Лучшие студенты факультета советуют…
Афиша…
Советуем почитать…
Данные о тьюторах
Презентация музея
Фото и видеорепортажи со студенческих праздниках
| 3. Воспитательная работа
праздник «Посвящение в студенты»
встречи первокурсниками в спортивно-оздоровительном лагере
знакомство с библиотекой
праздник Первой сессии
получение дополнительной профессии в Институте дополнительных творческих педагогических профессий
встречи с лучшими педагогами области, России
работа в музее – создание альбома о лучших учителях (педагогах) по специальности факультета
праздник «Чему я научился за год»
| Положение о практике
Рекомендации к практике
Вести с практики – «копилка» мероприятий
Рубрика: «Знакомьтесь – наши школы»
Дневник практики
| 4. Учебно-исследовательская практика
ознакомление с разными типами образовательных учреждений
| План портфолио
План индивидуального образовательного маршрута
Рекомендации тьютора по составлению индивидуального маршрута
| 5. Индивидуальная работа
составление порфолио,
разработка индивидуального образовательного маршрута
| Рекомендации по самообследованию
| 6. Мониторинг
Тест на адаптацию в вузе
|
1.2. Отслеживание этапов адаптации первокурсника
1.2.1. Куратор знакомит первокурсника с датами контроля прохождения адаптации в первый учебный день.
1.2.2. Отслеживание этапов адаптации первокурсника в образовательном учреждении осуществляется по итогам прохождения трех временных отрезков: месяц; полгода; год.
1.2.3. Декан факультета отслеживает этапы адаптации первокурсника, получает обратную связь о ходе адаптации у куратора и адаптируемых, фиксирует ее в Листе оценки адаптации первокурсника. |